Файл: Социальноэкономическое развитие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 297

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
26
Рисунок 9. Дерево целей региональной налоговой политики
цели региональной налоговой политики
1. бюджетная (экономическая)
2. повышение конкурентоспособности и рост деловой
активности
хозяйствующих субъектов
3. обеспечение эффективности
налогового контроля
1.1. обеспечение сбалансированности
бюджета через гармонизацию интересов
РФ и субъектов
1.2. недопущение
роста недоимки по налогам
2.1. создание благоприятных условий для расширения
экономической деятельности
2.2. налоговое регулирование деловой активности
3.1. совершенствование системы налогового
администрирования
1.1.2. исполнение федерального законодательства с отстаиванием интересов региона
1.2.2. проведение разъяснительной работы с налогоплательщиками
1.2.1. работа с недоимщиками по погашению накопленной задолженности по налогам, пеням
1.1.1. принятие оперативных мер в случае существенного снижения поступлений
2.1.1. дифференциация ставок региональных налогов в зависимости от категории налогоплательщика
2.1.2. дифференциация ставок региональных налогов в зависимости от категории объекта налогообложения
2.2.1. поддержка и стимулирование отраслей рыночной специализации с наивысшей рейтинговой оценкой, малого предпринимательства, инновационной и инвестиционной деятельности
3.1.2. выявление и учет 100% объектов налогообложения
3.1.1. активизация выявления налогооблагаемой базы по имущественным налогам и паспортизация всех объектов налогообложения

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
27
С учетом целей и подцелей региональной налоговой политики, результатов рейтинговой оценки осуществляется выбор инструментов еѐ реализации.
Налоговое регулирование в рамках региональной налоговой политики, по нашему мнению, направлено на повышение конкурентоспособности и роста деловой активности субъектов экономики и обеспечивается за счет:
- создания благоприятных условий для расширения экономической деятельности;
- налогового регулирования деловой активности.
Для этого могут быть использованы такие инструменты как дифференциация ставок региональных налогов в зависимости от категории налогоплательщика или категории объекта налогообложения. В связи с этим возникает вопрос об отборе налогоплательщиков для предоставления налоговых льгот по региональным налогам.
Для поддержания рыночной специализации хозяйства региона и поддержки традиционных видов экономической деятельности нами предложено и обосновано использование коэффициента локализации
1
. Также целесообразным считаем создание условий для режима льготного налогообложения имущества субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне с условием частичного отказа от прямого субсидирования их деятельности за счет средств бюджета и региональных фондов поддержки.
Стимулирование инновационной и инвестиционной деятельности также лежит в плоскости регулирования как элемента налогового механизма, причем компетенция субъектов Федерации позволяет реализовать соответствующие инструменты в рамках региональных законов о льготном налогообложении.
На основании проведенных исследований разработана модель региональной налоговой политики, которая с позиций системного подхода может рассматриваться как один из компонентов более сложной системы управления налогообложением в государстве.
1.8.Динамика государственного долга Тульской области
Балашев Н. Б.
Владимир Владимирович Путин на совещании с членами правительства (31.10.2017) заявил, что объем задолженности регионов по государственным ценным бумагам и кредитам, взятым под высокий процент у коммерческих банков, составляет один триллион рублей. Для тех субъектов федерации, чья задолженность превышает 50 % собственных доходов, президент предлагает предоставить целевой кредит из федерального бюджета для погашения части долга.
Владимир Путин: "Важно найти решение для субъектов федерации, имеющих не только бюджетные, но и значительные рыночные долги. Очевидно, что при таком уровне долговой нагрузки регионы не смогут эффективно решать задачи развития, обеспечить стандарты качества граждан, проживающих на соответствующих территориях. Всѐ это приведет к серьезным территориальным диспропорциям. Ждем от всех субъектов федерации ответственного подхода и строгого соблюдения бюджетной дисциплины. Хочу, чтобы меня в регионах услышали - свои обязательства нужно выполнять, нужно над этим работать"
2
Таблица 4
Государственный долг субъектов ЦФО
3
На поддержку регионов–должников планируется потратить 60 миллиардов рублей из федерального бюджета.
Рассмотрим и проанализируем состояние государственного долга Тульской области – одного из субъектов Российской
Федерации, входящего в состав Центрального федерального округа (таблица 4).
Как видно из таблицы 1 объем госдолга Тульской области вырос на 2948751 тыс. руб. и она заняла первое место среди областей ЦФО по темпу роста долга, переместившись с 5-го места по объему долга на 8-е место в порядке возрастания суммы долга среди 18 субъектов Центрального федерального округа. Такой рост величины долга можно объяснить тем, что Тульская область воспользовалась льготными бюджетными кредитами от Министерства финансов Российской Федерации по ставке 0,5-1,5% годовых.
Кроме того, в коммерческих банках был взят кредит под 11-13% годовых.
1
Колчин С.П., Бушинская Т.В. Налоговая политика Тульской области: моногр. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого. 2010. С. 112-113.
2
https://otr-online.ru/news/vladimir-putin-rinochnii-92309.html
3
Министерство Финансов Российской Федерации https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/subdbt/2017/
Территория
Объем госдолга субъектов, на
01.01.2018, тыс. руб.
Объем госдолга субъектов, на 01.01.2017, тыс. руб.
Динамика, %
Центральный федеральный округ
484 651 281,47 517 408 292,44 93,67
Белгородская область
39 762 487,38 41 909 307,62 94,88
Брянская область
11 747 650,16 12 988 624,91 90,45
Владимирская область
4 161 910,77 3 786 672,77 109,91
Воронежская область
33 489 491,35 35 977 025,82 93,09
Ивановская область
16 765 973,92 16 825 747,85 99,64
Калужская область
30 177 622,45 30 248 666,97 99,77
Костромская область
21 989 339,33 21 325 492,33 103,11
Курская область
9 264 115,09 9 347 585,09 99,11
Липецкая область
16 401 913,50 17 715 596,11 92,58
Московская область
97 310 995,22 98 173 187,52 99,12
Орловская область
18 341 519,84 15 795 521,30 116,12
Рязанская область
24 361 852,86 26 362 106,06 92,41
Смоленская область
29 500 159,97 32 963 449,17 89,49
Тамбовская область
16 540 850,87 14 420 850,87 114,70
Тверская область
25 645 450,63 26 379 231,33 97,22
Тульская область
18 676 396,00
15 727 645,00
118,75
Ярославская область
36 165 994,14 35 609 190,14 101,56 г. Москва
34 347 558,00 61 852 391,58 55,53


СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
28
Таблица 5
Объем внутреннего долга Тульской области, тыс. руб.
1
Дата
Объем внутреннего долга Тульской области, тыс. руб. в том числе по видам долговых обязательств государственные ценные бумаги кредиты от кредитных организаций бюджетные кредиты государственны е гарантии иные долгов ые обязате льства всего
01.01.2018 2 750 000,00 6 200 000,00 9 726 396,00 0,00 0,00 18 676 396,00 01.01.2017 6 000 000,00 500 000,00 9 227 645,00 0,00 0,00 15 727 645,00 01.01.2016 8 250 000,00 3 594 961,00 4 055 039,00 0,00 0,00 15 900 000,00 01.01.2015 6 500 000,00 7 341 331,00 2 058 669,00 0,00 0,00 15 900 000,00 01.11.2014 6 500 000,00 6 400 000,00 6 058 669,00 0,00 0,00 18 958 669,00 01.01.2014 8 500 000,00 4 400 000,00 1 000 000,00 0,00 0,00 13 900 000,00 01.01.2013 5 000 000,00 2 000 000,00 1 425 996,30 0,00 0,00 8 425 996,30 01.01.2012 0,00 5 335 000,00 745 267,50 99 232,01 0,00 6 179 499,51 01.01.2011 0,00 7 724 894,80 745 267,50 107 886,58 0,00 8 578 048,88 01.01.2010 0,00 5 000 000,00 218 748,43 289 919,08 0,00 5 508 667,50 01.01.2009 1 500 000,00 600 000,00 18 693,65 373 942,26 0,00 2 492 635,91 01.01.2008 1 500 000,00 900 000,00 181 102,27 460 511,79 0,00 3 041 614,07 01.01.2007 1 500 000,00 1 190 000,00 265 665,38 474 561,52 0,00 3 430 226,90 01.01.2006 0,00 1 307 434,00 450 016,80 511 665,16 0,00 2 269 115,96
Государственный долг – это один из видов «авансового» пополнения бюджета субъекта РФ (наряду с дефицитом бюджета).
Эти деньги направляются на оплату исключительно «социальных» статей расходов бюджета: поддержка материнства, инвалидов, ветеранов, льготников, а также на нужны образования, здравоохранения
2
Большое значение для повышения результативности и эффективности бюджетных расходов имеют также социальные расходы на устранение недостатков по жалобам населения
3
, требующие, как правило, безотлагательного решения, а значит и дополнительного финансирования.
Проанализируем изменение величины государственного долга Тульской области за последние 13 лет (таблица 5).
Для наглядности представим данные в виде графика (рисунок 10):
Рисунок 10. Динамика государственного долга Тульской области
На графике мы можем проследить динамику изменения государственного долга за анализируемый период в целом и по видам долговых обязательств.
Попробуем разобраться, с чем же связаны такие колебания суммы госдолга области. Для этого вернемся к истории области.
Итак, в 2005 году третьим губернатором Тульской области становится Вячеслав Дудка. В 2006 году в Тульской области зафиксирован дефицит бюджета в размере 1128865,9 тыс. руб. и для его финансирования по распоряжению губернатора Дудки администрация
Тульской области осуществляет выпуск государственных облигаций номинальным объемом 1500000 тыс. рублей и сроком обращения
3 года
4
. Как видно на графике (рисунок 10) до 2009 года уровень госдолга оставался практически на одном уровне.
С 2009 года начинается быстрый рост долга ввиду нестабильного формирования доходной части бюджета из-за всеобщего экономического кризиса. Запланированная величина доходных поступлений оказалась гораздо меньше фактической. Бюджет был принят с дефицитом 3 млрд. 898 млн. рублей
5
. Для компенсации потерь доходов бюджета было принято решение прибегнуть к заимствованиям у кредитных организаций.
1
Министерство Финансов Российской Федерации https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/subdbt/2017/
2
https://1tulatv.ru/news/80848-gosdolg-tulskoy-oblasti-za-sentyabr-ne-izmenilsya.html
3
Балашев Н.Б., Хиневич Д.Ю. К вопросу оценки эффективности бюджетных расходов на современном этапе //Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. № 2-1. С. 358.
4
Об утверждении решения об эмиссии государственных облигаций Тульской области 2006 года в форме документарных ценных бумаг на предъявителя с фиксированным купонным доходом [Электронный ресурс]: постановление администрации Тульской области от 16.06.2006 № 289 (ред. от 21.07.2010): https://www.lawmix.ru/zakonodatelstvo/735536 5
http://www.tulaobl.ru/news/news84996.php
01.11.2014 18 958 669,00 0,00 2 000 000,00 4 000 000,00 6 000 000,00 8 000 000,00 10 000 000,00 12 000 000,00 14 000 000,00 16 000 000,00 18 000 000,00 20 000 000,00
всего государственные ценные бумаги кредиты от кредитных организаций бюджетные кредиты


СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
29
В 2010 году госдолг увеличился более чем на 3 млрд. рублей за счет бюджетных кредитов от других бюджетов и кредитов от кредитных организаций для осуществления курса Президента и Правительства РФ на модернизацию экономики и создание базы для инновационного развития страны
1
В 2011 году губернатором Тульской области был назначен Владимир Груздев. Благодаря его умелому руководству социально–
экономическое развитие области значительно улучшилось. Доходы области выросли, часть госдолга была выплачена, и как видно на графике объем долга области начал уменьшаться
2
Однако в 2012-2013 годах происходит значительное увеличение госдолга, так как Тульская область осуществила облигационный займ в размере 5 млрд. сроком на 3 года, чтобы рефинансировать ранее полученные кредиты
3
. Кроме того, денежные средства понадобились области для исполнения указа Президента от 7 мая 2012 года по увеличению заработной платы работникам социальной сферы: медикам, учителям, работникам культурной сферы. По остальным видам долговых обязательств практически не было изменений, так как Владимир Груздев запретил кредитоваться у коммерческих банков.
В 2014 году вновь снимается запрет на кредитование у коммерческих банков. Заимствования были необходимы для помощи бюджету, который в 2014 году был направлен на финансирование здравоохранения, физкультуры и спорта, культуры, образования,
СМИ. Госдолг начинает стремительно нарастать. Исторический пик величины госдолга Тульской области был зафиксирован 01.11.2014 года и составил 18,959 млрд. руб.
4
В 2015 году сумма долга области продолжает расти в связи с необходимостью покрытия бюджетного дефицита. В феврале
2016 года и. о. губернатора Тульской области назначили Алексея Дюмина. Он сразу озвучил цель своей деятельности – развитие оборонного комплекса района. Не теряя времени, А. Г. Дюмин, за первые месяцы управления областью, максимально снизил долю коммерческих заимствований (за счет увеличения количества бюджетных кредитов под 0,5 – 1,5 % годовых) в структуре госдолга
Тульской области. Это позволило в 2016 году сократить расходы на обслуживание госдолга и сэкономить средства из бюджета области.
Одновременно были погашены займы по государственным ценным бумагам. До конца 2016 года уровень долга держался примерно на одном уровне, испытывая незначительные колебания, но в 2017 году начал нарастать
5
В начале 2017 года в составе госдолга области снова появляются коммерческие кредиты (в сумме 500 млн. руб.). На 01.01.2018 года они уже составляют 6,2 млрд. рублей. Кредитоваться было необходимо для того, чтобы пережить начало финансового года
(январь и февраль), когда собирается минимум налогов из-за праздников, а средства бюджету необходимы для выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, а так же для оплаты текущих потребностей государственных учреждений: садов, школ, больниц
6
Кроме того, средства необходимы для выплаты прежних кредитов.
Анализируя динамику внутреннего долга Тульской области необходимо понимать его соотношение с возможным, в соответствии с Бюджетным кодексом, предельным объемом государственного долга.
Так как Тульская область в 2017 году не входит в список «субъектов РФ, в бюджете которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, то предельный размер государственного долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений»
7
Представим расчетные данные в виде таблицы (таблица 6):
Таблица 6
Предельный объем государственного долга, тыс. руб.
8
Наименование показателя
2017 год
Запланированный общий объем доходов бюджета Тульской области, тыс. руб.
66 508 724,0
Запланированные безвозмездные поступления в бюджет области из федерального бюджета, тыс. руб.
12 657 439,9
Запланированные прочие безвозмездные поступления, тыс. руб.
127 668,9
Запланированные безвозмездные поступления в бюджет области от государственной корпорации-Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, тыс. руб.
70 527,6
Запланированные субсидии из бюджета муниципального образования город Тула, тыс. руб.
130 440,6
Запланированные безвозмездные поступления в бюджет области из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тульской области, тыс. руб.
25 800,0
Запланированные безвозмездные поступления в бюджет из бюджета Пенсионного фонда РФ, тыс. руб.
4 481,0
Запланированные прочие безвозмездные поступления в бюджет области от государственных
(муниципальных) организаций, тыс. руб.
8 930,0
Запланированные безвозмездные поступления в бюджет области от негосударственных организаций, тыс. руб.
267,0
Итого запланированных безвозмездных поступлений, тыс. руб.
13 025 555,0
Запланированный предельный размер государственного долга, тыс. руб.
53 483 169,0
По данным на 01.01.2018 объем госдолга в Тульской области составил 18 676 396,0 тыс. руб. Предельный запланированный объем государственного долга в 2,9 раза больше, чем фактический, следовательно, объем долга не превышает установленный предел.
На 2018 год бюджет Тульской области утвержден в суммах:
 объем доходов – 63624593,7 тыс. рублей;
 объем расходов – 68035178,1 тыс. рублей;
 дефицит бюджета – 4410584,4 тыс. руб.
На 2019 год объем доходов запланирован в сумме 66082293,5 тыс. рублей, а объем расходов в сумме 70076596,7 тыс. руб.
На 2020 год доходы запланированы в сумме 69166110,6 тыс. руб., а расходы в сумме 72562012,6 тыс. руб.
Запланированный дефицит бюджета в 2019 году: 3994303,2 тыс. руб.; в 2020 году: 3395902,0 тыс. руб.
9
Таким образом, государственный долг Тульской области за 2018-2020 гг. может увеличиться еще на 8,74 млрд. руб., если не будет предпринято никаких мер по стимулированию роста валового регионального продукта и повышению доходной части
1
http://www.invest-tula.com/strategiya-razvitiya/
2
https://gruzdev.ru/gubernator/
3
http://www.finmarket.ru/news/2973865 4
http://newstula.ru/fn_288384.html
5
http://newstula.ru/fn_271960.html
6
http://tula.business-magazine.online/
7
Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 01.01.2018) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/e9c6921ea4648eb93a34368d099a8980a48938d1/
8
О Бюджете Тульской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов [Электронный ресурс]: закон Тульской области от 23.12.2016 № 94-
ЗТО (ред. от 29.06.2017): http://docs.cntd.ru/document/444890522 9
О Бюджете Тульской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов [Электронный ресурс]: закон Тульской области от 18.12.2017 № 98-
ЗТО (ред. от 20.12.2017): https://rg.ru/2017/12/20/tula-zakon98-reg-dok.html


СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
30
регионального бюджета в соответствии с задачами по ускоренному развитию экономики регионов, поставленных В.В. Путиным в послании к Федеральному собранию 01.03.2018 г.
1
Еще большее значение в этих условиях приобретают вопросы экономичности, результативности и эффективности бюджетных расходов
2
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   38

ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, АНАЛИЗА И АУДИТА В УСЛОВИЯХ
РЕФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Бенчмаркинг как инструмент повышения эффективности деятельности управляющих компаний
Нефедова С.В.,Дунаева В.И., Волкова М.С.
Бенчмаркинг – метод сопоставительного анализа, который представляет собой процесс сравнения деятельности своей организации с деятельностью лучших компаний на рынке и в отрасли
3
для того, чтобы в последствии внедрить в свою практику ряд обнаруженных изменений и сохранить конкурентоспособность.
При этом сопоставление не ограничивается продукцией или бизнес-процессами, метод позволяет сравнивать те факторы или показатели, которые имеют особую значимость для отрасли. Например, среди управляющих компаний имеет большое значение величина кредиторской задолженности перед РСО, этот параметр контролирующие органы используют при составлении рейтинга, а место в таком рейтинге глубоко взаимосвязано с уровнем конкурентоспособности на рынке, поскольку так клиенты оценивают надежность компании.
Таким образом, очевидно, что для проведения бенчмаркинга на качественном уровне необходимо выявить основные причины успешности компании, принять их за эталон и проводить сравнение на их основе
4
Вполне естественной отправной точкой для бенчмаркинга является ориентация на ассортимент продукции или услуг лучшего предприятия отрасли, однако в рамках управляющей компании, где перечень работ является обязательным и составляет тариф, сложно сопоставить ассортимент, еще сложнее оценить качество. Тем не менее, задача является решаемой посредством наблюдений и многочисленного интервьюирования.
Сопоставление финансовых показателей не даст ответов, каким образом стоит корректировать свою деятельность в целях сближения с эталоном, однако, выстраивание новой стратегии в данном случае может опираться на вполне конкретные количественные данные, как конечные цели осуществления оптимизационных мероприятий.
Наиболее популярное направление для сопоставления в бенчмаркинге – бизнес-процессы, являясь едва ли не фундаментальным манипулятором конкурентоспособности, они олицетворяют возможности компании