Файл: Ассортиментная политика предприятия (ООО «Дом строй») промышленности.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 472
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления ассортиментной политикой организации
1.1. Понятие и сущность ассортиментной политики
1.2. Подходы к организации ассортиментной политики
1.3. Оценка эффективности управления ассортиментной политики организации
Глава 2. Современное состояние управления ассортиментной политикой ООО «Дом строй»
2.1. Общая характеристика деятельности торговой организации
2.2. Анализ управления ассортиментной политикой организации
Глава 3. Совершенствование управления ассортиментной политикой ООО «Дом строй»
3.1. Предложения по совершенствованию управления ассортиментной политикой
Независимо от потребительских предпочтений, наиболее быстро оборачиваются товарные позиции тех товаров, на которые организуется рекламная компания (реклама в СМИ, наличие бонусов со стороны компании-производителя). Для оптимизации ассортимента товаров и сокращения потерь, экономика торговли предлагает два метода работы с ассортиментом:
- Расширение ассортимента. Стратегия расширения ассортимента предполагает ввод новых товарных групп в погоне за увеличением общего товарооборота магазина. Если руководство готово направить полученную прибыль на развитие, то расширение ассортимента - беспроигрышный шаг. Новые товары почти всегда найдут своих покупателей.
- Сужение ассортимента. Актуальна стратегия сужения ассортимента в том случае, если денег катастрофически не хватает. Иногда ликвидировать те или иные виды товара в ассортименте приходится под воздейс твием внешних экономических факторов - таких, как глобальный кризис.
Для ООО «Дом строй» подходит первый метод работы с ассортиментом. Второй метод не подходит, так как часто сужение ассортимента постепенно приводит к гибели (закрытию) торгового предприятия. Для того чтобы правильно определить направление расширения ассортимента, был проведен опрос посетителей строительного магазина ООО «Дом строй».
По результатам опроса выявлено, что в полном объеме покупают товары 30% опрошенных, остальные 70%, помимо ООО «Дом строй», покупают товары в других строительных магазинах, так как в данном магазине их не устраивает в полной мере ассортимент товаров и их цена, результаты опроса представлены на рисунке 18.
Таким образом, 70% покупателей возможно перевести в статус постоянных потребителей строительного магазина ООО «Дом строй»
посредством оптимизации ассортиментной политики магазина.
полностью
устраивает
30%
покупаю
частично
70%
Рисунок 18. Предпочтения покупателей магазина ООО «Дом строй»
Деятельность по оптимизации ассортимента состоит из нескольких этапов:
-
- итоговая аналитика исходного положения дел;
- обнаружение «чёрных дыр» - товарных позиций или перечень работ, отзывающих ресурсы торговой компании от эффективного функционирования;
- отбор ключевых позиций для образования структуры ассортимента;
- прогнозирование мероприятий по улучшению структуры планируемого ассортимента и оптимизация расположения продукции.
Оптимизация ассортимента не произведёт к значимым итогам, если её не рассматривать в совокупности с решением иных задач, взаимосвязанных с ассортиментом компании. Не эффективно отбирать более ходовую продукцию
- назначать цену, которая не интересна покупателю, или разместить продукцию в таком месте, где посетители ее просто не заметят. Работа с ассортиментом должна основываться на простейшем принципе - предпочтения клиентов.
Основная причина посещения магазина ООО «Дом строй» - закупиться по пути домой, на дачу. И задача торгового предприятия - максимально удовлетворить покупательский спрос, предлагая не только привычные средства, но и новинки рынка, отличающиеся повышенным профилем безопасности, высокой эффективностью.
Также в ходе опроса было выявлено, что 55 % покупателей магазина в полной мере не устраивает цена. Обращаясь к результатам АВС-анализа, мало продаваемыми товарами с высокой ценой являются инструменты, так как данные товары стоят дорого, а необходимость их применения ограничивается временем, поэтому можно ослабить товарный ассортимент данной категории.
Есть товарные группы, которые нуждаются в углублении всегда. В первую очередь это наиболее распространенные материалы. Для этого необходимо углубить товарную группу стройматериалы (Рисунок 19).
А |
В |
С |
|
cантехника |
|||
X |
электротовары |
краски |
|
стройматериалы |
|||
прочее |
|||
Y |
освещение |
инструменты |
|
Z |
столярные изделия |
||
Рисунок 19. Результаты анализа АВС-XYZ
Итак, для того чтобы оптимизировать ассортимент магазина ООО «Дом строй» на основе проведенного АВС и XYZ анализов, необходимо:
- отдавать приоритетные закупки таким товарам, как сантехника, электротовары, стройматериалы;
- расширять ассортимент за счет ходовых товаров и удовлетворять запросы потребителей;
- уделять особое внимание товарам сезонного спроса, в зимние месяцы необходимо закупать в большем объеме товары для дома, в летние месяцы садовый инвентарь, товары для отдыха;
- контролировать регулярно товарную группу товаров для дома. Экономический эффект от оптимизации ассортимента ООО «Дом строй»
выражается в росте спроса покупательской способности, как следствие рост товарооборота организации и ее прибыльности. Планируемый уровень роста о т оптимизации ассортимента для ООО «Дом строй» прогнозируем на уровне 5% от товарооборота 2018 года, что составит 632 тысяч рублей (12640*5/100).
Зная стабильно продающиеся позиции, можно формировать складские запасы без риска затоваривания магазина и в то же время исключить дефектуры по ним. Второе направление улучшения ассортиментной политики ООО «Дом строй» - уменьшения срока пролеживания товара на складе.
- целью выявления неходовых, залежалых товаров необходимо изучить возможность сокращения по ним торговой надбавки. Согласно данных учета, величина товарных запасов на 1 января 2019 года составила 402,8 тысяч рублей. Товарооборачиваемость в среднем за анализируемый период составила 93,6 дня или 3,9 оборотов. Данные по оборачиваемости ассортимента ООО
«Дом строй» представлены в таблице 21.
Таблица 21
Оборачиваемость ассортимента ООО «Дом строй»
Ассортиментная |
Товарооборот, |
Запасы, |
Оборачиваемость |
||
группа |
тыс. руб. |
тыс.руб. |
об. |
дн. |
|
Сантехника |
2687 |
56,3 |
47,7 |
7,6 |
|
Прочее |
2560 |
49,5 |
51,7 |
7,1 |
|
Стройматериалы |
2033 |
61,5 |
33,1 |
11,0 |
|
Электротовары |
1940 |
72,9 |
26,6 |
13,7 |
|
Столярные изделия |
1298 |
33,4 |
38,9 |
9,4 |
|
Освещение |
987 |
38,9 |
25,4 |
14,4 |
|
Краски |
710 |
50,8 |
14,0 |
26,1 |
|
Инструменты |
425 |
39,5 |
10,8 |
33,9 |
|
Итого |
12640 |
402,8 |
31,4 |
11,6 |
По данным товарооборачиваемости ассортимента можно определить группы товаров «пролеживания» на складе. К данным группам относится товар ассортимента краски и инструменты.
По данным инвентаризации установлено, что величина залежалых, неходовых товаров (то есть сроком поступления до 1 января 2018 года) составляет 249 тысяч рублей, основная доля которых приходится на товары премиум сегмента или эксклюзивные товары.
В условиях инфляции сложившаяся ситуация приводит к тому, что
продавец реально получит лишь часть стоимости реализованной впоследствии продукции. Допустим, что средний срок нахождения на складе залежалых товаров 12 месяцев. Согласно данным Росстата, инфляция за 2018 год составила 2,5%, то есть цены за этот период возросли на 4,3%.
Соответственно выплата 249 тыс. руб. на 01.01.2019 года равнозначна уплате 238,7 тысяч рублей (249/1,043) в реальном измерении. Тогда реальная потеря выручки в связи с инфляцией составит 10,3 тысяч рублей (249-238,7). Разница не большая, но здесь не учтены затраты на складское хранение, на вывод денежных средств из оборота в виде товара.
- этой связи для организации может оказаться целесообразным продать часть товара со скидкой. Средний уровень валового дохода от реализации в 2018 году составляет 39,3%. Допустим, что предоставление 10%-й скидки на залежалые товары позволит организации реализовать 50% от общей суммы залежалых товаров, что в абсолютном выражении составляет 124,5 тысяч рублей. С учетом скидки, данная сумма составит 112 тысяч рублей.
Таким образом, предоставление 10%-й скидки на эксклюзивные товары позволяет организации сократить расходы от инфляции и увеличить в 2019 году прибыль. В результате продажи залежалых товаров со скидкой ООО
«Дом строй» получит за год дополнительную прибыль. Расчет доходов от реализации залежалых товаров со скидкой 10% представлено в таблице 22.
Таблица 22
Расчет дополнительных доходов от реализации залежалых товаров
со скидкой 10%
Показатели |
Расчет |
Величина |
|
Величина товарных запасов на 01.01.2019, |
402,8 |
||
тыс. руб. |
|||
Выручка от продажи товаров за 2018 год, |
12640 |
||
тыс. руб. |
|||
Стоимость залежалых товаров по розничным |
249 |
||
ценам, тыс.руб. |
|||
Средний уровень валового дохода от |
39,3 |
||
продажи в 2018 году, % |
|||
Выручка от продажи залежалых товаров |
249*50% |
124,5 |
|
(около 50% их остатков), тыс. руб. |
|||
Скидка на залежалые товары, % |
10 |
||
Продолжение таблицы 22
Выручка от продажи залежалых товаров с |
124,5*(100-10)/100 |
112,05 |
|
учетом скидки, тыс. руб. |
|||
Себестоимость 50% залежалых товаров, |
112,05*(100- |
68,1 |
|
тыс. руб. |
39,3)/100 |
||
Валовой доход от продажи залежалых |
112,05-68,1 |
44,0 |
|
товаров, тыс. руб. |
|||
Фактическая скорость обращения товаров в |
31,4 |
||
2018 году, обор. |
|||
Дополнительный товарооборот по |
31,4*44 |
1380,3 |
|
себестоимости (в среднем за год, тыс. руб.) |
|||
Торговая наценка, % |
35,4/(10035,4)*100 |
64,6 |
|
Дополнительный валовой доход за год, |
1380,3*64,6/100 |
892,0 |
|
тыс. руб. |
|||
Дополнительный товарооборот в продажных |
1380,3+892 |
2272,4 |
|
ценах, тыс. руб. |
|||
Средний уровень условно-переменных |
17,2 |
17,2 |
|
издержек обращения, % |
|||
Дополнительные условно-переменные |
2272,4*17,2/100 |
390,8 |
|
издержки обращения, тыс. руб. |
|||
Дополнительный товарооборот за год от |
|||
реинвестирования полученных средств от |
2272,4-390,8 |
1881,6 |
|
продажи товаров со скидкой, тыс. руб. |
|||
- результате продажи залежалых товаров со скидкой в 10% ООО «Дом строй» получит за год дополнительный товарооборот в размере 1881,6 тыс.руб. Рост основных экономических показателей деятельности торгового предприятия, обеспечение нужного уровня обслуживания в большей степени зависят от рационального формирования ассортимента товаров в магазине.