Файл: Социальноэкономическое развитие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 308

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   38

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
43
Таблица 2. Аналитика счета 26 «Общехозяйственные расходы» для разграничения учета расходов при совмещении УСН и ЕНВД
Номер счета
Счет
Субсчет
26/1
Общехозяйственные расходы
По деятельности для целей УСН
26/2
Общехозяйственные расходы
По деятельности для целей ЕНВД
26/3
Общехозяйственные расходы
Распределяемые расходы
Например, в феврале 2018 г. организация произвела ремонт своего офисного помещения, затраты на который составили 716 300 руб. Ремонт был осуществлен сторонней специализированной организацией. Выручка от оказания деятельности на УСН за март
2018 г. составила 15 660 000 руб., от осуществления деятельности, по которой уплачивается ЕНВД - 10 150 000 руб.
Порядок распределения расходов и их отражения в бухгалтерском учете осуществляется в следующем порядке:
Необходимо определить общий объем выручки:
10 150 000 руб. + 15 660 000 руб. = 25 810 000 руб.
Доли, которые соответствуют двум видам деятельности:
- при УСН – 60,67% (15 660 000 руб. / 25 810 000 руб. × 100%);
- при ЕНВД -39,33% (10 150 000 руб./ 25 810 000 руб. × 100%)
Далее необходимо рассчитать величину затрат по деятельности:
- при УСН – 454 579 руб. (716 300 руб. × 60,67%).
- при ЕНВД – 281 721 руб. (716 300 руб. × 39,33%).
В бухгалтерском учете, соответственно, делаются ледующие записи:
- отражены расходы на ремонт офисного помещения:
Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы», субсчет «Распределяемые расходы»,
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 716 300 руб.;
- часть расходов отнесена на деятельность при УСН:
Дебет счета 26, субсчет «По деятельности для целей УСН»,
Кредит счета 26 «Общехозяйственные расходы», субсчет «Распределяемые расходы» - 454 579 руб.;
- часть расходов отнесена на деятельность при ЕНВД:
Дебет счета 26, субсчет «По деятельности для целей ЕНВД»,
Кредит счета 26, субсчет «Распределяемые расходы» - 281 721 руб.;
Аналогично осуществляется раздельный учет других затрат организации.
Особый порядок раздельного учета расходов при совмещении УСН и ЕНВД предусмотрен для страховых взносов, перечисляемых организацией.
В том случае, если организация определяет объект налогообложения при варианте определения налоговой базы по единому налогу при УСН как «доходы, уменьшенные на величину расходов», то страховые взносы, будучи уже включенными в состав расходов, сумму единого налога не уменьшают.
Что же касается суммы единого налога на вмененный доход, то на основании ст. 346.32 НК РФ, она может быть уменьшена на сумму уплаченных за налоговый период страховых взносов, но не более чем на 50%.


Страховые взносы, уплаченные за работников, задействованных в деятельности, по которой применяется и УСН, и ЕНВД, также распределяются пропорционально доходам.
Например, в марте 2018 г. предприятие по деятельности, переведенной на УСН, получило выручку в размере 13 500 000 руб., а по деятельности, в рамках которой уплачивается ЕНВД – 6 750 000 руб.
Суммарный доход организации за февраль составил 20 250 000 руб.
В данном случае в общей сумме доходов: доля доходов, полученных в рамках применения УСН 66,67%
13 500 000 руб. / 20 250 000 руб. × 100% доля доходов, полученных в рамках применения ЕНВД, - 33,33%
6 750 000 руб. / 20 250 000 руб. × 100%.
В этом же месяце состав расходов на оплату труда управленческого персонала (руководство, сотрудники бухгалтерии) было направлено 2 300 000 руб.
Следовательно, на расходы из этой суммы приходится для целей:
УСН - в размере 1 531 410 руб. (2 300 000 руб. × 66,67% / 100%);
ЕНВД – в размере 766 590 руб. (2 300 000 руб. × 33,33% / 100%).
Сумма уплаченных за март страховых взносов с заработной платы управленческого персонала составляет 694 600 руб. (2 300 000 руб. ×30,2% - с учетом обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), включая: затраты, приходящиеся на УСН - 463 090 руб. (694 600 руб. ×66,67%); затраты, приходящиеся на ЕНВД - 231 510 руб. (694 600 руб. ×33,33%).
Для целей УСН сумма уплаченных страховых взносов в размере 459 560 руб. включается в состав расходов при формировании налоговой базы по единому налогу наряду со страховыми взносами за работников, задействованных только в деятельности, по результатам которой уплачивается УСН.
Таким образом, совмещение нескольких режимов налогообложения позволяет налогоплательщикам оптимизировать налоговую нагрузку, рациональнее вести бизнес и расширять его. В то же время для обеспечения слаженности хозяйственных процессов необходимо соблюдать правила раздельного учета доходов и расходов, имущества и прочих обязательств с целью предотвращения нарушений налогового законодательства, а также правил ведения доходов и расходов в бухгалтерском учете .
2.4. Оценка элементов системы внутреннего контроля при проведении внешнего аудита
Яровова В.В., Жукова Н.В.
В современных условиях в рамках любого хозяйствующего субъекта, независимо от вида осуществляемой деятельности, как объективный фактор его существования формируется система внутреннего контроля. Указанная система представляет собой комплекс систематически осуществляемых мероприятий организационного характер, а также тематических процедур, применяемых в целях оптимизации финансовых результатов финансово-хозяйственной деятельности, сохранности и эффективного использования имущества, а также недопущения искажений показателей бухгалтерской финансовой отчетности.

В этой связи степень эффективности и надежности системы внутреннего контроля является одной из важнейших задач в ходе проведения внешнего аудита, прежде всего, на этапе его планирования, результаты которого являются во многом определяющими при проведении основного аудита аудиторской проверки. В свою очередь, существуют вполне определенные трудности при осуществлении разработок оптимальных методов и критериев оценки эффективности системы внутреннего контроля. Это обусловлено сложившимся

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
44
практике достаточно широким пониманием целей контрольной функции системы менеджмента, управления, стоящими перед ней задачами, а также многообразием сложившихся на настоящий момент форм обеспечения внутреннего контроля, их реализации на практике.
При проведении внешнего аудита, в условиях действующих на территории Российской Федерации международных стандартов аудита, применяются предусмотренные ими способы оценки эффективности системы внутреннего контроля. Однако указанные стандарты не предусматривают наличия методик, рекомендаций и, тем более, примеров, раскрывающих порядок по ее оценки, так как направлены на обеспечение регламентации только общих направлений проверки состояния системы внутреннего контроля хозяйствующего субъекта, являющегося аудируемым лицом.
Для успешного проведения аудиторской проверки независимым аудиторам необходимо обладать достаточной информацией о состоянии системы внутреннего контроля. Аудитор использует эти знания для выявления возможных искажений финансовой
(бухгалтерской) отчетности, а также при планировании характера, сроков и объема аудиторских процедур.
Цели внешнего аудита раскрыты в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ1 от 30.12.2008 г., в соответствии с которым в ходе независимого аудита необходимо выразить мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности
1
Стандартами внешнего аудита регламентировано, что для достижения целей аудита необходимо изучить систему внутреннего контроля аудируемого лица. Критерии, обеспечивающие высокий уровень оценки системы внутреннего контроля, в настоящее время сложились в практике не только зарубежного, но и отечественного аудита.
Представляется правомерным утверждать, что аудитору необходимо исследовать не только ту деятельность, которая ведется аудируемым лицом, но, безусловно, и ту среду, в которой происходят хозяйственные процессы. Неотъемлемым элементом указанной среды, безусловно является система внутреннего контроля. При этом объем полученной информации должен позволять обеспечивать успешное выявление и оценку рисков существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности, явившегося следствием ошибок или недобросовестных действий руководства или работников аудируемого лица, а также достаточном для планирования и выполнения дальнейших аудиторских процедур.
Указанные подходы закреплены в международных стандартах аудита (далее - МСА) и, в частности, регламентируются МСА
315 Identifying and Assessing the Risks of Material Misstatement through Understanding the Entity and Its Environment («Выявление и оценивание риска существенного искажения финансовой отчетности в ходе получения понимания деятельности и среды, в которой действует организация») (далее - МСА 315)
2
Цели исследования и оценки системы внутреннего контроля, которые ставят перед собой внешние аудиторы, представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Цели оценки системы внутреннего контроля в ходе проведения независимого аудита
Правильное понимание системы внутреннего контроля является одной из парадигм современной аудиторской практики. Так, на этом базируются такие составляющие аудиторской проверки, как ее планирования, а также формирование профессионального суждения аудитора об оценке рисков существенного искажения финансовой отчетности. Помимо этого, адекватная оценка рисков внутреннего контроля обеспечивает правильное содержание следующих действий ответного характера в процессе независимого аудита:
- величина уровня существенности и степень вероятности ее неизменности в дальнейшем при проведении проведения аудита;
- исследование правильности выбора и практики применения учетной политики, соответствия ее положениям информации, раскрытой в аудируемой отчетности;
- идентификация тех составляющих аудируемого лица, которые требуют особо тщательного внимания аудитора, к которым, например, могут относиться операции с взаимосвязанными лицами, соблюдение принципа непрерывности деятельности хозяйствующего субъекта, или исследование целей хозяйственных операций;
- использование предполагаемых показателей деятельности аудируемого лица в ходе выполнения аналитических процедур;
- оптимизация планирование и выбор наиболее эффективных аудиторских процедур, чтобы обеспечить приемлемо низкий уровень аудиторского риска;
- анализ качества таких категорий, как достаточность и надлежащий характер полученных аудиторских доказательств на основании оценки уместности сделанных допущений, а разъяснений руководства аудируемого лица, предоставленных как устно, так и в форме письменных заявлений.
В отношении оценки эффективности средств контроля МСА 315 предусматриваются следующие обязанностей внешнего аудитора (рисунок 2).
Рисунок 2. Основные обязанности независимого аудитора в связи с оценкой эффективности средств контроля
Одним из относительно последних документов, содержащих положения, затрагивающие практические аспекты оценки адекватности и применимости средств контроля, является Руководство по применению МСА при аудите малых и средних организаций). Указанный документ, в частности, в главе 12, содержит практико-ориентированные рекомендации, адресованные аудиторам и связанные именно с раскрытием порядка адекватности и применимости средств контроля
3 1
Об аудиторской деятельности [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 23.04.2018). http:// www.consultant.ru. 1 2
О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ Минфина России от
09.11.2016 № 207н. http:// consultant.ru.
3
Официальный сайт Международной федерации бухгалтеров (InternationalFederationofAccountants [Электронный ресурс]. http://www.ifac.org.


СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
45
Оценка соответствия состояния и реализации средства контроля предусматривает исследование способности взятого в отдельности средства контроля, или сочетая его с другими, применяющимися в организации, средствами контроля своевременно предотвращать и/или обнаруживать и устранять искажения, являющиеся существенными. Именно такой подход позволит при проведении аудита должным образом оценить, насколько то, или иное средство контроля, обеспечивает сокращение и/или предотвращение возможно имеющейся риск наличия искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности, превышающих установленный уровень существенности.
В ходе проверки следует определить факты применения всей совокупности следующих пяти составляющих системы внутреннего контроля хозяйствующего субъекта, представленных на рисунке 3.
Рисунок 3. Структура системы внутреннего контроля хозяйствующего субъекта
Представим обзорно содержание указанных элементов системы внутреннего контроля, свойственные любому хозяйствующему субъекту.
Так, элементы контрольной среды, подлежащие оценке со стороны внешнего аудитора, представлены на рисунке 4.
Рисунок 4. Элементы контрольной среды, подлежащие оценке независимым аудитором
Алгоритм, позволяющий аудитору наиболее эффективно оценить элементы, входящие в контрольную среду, представлен на рисунке 5.
Рисунок 5. Алгоритм оценки внешним аудитором эффективности элементов информационных систем аудируемого лица
В предложенном алгоритме оценки элементов, формирующих контрольную среду, предусмотрено, что получить аудиторские доказательства надлежащего характера, подтверждающие применение элементов контрольной среды, возможно при помощи сочетания запросов и прочих процедур оценки риска, а также дополняя их посредством наблюдения и/или инспектирования соответствующих документов.
Как предписывается положениями МСА 315, аудитор должен достичь понимания контрольной среды, уделяя особое внимание при этом тем аспектам, которые могут свидетельствовать об угрозе мошенничества.
Мошенничество характеризуется как действие, направленное против сохранности собственности и проявляющееся в форме хищения (незаконного присвоения) активов или приобретение права на них обманом или путем злоупотребления доверием.
Применительно к учетной практике мошенничество определяется как умышленное действие или бездействие, связанное, в