Файл: Ассортиментная политика предприятия (ООО «Дом строй») промышленности.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 463
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления ассортиментной политикой организации
1.1. Понятие и сущность ассортиментной политики
1.2. Подходы к организации ассортиментной политики
1.3. Оценка эффективности управления ассортиментной политики организации
Глава 2. Современное состояние управления ассортиментной политикой ООО «Дом строй»
2.1. Общая характеристика деятельности торговой организации
2.2. Анализ управления ассортиментной политикой организации
Глава 3. Совершенствование управления ассортиментной политикой ООО «Дом строй»
3.1. Предложения по совершенствованию управления ассортиментной политикой
*Д — ежедневно, Н — еженедельно, М — ежемесячно, К — ежеквартально, Г — ежегодно.
Принято считать, что товарный ассортимент достаточно узок, если
- Беляевский И.К. Коммерческая деятельность. — Москва , Статистика, 2016 — С. 157
- Корпоративный менеджмент. Э кспертный: сайт. - URL: http://www.cfin.ru.ru
прибыль растет после дополнения в ассортимент нового продукта, и слишком широк, если прибыль растет после остановки выпуска ряда изделий. Прибыль считается универсальным показателем, на основании которого проводится анализ рентабельности товарных групп и АВС–анализ.
Анализ рентабельности ассортиментной группы товаров — считается наиболее простым и самым менее трудоемким методом анализа ассортимента, он основан на расчете показателей рентабельности при различных состояниях товарной номенклатуры, а также в сравнении их между собой.
Показатель рентабельности продукции представляет собой соотно шение между получаемой от продажи товара прибылью и затратами на его производство.
(1)
Рентабельность считается оценочным показателем, потому что на его основе определяют эффективность производства каждой из номенклатурных позиций, а также на его основе принимается решение о целесообразности ее производства. Когда рассчитывают данный показатель для группы товаров, то с его помощью можно сделать оценку эффективности изменений, присутствующих в номенклатуре. Если рентабельность группы товаров увеличивается, то изменения ассортимента следует принять33.
Модель БКГ — самый простой метод портфельного анализа. В модели применяются две переменные: относительная доля рынка (соотношение между собственной абсолютной долей рынка и суммарной величиной рынка) и темп роста. На основании данных критериев рисуется матрица выбора стратегии, на которую наносятся разные бизнес-линии организации, проиллюстрирована на рисунке 4.
- Сандракова И. В. Практический подход к оценке ассортимента розничной торговой сети // Практический маркетинг. – 2017. – N4. – С. 37
Рисунок 4. Матрица БКГ34
Каждый из четырех квадратов матрицы предлагает разную ситуацию, провоцирующую определенного подхода, с позиции финансирования.
Матрица позволяет определить виды товаров в зависимости от их значимости для организации, которым были даны емкие маркетинговые названия, являющиеся в настоящее время общепринятыми: «дойные коровы», «звезды», «собаки», «знаки вопроса» (Таблица 10).
Таблица 10 |
||
Классификация продукта согласно BCG матрице35 |
||
Классификация |
Характеристика |
|
«Звёзды» |
Попадают лидеры отраслевого рынка, высокодоходные |
|
популярные |
||
Инновационные компании, уже захватившие значительную |
||
долю рынка |
||
«Трудные дети» |
Представляет собой категория бизнеса с |
наибольшей |
степенью неопределённости |
||
«Собаки» |
Представляют собой медленно развивающиеся функции с |
|
относительно небольшой долей на рынке. Завоевание |
||
большей рыночной доли зачастую невозможно в связи с |
||
жёсткой конкуренцией и низким уровнем финансирования |
||
«Дойные |
Представляют собой сегмент с достаточно крупной долей |
|
коровы» |
рынка. Несмотря на то, что рост данной отрасли заметно |
|
снизился, «Дойные коровы» всё ещё обеспечивают |
||
конкурентную прибыль компании. Данный вид товаров и услуг |
||
является очень выгодным для компании, так как не требует |
||
больших потоков финансирования, а соответствующие |
||
процессы уже установлены и сбалансированы |
- Ильющенко Е. В. Маркетинг на предприятии. — Минск, Э коперспектива, 2016. — С. 135
- Ильющенко Е. В. Маркетинг на предприятии. — Минск, Э коперспектива, 2016. — С. 139
Анализ, осуществляемый на базе матрицы БКГ, способствует оценке сбалансированности портфеля товаров, для чего товары размещают в матрице «рост – доля рынка». Масштабы деятельности обозначают кружками с площадью поверхности, прямо пропорциональной объему реализации или выручке. Анализ необходимо осуществлять в динамическом режиме, отслеживая развитие каждого бизнеса во времени.
- преимуществам модели БКГ можно отнести ее использование как в рамках предприятия в целом, так по его отдельным подразделениям. Бесспорным преимуществом данной модели является наглядность и простота использования36.
АВС–анализ известен в работах российских специалистов под названием функционально–стоимостной анализ. АВС-анализ — это метод структурного анализа, основанный на ранжировании объектов по выбранным показателям.
- качестве объектов при анализе могут выступать: отдельные товары или продуктовые группы, отдельные заказы и клиенты, регионы и каналы сбыта. В качестве показателей используются: объем сбыта, прибыль и покрытие затрат. Покрытие затрат — это часть выручки производителя, которая остается после исключения прямых затрат на производство продукции и использ уется для покрытия косвенных затрат и формирования прибыли торгового предприятия.
- основе этого метода лежит закон «20 % к 80 %», открытый итальянским экономистом В. Парето. В ходе анализа применительно к продуктовой стратегии выделяются три группы продуктов по выбранным критериям: производству и реализации, прибыли, покрытию затрат.
Техника проведения ABC–анализа предусматривает группировку проранжированных объектов с точки зрения их весомости для формирования выбранного показателя. Первая группа, группа А, характеризуется значительным вкладом в анализируемый показатель, группа В — имеет средний вклад, а группа С — совсем незначительный.
Продукты, попавшие в группу С, могут быть исключены из
- Кондрашов В.М. Управление про дажами. — Москва, Э кономика и статистика, 2016. — С. 197
номенклатуры, если это не повлияет на другие интересы фирмы (ассортимент, клиенты, связи между продуктами). План действий при АВС–анализе представлен на рисунке 5.
Определить проблему, которую надлежит решить
Учесть все факторы (признаки), относящиеся к
исследуемой проблеме
Выявить первопричины, которые создают наибольшие трудности, собрать по ним данные и проранжировать их
Построить диаграмму Парето, которая представит фактическое положение дел в понятной и наглядной форме
Провести АВС–анализ диаграммы Парето
Рисунок 5. Механизм действий при АВС–анализе ассортимента37
Метод АВС–анализа — это самый распространенный метод анализа для выявления результатов деятельности, а также причин возникновения проблем. Графической интерпретацией АВС–анализа является диаграмма Парето.
- экономической литературе имеются примеры проведения АВС–анализа по показателям оборота, прибыли, расходов на материалы, трудоемкости, и даже по редким параметрам: быстродействие, потребляемая мощность и т. д.
Количество групп при АВС–анализе может быть любым, но наиболее известно деление рассматриваемой совокупности на три группы: А, В и С (75:20:5), чем и обусловлено название метода (ABC–Analysis).
Группа А — небольшое число объектов с высоким уровнем удельного веса по выбранному показателю.
Группа В — среднее число объектов со средним уровнем удельного веса по выбранному показателю.
Группа С — большое число объектов с незначительной величиной удельного веса по выбранному показателю.
37 Дашков Л . П., Памбу хчиянц В. К. Коммерция и техно логия торговли. — Москва, Экономика, 2015. — С. 212
Экономический смысл исследований в рамках АВС–анализа сводится к тому, что максимальный эффект достигается при решении задач, относящихся к группе А.
Достоинства и недостатки АВС метода представлены на рисунке 6.
Достоинства |
Недостатки |
простота, наглядность и точность АВС– анализа позволяет правильно выявить
основные проблемы для их эффективного разрешения
АВС–анализ диаграммы Парето может быть довольно легко автоматизирован
при построении сложной, не всегда четко
структурированной диаграммы возможны неправильные выводы
Рисунок 6. Достоинства и недостатки метода АВС-анализа38
Результат АВС–анализа — решение, принятое на основании анализа, с учетом сравнения диаграммы, построенной до и после решения проблем, с учетом оценки эффективности принятых мер. На практике формирование ассортимента осуществляется различными методами, которые зависят от масштабов сбыта, целей и задач, стоящих перед изготовителем.
Важной задачей, наряду с правильным формированием ассортимента, является обеспечение его устойчивости. Показатель устойчивости (У) характеризует удовлетворенность спроса на одинаковые товары.
Показателем, характеризующим устойчивость ассортимента товаров торгового предприятия, является коэффициент устойчивости, это отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (У), к общему количеству видов,
разновидностей и наименований товаров тех же одинаковых групп (Шд). |
|
Коэффициент устойчивости рассчитывается по следующей формуле: |
|
Ку = (У/Шд), |
(2) |
где Ку — коэффициент устойчивости; |
38 Памбухчиянц О.В. Организация коммерческой деятельности. — Москва, Статистика , 2016. — С. 211
- — устойчивый спрос на определённый товар; Шд — действительная широта ассортимента.
Широкий и устойчивый ассортимент товаров в торговых предприятиях
обеспечивается, комплексом мероприятий в области закупке товаров.39
Чем качественнее подобран ассортимент товаров предприятия, тем
больше прибыли получит предприятие. Ассортиментная политика предприятия
— это деятельность, направленная в область товарного обеспечения рынка, опирающая на долгосрочное планирование и регулирование, направленная на удовлетворении спроса потребителей при оптимизации номенклатуры товаров и обеспечении рентабельности всей деятельности.
Таким образом, обеспечение конкурентоспособности предприятия определяется в большей степени способностью ассортиментного ряда организации адекватно отвечать текущему потребительскому спросу на качественном и количественном уровнях, не менее сильному, чем для продукции конкурентов.
Соответственно, обеспечение предприятия при формировании ассортиментной политики адекватным научным методическим аппаратом, позволяющим сформировать обоснованный по ситуационному факторному окружению ассортиментный ряд, является актуальной проблемой.
- Шаповалова О. Организация и технология коммерческой деятельности. — Москва, Альпина брукс, 2015. —
С. 246
Глава 2. Современное состояние управления ассортиментной политикой ООО «Дом строй»
2.1. Общая характеристика деятельности торговой организации
- «Дом строй» специализируется на продаже строительных и отделочных товаров. Расположен по адресу: г. Тула, Одоевское шоссе, д. 13.
Основной целью деятельности ООО «Дом строй» является полное и качественное удовлетворение потребностей покупателей в строительных товарах для дома, в сопутствующих товарах, а также получение прибыли в результате своей сбытовой деятельности.
Виды деятельности по ОКВЭД ООО «Дом строй» представлены в таблице 11.
Таблица 11 |
|||
Виды деятельности по ОКВЭД ООО «Дом строй» |
|||
ОКВЭД |
Деятельность |
||
47.5 |
Торговля розничная прочими бытовыми изделиями в |
||
специализированных магазинах |
|||
47.91.2 |
Торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи |
||
информационно-коммуникационной сети Интернет |
|||
46.73 |
Торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и |
||
санитарно-техническим оборудованием |
|||
46.74 |
Торговля оптовая скобяными изделиями, водопроводным и |
||
отопительным оборудованием и принадлежностями |
|||
47.52 |
Торговля розничная скобяными изделиями, лакокрасочными |
||
материалами и стеклом в специализированных магазинах |
|||
47.52.7 |
Торговля розничная строительными материалами, не включенными в |
||
другие группировки, в специализированных магазинах |
|||
47.91.3 |
Торговля розничная через Интернет-аукционы |
||
47.91.4 |
Торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи |
||
телевидения, радио, телефона |
|||
49.4 |
Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по |
||
перевозкам |