Файл: Социальноэкономическое развитие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 305

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
37
Ксдп = Пдс / Вдс
(4) где Ксдп - коэффициент сбалансированности денежных потоков по отдельным видам финансирования;
Пдс – поступление денежных средств (сумма стр. 010 гр. 5–7 + стр. 500 гр. 5–7 ф. 0503737) по отдельным видам финансирования, руб.
Вдс – выбытие денежных средств (сумма стр. 200 гр. 5–7 ф. 0503737) по отдельным видам финансирования, руб.
Эти коэффициенты показывают соответствие и синхронность денежного потока в отчетном периоде для осуществления расчетов. Значение показателя должно стремиться к 1.
Для оценки достаточности денежных потоков, показывающего насколько поступления денежных средств достаточно для погашения текущих обязательств используется коэффициент достаточности денежных потоков. Он определяется для трех направлений денежных потоков: по выполнению государственного (муниципального) задания, по средствам ОМС, по субсидиям на иные цели определяется по формуле:
Кддп = Пдс / Нрасх
(5) где Кддп - коэффициент достаточности денежных потоков по отдельным видам финансирования;
Пдс – поступление денежных средств (сумма стр. 010 гр. 5–7 + стр. 500 гр. 5–7 ф. 0503737) по отдельным видам финансирования, руб.
Нрасх - начисленные расходы по отдельным видам финансирования (стр. 150 гр. 5 ф. 0503721), руб.
Коэффициент достаточности денежных потоков по собственным доходам учреждения здравоохранения определяется по формуле:
Кддп(с) = Пдс с / Вдс
(6) где Кддп(с) - коэффициент достаточности денежных потоков по собственным доходам учреждения здравоохранения;
Пдс с – поступление денежных средств (сумма стр. 010 гр. 5–7 + стр. 500 гр. 5–7 ф. 0503737) по приносящей доход деятельности, руб.
Вдс - выбытия денежных средств (сумма стр. 200 гр. 5–7 ф. 0503737) по приносящей доход деятельности, руб.
Значение коэффициента достаточности денежных потоков должно стремиться к 1.
Для оценки полноты и своевременности поступления средств ОМС и субсидии на выполнение государственного
(муниципального) задания рассчитывается коэффициент эффективности денежных потоков. Он рассчитывается дважды: по бюджетным средствам и по средствам ОМС по формулам:
Кэдп гз = Пдсб / Сгз
(7)
Кэдп омс = Пдсф / Сомс
(8) где Кэдп гз — коэффициент эффективности денежных потоков по бюджетным средствам;
Кэдп гз — коэффициент эффективности денежных потоков по средствам ОМС;
Пдсб - поступление денежных средств по субсидиям на выполнение государственного задания
, руб.;
Пдсб - поступление денежных средств по средствам ОМС, руб.;
Сгз - объем субсидии на выполнение государственного задания, руб.;
Сомс - объем средств по ОМС, руб.;
Для оценки эффективности формирования денежного потока по собственным доходам учреждения здравоохранения рассчитывается коэффициент эффективности денежных потоков по приносящей доход деятельности:
Кэдп сд = Пдс с / Дсд
(9) где Кэдп сд — коэффициент эффективности денежных потоков по собственным доходам;
Пдс с – поступление денежных средств (сумма стр. 010 гр. 5–7 + стр. 500 гр. 5–7 ф. 0503737) по приносящей доход деятельности, руб.;
Дсд – собственные доходы учреждения (стр. 010 гр. 6 ф. 0503721), руб.
Значение этого коэффициента также должно стремиться к 1.
Для оценки чистого операционного результата, полученного с каждого рубля доходов, необходимо рассчитать показатели рентабельности деятельности учреждения.
Рентабельность деятельности для различных источников финансового обеспечения определяется трижды (по выполнению государственного (муниципального) задания, по средствам ОМС, по собственных доходам учреждения) по одной формуле:
Рду = (ЧОР / Оф) х 100%
(10) где Рду — рентабельность деятельности для различных источников финансового обеспечения, %;
ЧОР - чистый операционный результат (по выполнению государственного (муниципального) задания, по средствам ОМС, по собственных доходам учреждения) (стр. 300 гр. 5 ф. 0503721), руб.;
Оф – объем финансирования, руб.
Объем финансирования (Оф), в свою очередь определяется отдельно по субсидии на выполнение государственного задания, по средствам ОМС и по собственной деятельности учреждения здравоохранения.
Если у учреждения здравоохранения выходит отрицательное значение чистого операционного результата, тогда требуется определить величину убытка, полученного с каждого рубля доходов.
Для оценки эффективности управления имуществом учреждения здравоохранения определяется соответствующий коэффициент, отдельно для бюджетного финансирования, средств ОМС и собственных средств учреждения здравоохранения, по формулам:
Кэу им гз= (Рим / Сгз) х 100%
(11)
Кэу им омс = (Рим / Сомс) х 100%
(12)
Кэу им сс = (Рим / Ссс) х 100%
(13) где Кэу им (гз, омс, сс) - коэффициент эффективности управлении имуществом, %;
Сгз - объем субсидии на выполнение государственного задания, руб.;
Сомс - объем средств по ОМС, руб.;
Ссс - объем собственных средств (сумма стр. 010 гр. 5–7 + стр. 500 гр. 5–7 ф. 0503737) по приносящей доход деятельности, руб.


Рим - расходы по содержанию имущества (недвижимого и особо ценного движимого имущества) по КОСГУ 223–225, 290, руб.
Данный коэффициент в части бюджетного финансирования показывает, какую часть субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (средств ОМС) занимает содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества. Он отражает степень эффективности управлении имуществом, находящимся в оперативном управлении, и раздельном учете между источниками финансового обеспечения.
Для оценки управления доходами по всем по всем источникам финансирования учреждения здравоохранения необходимо рассчитать коэффициент эффективности управления доходами по всем видам деятельности по формуле:
Кэуд= Д общ / Р общ
(14) где Кэуд - коэффициент эффективности управления доходами по всем видам деятельности по всем источникам финансирования учреждения здравоохранения;

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
38
Д общ – сумма субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, субсидии на иные цели, средств по ОМС и собственных доходов учреждения здравоохранения, руб.;
Р общ - сумма фактических расходов по всем источникам финансирования учреждения здравоохранения (стр. 150 гр. 7 ф.
0503721), руб.
Если в учреждении здравоохранения складывается ситуация, что общая сумма доходов больше суммы фактических расходов по всем источникам финансирования, то данный коэффициент больше 1. В частности, это может говорить о том, что общей сумме доходов значительная часть принадлежит собственным доходам учреждения с одной стороны, и о сокращении бюджетного финансирования с другой.
Результаты анализа могут быть использованы при проведении внутренней проверки выполнения государственного задания по оказанию медицинской помощи и для анализа деятельности учреждения здравоохранения на предмет эффективности использования бюджетных средств.
Рентабельность деятельности для различных источников финансового обеспечения определяется трижды (по выполнению государственного задания, по средствам обязательного медицинского страхования, по собственных доходам учреждения).
Таким образом, продемонстрированный анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности учреждений здравоохранения является надежным инструментом оценки эффективности управления всех видов финансирования, включая бюджетные средства и средства обязательного медицинского страхования, определяет эффективность управленческих решений менеджмента учреждения здравоохранения.
2.3. Актуальные аспекты организации бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса
Яровова В.В., Жукова Н.В.
Международная практика показывает, что развитие малого бизнеса является одним из самых эффективных способов стабилизации экономики. Безусловно, российская экономика нуждается в развитии малого бизнеса, при этом важную роль играет возможность малых предприятий и индивидуальных предпринимателей выбрать систему налогообложения, учета и отчетности.
Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. Малые компании способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечить необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.
Кроме того, учитывая, что большинство собственников малых предприятий можно причислить к среднему классу, являющемуся в развитых странах основной опорой государства, следует отметить, что финансовая стабильность малых предприятий в лице их владельцев – гарантия социальной и политической стабильности. Именно поэтому одним из наиболее эффективных направлений экономического роста России на ближайшую перспективу является стимулирование развития малого предпринимательства.
Следует отметить, что субъекты малого предпринимательства с самого начала признания их на федеральном уровне имели специфику в выборе систем налогообложения и систем бухгалтерского учета, а также пользовались рядом льгот по налогообложению.
Оценка текущего состояния налогообложения малого бизнеса на основе обобщающей оценки существующих налоговых режимов позволила определить основные направления законодательного регулирования. Специальные режимы налогообложения различаются механизмом начисления налогов, но цель преследуется одна - увеличение собираемости налогов при полном контакте с налогоплательщиками.
Таким образом, налоговое регулирование в сфере малого бизнеса находится под пристальным вниманием законодателя, выступает важнейшим средством проведения социально-экономической политики государства.
В то же время, действующее российское законодательство не проводит четкого ранжирования учетных систем в зависимости от масштабов хозяйственной деятельности и размеров организации. Вследствие этого необходима четкая постановка возможных схем бухгалтерского учета, характеризующаяся, во-первых, простотой и доступность, во-вторых, позволяющая фиксировать факты хозяйственной жизни малых предприятий в полном объеме, с высокой степенью достоверности; в-третьих, обеспечивающая руководство необходимой управленческой информацией; в-четвертых, соответствующая требованиям налоговых органов, и, в-пятых, формирующая адекватные отчеты о результатах финансовой деятельности.
При организации и ведении бухгалтерского учета в организациях, являющихся субъектами малого предпринимательства, следует руководствоваться требованиями бухгалтерского и налогового законодательства, в частности, нормами следующих документов:
- Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ;
- Положений по бухгалтерскому учету, в том числе Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в
Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н;
- Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.
- Приказа Минфина России от 16.05.2016 N 64н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету», предусмотревшего ряд мер, обеспечивающих возможность упрощения ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства.
Особенности организации и ведения бухгалтерского учета малыми предприятиями обусловливает специфика их предпринимательской деятельности, характеризующаяся небольшой численностью работников, незначительными объемами производственных или торговых операций.
На официальном сайте Минфина размещен документ «Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности», разработанные Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России. Ими рекомендовано три возможных способа организации упрощенного учета:
- полная форма;
- сокращенная форма;
- простая система ведения бухучета.
Полная форма, по сути, напоминает обычный бухгалтерский учет, поскольку здесь также все хозяйственные операции учитываются методом двойной записи в соответствующих регистрах. Данная форма учета подойдет тем организациям, которые применяют метод начисления, а также тем, у кого хозяйственные операции достаточно разнообразны.
Рассмотрим, какие предусмотрены послабления для субъектов малого предпринимательства. Минфин России в Информации от
3.06. 2015 г. № ПЗ-3/2015 разъяснил отдельные моменты организации и ведения упрощенного бухучета.
Во-первых, это сокращенный план счетов. Малые предприятия могут разработать свой рабочий план счетов, объединив в нем схожие счета учета. Например, можно открыть для обобщения информации о:
- производственных запасах - счет 10 «Материалы» (вместо счетов: 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 11


СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
39
«Животные на выращивании и откорме»);
- затратах, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг) - счет 20 «Основное производство» (вместо счетов
20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу»);
- готовой продукции и товарах - счет 41 «Товары» (вместо счетов 41 «Товары», 43 «Готовая продукция»);
- дебиторской и кредиторской задолженности - счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (вместо счетов 62
«Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75
«Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты»).
Кроме того, в рабочем плане счетов можно предусмотреть:
- учет денежных средств в банках на счете 51 «Расчетные счета» (вместо счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета»,
55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути»);
- учет капитала на счете 80 «Уставный капитал» (вместо счетов 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83
«Добавочный капитал»);
- учет финансовых результатов на счете 99 «Прибыли и убытки» (вместо счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки»).
Организация, применяющая упрощенные способы, может принять решение:
- не проводить переоценку основных средств для целей бухгалтерского учета;
- не проводить переоценку нематериальных активов для целей бухгалтерского учета;
- не отражать обесценение нематериальных активов в бухгалтерском учете;
- не отражать обесценение финансовых вложений в бухгалтерском учете в случаях, когда расчет величины такого обесценения затруднителен;
- признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности;
- не представлять информацию по сегментам в бухгалтерской отчетности;
- не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности.
Таким образом, малые предприятия освобождены от обязанности учитывать требования следующих ПБУ:
- ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»: (п. 3):не создавать резервы предстоящих расходов;
- ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» (п. 2.1): учитывать расходы по договорам строительного подряда в общем порядке согласно требованиям ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 (без специальных корректировок);
- ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (п.2): в бухгалтерском учете малого предприятия можно не выявлять постоянные и временные разницы и формировать постоянные налоговые активы и обязательства, а также отложенные налоговые активы и обязательства;
- ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» (п. 3.1): в годовой бухгалтерской отчетности не нужно раскрывать информацию по прекращаемой деятельности;
- ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» (п. 3): годовой отчетности не нужно отражать сведения о связанных сторонах, которые оказывают влияние на деятельность фирмы.
Во-вторых, полная форма введения упрощенного бухучета основана на использовании специальных регистров. Так, малые предприятия могут утвердить для учета фактов хозяйственной жизни следующие ведомости:
- ведомость учета основных средств и амортизации - форма № 1МП;
- ведомость учета материально-производственных запасов - форма № 2МП;
- ведомость учета затрат на производство - форма № 3МП;
- ведомость учета денежных средств - форма № 4МП;
- ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № 5МП;
- ведомость учета продаж - форма № 6МП;
- ведомость учета расчетов с поставщиками - форма № 7МП;
- ведомость учета расчетов с персоналом по оплате труда - форма № 8МП;
- сводная ведомость (шахматная) - форма № 9МП.
Сумму по любой операции нужно записывать одновременно в двух ведомостях: в одной - по дебету счета с указанием кредитуемого счета, в другой - по кредиту счета и аналогичной записью дебетуемого счета. При этом запись о совершенной хозяйственной операции должна быть подтверждена первичным документом.
В конце отчетного периода накопленную в ведомостях информацию нужно обобщить в сводной (шахматной) ведомости по форме № 9МП, на основании которой составляется оборотная ведомость и выводятся остатки на последний календарный день отчетного периода. Оборотная ведомость является основой для составления бухгалтерского баланса.
В-третьих - упрощенная бухгалтерская отчетность, которую сдают все малые предприятия независимо от выбранного способа организации бухучета. Упрощение сводится к тому, что:
- бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и отчет о целевом использовании средств содержат сокращенный объем показателей (Приложение № 5 к Приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н);
- отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств необходимо составлять, если они содержат информацию, без которой невозможна оценка финансового положения или финансовых результатов деятельности.
Еще одним послаблением для малых предприятий является то, что они могут исправлять существенные ошибки, выявленные после утверждения годовой бухгалтерской отчетности, в упрощенном порядке по правилам п. 14 ПБУ 22/2010. Это означает, что малого предприятие может исправлять ошибки учета и отчетности в том периоде, в котором они их обнаружили. Прибыли или убытки прошлых лет, возникшие в результате такой корректировки, нужно отражать на счете 91 в составе прочих доходов и расходов.
Изменения фиксируются в текущей отчетности, пересчитывать показатели в отчетах за прошлый год не нужно
Сокращенная форма подходит для малых предприятий, использующих кассовый метод, и удобна для тех, у кого хозяйственные операции преимущественно однообразные.
Сокращенная форма упрощенного бухгалтерского учета предусматривает, что все факты хозяйственной жизни нужно записывать посредством двойной записи в одном документе - книге (журнале) учета фактов хозяйственной жизни.
Книга № К-1МП представляет собой таблицу, в которой все операции отражаются в разрезе используемых счетов на основе первичных документов.
Наряду с книгой № К-1МП для учета расчетов по оплате труда с работниками рекомендуют применять ведомость учета оплаты труда, форма которой может быть утверждена по примеру формы № 8МП. Если же данных регистров для ведения учета недостаточно, можно применить и другие ведомости, используемые при полной форме бухучета.
Книгу № К-1МП нужно открыть записями остатков по счетам бухгалтерского учета на начало отчетного периода либо на начало деятельности. Записи в книгу заносятся в хронологической последовательности в течение каждого месяца отчетного года на основе первичной учетной документации (например, счетов-фактур, платежных поручений, накладных, товарно-транспортных


1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   38