Файл: 42016Часть v issn 20720297.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 198

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

458
«Молодой учёный» . № 4 (108) . Февраль, 2016 г.
Экономика и управление
ванных, например, в автосервис, приносили 1 руб. дохода.
Сейчас, чтобы получить этот же рубль, нужно инвестиро- вать не менее 2,7–3,8 руб. В среднем обороты компаний упали как минимум на 40 %. Как результат, число малых и средних предприятий, желающих продать бизнес, может резко возрасти.
Россия в целом и Тюменская область в частности сошли с «нефтегазовой иглы», поэтому меры бюджетной поддержки будут избирательными.
Сама бюджетная поддержка сохранится, а в некоторых отношениях и усилится. Однако отныне она будет только и исключительно селективной.
В ближайшее время необходимо во всех муници- пальных образованиях завершить внедрение стандарта инвестиционного климата, который должен представлять собой целостную совокупность конкретных практик, ис- полняемых в ежедневном режиме.
В течение 2016 г. система «инвестиционного патро- нажа» должна охватить все муниципалитеты. Также под- лежит повсеместному внедрению апробированная в Тю- менском районе практика подготовки инвестиционного паспорта территории, содержащего реестр всех площадок, пригодных для реализации инвестиционных проектов.
Необходимо усилить персональную ответственность должностных лиц за принятие неправомерных решений в отношении предпринимателей, в особенности система- тическое. Факт неправомерности устанавливается судом, конкретное решение отменяется, а принявший его чи- новник как ни в чем не бывало продолжает действовать в том же духе. Работа эта будет успешной тогда, когда со- вершится переход от статического, рутинного управления разобщенными отраслями и отраслевыми целевыми про- граммами к динамическому территориально-ресурсному развитию.
Литература:
1. Постановление Правительства Тюменской области от 01.04.2008 № 99-п (ред. от 20.11.2014) «О порядке отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления государственной поддержки в форме субсидии».
2. Закон Тюменской области от 06.10.2014 № 67 «О внесении изменений в Закон Тюменской области «О па- тентной системе налогообложения для индивидуальных предпринимателей».
3. Морозова, И. М. Влияние улучшения инвестиционного климата на развитие предпринимательства в Тюменской области. Международный журнал «Наука и Мир» № 2 (30), январь 2016 г.
4. Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской об- ласти [Электронный ресурс] — режим доступа: https://-www.incubator72.ru.
5. [Электронный ресурс] — режим доступа: https://www.admtyumen.ru.
Индустриальные парки как фактор развития регионов
Мусина София Замировна, студент
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
С
оздание индустриальных парков — инструмент при- влечения инвесторов, развития предпринимательства, оптимизации бизнеса, увеличения доли налоговых посту- плений в бюджет. В данной статье рассматривается со- здание индустриальных парков с позиции поддержания отечественных производителей и их влияние на социаль- но-экономические процессы в регионе. Описаны цели и задачи создания данных объектов, инструменты их реа- лизации и экономические эффекты для региона.
Экономическая конъюнктура, сложившаяся в России в первом квартале 2015 гг., свидетельствует о неста- бильности экономической системы. Геополитическое давление на Россию, в том числе введение ряда ограни- чений и санкций, в сочетании со снижением цен на угле- водороды обусловили возникновение негативного синер- гетического эффекта на макро- и микроэкономическом уровне. Цепочка взаимосвязанных событий, включа- ющая в себя ослабление курса национальной валюты, резкий рост ключевой ставки, сокращение объемов кре- дитования физических и юридических лиц привела к кри- зисному состоянию экономики, а также к внеплановым расходам государственного бюджета в области под- держки социального сектора и ключевых отраслей эко- номики. В данных условиях особую актуальность при- обретает давно известный тезис о необходимости преодоления сырьевой зависимости и диверсификации экономики в сферу высоких технологий. Ранее необхо- димость развития несырьевых отраслей хотя и не вызы- вала сомнений, но в то же время была неприоритетной при формировании и реализации государственной поли- тики в области экономики. Однако сокращение доходов бюджета от продажи нефти и газа в 2014–2015 гг. просто заставляют искать другие источники бюджетных посту- плений, и главным образом, за счет развития других от-


459
“Young Scientist” . #4 (108) . February 2016
Economics and Management
раслей промышленности. Несмотря на резкое ухудшение макроэкономических показателей и рост социальной на- пряженности в стране, кризисные явления конца 2014 — начала 2015 гг. оказывают также и положительное вли- яние на российскую экономику. Санкции, введенные западными странами, позволили выявить перечень вос- требованных рынком, но не производимых в России про- дуктов, услуг и технологий. Ограничения, введенные западными странами на поставки специальных матери- алов, высокотехнологичного промышленного оборудо- вания и электроники, способны приостановить реали- зацию крупных инвестиционных проектов и полностью остановить работу некоторых предприятий. Обозна- чившаяся в результате введения санкций потребность в высокотехнологичной продукции может рассматри- ваться как толчок к развитию отечественной продукции.
Освободившаяся ниша и выросший спрос на отече- ственную промышленную продукцию являются суще- ственными факторами для развития российских произ- водителей. Но для того, чтобы российские старт-апы, как правило, имеющие длительный научно-исследова- тельский и опытно-конструкторский цикл, могли опе- ративно перестроиться в соответствии с потребностями рынка, им необходима поддержка, и в первую очередь — со стороны государства. Обычно, реализация подобных проектов занимает у предпринимателя много времени и денежных ресурсов. И, к сожалению, не каждое начи- нающие перспективное производство выходит на рынок, именно из-за отсутствия инвестиционных ресурсов.
Строительство промышленных площадок с производ- ственными, складскими и иными помещениями и соору- жениями, обеспечение энергоносителями, инженерной и транспортной инфраструктурой для размещения про- изводств — это, в большинстве случаев, неподъемный груз для предпринимателей малого и среднего биз- неса. Всё это привело к активному развитию в Россий- ской практике таких объектов как индустриальные парки.
Данные объекты способны предоставить бизнесу ряд го- товых производственных площадей и услуг, необходимых для реализации проектов, при этом значительно сокра- тить издержки для начала создания производства. Инду- стриальный (промышленный) парк — это управляемый единым оператором (специализированной управля- ющей компанией) комплекс объектов недвижимости, со- стоящий из земельного участка (участков) с производ- ственными, административными, складскими и иными помещениями и сооружениями, обеспеченный энергоно- сителями, инженерной и транспортной инфраструктурой и административно-правовыми условиями для разме- щения производств [1]. Согласно Министерству про- мышленности и торговли России реализация данных проектов, индустриальных парков, сегодня — одно из приоритетных направлений промышленной политики
России. Базой для развития индустриальных парков яв- ляется разработанная в 2014 году подпрограмма «Инду- стриальные парки» госпрограммы «Развитие промыш- ленности и повышение ее конкурентоспособности». Она предполагает увеличение числа действующих на терри- тории страны индустриальных парков с 45 в 2014 году до 127 в 2017 году.
Основными задачами создания промышленных парков являются:
— обеспечение сбалансированности, пропорциональ- ности и комплексности социально-экономического раз- вития субъекта Российской Федерации;
— повышение доли малых и средних предприятий про- изводственного профиля в структуре валового региональ- ного продукта;
— диверсификация экономики субъектов Россий- ской Федерации за счет создания благоприятных условий для размещения новых производств;
— формирование конкурентной среды в экономике субъектов Российской Федерации посредством развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
— обеспечение субъектов малого и среднего пред- принимательства качественными объектами производ- ственной недвижимости, инфраструктурой для эффектив- ного развития бизнеса;
— создание условий для повышения благосостояния населения;
— увеличение налогооблагаемой базы и налоговых по- ступлений в бюджеты различных уровней;
— создание новых рабочих мест.
Среди наиболее значимых мер поддержки создания и развития промышленных парков можно выделить сле- дующие направления поддержки (группы мер):
— содействие в создании и реконструкции инженерной, транспортной, социальной (при необходимости) инфра- структуры промышленных парков, прежде всего — с ис- пользованием механизмов государственно-частного пар- тнерства;
— прямое субсидирование из бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ на развитие индустриального парка в раз- мере 5 % от суммы уплаченных налогов резидентами этого парка — крупными компаниями и 15 % от суммы упла- ченных налогов резидентами этого парка — субъектами малого и среднего предпринимательства.
— расширение доступа к кредитным ресурсам для фи- нансирования затрат на создание и развитие промыш- ленных парков, в том числе создание целевых продуктов под указанные направления инвестирования Институтами развития; развитие коммерческой ипотеки.
— снижение административных барьеров, в том числе сокращение сроков и упрощение административно-бюро- кратических процедур, связанных с созданием промыш- ленного парка, на федеральном, региональном и муници- пальном уровне, создание системы «единого окна»;
— предоставление налоговых льгот [2].
В большинстве случаев региональные органы власти демонстрируют заинтересованность в повышении инве- стиционной привлекательности своей территории и уде- ляют особое внимание развитию формата индустриальных


1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   22

460
«Молодой учёный» . № 4 (108) . Февраль, 2016 г.
Экономика и управление
парков. В частности, во многих областях энергичную дея- тельность ведут региональные агентства по привлечению инвестиций.
Говоря о поддержке, которую инвесторам могут ока- зать региональные власти, следует отдельно упомянуть налоговые субсидии и льготы. Многие субъекты Феде- рации внесли в свое законодательство положения о пре- доставлении инвесторам налоговых преференций, объем которых зависит от установленных соответствующим за- коном факторов. Речь идет о величине инвестиций в ос- новные фонды, приоритетности инвестиционного проекта с точки зрения экономики региона.
Большинство таких льгот действует в течение опреде- ленного срока, не превышающего период осуществления инвестиционного проекта. Кроме того, при оценке ре- гиона с налоговой точки зрения важно понимать, как те- оретически доступные (законодательно закрепленные) преференции применяются конкретными властями.
Как показывает анализ зарубежного опыта, данный вид деятельности успешно функционирует и процветает.
К примерам успешного функционирования индустри- альных парков можно отнести такие парки как:
— Великобритании (Milton Park),
— Финляндии (Key East Business Park),
— США (Wilmington Industrial Park),
— Германии (Frankfurt-Hochst) и т. д.
Так например в Турции накоплен огромный опыт в соз- дании и управлении подобными индустриальными зонами, которые предлагают все условия для предприятий, же- лающих разместить в этих зонах свои производственные мощности. Все организационные моменты берет на себя управляющая компания индустриальной зоны, инвестору остается только запустить производство.
В России уже задействовано более 30 регионов, ко- торые включают 600 участников на 50 индустриальных парках. Несмотря на то, что в России существует ряд причин, по которым иностранные инвесторы опасаются осуществлять капиталовложения, большинство специа- листов оценивает перспективы строительства индустри- альных парков в нашей стране весьма позитивно. Счи- тается, что создание индустриальных парков и целых кластеров является устойчивой тенденцией, которая не изменится в средне- и долгосрочной перспективе. При- чиной тому — постоянная потребность активно развива- ющихся отечественных и зарубежных компаний в органи- зации своего производства в непосредственной близости от арендуемых складов и центров нахождения квалифи- цированной рабочей силы. А в связи со сложившейся ге- ополитической ситуацией, курсом иностранной валюты, санкциями и оттоком зарубежных инвесторов, индустри- альные парки —
незаменимый элемент здоровой, ра- стущей экономики. Многие предприятия, размещенные в РФ, закрыли свою деятельности в связи с нерентабель- ностью производимой продукции. Высокие издержки на строительство и содержание производственных пло- щадей, «дорогие кредитные деньги», налоговые отчис- ления без льгот и преференций — всё это факторы увели- чения себестоимости производимой продукции, что влечет за собой снижение конкурентоспособности компании на рынке. Для резидентов же индустриальных парков, благодаря активной поддержки государства, синергии и эффекта масштаба себестоимость производимой про- дукции будет сокращаться, за счет чего конкурентоспо- собность продукции увеличится. Для государства же по- лучается социально-экономический эффект, связанный с созданием дополнительных рабочих мест для населения, увеличением налоговых отчислений в бюджет РФ, по- вышением инвестиционной привлекательности региона, развитием отечественных инновационных проектов, ко- торые вскоре, станут качественнее и востребованнее за- рубежных аналогов. Вышеперечисленные результаты приведут к развитию производственной инфраструктуры региона, и могут стать ключевым направлением в госу- дарственной политики импортозамещения. В связи с этим,
РФ не только может наращивать объемы собственно про- изводимой и потребляемой продукции с низкими издерж- ками, развивать регионы в целом, но и выходить на новые, зарубежные рынки. Таким образом, потенциал отдельно взятых регионов и страны выйдет из стадии стагнации к росту.
Литература:
1.
Ассоциация индустриальных парков [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.indparks.ru / certifica tion / standard / (дата обращения: 27.01.2016).
2. Методические рекомендации по созданию и развитию индустриальных парков, претендующие на государ- ственную поддержку [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://russiaindustrialpark.ru / article / 75 (дата обращения: 29.01.2016).
3. Дмитриева, О. А. Индустриальный парк как форма развития территориального комплекса//Экономический журнал № 28–2012. с. 40

461
“Young Scientist” . #4 (108) . February 2016
Economics and Management
Консолидированная группа налогоплательщиков:
выявление и анализ рисков при создании КГН
Мусина София Замировна, студент
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Н
а сегоднящний день консолидация налоговых обя- зательств порождает риски как для государства, так и для организаций, входящих в КГН. При создании кон- солидированной группы налогоплательщиков, а также в процессе уплаты налога на прибыль группой компаний, возникают специфические виды рисков.
Риск несоответствия условиям вхождения компании в КГН порождается жесткими требованиями для ком- паний-участников консолидированной группы налого- плательщиков, которым соответствуют только круп- нейшие российские организации. Налоговый кодекс РФ
(ст. 25.2) содержит ограничения для образуемых консо- лидированных групп налогоплательщиков относительно
1) совокупной суммы уплаченных в течение предшеству- ющего года налогов (не менее 10 млрд руб.); 2) объема выручки группы компаний от продажи продукции на дату подачи документов для регистрации договора (не менее
100 млрд руб.); 3) стоимости активов группы на дату по- дачи документов для регистрации договора (не менее 300 млрд руб.); 4) доли участия одной из организаций группы в уставном капитале других организаций. Если органи- зация не соответствует хотя бы одному из перечисленных критериев, ее вхождение в КГН невозможно.
Риск отслеживания состава участников группы связан с наличием условий для состава участников КГН, являю- щихся дополнительными к перечисленным выше ограни- чениями. В соответствии с налоговым законодательством, единую группу КГН могут организовать только органи- зации, занимающиеся схожими сферами деятельности.
Существует запрет для включения в состав участников консолидированной группы налогоплательщиков:
1) для организаций, уплачивающих налог на прибыль по пониженным ставкам (чтобы избежать занижения базы по налогу на прибыль).
2) для организаций, занимающихся отдельными ви- дами деятельности (банки; страховые организации; не- государственные пенсионные фонды; организации, при- знанные плательщиками налога на игорный бизнес; клиринговые организации).
3) для организаций, являющихся участниками иной консолидированной группы налогоплательщиков.
Риск налогового контроля связан с проверкой в соот- ветствии с п. 3 ст. 89.1 Налогового кодекса каждого от- дельного участника консолидированной группы нало- гоплательщиков, в том числе проверкой сделок между участниками КГН. Данный вид риска подразумевает риск штрафных санкций за неправильное оформление опе- раций, за неправильный расчет налога на прибыль орга- низаций по группе и несвоевременность его уплаты.
Для смягчения негативных последствий рисков налого- плательщиков при консолидации налоговых обязательств, в том числе для рисков упущенной выгоды, необходимо строгое отслеживание каждой организацией-участником
КГН условий, а также отслеживание правильности рас- чета величины налоговых отчислений и соблюдения сроков их перечисления.
Консолидация налоговых обязательств происходит в условиях конфликта интересов налогоплательщиков и государства и влечет за собой также специфические риски государства: риск недополучения поступлений по налогу на прибыль в бюджетную систему Российской
Федерации, риск изменения величины налоговых посту- плений в бюджеты регионов, риск неполного налогового контроля.
Риск недополучения налоговых платежей по налогу на прибыль, как в федеральный, так и в региональные бюджеты обостряется существенной значимостью на- лога на прибыль для бюджетной системы России по срав- нению с развитыми зарубежными странами [3]. Особенно значим он для бюджетов субъектов федерации в связи с перераспределением поступлений по налогу от консоли- дированной группы налогоплательщиков между террито- риями в соответствии с предусмотренной в налоговом за- конодательстве формулы.
В целях смягчения для государства негативных по- следствий риска упущенной выгоды предлагается ввести в налоговое законодательство возможность заключения соглашения о ценообразовании между налоговыми орга- нами и КГН. Соответствующее соглашение поможет из- бежать манипулирования с ценами сделок между участни- ками консолидированной группы налогоплательщиков, и, соответственно, занижения налоговых поступлений по на- логу на прибыль и иным налогам.
Вместе с тем, некоторое сокращение поступлений по налогу на прибыль вследствие создания КГН неиз- бежно, так как возможность консолидации стимулирует развитие компаний, создает им конкурентные преимуще- ства, высвобождает средства для инвестирования в свою деятельность, что приведет к росту налоговых посту- плений от КГН в будущем.
Авторами разработана методика прогнозирования и управления выявленными рисками системного вза- имодействия государства и организаций-участников
КГН. Целью методики является выявление и системати- зация рисков, возникающих как на стадии создания, так и при функционировании консолидированной группы на- логоплательщиков. Управление рисками КГН подразуме- вает выявление важнейших пороговых значений, крите-