Файл: Методические рекомендации Екатеринбург 2016 ббк 74. 574. 102. 3я81 я 49 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 300

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
характеристик детей с различными отклонениями в развитии).
Ребенок с особыми образовательными потребностями – это ребенок с нарушениями в физическом и (или) психическом развитии, вследствие которых он нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания. С учетом особых образовательных потребностей конкретного ребенка и выстраивается
АОП. Клинико-психолого-педагогические особенности диктуют специфику организации самостоятельной и совместной образовательной деятельности в условиях инклюзивного образования, в группах комбинированной и компенсирующей направленности.
Ниже представлен фрагмент характеристики психолого- педагогических особенностей ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи во взаимосвязи с направлениями коррекционно- развивающей работы и субъектами ее организации (таблица 1).
Таблица 1
Взаимосвязь характеристики особенностей развития детей с тяжелыми
нарушениями речи с организацией коррекционно-развивающей работы и в
формулировке планируемых результатов
Характеристика ребенка
с ТНР
Планируемый
результат
Направления
коррекционно-
развивающей
работы
Специалисты
Отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы
- недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения.
Наибольшие трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции.
Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Укрепление здоровья
Координирован ная работа пальцев рук и так далее.
Логоритмика
ЛФК
НОД по физической культуре
Пальчиковая, артикуляционная, мимическая, гимнастика
Работа по развитию общей, мелкой моторики и координации движений
Музыкальный руководитель, учитель- логопед
Инструктор
ЛФК
Инструктор по
ФИЗО
Музыкальный руководитель, учитель- логопед, воспитатель, инструктор по
ФИЗО
Система оценки достижения планируемых результатов освоения
детьми
с
ОВЗ
адаптированной
образовательной
программы
дошкольного образования.


В АОП необходимо раскрыть критерии и показатели оценки достижения детей в усвоении материала. При этом в содержание диагностики входит изучение компетенций детей с ОВЗ, которые связаны с оценкой динамики их воспитуемости и обучаемости.
Критерии воспитуемости: откликаемость на педагогическую помощь, легкость использования и преобразования усвоенных способов социального поведения, активность ориентировки в новых условиях (А.М. Маркова).
Критерии обучаемости: активность ориентировки в новых условиях, перенос ориентировки в новые условия, быстрота образования новых понятий и способов деятельности, темп деятельности, работоспособность, выносливость, восприимчивость к помощи.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения детьми с ОВЗ находит свое отражение в Положении о мониторинге качества усвоения адаптированной образовательной программы разрабатываемом в каждом конкретном детском саду.
Планируемые
результаты
освоения
обучающимися
АОП
(возможные достижения ребенком освоения адаптированной образовательной программы дошкольного образования). Важен контекст результатов по образовательным областям в соответствии с ФГОС дошкольного образования, результатов освоения коррекционно-развивающей области с учетом особых образовательных потребностей контингента детей с ограниченными возможностями здоровья.
Планируемый образовательный результат может выступать как деятельностная характеристика ребенка, его компетенция, под которой понимается способность ребенка решать задачи образовательной деятельности.
Содержательным основанием для определения компетентностей становятся образовательные области. В каждой образовательной области важно выделить основополагающие компетентности, которые характеризуют достижения детей. В компетенциях важно отразить способность ребенка решать задачи в рамках индивидуальной деятельности, так и в сотрудничестве со сверстниками и зависят в соответствии с социальными нормами.
Количество и содержание компетенций являются вариативными и зависят от вида группы.
Алгоритм проектирования образовательных результатов:
1.
Определение критериев оценки достижений детей на основе наиболее значимых задач, которые ребенок решает в деятельности при реализации соответствующей образовательной области.
2.
Конкретизация критериев в соответствии с возрастной нормой освоения деятельности при реализации соответствующей образовательной области.
3.
Уточнение критериев и формулирование индикаторов на основе этапов освоения ребенком действия: этап поддержки действия взрослым, этап самостоятельности, этап инициативности и творчества.


При проектировании образовательных результатов в АОП необходимо отталкиваться от психофизиологического, речевого и физического развития детей с ОВЗ в сравнении с нормально развивающимися детьми.
Например:
- положительная динамика в развитии компенсаторных функций, познавательной активности, речи, коммуникативных навыков, точности движений, мобильности;
- увеличение скорости приема и переработки сенсорной информации.
В таблице 2 представлена возможность формулировать планируемые результаты с учетом особенностей конкретной категории детей с ОВЗ. В таблице приведена общая задача, которую при необходимости можно дробить на более мелкие и конкретные в зависимости от возраста, структуры дефекта и особенной развития ребенка с ОВЗ.
Таблица 2
Определение планируемых результатов на основании характеристики особенностей
развития детей общеразвивающих групп по образовательным областям и видам
деятельности
Задачи
Характеристики особенностей
развития детей с ОВЗ
Планируемые
результаты
Художественно-эстетическое развитие
Создавать изображения
(рисование, лепка, аппликация, конструирование)
Ограничение движений пальцев рук.
Так далее
Способен создавать простые изображения без мелких деталей
(рисование, лепка, аппликация, конструирование)
2.2. Содержательный раздел адаптированной образовательной
программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
1 Блок. Содержание образовательной деятельности по пяти
образовательным областям в соответствии с ФГОС дошкольного образования, основной образовательной программой дошкольного образования, возрастом и учетом особенностей в развитии особого ребенка: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Проектирование данного блока АОП предполагает наличие трудностей в овладении конкретными образовательными областями у ребенка с ограниченными возможностями здоровья.


Предполагается, что данный блок программы разрабатывается воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию.
Описание образовательной деятельности целесообразно осуществлять на основе общей структуры деятельности.
Рис. 1. Модель проектирования содержательного раздела образовательной программы
Модули образовательной деятельности по пяти образовательным
областям структурно можно представить следующим образом:
- направления реализации образовательной области с описанием вариативных форм, способов, методов и средств реализации основной образовательной программы дошкольного образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, специфики их образовательных потребностей и интересов;
- особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
- современные образовательные технологии конкретной области развития по ФГОС дошкольного образования;
- способы и направления поддержки детской инициативы;
- иные характеристики содержания программы, наиболее существенные с точки зрения авторов программы.
Направления реализации образовательной области с описанием
вариативных форм, способов, методов и средств реализации основной
образовательной программы дошкольного образования с учетом

возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, специфики
их образовательных потребностей и интересов
При построении АОП следует учитывать комплексный подход, заложенный в ФГОС дошкольного образования, который позволяет интегрировать содержание образовательных областей в тематике образовательной деятельности. Основная тематика образовательной деятельности должна отражать направленность на социализацию ребенка дошкольного возраста.
В этот же блок можно включить коррекционную работу с ребенком с
ОВЗ, либо отдельно выделить блок направлений и содержания работы по
коррекции нарушений развития детей.
Данный раздел можно представить в виде моделей, предложенных
Солнцевой О.В. (таблица 3) [29].

Таблица 3
Модель описания образовательной деятельности
(младший дошкольный возраст)
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Тематика
образоват
ельной
деятельно
сти
Образовательные
области
Компетенции
ребенка
Продукт
образовательн
ой
деятельности
Способы, методы,
приемы
Способы коррекционно-
развивающей работы
Мониторинг
Таблица 4
Модель описания образовательной деятельности
(старший дошкольный возраст)
Тематика
образоват
ельной
деятельно
сти
Образовател
ьные области
Компетенции
ребенка
Продукт
образова
тельной
деятельн
ости
Способы,
методы, приемы
Способы
коррекционно-
развивающей работы
Способы
формирования
предпосылок
учебных
действий
Мониторинг

Особенности образовательной деятельности разных видов и
культурных практик
Данная часть АОП должна показать, каким образом происходит освоение образовательного содержания и достижение образовательных результатов, а именно установление связей между образовательными результатами и видами и образовательной деятельности и культурными практиками детей. Образовательная деятельность разных видов предполагает те виды деятельности, в которых реализуется содержание образовательных областей в соответствии с возрастом детей с ОВЗ.
Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и может реализовываться в различных видах деятельности (п.2.7 ФГОС ДО)
Дети раннего возраста (1 год – 3 года):

предметная деятельность и игры с составными идинамическими игрушками;

общение со взрослым и сверстниками под руководством взрослого;

экспериментирование с материалами и веществами (песок, тесто и др.);

восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок;

самообслуживание и действия с бытовыми предметами орудиями
(ложка, совок, лопатка и т.д.);

восприятие смысла музыки;

двигательная активность.
Дети дошкольного возраста (3 года – 8 лет):

игровая (включаясюжетно-ролевую игру,игру с правилами и другиевиды игры);

коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

познавательно-исследовательская
(исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними);

восприятие художественной литературы и фольклора;

самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

изобразительная (рисование, лепка, аппликация);

музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах);

двигательная (овладение основными движениями);
Особенности образовательной деятельности и разных видов и культурных практик могут быть раскрыты в следующих моделях: модель