Файл: Ассортиментная политика предприятия (ООО «Дом строй») промышленности.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 471
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления ассортиментной политикой организации
1.1. Понятие и сущность ассортиментной политики
1.2. Подходы к организации ассортиментной политики
1.3. Оценка эффективности управления ассортиментной политики организации
Глава 2. Современное состояние управления ассортиментной политикой ООО «Дом строй»
2.1. Общая характеристика деятельности торговой организации
2.2. Анализ управления ассортиментной политикой организации
Глава 3. Совершенствование управления ассортиментной политикой ООО «Дом строй»
3.1. Предложения по совершенствованию управления ассортиментной политикой
За анализируемый период наблюдается рост по всем товарным группам ежегодно (исключение составляет 2018 год столярные изделия и освещение). В 2018 году наиболее большие темпы роста показывают группы стройматериалы, сантехника и прочее.
Широта ассортимента – это количество видов, разновидностей и наименований однородных и разнородных групп. Действительная широта - это фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, которые имеются в наличии. Базовая широта является широтой, которая принимается за основу сравнения.
Коэффициент широты - это отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому. Широта ассортимента ООО «Дом строй» представлена в таблице 16.
Таблица 16 |
|||||
Широта ассортимента ООО «Дом строй» |
|||||
Наименование |
Действительная |
Базовая широта |
Коэффициент |
||
всего на рынке, |
|||||
товаров |
широта, шт. |
широты, % |
|||
шт. |
|||||
Все товары |
2168 |
7160 |
30,3 |
||
-
- помощью широты ассортимента можно сделать вывод, что ассортимент
- «Дом строй» представлен порядка 30,3% барьера по сравнению с конкурентами. Это означает, что возможности расширение ассортиментных позиций достаточно большое.
Полнота ассортимента - это способностью подбора товаров однородной группы удовлетворить схожие потребности. Действительный показатель полноты характеризуется с помощью фактического количества видов, разновидностей и наименований товаров одинаковой группы. Базовый показатель полноты характеризуется с помощью планируемого или регламентируемого количества товаров одинаковой группы. Коэффициент полноты является отношением действительного показателя полноты к базовому. Полнота ассортимента представлена в таблице 17.
Таблица 17 |
||||||
Полнота ассортимента ООО «Дом строй» |
||||||
Наименование |
Действительный |
Базовый |
Коэффициент |
|||
показатель |
показатель |
|||||
товаров |
полноты, % |
|||||
полноты |
полноты |
|||||
Сантехника |
77 |
240 |
32,1 |
|||
Стройматериалы |
96 |
312 |
30,8 |
|||
Электротовары |
147 |
409 |
35,9 |
|||
Краски |
110 |
298 |
36,9 |
|||
Инструменты |
98 |
304 |
32,2 |
|||
Очень сложно установить возможность, что один сорт сможет заменить другой. Но показатель полноты ассортимента показывает, что практически 32,1% товары категории сантехника удовлетворяют потребности в данном виде, на практически 30,8% удовлетворяют запросы по стройматериалам, на 35,9% - по сантехнике, 36,9% по краскам, 32,2% удовлетворяют запросы товары в категории инструменты (Рисунок 12).
100% |
||||||
80% |
||||||
60% |
240 |
312 |
409 |
298 |
304 |
|
40% |
||||||
20% |
77 |
96 |
147 |
110 |
98 |
|
0% |
||||||
Действительный |
Базовый |
|||||
Рисунок 12. Результаты анализа полноты ассортимента |
||||||
ООО «Дом строй» |
Ассортимент в этом случае является рациональным, потому что количество наименований продукции достаточно велико для того, чтобы удовлетворять любые потребности клиентов сверхбольшим количеством названий. Устойчивость ассортимента - это способностью группы продукции удовлетворять спрос на одинаковые товары. Отличительной особенностью
такой продукции является наличие устойчивого спроса на них.
Коэффициент устойчивости – это отношение количества видов, разновидностей и наименований продукции, которая пользуется устойчивым спросом у клиентов к общему количеству видов, разновидностей и наименований продукции тех же однородных групп. Устойчивость ассортимента представлена в таблице 18. Одна шестая часть представленной продукции пользуется устойчивым спросом, несмотря на разность предпочтений клиентов.
Таблица 18 |
||||
Устойчивость ассортимента ООО «Дом строй» |
||||
Наименование |
Устойчивая |
Действительная |
Коэффициент |
|
товаров |
устойчивости, % |
|||
Все товары |
1390 |
6750 |
20,6 |
|
Товар обладает устойчивым спросом, в некотором роде не только из -за своих качеств, а ещё и из-за «удобного» места приобретения. В ассортиментной политике ООО «Дом строй» ставка делается на постоянные предпочтения потребителей, при этом ООО «Дом строй» старается вводить новые товары.
2.2. Анализ управления ассортиментной политикой организации
Проведение успешной коммерческой деятельности в условиях рынка предполагает учет предпочтений каждого из различных категорий потребителей. Занимаясь предпринимательской деятельностью, нужно ориентироваться на самые перспективные целевые рынки.
Это позволяет не распылять ресурсы, а сосредоточить их на удовлетворении потребностей избранных групп покупателей, обслуживание которых приносит предприятию максимальную выгоду. Для проведения опроса была составлена анкета (Приложение 1).
Анкетирование показало, что строительные магазины посещают достаточно часто, 26% опрошенных посещают еженедельно, 28% раз в месяц. Покупая строительные материалы, 42 % предпочитают это делать в
строительных гипермаркетах, 26 % респондентов делают покупки в магазинах рядом с домом, 14% опрошенных предпочитают покупать в любых иных местах (рынки, интернет и т.п.) (Рисунок 13).
интернет прочее
продажи 12%
8%
на рынке |
в |
||
строительных |
|||
12% |
|||
рядом(погипермаркетах |
|||
пути) с |
42% |
||
домом/дачей |
|||
26% |
Рисунок 13. Предпочтение места приобретения потребителями строительных товаров
Опрос показал, что большинство опрошенных тратят в месяц на строительные и сопутствующие товары до 3000 руб. (60%), далее, соответственно, чем больше цена, тем меньше покупателей. Необходимо обратить на это внимание, и сделать достойное предложение.
Также необходимо заметить, что часть респондентов строительные и сопутствующие товары покупают часто и жалко тратить время на поход в гипермаркет – 37,5 %, другие опрошенные считают, что тяжело выбрать строительные товары в крупных «не специализированных» магазинах - 24,5 %. Данные этого ответа, в зависимости от пола представлены на рисунке 14.
45 |
41 |
||||||||||||
34 |
|||||||||||||
30 |
26 |
23 |
|||||||||||
15 |
13 |
11 |
14 |
16 |
|||||||||
15 |
|||||||||||||
7 |
|||||||||||||
0 |
|||||||||||||
много времени |
не удовлетворяет |
тяжело найти |
нет |
прочее |
|||||||||
тратится на |
ассортимент |
нужный товар |
эксклюзивных |
||||||||||
магазин |
товаров |
||||||||||||
м |
ж |
||||||||||||
Рисунок 14. Проблемы при выборе покупки
Чаще всего посетители ООО «Дом строй» приобретают товары категории «прочее» - 20,4% респондентов, далее по приоритетам идет: стройматериалы – 19,6%, сантехника – 18,0%. Данные по приоритетным группам ассортимента идентичны данным по товарообороту: те группы, которые пользуются спросом, они и приносят наибольшую прибыль (Рисунок 15).
Спрос на товары ООО «Дом строй» серьезно подвержен колебаниям – стройматериалы в зависимости от сезона, тенденций, ситуации. Торговым работникам магазина необходимо следить за изменениями покупательского спроса и в соответствии с этими изменениями формировать закупки товаров.
прочее
инструменты
краски
освещение
электротовары
сантехника
стройматериалы
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 110
кол-во респондентов, чел.
Рисунок 15. Ассортиментные группы, пользующиеся наибольшим спросом
По результатам опроса следует, что, основной покупатель ООО «Дом строй» - это житель Подмосковья, района Мытищ. Покупатель ООО «Дом строй»
- это человек со средним достатком, большая часть из которых мужская часть населения.
Средняя сумма чека в магазине у покупателя на строительные и сопутствующие товары составляет 3000 рублей. Покупателя ООО «Дом строй»
привлекает ассортиментный ряд магазина, удобность расположения (по пути домой/на дачу).
Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в дея-тельности субъектов, снабжающих магазин различными товарами, от которых
зависит эффективность работы организации. Поставщики, если они обладают большой конкурентной силой, могут поставить организацию в очень высокую зависимость от себя.
Поэтому при выборе поставщиков важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность и их потенциал, с тем, чтобы суметь построить такие отноше-ния с ними, которые обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками.
Ассортиментный ряд ООО «Дом строй» свыше тысячи наименований, заключено несколько десятков договоров для бесперебойного и своевременного обеспечения деятельности организации.
- области снабжения продукцией на предприятии ведется огромная работа по отбору организаций, заключены договоры и отслеживается бесперебойность поставок, используется следующая схема поставки продукции (Рисунок 16).
Производители Посредник
41 % |
59% |
ООО «Дом строй» |
|
Рисунок 16. Схема поставок продукции ООО «Дом строй»
Основной канал поступления товаров в ООО «Дом строй» – это через посредника (торговые дома, дистрибьюторы и т.д.). Данная тенденция обусловлена тем, что не каждый производитель осуществляет реализацию напрямую. Поэтому 41% поставок через производителя является хорошим достижением ООО «Дом строй». Поставка на прямую позволяет формировать более интересную цену для покупателя.
- современных рыночных условиях отсутствует четкой позиции, какой необходим ассортимент товаров, чтобы лучшим способом удовлетворить спрос потребителей, гарантировать получение желаемой прибыли и обосновать решения иных коммерческих задач. Каждому торговому предприятию