Файл: Методические рекомендации Екатеринбург 2016 ббк 74. 574. 102. 3я81 я 49 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 303

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
дня, модель недели.
Модель дня. В нее могут входить: виды образовательной деятельности и культурных практик, самостоятельная деятельность детей; количество времени, затраченное на виды образовательной деятельности и культурных практик, самостоятельная деятельность детей.
Модель
недели показывает особенности распределения образовательной деятельности разных видов и культурных практик в течение недели.
При разработке АОП можно использовать таблицы, предложенные
Солнцевой О.В. (таблицы 5-7) [29].
Таблица 5
Модель видов образовательной деятельности и культурных
практик в течении дня
Виды
образовательной
деятельности и
культурных практик
в режиме дня
Продолжительность
образовательной деятельности в
соответствии с СанПиН
Режимные моменты
Личная гигиена и подготовка к завтраку
8.25-8.30 8.30-8.45
Завтрак
Включается и коррекционная работа

1 вариант
Таблица 6
Модель недели в … общеразвивающей группе
Де нь н
еде ли
1-я половина дня
2-я половина дня
НОД образовательная деятельность разных видов и культурные практики
Самостоятельная инициативная деятельность
НОД образовательная деятельность разных видов и культурные практики
Самостоятельная инициативная деятельность
Название, продолжительность
Продолжительность
Название, продолжительность
Продолжительность
Модель недели. 2 вариант
Таблица 7
Модель недели в … компенсирующей группе
Де нь н
еде ли
1-я половина дня
2-я половина дня
Коррекционная работа
НОД
Культурные практики
Самостоятельная инициативная деятельность
Коррекционная работа
НОД
Культурные практики
Самостоятельная инициативная деятельность
Название, продолжительность
Продолжительность
Название, продолжительность
Продолжительность

Современные образовательные технологии конкретной области
развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Данная часть АОП позволяет показать, какие образовательные программы определяют содержание образовательной деятельности и какие методические пособия позволяют реализовать указанные формы работы.
Таблица 8
Образовательная область
Задачи
Программы и
методические пособия
Способы и направления поддержки детской инициативы
Необходимо показать, как происходит организация самостоятельной деятельности детей на основе их интересов и потребностей, в соответствии с видами детской инициативы. Для подготовки данной части можно использовать таблицу 9.
Таблица 9
Описание способов направления и поддержки детской инициативы
Мероприятие
по годовому
плану
Направления инициативы
Деятельностные инициативы
Социальные инициативы
Виды
Периодичность
Виды
Периодичность
Подготовка и оформление выствок
НОД
(продуктивная деятельность) по желаниям детей
1 раз в месяц
Обсуждение темы выставки
1 раз в месяц
Иные
характеристики
содержания
программы,
наиболее
существенные с точки зрения авторов программы
Любая деятельность, направленная на усвоение социальных компетенций детей с ОВЗ из числа парциальных или авторских программ, с учетом специфики учреждения. Оформляется в вариативной части программы.
2 Блок. Направления и содержание работы по коррекции
нарушений развития детей (описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей):

диагностическое направление; коррекционно-развивающее направление; консультативное направление; информационно- просветительское направление, лечебно-оздоровительное направление.
Данный блок можно объединить с первым, как было отмечено выше, либо конкретизировать содержание коррекционной работы в отдельно взятом разделе..


Таблица 10
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья
Специалист
Образовательная
область
Направления
коррекционно-
развивающей
работы (виды
дятельности)
Задачи коррекционно-
развивающей работы
Режим и формы
организации
коррекционно-
развивающей работы
Форма оценки
результатов
коррекционно-
развивающей
работы
Таблица 11
Модель описания коррекционно-развивающей работы в АОП
Форма работы,
либо вид деятельности
Задачи
Коррекционно-развивающие программы,
методические пособия, дидактические
материалы и так далее.
коррекционно-развивающая работа педагога-психолога
коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда и воспитателя
коррекционно-развивающая работа инструктора по физической культуре и ЛФК

Механизмы адаптации Программы, систему комплексного психолого- медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья рассмотрим на примере программы коррекционной работы МАДОУ № 2 г. Сухой Лог, разработанной Коноваловой И.В.,
заведующим МАДОУ № 2, Ждановой Е.А., старшим воспитателем МАДОУ
№ 2.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с
ОВЗ рассматривается как комплексная технология психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, образования, социализации со стороны специалистов разного профиля
МАДОУ №2, действующих координировано.
Для этого в МАДОУ № 2 функционирует служба комплексного сопровождения через психолого-медико-педагогический консилиум, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В состав консилиума входят администрация, специалисты дошкольного учреждения - заведующий, старший воспитатель, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, медицинский работник, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, воспитатели групп комбинированной и компенсирующей направленности.
Целью психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является обеспечение условий для оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в социум.
Основные направления работы: диагностическое, коррекционно- развивающее, оздоровительно-профилактическое, социально-педагогическое.
Диагностическое направление. Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:
▪ своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;
▪ выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
▪ определить оптимальный педагогический маршрут;
▪ обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении;
▪ спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы индивидуального сопровождения и коррекционной работы;
▪ оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы.
Таким образом, разрабатывается программа комплексного изучения ребенка различными специалистами для выявления причин затруднений освоения общеобразовательной программы дошкольного образования.
Таблица 12
Программа комплексного изучения ребенка с ограниченными возможностями
здоровья


Направление
Содержание
Ответственный
Медицинское
Выявление состояния физического и психического здоровья, изучение медицинской документации: история развития ребенка, здоровье родителей, как протекала беременность, роды.
Физическое состояние воспитанника; изменения в физическом развитии (рост, вес и т.д.); нарушения движений (скованность, расторможенность, парезы, стереотипные и навязчивые движения); утомляемость и т.д.
Медицинские работники.
Психолого- педагогическое
Обследование актуального уровня развития ребѐнка, определение зоны ближайшего развития, выявление трудностей, возникающих у ребѐнка по мере освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, причин возникновения данных трудностей.
Психолог, учитель- дефектолог, учитель- логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатель.
Социально- педагогическое
Семья ребенка: состав семьи, условия воспитания.
Эмоционально-волевая сфера: преобладание настроения ребенка; наличие аффективных вспышек; способность к волевому усилию, внушаемость, проявления негативизма.
Взаимоотношения с коллективом детей и взрослых: роль в коллективе, симпатии, дружба с детьми, отношение к младшим и старшим товарищам.
Нарушения в поведении: гиперактивность, замкнутость, аутистические проявления, обидчивость, эгоизм.
Психолог, учитель- дефектолог, учитель- логопед, воспитатель.
Коррекционно-развивающее направление.
Данное направление обеспечивает создание педагогических условий для коррекции и профилактики нарушений в развитии ребенка с ОВЗ:
- разрабатывается адаптированная основная образовательная программа для конкретной категории детей с ограниченными возможностями здоровья;
- разрабатывается индивидуальная образовательная программа на ребенка-инвалида;
- организуется взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение ребѐнка.
Создаются необходимые для реализации коррекционно-развивающей работы условия:
▪ использование специальных образовательных программ, исходя из категории детей с ограниченными возможностями здоровья, а также специальных методов и приѐмов обучения и воспитания;
▪ использование технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

▪ организация и проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе воспитателей, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога- психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей с ограниченными возможностями здоровья решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей.
При планировании коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи учитываются общие и специфические особенности развития детей, новые вариативные формы организации коррекции отклонений речевого развития, необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями речевой патологии.
Также учитываются следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:
- принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
- принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтегенеза;
- принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения.
Через индивидуальную работу проводится:
- активизация и выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;
- подготовка артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;
- постановка отсутствующих звуков, их различие на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов.
Особое внимание уделяется развитию познавательных интересов детей.
При этом учитывается своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого нарушения, сужения коммуникативных контактов с окружающими.
Содержание образования с детьми с задержкой психического развития
(далее – дети с ЗПР) включает в себя разностороннее развитие детей, коррекцию недостатков в их развитии, а также профилактику нарушений, имеющих не причинный, а следственный (вторичный, социальный) характер.
Это позволит сформировать у дошкольников с ЗПР различного генеза

психологическую готовность к обучению в общеобразовательной организации.
Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР состоят в необходимости индивидуального и дифференцированного подхода, сниженного темпа обучения, структурной простоты содержания знаний и умений, наглядности, возврата к уже изученному материалу, развития самостоятельности и активности детей.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с ЗПР представляет собой игровую деятельность. Игры-занятия являются ведущими в образовании детей этой категории, так как эти дети нуждаются в упорядочивании своей деятельности, в определенном алгоритме для ее реализации. Педагогический замысел каждого игрового занятия направляется на решение коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач.
Содержание коррекционно-развивающей работы в разделах группируется по темам, которые являются сквозными на весь период дошкольного обучения. Они формируются, расширяются и уточняются в процессе разнообразных видов детской деятельности.
Оздоровительно-профилактическое направление. Данное направление предполагает:
- проведение лечебно-профилактических мероприятий;
- соблюдение санитарно–гигиенических норм, режима дня, питания ребенка;
- осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий в зависимости от нарушения: медикаментозное лечение по назначению врача; специальные коррекционные упражнения для профилактики нарушения осанки, зрения, развития координации движений, мелкой моторики и пр.).
Также дети с
ОВЗ систематически проходят плановую диспансеризацию, по результатам которой осуществляются дифференцированные мероприятия по укреплению здоровья детей.
Работа по физическому воспитанию в группах комбинированной направленности и в группе для детей с ограниченными возможностями здоровья строится таким образом, чтобы одновременно решались образовательные, оздоровительные и специальные коррекционные задачи:
▪ развитие речи посредством движения;
▪ формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;
▪ изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначение предметов;
▪ формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;
▪ управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально- волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр-занятий, игр, эстафет.


Консультативное направление. Данное направление включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников воспитательно-образовательного процесса;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приѐмов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приѐмов коррекционного обучения и воспитания ребѐнка с ограниченными возможностями здоровья.
Социально-педагогическое направление.
Данное направление включает:
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- взаимодействие с семьѐй ребѐнка с ограниченными возможностями здоровья и социальными партнѐрами.
Подготовка педагогов осуществляется через курсы повышения квалификации, семинары–практикумы, самообразование.
100% педагогов, работающих в группах комбинированной и компенсирующей направленности прошли курсы повышения квалификации по темам: «Основы коррекционно-педагогической деятельности с детьми, имеющими отклонения в развитии»; «Современные подходы к психолого- педагогической коррекции и логопедической работе в образовательном учреждении». Полученные знания педагоги применяют в своей практической деятельности через использование современных педагогических технологий, специальных методов образования и воспитания детей с ОВЗ.
Таблица 13
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15