Файл: Тема предпринимательская среда.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 239

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Необходимые условия для формирования благоприятной предпринимательской среды:

Таблица 3.1 – Сферы и факторы внутренней предпринимательской среды

Внешняя предпринимательская среда

Макросреда формирует предпосылки для развития предпринимательства.

а) демографические факторы:

б) социальные условия:

Таблица 3.2 – Сферы и факторы внешней предпринимательской среды

Основные требования конкуренции:

Основные признаки свободной конкуренции.

Таблица 3.3 – Характерные черты основных моделей рынка

модель конкуренции Портера.

Модель 5 сил конкуренции Портера

5. Конкурентоспособность товара Конкурентоспособность товара – это:

реальная конкурентоспособность.

Принципы оценки конкурентоспособности товаров

Оценка конкурентоспособности товара включает:

систематизацию факторов конкурентоспособности товаров:

цена и система скидок.

Методики сегментации предусматривают:

Таблица 3.4 – Детерминанты важности цены для потребителя

Группа показателей, характеризующая качество продукции, включает:

дифференциальный, комплексный, интегральный и смешанный методы.

ТЕМА 3. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА


  1. Сущность предпринимательской среды

  2. Внутренняя предпринимательская среда

  3. Внешняя предпринимательская среда

  4. Конкуренция в предпринимательстве

  5. Конкурентоспособность товара


    1. Сущность предпринимательской среды


Развитие предпринимательства происходит в определенной среде, которая представляет собой определенную экономическую, социально-культурную, технологическую, организационно-техническую и физическую или географическую обстановку.

Под предпринимательской средой следует понимать сложившуюся в стране благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленную на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики.

Предпринимательская среда это совокупность объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на создание и функционирование субъектов предпринимательской деятельности и определяющих условия их существования и развития.

Предпринимательская среда складывается на основе:

  • развития производительных сил;

  • совершенствования производственных (экономических) отношений;

  • создания благоприятного общественного и государственного климата;

  • формирования рынка как среды деятельности субъектов предпринимательства;

  • наличие экономических свобод, необходимых для эффективной предпринимательской деятельности.

Предпринимательская среда включает в себя:

  • стихийные силы;

  • силы, с которыми приходится сталкиваться повседневно;

  • силы, воздействие которых обнаруживается со временем.

Предпринимательская среда не бывает стабильна и разные ее элементы могут оказать различное воздействие на фирму. Поэтому очень важно ее представлять и, по возможности, учитывать в предпринимательской деятельности.


Осуществление предпринимательской деятельности на эффективном уровне возможно лишь при наличии определенной общественной ситуации. Это, прежде всего рынок, рыночная система отношений, а также личная свобода предпринимателя, т.е. его личная независимость, позволяющая принять такое предпринимательское решение, которое с его точки зрения будет наиболее эффективным, действенным и максимально прибыльным. Показателем степени общественной свободы предпринимательства считается число вновь появляющихся (в течение определенного периода) самостоятельных (независимых) организаций.

Любое предприятие независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, отраслевой принадлежности, выпускаемой продукции или оказываемых услуг является открытой экономической системой, которую можно представить в следующем виде:

Блок 1 – предприятие, основной задачей которого является преобразование ресурсов;

Блок 2 ресурсы на входе трудовые, материальные, финансовые;

Блок 3 ресурсы на выходе, т.е. преобразованные ресурсы готовая продукция, отходы производства, прибыль, денежные средства;

Блок 4 социальная среда, с которой взаимодействует предприятие, государство, муниципальные органы, законодательство;

Блок 5 природная среда потребление природных ресурсов, полезных ископаемых, воздуха, воды;

Блок 6 – взаимосвязь с рынком, маркетинг, причем этот блок взаимодействует как на входе ресурсов, так и на выходе;

Блок 7 – соотношение ресурсов на входе с ресурсами на выходе образует экономическую работу на предприятии, экономику предприятия.

Каждый из блоков формирует либо

внешние, либо внутренние условия и факторы, определяющие результативность предпринимательской деятельности.

Благоприятная предпринимательская среда обеспечивает хозяйствующим субъектам экономическую свободу для занятия предпринимательской деятельностью, легитимность условий осуществления предпринимательских проектов и договоров.

Условиями для эффективной предпринимательской деятельности является совокупность объективных и субъективных факторов, которые позволяют предпринимателям достигать поставленные цели и решать поставленные задачи.

Эффективная предпринимательская среда должна обеспечивать предпринимателям два основных условия:

  1. экономическая свобода деятельности;

  2. возможность организационно-хозяйственного новаторства.

Экономическая свобода является одним из определяющих условий развития предпринимательства. При наличии в обществе экономических свобод, каждый законопослушный гражданин имеет право, используя свои способности, возможности, задействуя (привлекая) свое имущество, заниматься активной экономической деятельностью, т.е. заниматься предпринимательством.

Экономическая свобода широта экономического поведения субъектов хозяйствования при выборе форм собственности и сферы приложения своих способностей, знаний, возможностей, профессии, способов распределения доходов, потребления материальных благ.

Сущность экономической свободы заключается в государственных гарантиях дееспособным субъектам предпринимательства на осуществление предпринимательской деятельности.

Экономическая
свобода не может быть по своей сути абсолютной свободой. Гарантии экономической свободы заложены в ст. 35 Конституции РФ, в которой определены фундаментальные положения:

  1. Право частной собственности охраняется законом.

  2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

  3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению судебных органов.

  4. Право наследования гарантируется.

Необходимые условия для формирования благоприятной предпринимательской среды:


  • ресурсы и факторы развития национальной экономики

  • сложившиеся в ней социально-экономические отношения

  • цивилизованный рынок

  • благоприятный общественный менталитет

  • государственная поддержка

При осуществлении предпринимательской деятельности сталкиваются интересы двух сторон: государства и предпринимателей. В этих отношениях государство посредством организационно-правовых и экономических институтов, норм и правил устанавливает определенный порядок, при этом должны соблюдаться интересы общества и поступательное развитие предпринимательства.

Однако, среди ключевых проблем, сдерживающих развитие предпринимательства в России, остаются внешние факторы (административные барьеры) предпринимательской среды:

  • нестабильное законодательство;

  • противоречия между законодательством на федеральном, региональном и местном уровне;

  • налоговая система не способная к быстрой реакции на изменение нормативной базы;

  • высокая степень инспектирования и контроля;

  • значительный объем различной отчетности;

  • большое количество контролирующих органов на разных уровнях хозяйствования;

  • затрудненный доступ к финансовым ресурсам;

  • финансовый кризис, обостривший проблемы привлечения инвестиций;

  • нерешенность вопросов интеллектуальной собственности и другие.
    1. Внутренняя предпринимательская среда


Предпринимательский успех зависит от внутренней предпринимательской