Файл: Методические рекомендации Екатеринбург 2016 ббк 74. 574. 102. 3я81 я 49 Рецензенты.pdf
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 299
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
индивидуализации, развития личности. Соответственно, проектирование образовательной программы начинается с образовательных результатов. т.е. о тех результатах, которые приобретаются в разных видах образовательной деятельности и культурных практиках ребенка.
Компетентностный подход, как один из возможных результатов оценки образования «знания в действии» (А.Г. Асмолов) «компетенция как объективная характеристика реальности должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью, как характеристикой личности». Это позволяет установить связь: задача развития ребенка - достижение ребенка
(результат) – задача развития ребенка (для общеразвивающих групп, комбинированных групп и групп компенсирующей направленности).
Субъектно-деятельностный подход (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе,
В.А. Деркунская, О.В. Солнцева, О.Н. Сомкова и др.), признающий за ребенком активность, самостоятельность, инициативность, творчество, стремление к сотрудничеству и взаимодействию в детских видах деятельности (для общеразвивающих групп, комбинированных групп и групп компенсирующей направленности).
Теоретическая основа проектирования АОП - гуманитарная
феноменология детства, определяющая характерные черты и проявления дошкольного детства (для общеразвивающих групп, комбинированных групп и групп компенсирующей направленности.)
С учетом специфики работы с детьми с ОВЗ необходимо учитывать:
индивидуально-дифференцированный подход к разработке и условиям реализации адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья(для общеразвивающих групп, комбинированных групп и групп компенсирующей направленности;
функционально-системный
подход, связанным с организацией коррекционно-педагогического процесса, который дает возможность использовать комбинированную модель образовательного процесса, сочетая между собой элементы образовательного процесса, развивающей предметно- пространственной среды, комплексно-тематической модели вокруг функции коррекции и компенсации основного дефекта у ребенка с ограниченными возможностями здоровья (для комбинированных групп и групп компенсирующей направленности;
блочно-модульный подход, используемый в работе в компенсирующих и комбинированных группах. Согласно данному подходу все задачи коррекционно-педагогического процесса группируются в блоки. Каждому блоку соответствуют модули: содержательный и деятельностный. В содержательный модуль входят: общеразвивающие модули, внутри, которых могут выделяться отдельными модулями коррекционные разделы программы и коррекционные, которые используют комплекс разных программ, методик и технологий. В деятельностный модуль входит классификация видов детской деятельности и видов образовательной деятельности детей и взрослых.
Проектируя АОП нельзя забывать о принципах построения программы.
Компетентностный подход, как один из возможных результатов оценки образования «знания в действии» (А.Г. Асмолов) «компетенция как объективная характеристика реальности должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью, как характеристикой личности». Это позволяет установить связь: задача развития ребенка - достижение ребенка
(результат) – задача развития ребенка (для общеразвивающих групп, комбинированных групп и групп компенсирующей направленности).
Субъектно-деятельностный подход (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе,
В.А. Деркунская, О.В. Солнцева, О.Н. Сомкова и др.), признающий за ребенком активность, самостоятельность, инициативность, творчество, стремление к сотрудничеству и взаимодействию в детских видах деятельности (для общеразвивающих групп, комбинированных групп и групп компенсирующей направленности).
Теоретическая основа проектирования АОП - гуманитарная
феноменология детства, определяющая характерные черты и проявления дошкольного детства (для общеразвивающих групп, комбинированных групп и групп компенсирующей направленности.)
С учетом специфики работы с детьми с ОВЗ необходимо учитывать:
индивидуально-дифференцированный подход к разработке и условиям реализации адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья(для общеразвивающих групп, комбинированных групп и групп компенсирующей направленности;
функционально-системный
подход, связанным с организацией коррекционно-педагогического процесса, который дает возможность использовать комбинированную модель образовательного процесса, сочетая между собой элементы образовательного процесса, развивающей предметно- пространственной среды, комплексно-тематической модели вокруг функции коррекции и компенсации основного дефекта у ребенка с ограниченными возможностями здоровья (для комбинированных групп и групп компенсирующей направленности;
блочно-модульный подход, используемый в работе в компенсирующих и комбинированных группах. Согласно данному подходу все задачи коррекционно-педагогического процесса группируются в блоки. Каждому блоку соответствуют модули: содержательный и деятельностный. В содержательный модуль входят: общеразвивающие модули, внутри, которых могут выделяться отдельными модулями коррекционные разделы программы и коррекционные, которые используют комплекс разных программ, методик и технологий. В деятельностный модуль входит классификация видов детской деятельности и видов образовательной деятельности детей и взрослых.
Проектируя АОП нельзя забывать о принципах построения программы.
Причем каждый принцип должен быть раскрыт с точки зрения его применения в проектировании и реализации программы: принципы ФГОС дошкольного образования, общедидактические принципы, коррекционно- педагогические принципы.
«При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном
принципе,представления содержания образовательной программы и построения учебных планов использовании соответствующих образовательных технологий» (статья 13 закона «Об образовании в РФ»).
Этот принцип позволит совместить задачи ООП ДОО и комплексных программ для детей с ОВЗ, совмещая или дифференцируя их в рамках содержательных модулей внутри общих образовательных задач.
Еще один принцип, о котором следует упомянуть – принцип уровневой
дифференциации задач, содержания и результатов образовательного
процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Все содержание программы, согласно данному принципу, формулируется через действия детей как описание их взаимодействия с содержанием образования и культурных практик. При этом выделяются общегрупповые и индивидуальные задачи образовательного процесса и связанные с ними критерии, отражающие характеристику действий и компетенции детей.
Особенно это важно в рамках инклюзивного образования.
Общегрупповые задачи могут соответствовать стартовому (начальный уровень освоения программы, соответствующий низкому темпу ее усвоения), функциональному (достаточному уровню освоения программы, связанному с нормальным темпом освоения программы), или продвинутому уровню
(углубленному или расширенному содержанию программы, связанным с быстрым темпом усвоения материала). Они задаются как задачи образовательной деятельности со всей группой детей на год и подлежат педагогической диагностике на этапе промежуточного мониторинга.
Индивидуальные задачи. Задаются педагогом исходя из интересов и способностей и возможностей детей с особыми образовательными потребностями. Они описываются в индивидуальном образовательном маршруте каждого ребенка и корректируются педагогами и специалистами ежемесячно, на основе рабочей программы специалистов и планов их взаимодействия Данные задачи не выносятся для критериальной оценки качества образовательного процесса на этапе мониторинга и используются только для оценки динамики обучаемости и воспитуемости детей, сделанной в ходе педагогических наблюдений за ребенком. Таким образом, можно содержание основной образовательной программы дошкольного образования дифференцировать, ориентируясь на разные планки детского развития: вровень с нормально-развивающимися детьми, ниже нормы, либо в «обход статистической нормы», в соответствии с индивидуализированной образовательной программой для ребенка-инвалида или индивидуальным образовательным маршрутом для ребенка с ОВЗ.
Принцип интеграции образовательных областей, видов детской
деятельности и деятельности воспитателей и специалистов. Данный принцип связан с особенностями планирования и контроля коррекционно- развивающей деятельности.
Принципы, отраженные в ФГОС дошкольного образования:
полноценное проживание ребѐнком всех этапов детства
(младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение
(амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования
(далее
– индивидуализация дошкольного образования);
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество организации с семьѐй;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
В
качестве
общедидактических
принципов
разработчикам
целесообразно выделить:
принцип целенаправленности педагогического процесса;
принцип целостности и системности педагогического процесса;
принцип гуманистической направленности педагогического процесса и уважения к личности ребенка;
принцип сознательности и активности личности в целостном педагогическом процессе.
При отборе принципов организации коррекционно-развивающей работы
с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного
образовательной организации целесообразно выделить:
принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
принцип единства диагностики и коррекции;
принцип планирования и организации специальной коррекционно-воспитательной работы с учетом структуры дефекта, индивидуальных особенностей детей;
принцип группировки учебного материала в разных разделах программы по темам, которые являются сквозными на весь период дошкольного обучения;
принцип реализации деятельностного подхода к коррекционно- воспитательной работе, т. е. проведение всех видов воспитательной работы – образовательной и коррекционной – в русле основных видов детской
деятельности;
принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности;
принцип компетентностного подхода;
принцип учѐта психофизического состояния ребенка при определении объѐма и характера проводимой с ним работы по освоению образовательной программы;
принцип взаимосвязи в работе специалистов;
принцип дифференцированного подхода к коррекционной работе;
принцип приоритетного формирования качеств личности, необходимых для дальнейшей социальной адаптации;
принцип планирования и проведения всех образовательных и коррекционно-воспитательных мероприятий на основе максимально сохранных в своем развитии функций с коррекцией нарушенных функций и формирование приемов их компенсации;
принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.
III. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии.
Основанием к разработке АОП является заключение психолого- медико-педагогической комиссии, в котором определено конкретное нарушение развития и в рекомендациях обозначена необходимость работы по адаптированной образовательной программе соответствующей особым образовательным потребностям ребенка.
Цель реализации программы – это ответ на вопрос «для чего необходима эта программа?» Цель АОП формулируется исходя из основной цели, поставленной во ФГОС дошкольного образования, соответственно в основной образовательной программе дошкольного образования.
Например: позитивная социализация и всесторонне развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в адекватных возрасту видах деятельности.
Цель адаптируется относительно определенного контингента детей с
ОВЗ. Например:
– необходимость обеспечения коррекции нарушений развития и социальной адаптации детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;
- психолого-педагогическая, коррекционно-развивающая поддержка позитивной социализации, развития личности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и подготовка к общению и дальнейшему обучению в условиях школы.
Основные задачи реализации АОП берутся также из задач реализации основной образовательной программы дошкольного образования и изменяются и дополняются с учетом содержания коррекционно-
принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности;
принцип компетентностного подхода;
принцип учѐта психофизического состояния ребенка при определении объѐма и характера проводимой с ним работы по освоению образовательной программы;
принцип взаимосвязи в работе специалистов;
принцип дифференцированного подхода к коррекционной работе;
принцип приоритетного формирования качеств личности, необходимых для дальнейшей социальной адаптации;
принцип планирования и проведения всех образовательных и коррекционно-воспитательных мероприятий на основе максимально сохранных в своем развитии функций с коррекцией нарушенных функций и формирование приемов их компенсации;
принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.
III. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии.
Основанием к разработке АОП является заключение психолого- медико-педагогической комиссии, в котором определено конкретное нарушение развития и в рекомендациях обозначена необходимость работы по адаптированной образовательной программе соответствующей особым образовательным потребностям ребенка.
Цель реализации программы – это ответ на вопрос «для чего необходима эта программа?» Цель АОП формулируется исходя из основной цели, поставленной во ФГОС дошкольного образования, соответственно в основной образовательной программе дошкольного образования.
Например: позитивная социализация и всесторонне развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в адекватных возрасту видах деятельности.
Цель адаптируется относительно определенного контингента детей с
ОВЗ. Например:
– необходимость обеспечения коррекции нарушений развития и социальной адаптации детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;
- психолого-педагогическая, коррекционно-развивающая поддержка позитивной социализации, развития личности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и подготовка к общению и дальнейшему обучению в условиях школы.
Основные задачи реализации АОП берутся также из задач реализации основной образовательной программы дошкольного образования и изменяются и дополняются с учетом содержания коррекционно-
развивающей работы с конкретным контингентом детей. При определении задач необходимо учитывать, какой именно реальный результат необходимо получить и с помощью чего, с учетом сроков реализации программы, то есть сроков пребывания ребенка в группе конкретной направленности
(общеразвивающей, комбинированной, компенсирующей), с учетом компенсации дефекта.
Задачи реализации программы можно представить в виде следующих компонентов: предполагаемый результат; средства достижения; срок; способ оценки результата.
Формулировка задач должна быть конкретной, реальной и контролируемой.
В процессе проектирования АОП возможно использование примерных адаптированных основных образовательных программ для детей дошкольного возраста, рекомендованных как комплексные программы, являющиеся основой для подготовки обязательной части адаптированной образовательной программы дошкольного образования, разрабатываемой образовательной организацией:
•
«Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» Л.Б. Баряева,
Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева, Л.В. Лопатина, Н.А.
Ноткина, Т.С. Овчинникова, Н.Н. Яковлева;
•
«Примерная адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет» Н. В. Нищева;
•
«Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушением слуха» Г.Н. Пенин, О.А. Красильникова,
А.А. Коржова, М.Г. Мелехова, Л.В. Свешникова, О.В. Сливарь;
•
«Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушением зрения» А.М. Витковская, С.Г. Генкин,
Л.М. Егормина, С.Ю. Кондратьева, И.Н. Л.А. Рудакова, Е.Б. Семенова, Л.В.
Фомичева, Н.Н. Яковлева;
•
«Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с задержкой психического развития» Л. Б. Баряева, И.Г.
Вечканова, О. П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева, С.Ю. Кондратьева, И.Н.
Лебедева, Е.А. Логинова, Л.В. Лопатина, Н.А. Ноткина, Т.С. Овчинникова,
Н.Н. Яковлева;
•
Примерная адаптированная основная образовательная программа
«Диагностика – развитие – коррекция» для детей с нарушением интеллекта»
Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н.Д. Соколова.
При проектирование программы важно обратить внимание на удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ в процессе коррекционно-развивающей работы.
Значимые
для
разработки
и
реализации
программы
характеристики.
Характеристики особенностей развития детей с раннего и
дошкольного возраста с ОВЗ (описание клинико-психологических
(общеразвивающей, комбинированной, компенсирующей), с учетом компенсации дефекта.
Задачи реализации программы можно представить в виде следующих компонентов: предполагаемый результат; средства достижения; срок; способ оценки результата.
Формулировка задач должна быть конкретной, реальной и контролируемой.
В процессе проектирования АОП возможно использование примерных адаптированных основных образовательных программ для детей дошкольного возраста, рекомендованных как комплексные программы, являющиеся основой для подготовки обязательной части адаптированной образовательной программы дошкольного образования, разрабатываемой образовательной организацией:
•
«Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» Л.Б. Баряева,
Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева, Л.В. Лопатина, Н.А.
Ноткина, Т.С. Овчинникова, Н.Н. Яковлева;
•
«Примерная адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет» Н. В. Нищева;
•
«Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушением слуха» Г.Н. Пенин, О.А. Красильникова,
А.А. Коржова, М.Г. Мелехова, Л.В. Свешникова, О.В. Сливарь;
•
«Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушением зрения» А.М. Витковская, С.Г. Генкин,
Л.М. Егормина, С.Ю. Кондратьева, И.Н. Л.А. Рудакова, Е.Б. Семенова, Л.В.
Фомичева, Н.Н. Яковлева;
•
«Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с задержкой психического развития» Л. Б. Баряева, И.Г.
Вечканова, О. П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева, С.Ю. Кондратьева, И.Н.
Лебедева, Е.А. Логинова, Л.В. Лопатина, Н.А. Ноткина, Т.С. Овчинникова,
Н.Н. Яковлева;
•
Примерная адаптированная основная образовательная программа
«Диагностика – развитие – коррекция» для детей с нарушением интеллекта»
Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н.Д. Соколова.
При проектирование программы важно обратить внимание на удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ в процессе коррекционно-развивающей работы.
Значимые
для
разработки
и
реализации
программы
характеристики.
Характеристики особенностей развития детей с раннего и
дошкольного возраста с ОВЗ (описание клинико-психологических