Файл: Социальноэкономическое развитие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 300

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
34
Рисунок 6. Методы сбора информации по проекту «Взыскание дебиторской задолженности»
Согласно рисунку 6, больше всего информации способно дать предприятие-эталон. Организация встреч с ведущими специалистами юридического отдела АО «Тулатеплосеть» может позволить исследовать основные принципы и порядок проведения работ по взысканию. Эксперты, в том числе и представители компании-эталона, могут предоставить ценные советы и раскрыть некоторые тонкости по мониторингу величины и динамики задолженности, а также передать информацию об оптимальном количестве дел на одного специалиста. Публикации позволяют определить наиболее эффективные методы и средства по взысканию, которые применимы на практике коммунальных предприятий.
Проанализировав полученные данные, группы по проектам выдвинули несколько решений, которые оценивались участниками групп с ролью «скептик», были отобраны наиболее подходящие и применимые к ООО «УК 21 Век» решения, исследованы способы внедрения тех вариантов, которые наиболее эффективно способны приблизить организацию к эталону.
Итак, по итогам проведения сравнительного анализа, по проекту «Начисление услуг» было принято решение установить программу «1С: Предприятие. ЖКХ» наиболее подходящую специфике управляющей компании, позволяющую:

систематизировать информацию о собственниках, адресах, площади, льготах, тарифах и прочих аспектах процедуры начисления;

сократить время на осуществление процедуры;

упростить корректировки и взаимозачеты;

оптимизировать поиск, выгрузку и обмен с банками;

выгружать платежные документы непосредственно собственнику на электронную почту.
Кроме того, было принято решение провести мероприятие по повышению квалификации сотрудников, включающее не только обучение процедуре начислений, но и основам деловой и профессиональной этики с целью повышения качества обслуживания, увеличению скорости обработки запросов и проведения разъяснительной работы населению.
При том, что количество сотрудников, отвечающих за начисление услуг не изменилось, было предварительно рассчитано, что повышение показателей трудоотдачи в данном случае может достигнуть 100%.
Также было принято решение изменить вид платежного документа, внеся несколько поправок
, информирующих жителей о порядке начисления, что позволит сократить количество возникающих вопросов, а также разместить рекламу на обороте квитанции, сообщающую об оказываемых ООО «УК 21 Век» дополнительных услугах.
По итогам разработки проекта «Юридические услуги» было принято решение услугу по консультированию жителей по вопросам ЖКХ внедрить в организацию, цены установить на 10% ниже рыночных, как дополнительную меру по привлечению, информацию о новой услуге разместить на сайте компании и платежных документах. Оказание услуги распределить между сотрудниками юридического отдела в соответствии с направлением. В случае успешного внедрения и роста спроса на услугу оценить эффективность найма дополнительного сотрудника как инвестиционный проект.
Успешное разрешение вопросов жителей позволит создать и распространить положительную репутацию компании среди населения, что в конечном итоге послужит важным аспектом в проведении конкурентной борьбы, привлечении новых МКД и росте компании.
По проекту «Информационная система» было принято решение произвести апробацию успешного опыта применения облачного сервиса «Битрикс24» компанией ПАО «Ростелеком», провести мероприятия по ознакомлению сотрудников с основами владения сервисом. Также разработать систему премирования, в соответствии с которой сотрудник получает процент премии, соответствующий проценту исполнения возложенных на него задач. Данная мера позволит оптимизировать затраты по оплате труда, повысить производительность труда и ликвидировать потерю документов, путаницу в распределении обязанностей. Документооборот может стать более организованным, трудовая дисциплина возрастет, наладится исполнение заявок жителей, ускорятся ответы на запросы.
По проекту «Взыскание дебиторской задолженности» была скопирована методика, используемая предприятием-эталоном, согласно которой определяется размер задолженности отдельного собственника, относящий должника в очередь на обработку. Это позволит систематизировать должников и автоматизировать начало работ. Бухгалтерия должна ежемесячно формировать реестр должников, производить корректировки по поступающим оплатам и начислять пени, затем передавать информацию в юридическую службу, где работа по взысканию задолженности будет распределена на отдельного сотрудника: обработка и систематизация полученной информации, подготовка документов на предварительное оповещение собственников об имеющихся долгах, после чего их отправка в суд. Положительно вынесенные судом решения незамедлительно должны направляться в Управление Федеральной Службы


Судебных Приставов (УФССП), дублироваться собственнику. Эффективность работы может подвергаться мониторингу, а результаты попадать под систему премирования.
Таким образом, можно сделать вывод, что исследовательские возможности, которые открывает собой любой вид анализа в жилищно-коммунальной сфере достаточно обширны и универсальны. Результаты одного этапа аналитической работы представляют собой исходную платформу для дальнейших исследований, а постоянное обновление информации, динамичность развития отрасли предоставляет еще больше вариантов и направлений, по которым можно вести работу.
Современные аналитические методы и средства, которые только набирают популярность в России, представляют собой положительный опыт заимствования. Бенчмаркинг, помимо того, что его применение может быть сопряжено с минимальными затратами при правильной организации действий, а результаты могут дать ощутимую отдачу, представляет собой ценнейшее средство приобретения полезных знаний, действенных методов и эффективных решений.
2.2. Особенности экономического анализа деятельности учреждений здравоохранения
Жукова Н.В., Яровова В.В.
В соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Развитие здравоохранения», эффективное функционирование системы здравоохранения определяется основными системообразующими факторами:
- совершенствованием организационной системы, позволяющей обеспечить формирование здорового образа жизни и оказание качественной бесплатной медицинской помощи всем гражданам Российской Федерации (в рамках государственных гарантий);

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
35
- развитием инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации;
- наличием достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением Российской Федерации.
1
Для достижения всех запланированных в Государственной программе изменений необходимо и соответствующее финансирование, и управление учреждениями здравоохранения.
Важность этого подтверждается социологическим опросам граждан. На первом месте у россиян здоровье, затем безопасность, заработок и т.д. На протяжении последних четырех лет приоритеты россиян остаются неизменными. Топ-5 составляющих качества жизни для наших сограждан – это здоровье, безопасность, стабильный заработок, экология, качество и доступность продуктов питания.
Удовлетворенность же доступностью медицинской помощи среди характеристик удовлетворенности жизнью, находится на последнем месте
2
. И эта ситуация не изменится, пока не будет достаточного ресурсного обеспечения здравоохранения, а также не будут задействованы многочисленные резервы повышения эффективности использования всех видов ресурсов, в том числе и финансовых.
Государственные учреждения здравоохранения в рамках выполнения целевых программ, для достижения заданных им целей, много внимания и средств уделяют улучшению материально-технической базы, внедрению инновационных методов лечения, включая высокотехнологичную медицинскую помощь, повышению квалификации медицинского персонала, внедрению новейших информационных технологий. Но, при этом, далеко не каждое учреждение здравоохранение проводит экономический анализ своей деятельности, а некоторые и не обладают такой возможностью.
С целью решения этой проблемы на местах, в конкретных учреждениях здравоохранения возникает необходимость разработки комплексного подхода к анализу деятельности государственных учреждений здравоохранения на основе анализа ключевых показателей и исследования их взаимосвязей, что позволит принимать экономически обоснованные управленческие решения.
На сегодняшний день в государственных учреждениях здравоохранения формируется отчетность в трех аспектах: финансирование объемов медицинской помощи, оценка качества медицинской помощи и составление бухгалтерской отчетности.
Анализ деятельности учреждения строится на оценке показателей из указанных форм отчетности, которые представляют собой разрозненные количественные и качественные показатели, которых недостаточно для формирования комплексной оценки.
Также необходимо отметить, что этого недостаточно для принятия управленческих решений внутри учреждения и для сторонней оценки деятельности учреждения здравоохранения.
Следовательно, требуется определить такие показатели результативности деятельности учреждения здравоохранения, которые учитывали бы ресурсный потенциал учреждения здравоохранения при оказании медицинской помощи, и давали характеристику его финансовой устойчивости и безубыточности.
Результативность деятельности любого объекта определяется зависимостью достигнутого за период времени результата деятельности этого объекта, к сумме всех видов затраченных ресурсов для достижения полученного результата. В бюджетных учреждениях здравоохранения такая оценка затруднена из-за различных видов финансирования, по которым отсутствует единая методика способов измерения оценки эффективности. Данная оценка возможна только в рамках оказания платных медицинских услуг.
Но и в этом случае, она не будет точной, так как используются ресурсы учреждения в целом, включая имущество, находящееся в оперативном управлении.
Таким образом, что результативность деятельности учреждения здравоохранения имеет более широкий смысл, нежели экономический. Это может быть степень соответствия результатов, поставленной цели, и такая деятельность не всегда является экономичной. При этом цели в учреждении здравоохранения разные: медицинский персонал обеспечивают должное качество медицинской помощи и выполняют, заданные планом объемы медицинских услуг, а менеджмент учреждения делает все для максимального финансирование этих услуг.
Государственные учреждения здравоохранения в рамках выполнения целевых программ, для достижения заданных им целей, много внимания и средств уделяют улучшению материально-технической базы, внедрению инновационных методов лечения, включая высокотехнологичную медицинскую помощь, повышению квалификации медицинского персонала, внедрению новейших информационных технологий. Но, при этом, далеко не каждое учреждение здравоохранение проводит экономический анализ своей деятельности, а некоторые и не обладают такой возможностью.
В ходе проведения экономического анализа деятельности государственных учреждений здравоохранения принципиально важным является определение минимального набора показателей экономической эффективности, отражающих возможность учреждения качественно и бесперебойно оказывать медицинскую помощь, выполнять принятые обязательства, а также выполнять утвержденный план финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
В настоящее время учреждения здравоохранения составляют и представляют с различной периодичностью в Министерство здравоохранения РФ и Федеральную службу государственной статистики разнообразные отчетные формы, на основании которых возможен расчет показателей, характеризующих их деятельность. Основными из них является бухгалтерская отчетность
3
, включая
«Отчет об исполнении учреждением ПФХД» (ф. 0503737), отчет о деятельности медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхованияи сведения о работе учреждений здравоохранения в сфере обязательного медицинского страхования
4
, сведения о движении средств обязательного медицинского страхования учреждений, сведения об оказании и ресурсном обеспечении медицинской помощи населению
5
Посредством этих форм, учреждение здравоохранения может проанализировать структуру и объем медицинских услуг, их динамику, а также увязать стоимость услуг с расходами на их оказание. С этой целью проводится анализ:
- динамики выполнения плановых объемов по обязательному медицинскому страхованию в разрезе видов медицинской помощи;
- стоимости оказанных медицинских услуг;
- объемов оказанных учреждением услуг и услуг, принятых к оплате страховыми компаниями;
- расходов на единицу медицинских услуг по ее видам.
Рассматриваемая методика экономического анализа деятельности учреждений здравоохранения позволяет учесть источники и уровни финансирования. В ходе анализа деятельности учреждений здравоохранения необходимо учитывать все источники поступления денежных средств, включая доходы от оказания платных медицинских услуг.
1
Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения": постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640 (ред. от 04.12.2018).
2
Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [Электронный ресурс]: https://wciom.ru.
3
Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений: приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н (ред. от 30.11.2018).
4
Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере обязательного медицинского страхования: приказ Росстата от 17.04.2014 N 258.
5
Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере охраны здоровья: приказ Росстата от 24.08.2016 N 445 (ред. от 08.09.2016).


СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
36
Доходами учреждения здравоохранения является сумма средств, которые поступают в учреждение в результате оказания медицинских услуг и в других случаях.
К источникам доходов учреждения здравоохранения относятся:
- субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
- субсидии на иные цели;
- средства обязательного медицинского страхования;
- собственные доходы учреждения.
К собственным доходам учреждения средства относятся:
- доходы от оказания платных медицинских услуг;
- доходы от собственности;
- доходы от операций с активами;
- доходы от штрафов, пеней и пр.;
- безвозмездные поступления из бюджетов.
Учитывая различные источники финансирования учреждений здравоохранения и специфику их функционирования, можно сначала провести анализ использования имущества, а затем анализ деятельности по источникам финансового обеспечения.
Анализ использования имущества включает в себя анализ использования нефинансовых активов, оборачиваемости материальных запасов, эффективности использования финансовых активов.
Для оценки величины субсидии на выполнение государственного задания, которая приходится на один рубль основных средств учреждения, используемых при оказании медицинской помощи в рамках бюджетного финансирования, рассчитывается показатель использования основных средств на выполнение государственного задания. Аналогичные показатели рассчитываются для нематериальных активов и материальных запасов. Следует отметить, что указанные показатели необходимо также рассчитать для финансирования за счет средств обязательного медицинского страхования и для собственных средств учреждения здравоохранения.
Для оценки интенсивности использования учреждением здравоохранения ресурсов рассчитывается показатель оборачиваемости материальных запасов и коэффициент оборачиваемости финансовых активов.
Например, охарактеризуем показатели использования нефинансовых активов, используемых при оказании медицинской помощи в рамках бюджетного финансирования.
Для оценки величины субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, которая приходится на один рубль основных средств учреждения, используемых при оказании медицинской помощи в рамках бюджетного финансирования, рассчитывается показатель использования основных средств на выполнение государственного (муниципального) задания:
Киос = (Вс / Сгму х Дос) х 100%
(1) где Киос - показатель использования основных средств рамках деятельности учреждения по выполнению государственного задания, %;
Вс – величина субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (стр. 101 гр. 5 ф. 0503721), руб.;
Сгму - фактическая себестоимость оказанной медицинской услуги, руб.;
Дос - доля основных средств в рамках деятельности учреждения по выполнению государственного задания валюте баланса по данному виду деятельности.
Для оценки величины субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, которая приходится на один рубль нематериальных активов учреждения, используемых при оказании медицинской помощи в рамках бюджетного финансирования, рассчитывается показатель использования нематериальных активов на выполнение государственного (муниципального) задания:
Кинма = (Вс / Сгму х Днма) х 100%
(2) где Киос - показатель использования нематериальных активов рамках деятельности учреждения по выполнению государственного задания, %;
Вс – величина субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (стр. 101 гр. 5 ф. 0503721), руб.;
Сгму - фактическая себестоимость оказанной медицинской услуги, руб.;
Днма - доля нематериальных активов в рамках деятельности учреждения по выполнению государственного задания валюте баланса по данному виду деятельности.
Для характеристики величины субсидии на выполнение государственного задания, которая приходится на один рубль материальных запасов, используемых при оказании медицинской помощи в рамках бюджетного финансирования, рассчитывается показатель использования материальных запасов:
Кимз = (Вс / Сгму х Дмз) х 100%
(3) где Киос - показатель использования материальных запасов рамках деятельности учреждения по выполнению государственного задания, %;
Вс – величина субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (стр. 101 гр. 5 ф. 0503721), руб.;
Сгму - фактическая себестоимость оказанной медицинской услуги, руб.;
Дмз - доля материальных запасов в рамках деятельности учреждения по выполнению государственного задания валюте баланса по данному виду деятельности.
Методика анализа использования имущества позволяет провести его оценку основе открытых публичных данных и отражает основные направления эффективности использования имущества учреждения здравоохранения по различным источникам финансового обеспечения.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности включает в себя коэффициентный анализ денежных потоков и показателей рентабельности и эффективности.
Выделим основные направления деятельности учреждений здравоохранения, имеющие различия в источниках финансирования:
- выполнение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) для государственных учреждений здравоохранения за счет средств бюджета (предоставление социально значимой медицинской помощи);
- предоставление медицинской помощи в рамках обеспечения государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования;
- оказание медицинских услуг за счет средств граждан и юридических лиц, средств добровольного медицинского страхования.
Для оценки доли собственных доходов учреждения здравоохранения в общем объеме субсидий и средств обязательного медицинского страхования рассчитывается коэффициент соотношения доходов от собственной деятельности к сумме бюджетных субсидий и средств обязательного медицинского страхования.
Для оценки эффективности управления денежными потоками учреждения здравоохранения определяется коэффициент сбалансированности денежных потоков. Этот коэффициент определяется четыре раза: по выполнению государственного
(муниципального) задания, по средствам ОМС, по собственным доходам учреждения здравоохранения, а также по субсидиям на иные цели. В рамках этих источников доходов учреждение здравоохранения составляет четыре отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) за год. Для нахождения коэффициента сбалансированности денежных потоков используется формула:


1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   38