ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 312
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
3.1. Концепция «индустрия»: этапы развития
Поляков В.А.
В прогнозировании развития экономики и общества широко используется концепция «Индустрия». Сущность этапов эволюционного развития концепции «Индустрия» заключается в революционной смене парадигм мирового экономического развития в зависимости от характеристик двух основных факторов: ведущих энергоносителей и структуры общества в зависимости от занятости в отраслях.
Для теоретического анализа концепции «Индустрия» примем, что изначально в аграрном обществе существовала исходная форма примитивного производства, связанная с присваивающей и производящей моделью хозяйствования, назовем ее протоиндустрия и обозначим еѐ как «Индустрия 0». Этот нулевой этап связан с постепенной заменой ручных средств труда механизмами с применением для их действия простейших видов энергии, например, дров, воды, ветра в процессах трудовой деятельности, но общество оставалось аграрным. Этот этап аграрного общества продлился до 18 в.
Радикальные изменения в развитии промышленности во второй половине XVIII в. стали характеризоваться переходом от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике, от преимущественно аграрной экономики к аграрно-индустриальной
Сущность концепции «Индустрия 1.0» или первой промышленной революции (общепринятая точка утверждения - 1784 г) заключается в переходе к простейшей механизации производства на базе угля, связанные с заменой мускульной силы на энергию пара или облегчение усилий работника благодаря использованию различных производственных механизмов. К главным изобретениям, определившим революционный этап развития индустрии, выступили появившихся к концу XVIII в. Машины и технологии: прядение нити из хлопка на прядильных машинах Р. Аркрайта (1769) и С. Комптона (1779 г.), паровой двигатель Дж. Уатта в 1775 г.; в чѐрной металлургии каменноугольный кокс пришѐл на смену древесному углю для получения чугуна из руды в доменной печи.
Революционный характер становления «Индустрии 1.0» имел цель - стремительный рост производительности труда на базе новых машин, механизмов, технологий, средств управления для обеспечения экономического рост общества в целом и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства. За этот период был осуществлен переход от аграрного общества к новому типу – аграрно-индустриальному. Первая промышленная революция длилась с 1760-х по 1840-е годы.
Вторая промышленная революция связана технологическими сдвигами энергетической базы промышленности, а именно, с началом интенсивного использования энергии нефти и газа, вытеснение пара электричеством. Открытие электричества, внедрение технологий конвейерного производства (Э. Уитни, конец 1700-х гг.)
1
и поточных линий (линия скотобойни в Цинциннатти в 1870 г.), бессемеровского способа выплавки стали в 1860-х годах, распространении железных дорог, электрификации производства, железнодорожного транспорта (В. Сименс, 1879), быта (лампа накаливания П. Яблочкова, 1876), появление химикатов, изобретение двигателя внутреннего сгорания (Р. Дизель, 1893) и автомобиля (Г. Даймлер, К. Бенц, 1883) определило сущность концепции
«Индустрия 2.0». Базовой точкой этого этапа индустрии в литературе выделяют рубеж 1870 г.
Представленные технологические изменения способа производства в «Индустрия 2.0» свидетельствуют только о том, что развитие экономики было преимущественно основано на научных достижениях, а не на удачных изобретениях
2
. Концепция второй промышленной революции была введена британским социологом Патриком Геддесом в 1915 году, а в 1970-х годах была введена в широкое употребление американским экономистом Д. Лэндисом
3
. На этапе второй индустрии наблюдается преимущественная занятость в промышленности и завершается переход общества в новое качество – индустриальное.
Третья промышленная революция началась в 1960-х годах в связи с развитием роботизированного производства и автоматизированного управления на базе электроники, числового программного управления и микропроцессоров (логический контроллер, 1969), АСУТП, ИТ-систем для автоматизации производства, Интернет. Обычно еѐ называют компьютерной революцией, так как ее катализатором стало развитие полупроводников, использование в шестидесятых годах прошлого века больших ЭВМ, в семидесятых и восьмидесятых – персональных компьютеров и сети Интернет в девяностых. Эти новшества определили новый вид концепции «Индустрия 3.0». В этой концепции акцент делается на массовое производство, при этом производственные мощности должны выноситься в страны с дешевой рабочей силой и льготным инвестиционным климатом. Особенностью концепции Industry 3.0 выступает то, что человек и управляет и непосредственно участвует в процессе товарного производства через комплексную механизацию производства. Рост числа людей занятых в интеллектуальной сфере производства определил новый тип общества – интеллектуальное.
С позиции общества, третья промышленная революция – это комплексные глубокие трансформации систем, структур, институтов, отношений и технологий, которые радикально меняют способы, механизмы, содержание того, как люди организуют производство, обмен, потребление, обучение, коммуникации и отдых
4
. Третья промышленная революция» - это концепт развития человечества, разработанный Дж. Рифкин, в основе которого легли следующие положения: 1) переход на возобновляемые источники энергии (солнце, ветер, водные потоки, геотермальные источники); 2) превращение существующих и новых зданий в минизаводы по
1
Конвейер. Конвейерное производствоАрхивная копия от 24 марта 2011 на Wayback Machine// how-kak.ru
2
Smil Vaclav. Creating the Twentieth Century: Technical Innovations of 1867–1914 and Their Lasting Impact. - Oxford; New York : Oxford University Press, 2005.
3
James Hull, «The Second Industrial Revolution: The History of a Concept», Storia Della Storiografia, 1999, Issue 36, pp 81-90 4
Рифкин Дж. Третья промышленная революция: Как горизонтальные взаимодействия меняют энергетику, экономику и мир в целом. М.: Альпина нон- фикшн, 2014. 410 с.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
51
производству энергии за счет оборудования их солнечными батареями, мини-ветряками, теплонасосами; 3) развитие и внедрение технологий энерго-ресурсо-сбережения
1
Структурные изменения в мировой экономике второй половины XX в., связанные с изменением вклада различных секторов хозяйства в валовой выпуск, еще сравнительно недавно воспринимались как наступление эпохи постиндустриализации. Однако статистические данные и реальные тенденции последних лет свидетельствую скорее о деаграризации мирового хозяйства, сопровождающейся «четвертой промышленной революцией».
Четвертая промышленная революция, или как ее еще называют «Индустрия 4.0» - это новый этап индустриализации стран, основанный на цифровой трансформации отраслей, под которой понимается массовое внедрение киберфизических систем в производство, результатом которого должны стать так называемые «безлюдные» технологии. Эти изменения охватят самые разные стороны жизни: рынок труда, жизненную среду, политические системы, технологический уклад, человеческую идентичность и другие сферы
2
Четвертая промышленная революция характеризуется сочетанием технологий, которые размывают границы между физической, цифровой и биологической сферами
3
. Понятие «Индустрия 4.0» впервые публично употреблялось на промышленной выставке в Ганновере в 2011 году, на которой был представлен концепт «Industrie 4.0», что было связано с перспективами развития промышленности в направлении «умного производства», т.е. производства на основе использования киберфизических систем и взаимодействия машина-машина
4
. Индустрия 4.0 ориентирована на производственные компании и их активы, а так же на производство продукции из их сбытовой сети.
Суть новой концепции в том, что компьютеризированное оборудование на «умных производствах» будет по заложенным программам автоматически передавать и принимать требуемую для работы информацию из больших данных, осуществлять переналадку техпроцесса, оптимизировать выбор свободных производственных мощностей, что обеспечит углубленную связь и автоматизацию производственных процессов на мировом рынке производств.
Ключевой двигатель «Индустрии 4.0» – усиленная интеграция «киберфизических систем», в заводские процессы.
Производственные мощности будут взаимодействовать с производимыми товарами и адаптироваться при необходимости под новые потребности потребителей. При этом целые этапы производства будут происходить без участия человека. Это производственная часть интернета вещей, который стремительно проникает в нашу жизнь.
Норицугу У. в своей работе «Цифровое общество»
5
считает, что «Индустрия 4.0» сделает «сотрудничество» людей и машин значительно более продуктивным. Реализовав потенциал данных систем, человечество получит высокоточные автоматизированные системы с когнитивными навыками критического мышления человеческого мозга. Промышленность 4.0 необходима из-за высокой
«индивидуальности» покупаемой продукции. Это значит, что покупатель становится все более требовательным к индивидуальным настройкам покупаемых механизмов именно под его конкретные требования. «Кастомизация» настроек является важным фактором для современных потребителей.
В ходе четвертой промышленной революции основной акцент ставиться на максимальное удовлетворение требований клиента и на индивидуализацию продукции. Цель – максимально быстро произвести то, что нужно клиенту. Другой особенностью индустрии
4.0 выступает то, что человек сам может проектировать необходимые для него товары, заказывать в Интернет-сети производств эксклюзивное изготовление продукта, а сам товар производит предприятие, получившее заказ по тендеру, на базе имеющихся мощностей.
С развитием виртуальной реальности меняется модель поведения потребителя. Разрабатываемые симуляторы виртуальной и дополненной реальности создают для человека свой особый мир и порядок взаимодействия в виртуальной среде, что с одной стороны меняет способ познания действительности и позволяет развиваться личности в другом пространственном измерении, а с другой – может эту же личность и деформировать, поскольку этика и эстетика виртуального мира может весьма значительно отличаться от этики и эстетики реального мира
6
Оцифрованный мир вещей посредством интерактивности будет формировать новый тип человека, оперирующего цифровой информацией и при этом сам этот человек станет более доступным для анализа и управления его потребительским поведением со стороны серверов больших данных Индустрии 4.0. Такое состояние общества, где человек выступает активным оператором мировой индустрии получило название – суперинтеллектуальное.
Шваб К. в своей книге «Четвертая промышленная революция»
7
сообщает, что некоторые представители научных кругов и профессиональных сообществ считают рассматриваемые здесь процессы изменений всего лишь составляющей частью третьей промышленной революции. Создание концепции «Индустрия 4.0» он обосновывает тремя положениями:
1) Темпы развития. В отличие от предыдущих, этот вид промышленной революция развивается не линейными, а скорее экспоненциальными темпами.
2) Широта и глубина. Она основана на цифровой революции и сочетает разнообразные технологии, обусловливающие возникновение беспрецедентных изменений парадигм в экономике, бизнесе, социуме в каждой отдельной личности. Она изменяет не только то, «что» и «как» мы делаем, но и то, «кем» мы являемся.
3) Системное воздействие. Она предусматривает целостные внешние и внутренние преобразования всех систем по всем странам, компаниям, отраслям и обществу в целом.
На смену вертикали власти должна прийти горизонталь равноправия в любой области человеческой деятельности не только в государственном управлении, но и в экономике и праве, образовании, здравоохранении, социальном обеспечении, науке, культуре и искусстве и т.п.
Результатом промышленных революций становится качественный скачок в производительности и, как следствие, доходности и/или капитализации национальных бизнесов. Эти качественные изменения затрагивают все стороны человеческого бытия и приводят к появлению новых социальных практик практически во всех сферах. В нижеследующей таблице обобщены основные положения содержания концепции «Индустрия» в динамике развития.
1
Рифкин Дж. Третья промышленная революция: Как горизонтальные взаимодействия меняют энергетику, экономику и мир в целом. М.: Альпина нон- фикшн, 2014. 410 с.
2
Лисовский С. Конец аналогового мира: индустрия 4.0, или что принесет с собой четвертая промышленная революция [Электронный ресурс] // Тео-рии и практики. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/14610-konets-analogovogo-mira-industriya-4-0-ili-chto-prineset-s-soboy-chetvertaya-promyshlennaya- revolyutsiya. (дата обращения: 17.10.2018).
3
Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.:Эксмо, 2016 4
Хель И. Индустрия 4.0: что такое четвертая промышленная революция? [Электронный ресурс] // HI-News.ru. 2015. URL: https://hi-news.ru/business- analitics/industriya-4-0-chto-takoe-chetvertaya-promyshlennaya-revolyuciya.html (дата обращения: 17.10.2018).
5
Норицугу У. Цифровое общество https://www.mitsubishielectric.ru/upload/iblock/53f/53f2560073cbe2fccf6bb878481c9d0c.pdf
6
Норицугу У. Цифровое общество https://www.mitsubishielectric.ru/upload/iblock/53f/53f2560073cbe2fccf6bb878481c9d0c.pdf
7
Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.:Эксмо, 2016
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
52
Тип качественного состояния индустрии
Этап времени
Характеристика общества
Ведущие энергоносители
Индустрия 0
До 18 в.
Аграрное
Дрова, вода, ветер
Индустрия 1.0
С 1760-х по 1840-е годы
Аграрно-индустриальное
Уголь
Индустрия 2.0 1870
Индустриальное
Нефть, газ, электричество
Индустрия 3.0 1969
Интеллектуальное
Ядерная
Индустрия 4.0 2011
Суперинтеллектуальное
Возобновляемые источники энергии
Если существует концепция «Индустрия 4.0», то возможна и следующая – «Индустрия 5.0». Какова еѐ сущность, сейчас трудно предположить. Это может быть рассредоточенное или удаленное в другом пространстве производство или применение некоторых наноопераций, таких как модернизация человеческого тела или использование его скрытых ресурсов, проблема расширения активного жизненного возраста. Человек и роботы не будут посягать на пространство друг друга. Если тело будет использоваться только как источник силы, источник смысла, непосредственно связанный с мозгом, возможно, само по себе оно уже не будет столь важно для следующего общества. И механизмы можно будет использовать для того, что делает наше тело, мозг и душа смогут путешествовать по
Вселенной. Если рассматривать это как соединение машины и человека, то все кажется возможным
1
3.2. Развитие маркетинговых аспектов в цифровой экономике
Фомичева И.В.
В современном мире аспекты экономического развития страны будут определяться текущим состоянием промышленности и рынков еѐ продукции, которые непосредственно связаны с рынками производства потребительских благ. Разница в потенциальном уровне спроса и возможности индустрии будут определять уровень экономической состоятельности страны или величину еѐ отсталости. Важной характеристикой состояния экономики последних лет стало соотношение в ней виртуальных и реальных технологий.
Становление цифровой (виртуальной) экономики стало возможно качественному развитию информационно- коммуникационных технологий в медиа-каналах и сети Интернет. Этот качественный феномен, связанный с Интернет технологиями, открыл новые формы деятельности предпринимателей, рынков, отраслей и их сервисов, например, туризм, транспорт, торговля, медиа- каналы, банковский сектор, здравоохранение, образование и др.
Ключевым отличием общепринятой экономики, основным инструментарием которой является менеджмент и рыночная модель ведения бизнеса, информационная экономика базируется на месседжменте, инновационном предпринимательстве, информационном инжиниринге и автоформализации экономических процессов
2
. Основными факторами влияния цифровых технологий на экономику выступают: Интернет-технологии, позволяющие генерировать новые бизнес-модели; управление бизнес-процессами дистанционно через мобильные устройства; информация (база данных), как источник формирования потребительской ценности и как нематериальный актив, доступный и свободный рынок; упрощение платежей, сокращение бумажного документооборота. К Интернет технологиям следует отнести цифровой маркетинг, который включает в себя инструменты Интернет-маркетинга, а также инструменты основных цифровых каналов, таких как радио, телевидение, телефон.
К основным тенденциям развития аспектов цифровой экономики и соответственно маркетинга можно отнести следующие положения:
1) Развитие инноваций в большей мере будет связано с формированием новых концептуальных бизнес-моделей в среде
Интернет, а не в производственных технологиях. Прогресс развития экономики сбудет напрямую зависеть от эффективности взаимодействия технологий с инновационными бизнес-моделями и благополучной маркетинговой среды. Инновации сформировали среду для развития платформ и информационных технологий, которые в свою очередь способствуют ускорению обновления и расширения ассортимента, развитию рынков и отраслей экономики. Вместе с тем, может наблюдаться снижение качества товаров в связи со снижением их жизненного цикла. Компании вынуждены сокращать затрачиваемое на разработки время и увеличивать частоту вывода на рынок новых товаров
3 2) Трансформация экономики будет непрерывно связана с управлением бизнес-процессами на автоматизированном анализе больших данных. Отрасли экономики, имеющие доступ к большим массивам данных, получат возможность расшить рыночное предложение, обеспечить рост качества и соответственно конкурентоспособности предлагаемой рынку продукции. Формирование рыночного предложения посредством систематизации запросов позволит более точно и тонко адаптировать возможности массового производства и комплектацию под индивидуальные характеристики потребителей, что существенно изменит всю концептуальную основу маркетинговой деятельности.
Положения трансформации цифровой экономики будут включать
4
:
- изменение модели управления экономикой от программно-целевой к программно-прогностической (прогноз«образа будущего»);
- смена экономического уклада, изменение традиционных рынков, социальных отношений, государственного управления, связанная с проникновением в них цифровых технологий;
- принципиальное изменение основного источника добавленной стоимости и структуры экономики за счет формирования более эффективных экономических процессов, обеспеченных цифровыми инфраструктурами;
- переход функции лидирующего механизма развития экономики к институтам, основанным на цифровых моделях и процессах.
3) В цифровой экономике товары и сервисы будут создаваться на проектной основе с использованием глобально всех необходимых ресурсов путем аренды на необходимое время, причем материальные активы индустрий станут использоваться различными субъектами в зависимости от технологической востребованности спроса потребителей. Основанием для этого должно послужить восприятие самих себя и изменения в мышлении, прежде всего «людей поколения Z». Сформировавшиеся в обстановке максимального внимания к своим потребностям со стороны производителей, эти участники рынка уже сегодня становятся самомаркетологами, разработчиками и провайдерами персонифицированных товаров. Им недостаточно выбрать товар из предлагаемого ассортимента, они сами хотят быть разработчиком своих потребностей.
1
Норицугу У. Цифровое общество https://www.mitsubishielectric.ru/upload/iblock/53f/53f2560073cbe2fccf6bb878481c9d0c.pdf
2
Цветкова Д.К. Влияние информационных технологий на экономику // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат.
XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(31). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/20(31).pdf (дата обращения: 23.11.2018)
3
Риддерстрале Й. Караоке-капитализм: менеджмент для человечества / Й. Риддерстрале, К. Нордстрем; пер. с англ. - Санкт-Петербург : Стокгольм. шк. экономики в Санкт-Петербурге, 2004. - 325 с.
4
Программа развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 года. Портал Правительства РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 17.10.2018).
3.1. Концепция «индустрия»: этапы развития
Поляков В.А.
В прогнозировании развития экономики и общества широко используется концепция «Индустрия». Сущность этапов эволюционного развития концепции «Индустрия» заключается в революционной смене парадигм мирового экономического развития в зависимости от характеристик двух основных факторов: ведущих энергоносителей и структуры общества в зависимости от занятости в отраслях.
Для теоретического анализа концепции «Индустрия» примем, что изначально в аграрном обществе существовала исходная форма примитивного производства, связанная с присваивающей и производящей моделью хозяйствования, назовем ее протоиндустрия и обозначим еѐ как «Индустрия 0». Этот нулевой этап связан с постепенной заменой ручных средств труда механизмами с применением для их действия простейших видов энергии, например, дров, воды, ветра в процессах трудовой деятельности, но общество оставалось аграрным. Этот этап аграрного общества продлился до 18 в.
Радикальные изменения в развитии промышленности во второй половине XVIII в. стали характеризоваться переходом от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике, от преимущественно аграрной экономики к аграрно-индустриальной
Сущность концепции «Индустрия 1.0» или первой промышленной революции (общепринятая точка утверждения - 1784 г) заключается в переходе к простейшей механизации производства на базе угля, связанные с заменой мускульной силы на энергию пара или облегчение усилий работника благодаря использованию различных производственных механизмов. К главным изобретениям, определившим революционный этап развития индустрии, выступили появившихся к концу XVIII в. Машины и технологии: прядение нити из хлопка на прядильных машинах Р. Аркрайта (1769) и С. Комптона (1779 г.), паровой двигатель Дж. Уатта в 1775 г.; в чѐрной металлургии каменноугольный кокс пришѐл на смену древесному углю для получения чугуна из руды в доменной печи.
Революционный характер становления «Индустрии 1.0» имел цель - стремительный рост производительности труда на базе новых машин, механизмов, технологий, средств управления для обеспечения экономического рост общества в целом и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства. За этот период был осуществлен переход от аграрного общества к новому типу – аграрно-индустриальному. Первая промышленная революция длилась с 1760-х по 1840-е годы.
Вторая промышленная революция связана технологическими сдвигами энергетической базы промышленности, а именно, с началом интенсивного использования энергии нефти и газа, вытеснение пара электричеством. Открытие электричества, внедрение технологий конвейерного производства (Э. Уитни, конец 1700-х гг.)
1
и поточных линий (линия скотобойни в Цинциннатти в 1870 г.), бессемеровского способа выплавки стали в 1860-х годах, распространении железных дорог, электрификации производства, железнодорожного транспорта (В. Сименс, 1879), быта (лампа накаливания П. Яблочкова, 1876), появление химикатов, изобретение двигателя внутреннего сгорания (Р. Дизель, 1893) и автомобиля (Г. Даймлер, К. Бенц, 1883) определило сущность концепции
«Индустрия 2.0». Базовой точкой этого этапа индустрии в литературе выделяют рубеж 1870 г.
Представленные технологические изменения способа производства в «Индустрия 2.0» свидетельствуют только о том, что развитие экономики было преимущественно основано на научных достижениях, а не на удачных изобретениях
2
. Концепция второй промышленной революции была введена британским социологом Патриком Геддесом в 1915 году, а в 1970-х годах была введена в широкое употребление американским экономистом Д. Лэндисом
3
. На этапе второй индустрии наблюдается преимущественная занятость в промышленности и завершается переход общества в новое качество – индустриальное.
Третья промышленная революция началась в 1960-х годах в связи с развитием роботизированного производства и автоматизированного управления на базе электроники, числового программного управления и микропроцессоров (логический контроллер, 1969), АСУТП, ИТ-систем для автоматизации производства, Интернет. Обычно еѐ называют компьютерной революцией, так как ее катализатором стало развитие полупроводников, использование в шестидесятых годах прошлого века больших ЭВМ, в семидесятых и восьмидесятых – персональных компьютеров и сети Интернет в девяностых. Эти новшества определили новый вид концепции «Индустрия 3.0». В этой концепции акцент делается на массовое производство, при этом производственные мощности должны выноситься в страны с дешевой рабочей силой и льготным инвестиционным климатом. Особенностью концепции Industry 3.0 выступает то, что человек и управляет и непосредственно участвует в процессе товарного производства через комплексную механизацию производства. Рост числа людей занятых в интеллектуальной сфере производства определил новый тип общества – интеллектуальное.
С позиции общества, третья промышленная революция – это комплексные глубокие трансформации систем, структур, институтов, отношений и технологий, которые радикально меняют способы, механизмы, содержание того, как люди организуют производство, обмен, потребление, обучение, коммуникации и отдых
4
. Третья промышленная революция» - это концепт развития человечества, разработанный Дж. Рифкин, в основе которого легли следующие положения: 1) переход на возобновляемые источники энергии (солнце, ветер, водные потоки, геотермальные источники); 2) превращение существующих и новых зданий в минизаводы по
1
Конвейер. Конвейерное производствоАрхивная копия от 24 марта 2011 на Wayback Machine// how-kak.ru
2
Smil Vaclav. Creating the Twentieth Century: Technical Innovations of 1867–1914 and Their Lasting Impact. - Oxford; New York : Oxford University Press, 2005.
3
James Hull, «The Second Industrial Revolution: The History of a Concept», Storia Della Storiografia, 1999, Issue 36, pp 81-90 4
Рифкин Дж. Третья промышленная революция: Как горизонтальные взаимодействия меняют энергетику, экономику и мир в целом. М.: Альпина нон- фикшн, 2014. 410 с.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
51
производству энергии за счет оборудования их солнечными батареями, мини-ветряками, теплонасосами; 3) развитие и внедрение технологий энерго-ресурсо-сбережения
1
Структурные изменения в мировой экономике второй половины XX в., связанные с изменением вклада различных секторов хозяйства в валовой выпуск, еще сравнительно недавно воспринимались как наступление эпохи постиндустриализации. Однако статистические данные и реальные тенденции последних лет свидетельствую скорее о деаграризации мирового хозяйства, сопровождающейся «четвертой промышленной революцией».
Четвертая промышленная революция, или как ее еще называют «Индустрия 4.0» - это новый этап индустриализации стран, основанный на цифровой трансформации отраслей, под которой понимается массовое внедрение киберфизических систем в производство, результатом которого должны стать так называемые «безлюдные» технологии. Эти изменения охватят самые разные стороны жизни: рынок труда, жизненную среду, политические системы, технологический уклад, человеческую идентичность и другие сферы
2
Четвертая промышленная революция характеризуется сочетанием технологий, которые размывают границы между физической, цифровой и биологической сферами
3
. Понятие «Индустрия 4.0» впервые публично употреблялось на промышленной выставке в Ганновере в 2011 году, на которой был представлен концепт «Industrie 4.0», что было связано с перспективами развития промышленности в направлении «умного производства», т.е. производства на основе использования киберфизических систем и взаимодействия машина-машина
4
. Индустрия 4.0 ориентирована на производственные компании и их активы, а так же на производство продукции из их сбытовой сети.
Суть новой концепции в том, что компьютеризированное оборудование на «умных производствах» будет по заложенным программам автоматически передавать и принимать требуемую для работы информацию из больших данных, осуществлять переналадку техпроцесса, оптимизировать выбор свободных производственных мощностей, что обеспечит углубленную связь и автоматизацию производственных процессов на мировом рынке производств.
Ключевой двигатель «Индустрии 4.0» – усиленная интеграция «киберфизических систем», в заводские процессы.
Производственные мощности будут взаимодействовать с производимыми товарами и адаптироваться при необходимости под новые потребности потребителей. При этом целые этапы производства будут происходить без участия человека. Это производственная часть интернета вещей, который стремительно проникает в нашу жизнь.
Норицугу У. в своей работе «Цифровое общество»
5
считает, что «Индустрия 4.0» сделает «сотрудничество» людей и машин значительно более продуктивным. Реализовав потенциал данных систем, человечество получит высокоточные автоматизированные системы с когнитивными навыками критического мышления человеческого мозга. Промышленность 4.0 необходима из-за высокой
«индивидуальности» покупаемой продукции. Это значит, что покупатель становится все более требовательным к индивидуальным настройкам покупаемых механизмов именно под его конкретные требования. «Кастомизация» настроек является важным фактором для современных потребителей.
В ходе четвертой промышленной революции основной акцент ставиться на максимальное удовлетворение требований клиента и на индивидуализацию продукции. Цель – максимально быстро произвести то, что нужно клиенту. Другой особенностью индустрии
4.0 выступает то, что человек сам может проектировать необходимые для него товары, заказывать в Интернет-сети производств эксклюзивное изготовление продукта, а сам товар производит предприятие, получившее заказ по тендеру, на базе имеющихся мощностей.
С развитием виртуальной реальности меняется модель поведения потребителя. Разрабатываемые симуляторы виртуальной и дополненной реальности создают для человека свой особый мир и порядок взаимодействия в виртуальной среде, что с одной стороны меняет способ познания действительности и позволяет развиваться личности в другом пространственном измерении, а с другой – может эту же личность и деформировать, поскольку этика и эстетика виртуального мира может весьма значительно отличаться от этики и эстетики реального мира
6
Оцифрованный мир вещей посредством интерактивности будет формировать новый тип человека, оперирующего цифровой информацией и при этом сам этот человек станет более доступным для анализа и управления его потребительским поведением со стороны серверов больших данных Индустрии 4.0. Такое состояние общества, где человек выступает активным оператором мировой индустрии получило название – суперинтеллектуальное.
Шваб К. в своей книге «Четвертая промышленная революция»
7
сообщает, что некоторые представители научных кругов и профессиональных сообществ считают рассматриваемые здесь процессы изменений всего лишь составляющей частью третьей промышленной революции. Создание концепции «Индустрия 4.0» он обосновывает тремя положениями:
1) Темпы развития. В отличие от предыдущих, этот вид промышленной революция развивается не линейными, а скорее экспоненциальными темпами.
2) Широта и глубина. Она основана на цифровой революции и сочетает разнообразные технологии, обусловливающие возникновение беспрецедентных изменений парадигм в экономике, бизнесе, социуме в каждой отдельной личности. Она изменяет не только то, «что» и «как» мы делаем, но и то, «кем» мы являемся.
3) Системное воздействие. Она предусматривает целостные внешние и внутренние преобразования всех систем по всем странам, компаниям, отраслям и обществу в целом.
На смену вертикали власти должна прийти горизонталь равноправия в любой области человеческой деятельности не только в государственном управлении, но и в экономике и праве, образовании, здравоохранении, социальном обеспечении, науке, культуре и искусстве и т.п.
Результатом промышленных революций становится качественный скачок в производительности и, как следствие, доходности и/или капитализации национальных бизнесов. Эти качественные изменения затрагивают все стороны человеческого бытия и приводят к появлению новых социальных практик практически во всех сферах. В нижеследующей таблице обобщены основные положения содержания концепции «Индустрия» в динамике развития.
1
Рифкин Дж. Третья промышленная революция: Как горизонтальные взаимодействия меняют энергетику, экономику и мир в целом. М.: Альпина нон- фикшн, 2014. 410 с.
2
Лисовский С. Конец аналогового мира: индустрия 4.0, или что принесет с собой четвертая промышленная революция [Электронный ресурс] // Тео-рии и практики. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/14610-konets-analogovogo-mira-industriya-4-0-ili-chto-prineset-s-soboy-chetvertaya-promyshlennaya- revolyutsiya. (дата обращения: 17.10.2018).
3
Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.:Эксмо, 2016 4
Хель И. Индустрия 4.0: что такое четвертая промышленная революция? [Электронный ресурс] // HI-News.ru. 2015. URL: https://hi-news.ru/business- analitics/industriya-4-0-chto-takoe-chetvertaya-promyshlennaya-revolyuciya.html (дата обращения: 17.10.2018).
5
Норицугу У. Цифровое общество https://www.mitsubishielectric.ru/upload/iblock/53f/53f2560073cbe2fccf6bb878481c9d0c.pdf
6
Норицугу У. Цифровое общество https://www.mitsubishielectric.ru/upload/iblock/53f/53f2560073cbe2fccf6bb878481c9d0c.pdf
7
Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.:Эксмо, 2016
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
52
Тип качественного состояния индустрии
Этап времени
Характеристика общества
Ведущие энергоносители
Индустрия 0
До 18 в.
Аграрное
Дрова, вода, ветер
Индустрия 1.0
С 1760-х по 1840-е годы
Аграрно-индустриальное
Уголь
Индустрия 2.0 1870
Индустриальное
Нефть, газ, электричество
Индустрия 3.0 1969
Интеллектуальное
Ядерная
Индустрия 4.0 2011
Суперинтеллектуальное
Возобновляемые источники энергии
Если существует концепция «Индустрия 4.0», то возможна и следующая – «Индустрия 5.0». Какова еѐ сущность, сейчас трудно предположить. Это может быть рассредоточенное или удаленное в другом пространстве производство или применение некоторых наноопераций, таких как модернизация человеческого тела или использование его скрытых ресурсов, проблема расширения активного жизненного возраста. Человек и роботы не будут посягать на пространство друг друга. Если тело будет использоваться только как источник силы, источник смысла, непосредственно связанный с мозгом, возможно, само по себе оно уже не будет столь важно для следующего общества. И механизмы можно будет использовать для того, что делает наше тело, мозг и душа смогут путешествовать по
Вселенной. Если рассматривать это как соединение машины и человека, то все кажется возможным
1
3.2. Развитие маркетинговых аспектов в цифровой экономике
Фомичева И.В.
В современном мире аспекты экономического развития страны будут определяться текущим состоянием промышленности и рынков еѐ продукции, которые непосредственно связаны с рынками производства потребительских благ. Разница в потенциальном уровне спроса и возможности индустрии будут определять уровень экономической состоятельности страны или величину еѐ отсталости. Важной характеристикой состояния экономики последних лет стало соотношение в ней виртуальных и реальных технологий.
Становление цифровой (виртуальной) экономики стало возможно качественному развитию информационно- коммуникационных технологий в медиа-каналах и сети Интернет. Этот качественный феномен, связанный с Интернет технологиями, открыл новые формы деятельности предпринимателей, рынков, отраслей и их сервисов, например, туризм, транспорт, торговля, медиа- каналы, банковский сектор, здравоохранение, образование и др.
Ключевым отличием общепринятой экономики, основным инструментарием которой является менеджмент и рыночная модель ведения бизнеса, информационная экономика базируется на месседжменте, инновационном предпринимательстве, информационном инжиниринге и автоформализации экономических процессов
2
. Основными факторами влияния цифровых технологий на экономику выступают: Интернет-технологии, позволяющие генерировать новые бизнес-модели; управление бизнес-процессами дистанционно через мобильные устройства; информация (база данных), как источник формирования потребительской ценности и как нематериальный актив, доступный и свободный рынок; упрощение платежей, сокращение бумажного документооборота. К Интернет технологиям следует отнести цифровой маркетинг, который включает в себя инструменты Интернет-маркетинга, а также инструменты основных цифровых каналов, таких как радио, телевидение, телефон.
К основным тенденциям развития аспектов цифровой экономики и соответственно маркетинга можно отнести следующие положения:
1) Развитие инноваций в большей мере будет связано с формированием новых концептуальных бизнес-моделей в среде
Интернет, а не в производственных технологиях. Прогресс развития экономики сбудет напрямую зависеть от эффективности взаимодействия технологий с инновационными бизнес-моделями и благополучной маркетинговой среды. Инновации сформировали среду для развития платформ и информационных технологий, которые в свою очередь способствуют ускорению обновления и расширения ассортимента, развитию рынков и отраслей экономики. Вместе с тем, может наблюдаться снижение качества товаров в связи со снижением их жизненного цикла. Компании вынуждены сокращать затрачиваемое на разработки время и увеличивать частоту вывода на рынок новых товаров
3 2) Трансформация экономики будет непрерывно связана с управлением бизнес-процессами на автоматизированном анализе больших данных. Отрасли экономики, имеющие доступ к большим массивам данных, получат возможность расшить рыночное предложение, обеспечить рост качества и соответственно конкурентоспособности предлагаемой рынку продукции. Формирование рыночного предложения посредством систематизации запросов позволит более точно и тонко адаптировать возможности массового производства и комплектацию под индивидуальные характеристики потребителей, что существенно изменит всю концептуальную основу маркетинговой деятельности.
Положения трансформации цифровой экономики будут включать
4
:
- изменение модели управления экономикой от программно-целевой к программно-прогностической (прогноз«образа будущего»);
- смена экономического уклада, изменение традиционных рынков, социальных отношений, государственного управления, связанная с проникновением в них цифровых технологий;
- принципиальное изменение основного источника добавленной стоимости и структуры экономики за счет формирования более эффективных экономических процессов, обеспеченных цифровыми инфраструктурами;
- переход функции лидирующего механизма развития экономики к институтам, основанным на цифровых моделях и процессах.
3) В цифровой экономике товары и сервисы будут создаваться на проектной основе с использованием глобально всех необходимых ресурсов путем аренды на необходимое время, причем материальные активы индустрий станут использоваться различными субъектами в зависимости от технологической востребованности спроса потребителей. Основанием для этого должно послужить восприятие самих себя и изменения в мышлении, прежде всего «людей поколения Z». Сформировавшиеся в обстановке максимального внимания к своим потребностям со стороны производителей, эти участники рынка уже сегодня становятся самомаркетологами, разработчиками и провайдерами персонифицированных товаров. Им недостаточно выбрать товар из предлагаемого ассортимента, они сами хотят быть разработчиком своих потребностей.
1
Норицугу У. Цифровое общество https://www.mitsubishielectric.ru/upload/iblock/53f/53f2560073cbe2fccf6bb878481c9d0c.pdf
2
Цветкова Д.К. Влияние информационных технологий на экономику // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат.
XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(31). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/20(31).pdf (дата обращения: 23.11.2018)
3
Риддерстрале Й. Караоке-капитализм: менеджмент для человечества / Й. Риддерстрале, К. Нордстрем; пер. с англ. - Санкт-Петербург : Стокгольм. шк. экономики в Санкт-Петербурге, 2004. - 325 с.
4
Программа развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 года. Портал Правительства РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 17.10.2018).
1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 ... 38