Файл: Патриотическое воспитание младших школьников в внеучебной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 258

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в процессе внеучебной деятельности

1.1. Патриотическое воспитание как проблема современного школьного образования

1.2. Средства организации патриотического воспитания школьников

1.3. Методические аспекты работы по формированию знаний о родном городе у младших школьников

Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по ознакомлению младших школьников с историей родного города как средство патриотического воспитания

2.1. Изучение уровня сформированности у детей младшего школьного возраста знаний и представлений о истории родного города

2.2. Структура работы по патриотическому воспитанию в процессе ознакомления детей младшего школьного возраста с историей родного города

2.3. Результаты контрольного этапа

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

При этом огромное значение приобретает роль семьи в воспитании нравственности ребенка, ее традиции, устои, ориентация на развитие гражданственности и духовности. Важная задача образовательного учреждения при этом состоит в том, чтобы обеспечить семью основным педагогическим инструментарием, сделать ее своей союзницей в реализации основных аспектов нравственно-патриотического воспитания.

1.3. Методические аспекты работы по формированию знаний о родном городе у младших школьников

Успех патриотического воспитания зависит от исходной методологической позиции организации и построения этой деятельности, определению ее содержания. Главная цель работы воспитателя по данному направлению - вызвать у школьников интерес к родному краю, его истории и культуре, показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли. Для достижения поставленной цели можно определить следующие задачи:

- развивать у детей эмоционально - ценностное отношение к своему краю;

- формировать интерес каждого школьника к настоящему и прошлому и настоящему страны, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях микрорайонов и т.д.), воспитывать уважение и гордость;

- познакомить детей с историческим и культурным наследием родного края;

- предоставить возможность школьникам почувствовать себя маленькими горожанами, участниками жизни города.

Необходимо отметить, что патриотическое воспитание школьников основывается на следующих принципах:

- Ознакомление школьников с родным краем должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, который строится на фоне краеведческого материала.

- Введение краеведческого материала в работе с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к более удаленному к культурно-историческим фактам. 

- Формирование личностного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города и края, создание условий для активного привлечения детей к социальной действительности.

- Осуществление деятельностного подхода к привлечению детей к истории, культуре, природе родного края, есть выбор самими детьми той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представление об увиденном и услышанном.


Богатейшие материалы по истории и современности края собранные краеведами, археологами и писателями позволяют прославить социально-экономическое, политическое и культурное становление края. В каждом городе есть свои особенности развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства. [7, с.34].

Ардатов– город со своей историей и давними традициями. Улицы, названные в честь героев, памятники архитектуры, скульптуры – всё говорит о прошлом и настоящем города. Для воспитания любви к своей стране, своему городу, необходимо показать их с привлекательной стороны. Чтобы детям было интересно, нужно им преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что их окружает и постепенно расширять круг их знаний.

Работа по формированию патриотического воспитания у младших школьников должна проводится по следующим направлениям: изучение истории города (малой родины), достопримечательностей, символики и труда взрослых, природные богатства, флора и фауна. Изучение данных направлений могут реализовываться через следующие виды деятельности: познание, коммуникация, труд и художественное творчество, игра, работа с родителями [11, с. 96].

Работа в этом направлении должна быть тщательно спланирована. С целью формирования у детей системных знаний о родном крае необходимо разработать перспективный план, раскрывающий содержание работы по каждому виду деятельности, с использованием разнообразных форм работы: организованная образовательная деятельность, беседы, чтение художественной литературы, составление рассказов по картинкам, тематическим альбомам, экскурсии и пешеходные прогулки, сюжетно-ролевые, настольно-печатные и дидактические игры.

Использование несколько форм мероприятий способствует закреплению полученных знаний у детей, благотворно влияет на воспитание патриотических и гражданских чувств, даёт возможность почувствовать детям их причастность к истории и современной жизни города и края.

Ардатовский район и сам город богат достопримечательностями и памятниками, к которым можно организовать экскурсии и пешеходные прогулки:

- к памятнику первому Герою Советского Союза в нашей республике И.А. Пожарскому. 

- к Дому – музею С.Д. Эрьзи, открытый в 1976 году к 100 – летию со дня рождения замечательного скульптора. Перед домом – музеем в 1991 году установлен памятник С.Д. Эрьзе, выполненный московским скульптором А.М. Ненашевой.


- посещение Краеведческого музея.

Необходимо отметить, что педагогу нужно включать в работу разнообразные дидактические игры. Они помогут школьнику активизировать и закрепить полученные знания о родном крае, а так же осознать много нового.

Например, дидактическая игра «Достопримечательности Ардатова» способствует активизации интереса у детей к историческим памятникам города, историко-культурному наследию, способствует возникновению чувства гордости за архитектурные памятники города Ардатов. Игра «Заколдованный город» направлена на закрепление у детей знаний о достопримечательностях родного города, способствует возникновению чувства гордости за архитектурные памятники города. Эти и многие другие игры могут быть использованы самостоятельно и в составе организованной образовательной деятельности.

Серьёзное внимание должно уделяться созданию развивающей среды в группе, которая способствует познавательному развитию ребёнка, обогащению и закреплению его знаний о родном крае:

- в книжном уголке – размещены коллекции открыток об Ардатовском районе и городе, книжки-самоделки – “Улицы нашего города”, “Памятные места Ардатова”, литература о городе и тематические альбомы.

- в уголке художественного творчества – может быть размещён обширный материал ардатовских художников.

Работу по ознакомлению школьников с родным краем необходимо проводить в тесном сотрудничестве с родителями. Данная работа должна быть тщательно спланирована. В плане работы с родителями необходимо использовать разнообразные формы: родительские собрания с использованием презентаций, беседы, консультации, анкетирование, совместные викторины, конкурсы поделок и рисунков и т.д.

Так же могут быть оформлены папки-раскладушки и консультации со сведениями об улицах города, памятных местах, трудовых буднях горожан, истории создания герба и флага России, Ардатовского района, Ардатова, подобрана библиотека познавательной литературы для родителей о культурных ценностях города. Совместно с родителями можно организовать фотовыставку «Жители г. Ардатов», провести совместную викторину «Знатоки родного края», а также организовать выставки детских работ, выполненных в сотворчестве с родителями: “Мой любимый город”, “Природа родного края глазами ребёнка”.

Таким образом, благодаря целенаправленной работе по ознакомлению школьников с историей родного города, становится возможным сформировать первоначальные представления об историческом, культурном, природном состоянии нашего края. Самое главное правильно осуществить подбор материала, который способствует воспитанию патриотических чувств, когда знакомство с родным краем является составляющей частью общей системы ознакомления школьников с явлениями общественной жизни.


Выводы по первой главе

В данной главе мы рассмотрели теоретические основы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в процессе ознакомления с историей родного города. За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая, можно дать такое определение: патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.

Формирование патриотического воспитания связано с развитием нравственных чувств у детей младшего школьного возраста. Оно включает в себя содержательный компонент, эмоционально-побудительный компонент, деятельный компонент. Правильная организация работы по патриотическому воспитанию младших школьников основана на знаниях педагога, его возможностей и психологических особенностей детей этого возраста.

Современная школьная педагогика располагает обширным и разнообразным инструментарием, позволяющим обеспечивать эффективную реализацию задач патриотического воспитания школьников . Это различные формы, методы, приемы работы, организация предметной эвристической среды, специализированная направленность занятий и т.д. Однако наибольшего результата можно добиться только в комплексном использовании методов и приемов, направленных на формирование нравственности и чувства патриотизма у детей.

Благодаря целенаправленной работе по ознакомлению школьников с историей родного города, становится возможным сформировать первоначальные представления об историческом, культурном, природном состоянии нашего края. Самое главное правильно осуществить подбор материала, который способствует воспитанию патриотических чувств, когда знакомство с родным краем является составляющей частью общей системы ознакомленияшкольников с явлениями общественной жизни.


Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по ознакомлению младших школьников с историей родного города как средство патриотического воспитания

2.1. Изучение уровня сформированности у детей младшего школьного возраста знаний и представлений о истории родного города

Для получения эмпирической базы данных нами были проведены наблюдения и серия диагностических заданий с детьми 5-6 лет на базе МБДОУ детский сад № 43 г. Ардатов, Нижегородская область.

В исследовании приняли участие 11 детей в возрасте 5 - 6 лет.

Цель диагностики – выявить: уровень сформированности у детей младшего школьного возраста знаний и представлений об истории родного города. Диагностические задания были составлены с учётом программных требований программы «От рождения до школы», индивидуальных особенностей детей старшей школьной группы и основных педагогических принципов.

Оценка проводилась по 3 уровням: высокий, средний, низкий. Диагностический пакет состоял из шести заданий:

Задание №1. «Родной город»

Цель: определить уровень представлений о названии города и области (знать название своего города, области, домашнего адреса.)

Методы: беседа, фиксация ответов детей. Ход проведения: беседа с детьми. Воспитатель спрашивает у детей: -Какое название у нашей области? -Как называется наш город? -На какой улице ты живешь?

Оценка результатов.

Высокий уровень (З. балла): ребенок без особого труда знает название города, области, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.

Средний уровень (2 балла): ребенок иногда допускает незначительные ошибки. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Отсутствие одного или какого-то ответа.

Низкий уровень (1 балл): Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.

Задание № 2. «Достопримечательности родного города»

Цель: определить уровень представлений о достопримечательностях города: памятников, площадей, парков.