Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Психолого-педагогические особенности развития самооценки учащихся начальной школы
Особенности самооценки у младших школьников
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Анализ и интерпретация результатов исследования
результате усвоения детьми моральных норм, социальных стандартов человеческого поведения, ценностей и установок. Проявляется в виде чувства вины, неполноценности или чувства гордости, порывов честолюбия, стремления сравняться с могущественным отцом, который так привлекал и пугал ребенка в детстве [50].
В отечественной психологии исходными пунктами исследования самооценки являются представления о самосознании, отраженные в работах Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна, а также изложение и интерпретация Б. В. Зейгарник воззрений К. Левина на природу уровня притязаний. Уровень притязаний трактуется как уровень трудности выбираемых субъектом целей и формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности. Такая
линия анализа самооценки берёт своё начало в школе Курта Левина, которую представляла Б. В. Зейгарник.
С точки зрения Л. С. Выготского, самосознание – непрерывный процесс, а его формирование – определенная стадия развития личности. Развитие самосознания является результатом социально-культурного развития личности.
С. Л. Рубинштейн также отмечает, что самосознание – это сложное интегративное образование личности, данное человеку с рождения, его развитие включено в процесс развития личности, возникает в ходе развития сознания личности.
Самосознание человека является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Именно в переживании выражается то или иное отношение личности к самой
себе.
Самооценка с точки зрения С. Л. Рубинштейна обусловлена мировоззрением, определяющим критерии, эталоны, нормы оценки, т. е. самооценка определяется вкладом личности в общественное дело, тем, «что он как общественный индивид делает для общества» [39].
Итак, исходя из анализа трактовок самооценки, мы можем определить, что самооценка:
Обобщая, мы можем говорить, что самооценка влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развития личности.
В данной системе воспитания нанасегодняшний момент младший школьный возраст охватывает период жизнедеятельности ребенка сно7 до 11 лет.
Основная характеристика этого периода находится в том, что в возрасте семи лет дошкольник становится быть младшим. Этот этап можно называют переходным, потому что ребенок объединяет в себе черты периода дошкольничества и особенности порядка жизни школьной жизни.
Подобные качества уживаются в его сознании и поведении в виде сложных и достаточно противоречивых сочетаний. Каждое переходное состояние скрывает разнообразные возможности развития, которые очень важно вовремя поддержать и уловить.
База многих качеств психики личности культивируются и закладываются именно вно возрасте 7 - 11 лет. Потому особое внимание ученых современности направленно на нахождение резервов развития детей в младшем школьном возрасте. Использование подобных резервов поможет более успешно подготовить детей к дальнейшей трудовой и учебной деятельности [16].
В данном возрасте происходят значительные изменения в органах и тканях человека. Формируются все изгибы позвоночника: шейного, грудного,
поясничного. Окостенение скелета в данном возрасте еще не происходит, благодаря этому наблюдается хорошая гибкость и подвижность, что дает огромную возможность для занятия разными видами спорта и для формирования физического воспитания. Так же хочется добавить, что не стоит забывать о негативных последствиях гибкости, если нормальные условия физического развития отсутствуют.
Именно поэтому нужный размер мебели, принадлежащий младшему ученику, правильная посадка за столом и партой являются наиважнейшими
условиями положительного физического развития школьника и его осанки, условий его работоспособности в будущем.
Как только первоклассник вошел в класс, его уже можно считать школьником. С данного периода времени игра, как ведущий вид деятельности, медленно, но верно теряет главную роль в его жизни, однако некоторое время все еще продолжает занимать важное место [13].
Основная часть детей с радостью идут в 1 класс, ожидают встречи с чем-то увлекательным и необычным в сравнении детским садом и пребыванием дома, такие дети психологически готовы к школе. Данная внутренняя позиция является очень важной для ребенка в двух отношениях. Самое главное, желанность и предвкушение чего-то нового от школьной жизни, помогают ребенку безоговорочно принимать требования учителя, касающиеся правил поведения в классном коллективе, распорядка дня, норм общения с одноклассниками. Все эти требования младший школьник принимает
как общественно значимые и неизбежные.
Психофизиологическое развитие ребенка в этот период позволяет обеспечивать систематическое обучение в школе. Первостепенно совершенствуется работа нервной системы и головного мозга. По данным специалистов, к семи годам кора больших полушарий считается уже достаточно зрелой. Но более важные отделы головного мозга человека, к примеру, отвечающие за контроль и регуляцию сложных форм психической деятельности, программирование, у ребенка данного возраста еще не завершили своего формирования, в результате чего тормозящее и регулирующее влияние коры на подкорковые структуры становится недостаточным [24].
Недостаточность регулирующей функции коры может проявляться в организации эмоциональной сферы и деятельности, особенностях поведения, свойственных младшему школьному возрасту. Обычно младшие школьники очень быстро отвлекаются, не умеют продолжительно сосредотачиваться и являются эмоционально возбудимыми.
Период качественных преобразований познавательного процесса и интенсивного развития приходится на возраст младших школьников. Постепенно приобретя опосредованный характер, дети этой возрастной группы становятся осознанными и произвольными. Школьники потихоньку учатся быть внимательными, управлять своей памятью, восприятием, стараются овладеть психическими процессами.
С поступлением ребенка в школу возникает новая социальная ситуация развития. Учитель становится центром социальной ситуации развития. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становится обучение.
Учебная деятельность является особой формой
В отечественной психологии исходными пунктами исследования самооценки являются представления о самосознании, отраженные в работах Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна, а также изложение и интерпретация Б. В. Зейгарник воззрений К. Левина на природу уровня притязаний. Уровень притязаний трактуется как уровень трудности выбираемых субъектом целей и формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности. Такая
линия анализа самооценки берёт своё начало в школе Курта Левина, которую представляла Б. В. Зейгарник.
С точки зрения Л. С. Выготского, самосознание – непрерывный процесс, а его формирование – определенная стадия развития личности. Развитие самосознания является результатом социально-культурного развития личности.
С. Л. Рубинштейн также отмечает, что самосознание – это сложное интегративное образование личности, данное человеку с рождения, его развитие включено в процесс развития личности, возникает в ходе развития сознания личности.
Самосознание человека является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Именно в переживании выражается то или иное отношение личности к самой
себе.
Самооценка с точки зрения С. Л. Рубинштейна обусловлена мировоззрением, определяющим критерии, эталоны, нормы оценки, т. е. самооценка определяется вкладом личности в общественное дело, тем, «что он как общественный индивид делает для общества» [39].
Итак, исходя из анализа трактовок самооценки, мы можем определить, что самооценка:
-
рассматривается как аффективный компонент Я-концепции, как чувство одобрения или неодобрения, самопринятия или самонепринятия; -
выступает в качестве регулятора деятельности и поведения человека; -
как определенный вид или уровень развития самоотношения и самопознания.
Обобщая, мы можем говорить, что самооценка влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развития личности.
- 1 2 3 4 5 6 7 8
Психолого-педагогические особенности развития самооценки учащихся начальной школы
В данной системе воспитания нанасегодняшний момент младший школьный возраст охватывает период жизнедеятельности ребенка сно7 до 11 лет.
Основная характеристика этого периода находится в том, что в возрасте семи лет дошкольник становится быть младшим. Этот этап можно называют переходным, потому что ребенок объединяет в себе черты периода дошкольничества и особенности порядка жизни школьной жизни.
Подобные качества уживаются в его сознании и поведении в виде сложных и достаточно противоречивых сочетаний. Каждое переходное состояние скрывает разнообразные возможности развития, которые очень важно вовремя поддержать и уловить.
База многих качеств психики личности культивируются и закладываются именно вно возрасте 7 - 11 лет. Потому особое внимание ученых современности направленно на нахождение резервов развития детей в младшем школьном возрасте. Использование подобных резервов поможет более успешно подготовить детей к дальнейшей трудовой и учебной деятельности [16].
В данном возрасте происходят значительные изменения в органах и тканях человека. Формируются все изгибы позвоночника: шейного, грудного,
поясничного. Окостенение скелета в данном возрасте еще не происходит, благодаря этому наблюдается хорошая гибкость и подвижность, что дает огромную возможность для занятия разными видами спорта и для формирования физического воспитания. Так же хочется добавить, что не стоит забывать о негативных последствиях гибкости, если нормальные условия физического развития отсутствуют.
Именно поэтому нужный размер мебели, принадлежащий младшему ученику, правильная посадка за столом и партой являются наиважнейшими
условиями положительного физического развития школьника и его осанки, условий его работоспособности в будущем.
Как только первоклассник вошел в класс, его уже можно считать школьником. С данного периода времени игра, как ведущий вид деятельности, медленно, но верно теряет главную роль в его жизни, однако некоторое время все еще продолжает занимать важное место [13].
Основная часть детей с радостью идут в 1 класс, ожидают встречи с чем-то увлекательным и необычным в сравнении детским садом и пребыванием дома, такие дети психологически готовы к школе. Данная внутренняя позиция является очень важной для ребенка в двух отношениях. Самое главное, желанность и предвкушение чего-то нового от школьной жизни, помогают ребенку безоговорочно принимать требования учителя, касающиеся правил поведения в классном коллективе, распорядка дня, норм общения с одноклассниками. Все эти требования младший школьник принимает
как общественно значимые и неизбежные.
Психофизиологическое развитие ребенка в этот период позволяет обеспечивать систематическое обучение в школе. Первостепенно совершенствуется работа нервной системы и головного мозга. По данным специалистов, к семи годам кора больших полушарий считается уже достаточно зрелой. Но более важные отделы головного мозга человека, к примеру, отвечающие за контроль и регуляцию сложных форм психической деятельности, программирование, у ребенка данного возраста еще не завершили своего формирования, в результате чего тормозящее и регулирующее влияние коры на подкорковые структуры становится недостаточным [24].
Недостаточность регулирующей функции коры может проявляться в организации эмоциональной сферы и деятельности, особенностях поведения, свойственных младшему школьному возрасту. Обычно младшие школьники очень быстро отвлекаются, не умеют продолжительно сосредотачиваться и являются эмоционально возбудимыми.
Период качественных преобразований познавательного процесса и интенсивного развития приходится на возраст младших школьников. Постепенно приобретя опосредованный характер, дети этой возрастной группы становятся осознанными и произвольными. Школьники потихоньку учатся быть внимательными, управлять своей памятью, восприятием, стараются овладеть психическими процессами.
С поступлением ребенка в школу возникает новая социальная ситуация развития. Учитель становится центром социальной ситуации развития. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становится обучение.
Учебная деятельность является особой формой