Файл: Ассортиментная политика предприятия (ООО «Дом строй») промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 476

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

необходима своя ниша на рынке, согласно сложившихся конъюнктурных условий.

Поэтому работники коммерческих подразделений должны четко знать, на каких покупателей они рассчитывают, в какой конкурентной обстановке они ведут работу и др. Для решения данных вопросов используют широко известный в экономике метод АВС-анализа.

Данный метод нацелен на определение оптимального соотношения групп

  • видов товаров в розничном торговом предприятии, учитывая основные требования. Метод предполагает многоступенчатое разделение всего торгового ассортимента по некоторым критериям на три категории по каждому критерию.

Нужно учесть, что торговый ассортимент предприятия должен содержать не только высокодоходные товары, которые приносят максимальное количество прибыли, но и товары с меньшими показателями прибыльности, для того, чтобы достичь максимального эффекта по привлечению потребителей и наиболее полному удовлетворению их спроса.

    • категории «А» относятся товары, составляющие около 70% значения критерия. К категории «В» относятся товары, составляющие около 25% значения критерия, а к категории «С» - около 5%.

В качестве критериев оценки можно принять прибыль, розничный товарооборот, издержки обращения. Деление торгового ассортимента основывается на ранжировании товарных групп по выбранному критерию и определении категорий «А», «В», «С» в соответствии с условиями АВС - анализа. При необходимости можно выделять и больше групп, но в таком случае возрастает количество учитываемых переменных

Проведем анализ АВС –XYZ для ООО «Дом строй» на основании показателей товарооборота и стоимости запасов в таблице 19. Анализ проведен на основании данных 2017 года.

Категории – сантехника, электротовары, стройматериалы составляют в объеме продаж «Дом строй» более 15% каждый и находятся в категории «А»,

то есть эти товары приносят максимальное количество прибыли в товарообороте. Также значительную долю они составляют и в запасах фирмы.

Построим диаграмму Парето - разновидность столбчатой диаграммы, по горизонтальной оси которой откладываем наименования ассортимента торгового предприятия, а по вертикальной – значения факторов в безразмерных единицах (доли, %) (Рисунок 17).

% 100

90

80

С

70

60

В

50

40

30

20

10

0

Рисунок 17. Диаграмма Парето


Диаграмма Парето используется для визуализации рассматриваемых факторов по порядку уменьшения их значимости. Она позволяет рассредоточить усилия для решения возникающих проблем и выяснить основные причины, с которых и нужно начинать работу по решению проблем.

Анализ диаграммы показывает, что сантехника, прочее, стройматериалы

  • электротовары составляют 72,9 % всего товарного ассортимента. Следовательно, формирование торгового ассортимента ООО «Дом строй» следует начинать именно с этих групп, так как именно они приносят большую часто товарооборота предприятия.

Таблица 19

АВС –XYZ анализ, тыс.руб.

Наименование

Суммапродажзапериод

Товарооборот,%

Группапоуровнюсбыта

Количествотоваровгруппы

Наименование

Стоимостьзапасов

Запасы,%

Группапоуровнюсбыта

Количествотоваровгруппы

товара

товара

Сантехника

2687

21,3

Электротовары

72,9

18,1

Прочее

2560

20,3

А = 72,9%

Стройматериалы

61,5

15,3

Стройматериалы

2033

16,1

5

Сантехника

56,3

14,0

X = 72,2%

5

Электротовары

1940

15,3

Краски

50,8

12,6

Столярные

1298

10,3

Прочее

49,5

12,3

изделия

В = 23,7%

Освещение

987

7,8

2

Освещение

38,9

9,7

Y = 19,5%

2

Краски

710

5,6

Инструменты

39,5

9,8

Инструменты

425

3,4

С = 3,4%

1

Столярные

33,4

8,3

Z = 8,3%

1

изделия


Для более полного анализа, рассмотрим композицию результатов АВС – XYZ в таблице 20.

Таблица 20

Композиция результатов АВС и XYZ для позиционирования

ресурсов фирмы

Группы

A

B

C

AX – сантехника,

X

электротовары,

BX – краски

CX -

стройматериалы, прочее

Y

AY -

BY-освещение

CY - инструменты

Z

AZ –

BZ – столярные

CZ –

изделия

Группы AX, AY и AZ требуют наибольшего внимания. Для них необходимы тщательное планирование потребности, нормирование расхода, скрупулезный (ежедневный) учет и контроль, постоянный анализ отклонений от запланированных показателей. Формированию политики в сфере запасов по этим группам должна предшествовать тщательная проработка системы управления закупками.

Так, для группы АХ необходимо рассчитать оптимальный размер закупок

  • по возможности использовать технологию поставок «точно в срок». По данным к группе АХ относится категории - сантехника, электротовары, стройматериалы.
    • подгруппах BX, BY и BZ методы и способы контроля могут быть различными. BХ – краски, управление запасами можно осуществлять как групповыми, так и индивидуальными методами (минимум – максимум). BY – освещение: важны для оборота магазина, но имеют среднюю прогнозируемость спроса, по этой группе можно увеличение складского запаса. BZ – столярные изделия: важны для оборота, но плохо прогнозируемы, по этим товарам не нужно держать избыточный запас, по ним можно предусмотреть резервных поставщиков, которые смогут в случае необходимости поставить товар быстро.

Для ресурсов групп СХ, СY и CZ применяют укрупненные методы

ланирования, а функции контроля чаще всего делегируют низшим ступеням управления. По данным таблицы к категории CY относят - инструменты. Для групп CX, CY, CZ применяют менее точные и оперативные методы планирования, а управление запасами можно поручить кладовщикам.


Группа товаров или услуг А является основным, стратегическим направлением деятельности компании, так как с ее помощью возможно получение наибольшей прибыли от продажи.

Ассортимент ООО «Дом строй» не остается неизменным, постоянно появляются товары-новинки. С этой целью проводится изучение покупательского спроса, выявляются те востребованные товары, которые не представлены в ассортименте.

  • то же время, те товары, которые перестают пользоваться спросом, исключаются из ассортимента или заменяются востребованными товарами данной товарной группы, таким образом, происходит постоянное обновление ассортимента в ООО «Дом строй».

Формирование ассортимента товаров - процесс подбора и определения номенклатуры товаров, соответствующей запросом потребителей и гарантирующей высокую прибыльность торгового предприятия. Главным принципом формирования ассортимента товаров является его соответствие характеру спроса среди населения, обслуживаемого клиентами предприятия. Что предусматривает комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках выбранного сегмента рынка.

Поэтому ассортимент товаров, предлагаемых покупателям, должен иметь достаточную широту и глубину. Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателя и рост основных экономических показателей деятельности торгового предприятия зависят от правильного формирования ассортимента товаров в магазине.

Одним из направлений улучшения ассортиментной политики ООО «Дом строй» является контроль товарного запаса и оптимизация системы заказов каждой из позиций ассортимента.

  • «Дом строй» - торговое предприятия, специализирующиеся на продаже строительных и сопутствующих товаров. Анализ показал, что:
  • объем товарооборота ежегодно растет на 8-12%;
  • основной канал поступления товаров в «Дом строй» – это через посредника (торговые дома, дистрибьюторы и т.д.), 41% поставок через производителя;
  • основными потребителями являются жители и «дачники»

Мытищинского района, так как вблизи нет большого магазина строительных материалов, ООО «Дом строй» занял свою определенную нишу;

  • анализ АВС показал, что группа товаров А - сантехника, электротовары, стройматериалы, прочее являются основным, стратегическим направлением деятельности компании, так как с ее помощью возможно получение наибольшей прибыли от продажи.

Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателя и рост основных экономических показателей деятельности торгового предприятия зависят от правильного формирования ассортимента товаров.


Глава 3. Совершенствование управления ассортиментной политикой ООО «Дом строй»

3.1. Предложения по совершенствованию управления ассортиментной политикой

Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателя и рост основных экономических показателей деятельности торгового предприятия зависят от правильного формирования ассортимента товаров в магазине. Одно из направлений улучшения ассортиментной политики ООО «Дом строй» - контроль товарного запаса и оптимизация системы заказов каждой из позиций ассортимента.

ABC-анализ позволяет оптимизировать закупочную деятельность розничной торговой организации. Группе А отдаются приоритетные закупки, затем закупаются товары группы В и затем - С.

Практика показала, что для формирования оптимального ассортимента и обеспечения рентабельной деятельности торгового предприятия необходимо отсутствие дефектуры по наиболее ходовым товарам (по товарам группы А и В).

Для многих товарных позиций характерно перераспределение по группам А, В, С. Для товаров, пользующихся сезонным спросом (краски, товары для дачи и отдыха), характерен переход из группы А (в летнее время года) в группу

  • (зимний период). В зимний период большим спросом пользуются электротовары, сантехника и, следовательно, необходим переход этих товарных позиций из группы В в группу А.

Планируемое ожидание перехода позиций товарных группы В в группу А формируется не только сезонными колебаниями спроса на часть группы ассортимента, но и планируемыми промоционными акциями (акции по стимулированию сбыта, ценовому продвижению и прочее).

При определении оптимального ассортиментного плана для торгового предприятия ООО «Дом строй» необходимо, чтобы весь имеющийся ассортимент соответствовал рыночному спросу.

Распределение ассортимента по группам А, В, С в зависимости от скорости оборачиваемости показывает, что товары, имеющие одни и те же характеристики и выпускаемые одним и тем же производителем, могут находиться в разных группах, так как реализуются с разной скоростью.