Файл: Ассортиментная политика предприятия (ООО «Дом строй») промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 475

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, формирование ассортимента — функционал по образованию набора продукции, способствующего удовлетворить настоящие и планируемые желания, потребности, а также достичь целей, намеченных менеджментом торговой компании.

Формирование ассортимента не возможно абстрагировать от определенной торговой компании, оно должно основываться на заблаговременно определенных целях и задачах, формирующих направления развития ассортимента20.

Формирование ассортимента компаний торговли требует специализированных знаний в сфере коммерции, экономики, маркетинга. Это

  1. Слободянюк А. 101 совет по продажам. — Санкт-Петербург, Бизнес-пресса, 2017. — С. 210

связано с принципами данной работы, среди которых ориентация на требования определенных групп потребителей и обеспечение рентабельной работы компании.

1.2. Подходы к организации ассортиментной политики

Глобализация и интеграция торговых отношений предполагает оперативный ввод новейших технологий во все области и сферы торговой деятельности. Это относится и к ассортиментной политики торгового предприятия. Особую роль занимает возможность прогнозирования предпочтений потенциальных (на стадии запуска предприятия) и реальных (на стадии работы предприятия) потребителей. В условиях жесткой конкуренции качественная оптимизация ассортимента торгового предприятия обеспечивает успешную работу торгового предприятия и рост рентабельности продаж.

Современные подходы и методы к формированию оптимальной структуры товарного ассортимента торгового предприятия достаточно различны, но самые известные из них можно объединить и структурировать по степени их использования к торговому предприятию.21

На каждой стадии функционирования предприятия применяют разные методы и подходы к оптимизации структуры ее товарного ассортимента, рисунок 322.

Рисунок 3. Стадии функционирования торгового предприятия и соответствующие им подходы оптимизации структуры ассортимента

Категорийный менеджмент (Category Management) — подразумевает

  1. Дашков Л . П., Памбу хчиянц В. К. Коммерция и техно логия торговли. — Москва, Экономика, 2015. — С. 214
  2. Кар дашин Л .И. Основы организации торговли. — Москва, Инфра-М, 2015. — С. 98

подход к совершенствованию работы розничных предприятий и их основных поставщиков. Category Management разработан в начале 1990-х годов международной консалтинговой компанией The Partnering Group (TPG)23.

Подход основан на разделении ассортимента торгового предприятия на группы, именуемые категориями. Каждая категория (category) состоит из товаров и услуг, которые удовлетворяют взаимные потребности основного покупателя.

Задача категорийного менеджмента состоит в том, чтобы суммарное предложение всех категорий розничной торговой сети было интересным для целевых покупателей. В каждой категории происходит последовательные действия, в чем и заключается процесс категорийного менеджмента (Таблица 6).

Таблица 6

Видение категорийного менеджмента24

Видение

Сущность

Наличие общего центра принятия

Заполнение ассортиментной матрицы,

решений и ответственности на каждом

ценообразование, стимулирование

из этапов передвижения товаров от

сбыта и мерчендайзинг.

склада поставщика к покупателю

Клиентоориентированность бизнеса

При принятии решений категорийный

менеджер ставит себя на место

покупателя. Интересно ли покупателю,

есть выгода, удобно от реализации

этого решения?

Само определение предмета категорийного менеджмента включает коренное изменение существующей организационной структуры, штатных расписаний подразделений и должностных обязаннос тей персонала. Что влечет, как минимум, пересмотр системы мотивации.

Второй подход, ассортиментная матрица — это самый расширенный перечень совокупности товарных наименований, согласованных для продажи в определенной торговой точке, рассчитанный на согласованный период времени, а также с учетом требований ассортиментной политики предприятия и

  1. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: учебное пособие. — Москва , Статистика, 2015. — С. 121
  2. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: учебное. — Москва, Статистика , 2015. — С. 123

характерных особенностей формата и местоположения магазина25.


Вне зависимости от организационной структуры торгового предприятия, построение матрицы необходимо любой компании. Чтобы построить правильную ассортиментную матрицу, необходимо сделать следующие шаги, (Таблица 7)26.

Таблица 7

Построение ассортиментной матрицы27

Этап

Описание

Определить формат

- как и что торговое предприятие будет реализовывать;

предприятия и ее

-требования к формату (площадь, форма обслуживания

основную концепцию

и т.д.);

и позиционирование

- специфика региона, города (промышленный город, с

развитой инфраструктурой, столица или областной

центр);

- особенности местоположения (центр города, спальный

район, наличие оживленной трассы и т.д.).

Изучить

- кто основной потребитель, кому продавать: уровень

покупательский

доходов, возраст, образование, семейное положение;

спрос, провести

- что предпочитает, что покупает наиболее часто;

сегментирование

- почему совершает покупки именно в данном месте;

покупателей

- что ожидает;

- какие услуги желает.

Изучить ассортимент

- наличие конкурентов;

конкурентов

- наличие преимущества;

- уровень цен у конкурентов;

- какие услуги конкуренты предлагают;

- кто еще возможно выйдет на рынок.

Принять решение о

подбор поставщиков, которые имеют возможности

товарах, которые

удовлетворить запросы и ожидания относительно цен,

будут продаваться и

качества товара и регулярности поставок

об уровне цен на них

Углубить товарный

необходимо изучить каждую категорию и выделить в

классификатор

ней подкатегории (на одном или нескольких уровнях) и

товарные позиции в каждой подкатегории

Проанализировать

по количеству категорий и соотношению товарных

сбалансированность

позиций

ассортимента

Составление матрицы

после окончательного решения о наличии в

ассортименте торгового предприятия тех или иных

категорий, товарных позиций


25 Варламов, А.С. Совершенствование управления ассортиментом на современных предприятиях // Известия Челябинского научного центра. -2015.– С. 125

  1. Памбухчиянц О.В. Организация коммерческой деятельности. — Москва, Финансы и статистика, 2016. — С.
  2. Памбухчиянц О.В. Организация коммерческой деятельности. — Москва, Финансы и статистика, 2016. — С.

Результатом данной работы является ассортиментная матрица, которая содержит в себе данные о продукции и поставщиках. В матрице должны присутствовать следующие данные:

  • бренды;
  • характеристики товара и форма расфасовки;
  • поставщики и предлагаемые условия работы с ними (кредит, предоплата);
  • об упаковке товара (палетт, картон, коробки, мешки) и количестве продукции в упаковке;
  • вес продукции или вес упаковки (вес нетто/брутто);
  • имя менеджера, ведущего категорию;
  • состоит ли в ассортиментном минимуме;
  • таможенные и прочие кодировки;

магазину какого формата соответствует данное торговое предприятие28. Третий подход — это основополагающий тип анализа, применяемый для

определения устойчивости и конкурентоспособности категории продукции. РБК-анализ осуществляется как по категориям, так и по группам

однородной продукции (видам, брендам и пр.). Динамика РБК демонстрирует ротацию ассортимента в категории29. На первом этапе анализа определяется «устойчивость» и «достаточность» ассортимента. Для образования максимального товарооборота и прибыли, в категории должны иметь место товары шести главных ролей (Таблица 8).

Таким образом, увеличение площадки фигуры гарантирует постоянную ротацию ассортимента и подтверждает, что прирост товарооборота и прибыли произошел не только по средствам маркетинга, роста потребительского рынка и инфляции, но и в том числе, за счет оптимизации структуры ассортимента.

Современная экономика России направлена на интеграцию в европейское сообщество, со временем адаптируется к западным технологиям, хотя в чистом

  1. Слободянюк А. 101 совет по продажам. — Санкт-Петербург, Бизнес-пресса, 2017. — С. 241
  2. Асаул А.Н., Войнаренко М.П., Ерофеев П.Ю. Организация предпринимательской деятельности: учебник. — Санкт-Петербург, Гуманистика , 2016. — С. 187

виде ни одна из них не применима к российским реалиям.

Таблица 8

Основные роли достаточности ассортимента 30

Роли

Товары

Назначение группы

товаров

Генераторы

Марочные, брендовые

Те товары, которые имеют место в

потока

товары; хорошо

большинстве торговых сетях,

известные на рынке по

потребитель, знает цену этого товара,

средствам активного

поэтому, наценка на данные товары

маркетинга

формируется на уровне «средняя»

производителя.

или «чуть ниже средней» по рынку.

Главная задача генераторов потока —

направлять поток покупателей.

Товарооборот по генераторам потока

— высокий и выше среднего в

категории.

Генераторы

Менее известные,

Розничные цены у генератора

наличности

возможно, не брендовые

наличности немного меньше, чем у

товары, считающиеся

генератора потока; а наценка –

аналогами «генераторов

значительно больше.

потока».

Задача менеджера — рост продаж

генератора наличности до уровня

генератора потока и больше

Генераторы

Общий ассортимент

Генераторы покупки имеют наценку

покупки

товаров импульсного и

«выше среднего» по товарной

пассивного спроса;

категории и действуют на рост

сопутствующие товары.

итоговой прибыльности и рост числа

строк в чеке.

Генераторы

Товары с высокой

Для их поддержки функционируют

прибыли

наценкой и большой

основная часть генераторов в

долей продаж по

категории.

товарной категории.

Генератор(ы)

Товары, способствующие

Имеют следующие характеристики:

имиджа

позиционировать

- максимальная наценка, небольшие

ассортимент категории

объемы продаж (эксклюзивные

на рынке и в памяти

товары, редкие); имеют место в

покупателей.

ассортименте супермаркета.

- минимальная наценка, огромные

объемы продаж (товары массового

спроса, «убыточные лидеры»); имеют

место в ассортименте дискаунтера.

Защитник

Товар, реализующийся

Способствует удержать основной

исключительно у одного

поток посетителей даже в условиях

розничного оператора в

агрессивной ассортиментной

регионе (эксклюзивный

политики конкурентов.

контракт, собственная

Может обладать кардинально

торговая марка сети)

различными характеристиками по

или же на уникальных

наценке и объемам реализаций

условиях


30 Медузов В. С. Ассортимент и качество произво димой продукции. — Омск, Книголюб, 2015. — С. 94

На практике к одному и тому же торговому предприятию целесообразнее применить все три данных подхода, что позволит обеспечить систематический

  • качественный анализ, плюс оценку структуры ассортимента. Еще необходимо учесть, что на современном предприятии нельзя без автоматизации процессов анализа - этого требует и формирование оптимальной структуры ассортимента.

1.3. Оценка эффективности управления ассортиментной политики организации

Для принятия решение о продолжении реализации продукции, или о снятии его с продаж, а также исключении из номенклатуры, предприятию необходимо провести анализ показателей сбыта, уровня издержек и рентабельности, доли рынка.

Показатели эффективности продаж бывают основные, второстепенные и сравнительные. Основные:

  • объемы продаж (в физическом и денежном выражении);
  • объем прибыли;
  • рентабельность продаж;
    • объемы закупок.
  • второстепенным показателям относится, к примеру, оборачиваемость товарных запасов. Сравнительные показатели нужны для аналитики эффективности ассортиментной политики в разрезе конкретных подразделений сбыта, либо товарных групп:

- объем продаж с 1 м2 торговой площади; - размер среднего чека и т. д. Объектами анализа могут являться:

  • категории и подкатегории товаров;
  • бренды;
  • товарные позиции;
  • территориальные сегменты;
  • точки продаж;
    • расположение в торговом зале;
  • производители;
  • поставщики31.

Основные виды анализа, а также желательная периодичность их осуществления представлены в таблице 9.

Таблица 9

Основные виды анализа эффективности ассортиментной

политики32

Виды

Цели анализа

Периодичность*

анализа

Д

Н

М

К

Г

Динамика

Отслеживание тенденций

товарооборота,

продаж.

прибыли,

Оперативная корректировка

структуры,

ассортимента, цен, выкладки.

+

+

+

+

+

сезонности

Оценка эффективности

продаж,

осуществленных мероприятий.

показателей

Формирование прогнозов продаж

продаж

Анализ

Оценка оборачиваемости

товарных

товарных запасов.

запасов

Обнаружение пробелов в

ассортименте.

+

+

Определение

избыточности/недостатка

товарных запасов

Сравнение

Сравнение фактических

факт/план

показателей с плановыми.

+

+

+

Корректировка действий

Сравнение

Отслеживание динамики продаж

продаж

по разным направлениям (точки

отчетного

продаж, товары, товарные

+

+

+

периода с

группы, бренды, менеджеры и

предыдущими

т.д.)

АВС-, XYZ-

Прогнозирование приоритетных

анализ

направлений развития.

+

+

+

Перераспределение ресурсов

Анализ по

Оценка вклада товарных групп в

Бостонской

продажи магазина.

матрице

Перераспределение торговых

+

+

площадей между категориями.

Корректировка ассортиментной и

ценовой политики