ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 302
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5.8. Здоровый образ жизни в механизме адаптации студентов
1
Егорова, Ю. А. Студент вуза как субъект саморазвития [Электронный ресурс] / Ю. А. Егорова // Педагогика высшей школы. — 2015. — №1. — С. 3-7. — https://moluch.ru/th/3/archive/3/75/. - (Дата обращения: 21.11.2018).
2
Якушева, С. Д. Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития: учебное пособие / С.Д. Якушева. - М.: Академия, 2014. - 256 с.
3
Гурулева, Н. Е Внеаудиторная деятельность как условие творческой самореализации студента [Электронный ресурс] / Н.Е. Гурулева // Молодой ученый. — 2015.
— №9. — С.1045-1047. - https://moluch.ru/archive/89/18075/. - (Дата обращения: 21.11.2018).
4
Кулагина, Е. В. Роль внеаудиторной работы по иностранному языку для творческого саморазвития студентов технического вуза [Электронный ресурс] / Е.В.
Кулагина // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1105-1109. — https://moluch.ru/archive/89/18221/. - (Дата обращения: 21.11.2018).
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
113
Бобылев Н.А., Бормотов И.В., Данилин Д.А.
С каждым годом все больше людей приобщается к регулярным занятиям физическими упражнениями, которые становятся неотъемлемой частью их жизни. Особенно важно правильно организовать режим труда и отдыха в напряжѐнный период студенческой жизни.
Двухразовые занятия в неделю лишь в течение двух-трѐх лет при относительно небольшой их интенсивности и малом объѐме нагрузок не создают условий для развития и совершенствования физических качеств. При этом возникают перерывы в учебных занятиях в период зимних и летних каникул, экзаменационных сессий, которые приводят к снижению достигнутого уровня физической подготовленности.
Организм студента, испытывающий в современных условиях непрерывные стрессорные воздействия (учебные, психоэмоциональные и др.), рассматривается как динамическая система, которая непрерывно приспосабливается к условиям окружающей среды путем изменения уровня функционирования отдельных систем и соответствующего напряжения регуляторных механизмов
1
. Адаптация к новым условиям достигается ценой затраты функциональных ресурсов организма. Резервные возможности которого определяют уровень адаптации. Если
«цена» адаптации превышает биосоциальные возможности организма, то это ведет к нарушению адаптационного механизма. Такие изменения не соответствуют норме и носят как биологический, так и социальные характер.
Адаптация к комплексу новых факторов, специфичных для высшей школы, представляют собой сложный социально- психофизиологический процесс, сопровождающийся значительным напряжением всех систем организма студентов.
Рядом специалистов на протяжении первых двух лет обучения в вузе выявлен отчетливый дефицит двигательной активности, что говорит о недостаточной оздоровительной эффективности существующей системы их физического воспитания. Дефицит двигательной активности учащейся молодежи отрицательно сказывается на уровне физического развития, двигательной подготовленности и здоровья.
Сочетание интенсивного умственного труда с малоподвижным образом жизни, при недостаточной эффективности физического воспитания, снижает сопротивляемость организма к неблагоприятным условиям окружающей среды. Напряжение усиливается социально- бытовыми трудностями, проблемами межличностных отношений в быту и учебной группе. Это особенно характерно для периода экзаменационной сессии, для которой характерны информационные и умственно-эмоциональные перегрузки
2
Все перечисленные факторы могут привести к перенапряжению психофизических возможностей студентов, а также сказаться на продуктивности умственной работоспособности и привести к переутомлению.
С целью изучения психофизического состояния студентов, а также для выявления информативности методик, характеризующих уровень здоровья и факторов, на него влияющих, было проведено обследование 80 девушек, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе, обучающихся на I, II и III курсах Тульского филиала Финуниверситета.
В комплекс исследования входила шкала проявления личностной тревоги J. Teylor и анкета для валеологического мониторинга (Н.Н.
Макаров, Д.Г. Дарчия), состоящая из вопросов для выявления факторов, влияющих на уровень здоровья студентов.
Статистическая обработка была проведена с оценкой достоверности различий по методу Стьюдента и методом корреляционного анализа с оценкой достоверности коэффициентов корреляции.
Результаты исследования показали, что, несмотря на то, что все обследованные отрицательно относятся к употреблению наркотиков,
25% (эта цифра отражает только количество сознательно признавшихся курильщиков и может быть значительно больше) из них курят и 80% не регулярно употребляют алкогольные напитки. Только 2 % занимается в спортивной секции и лишь 20% регулярно занимаются физической культурой самостоятельно.
Для обследованных девушек характерны такие составляющие стресса, как повышенная чувствительность, застенчивость и проблемы с концентрацией внимания.
Средний балл по шкале Тейлора составил 16,17+ 1,87, что соответствует среднему уровню проявления тревоги.
В данных условиях может являться необходимым включение в занятия по физическому воспитанию элементов психорегуляции и релаксации.
По результатам обследования были выявлены наиболее информативные факторы по данным анкеты валеологического мониторинга, имеющие наибольшее количество связей с вопросами шкалы Тейлора, т. е. факторы, обладающие наибольшим стрессогенным действием.
Это - отношения со сверстниками, режим сна, отдых во время каникул, удовлетворенность здоровьем, обеспечение безопасности секса, режим питания, отношения в учебной группе, количество занятий, пропущенных по болезни. Также нужно отметить, что малоподвижный образ жизни не ведет к увеличению уровня тревожности у обследованных девушек, что может влиять на характер их двигательной активности.
Применяемые на практике методы исследования не всегда позволяют оценить уровень подготовленности и выявить слабые звенья адаптации. Возможность решения проблемы оценки уровня адаптации студентов и оздоровительной эффективности физических нагрузок традиционными методами, основанными на анализе заболеваемости и использовании контрольных упражнений, не является объективной.
Поиск комплекса информативных методик, определяющих уровень адаптации к социальным и природным факторам, не требующих сложного оборудования и материальных затрат в настоящее время все еще представляется актуальной проблемой.
В связи с этим возникает потребность более широкого использования различных форм самостоятельных занятий по физическому воспитанию. Они необходимы для повышения двигательной активности студентов, успешного выполнения программного контрольного тестирования, поддержания здоровья и оптимального уровня общей физической подготовки на протяжении всего периода обучения в университете. В современных условиях жизни выносливость и сильные мышцы – тот резерв, который помогает студенту противостоять натиску нервных и физических перегрузок, неизменно сохранять хорошее самочувствие, быть всегда доброжелательным. И в студенческие годы важно понять и принять эти простые истины, так как высокое эмоциональное напряжение, быстрые ритмы, постоянные умственные перегрузки требуют выхода скопившейся в организме напряжѐнности, эмоциональной разрядки через физические упражнения. При регулярных физических нагрузках уже через сравнительно короткий срок можно достичь значительных изменений в общем самочувствии, в повышении тонуса и работоспособности как физической, так и умственной. Чтобы грамотно использовать средства физической культуры при проведении самостоятельных занятий, необходимы определѐнные знания как в вопросах оценки физического развития, выбора оптимальной нагрузки, основных средств и методов тренировки, так и в принципах правильного питания и важнейших процессах жизнедеятельности организма.
Самое главное для проведения самостоятельных занятий – найти достаточно убедительную мотивацию. Чтобы убедить себя в необходимости повысить свою двигательную активность и регулярно выполнять физические упражнения, пересмотреть свой режим питания, целесообразно в первую очередь оценить своѐ физическое состояние, уровень развития основных физических качеств. При должной мотивации и правильно подобранной дозированной физической активности студент может укрепить своѐ здоровье, развить силу мышц и гибкость, равновесие и координацию, улучшить осанку, изменить в лучшую сторону свою фигуру, повысить работоспособность и уверенность.
5.9. Тульский Александринский банк, как первое общественно-кредитное учреждение Тульской губернии XIX в.
Назырова Е.А., Шелкоплясова Н.И.
1
Дарчия Д.Г. Организация мониторинга здоровья студентов в вузе. - Тула, 1996. – 124 с.
2
Полиевский С. А. Кабачков В.А., Буров А.Э. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи. Научно-методическое пособие. – М.: Советский спорт, 2010. – 296 с.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
114
Банковская система Российской империи второй половины XIX века была представлена государственными, частными, общественными кредитными организациями. Открытие первых общественных кредитных «установлений» связано с деятельностью Приказов общественного призрения, появившихся во всех губерниях по указу Екатерины II в 1775 г.
1
. Приказы общественного призрения выступали в роли губернских банков, «занимаясь выдачей ссуд под залог недвижимых имуществ губерний до 12 лет, и в то же время донором государственной казны, так как более 60% ее средств размещались на счетах Государственного заемного банка»
2
Министерство Внутренних дел в циркулярном предписании от 3-го марта 1844 года обратило внимание Начальников губерний на пользу подобных предприятий и «предоставило им внушать гражданам, что общественные кредитные установления, доставляя пособие торговым оборотам, с тем вместе служат постоянным источником к призрению и содержанию бедных».
В Туле, с целью преумножения доходов Тульского Николаевского детского приюта и дома призрения престарелых, учрежденных в
1841 г., состоявших под высочайшим покровительством Государыни Императрицы, 01.07.1846 г. был открыт банк, получивший название
Тульский Александринский банк. Изначально он располагал капиталом приюта и дома призрения и составлял 20 тыс. руб. серебром. Позже добавились средства Тульской городской Думы и сиротского суда.
Управлял банком Совет под председательством начальника губернии, куда входили члены попечительств приюта и дома призрения.
Так, по данным «Памятной книжки Тульской губернии 1864 год», председателем банка был начальник губернии – военный и гражданский губернатор генерал-лейтенант Петр Михайлович Дараган. Директорами от дворянства – артиллерии поручик Николай
Дмитриевич Картьев и штабс-капитан Александр Васильевич Чапкин; от купечества – почѐтный гражданин первой гильдии купеческий сын
Александр Кондратьевич Сушкин и тульский второй гильдии купец Петр Николаевич Московский. В кассирах был тульский второй гильдии купец Аким Федорович Кондрашев, а бухгалтером – титулярный советник Уар Владимирович Надежин
3
Банку дозволялось принимать вклады от лиц всех сословий, выдавать ссуды под залог процентных бумаг, драгоценных вещей, домов в
Туле, под учет товарных векселей, принимать на хранение процентные бумаги и кредитные билеты. Проценты с залогодателей составляли 7%, а вклады выдавались под 4%. На суммы, находившиеся в банке менее 6 месяцев, проценты не начислялись. Вклад с процентами выдавался при предъявлении подлинного билета в течение 7 дней, если сумма превышала 5000 руб., то в течение месяца. Денежные ссуды выдавались под залог домов, лавок, фабрик и других строений на срок от одного до трех лет под 7% годовых.
Долгие годы положение банка было прочным, об этом свидетельствуют публикации в печати. Так, в 9-м номере «Тульских губернских ведомостей» от 28.02 1848 г. сообщалось о том, что сумма вкладов составила 120762 руб. 11 коп., чистая прибыль — 3495 руб. 70 коп.
4
. В 1859 г. «Тульские губернские ведомости» свидетельствовали о том, что прибыль за годы деятельности составила 64399 руб. 37 ¾ коп. (табл.)
5
Таблица. Динамика прибыли Тульского Александринского банка с 1846 по 1858 гг.
Годы
Всего получено прибыли
Из них причиталось
На 12.000 р. приюта
На 8.000 руб. дома призрение
Руб.
Коп.
Руб.
Коп.
Руб.
Коп.
За ½ 1846 г.
797 77 479
-
318 77 1847 г.
4295 70 2577 40 1718 30 1848 г.
5074 13 ¼
3044 47 ¾
2029 65 ½
1849 г.
1055 75 633 45 422 30 1850 г.
3835 72 ¾
2301 33 ¼
1534 30 ½
1851 г.
4494 69 2696 31 1797 88 1852 г.
5362 6 ¼
3217 23 2444 83 ¼
1853 г.
3461 24 ½
2076 75 1384 49 ½
1854 г.
6068 67 3641 20 2427 47 1855 г.
5438 76 3 3262 90 2175 26 ¾
1856 г.
5717 3 ¼
3430 22 2286 81 ¼
1857 г.
8658 75 1/3 5195 25 3463 50 ¾
1858 г.
10139 67 ¼
6083 80 4055 87 ¼
Итого
64399 37 ¾
38639 92 25759 45 ¾
Источник: Тульские губернские ведомости 1859 г., №5, январь, c.26
Горожане чаще использовали банк не для получения прибыли, а с целью сбережения средств. При этом не истребованные суммы участвовали в обороте, приносили по 6 коп. прибыли с рубля, а проценты по этим средствам вкладчикам не выплачивались.
1
Боровой С.Я. Кредит и банки в России (сер. XVII – 1861 г.) М.: Госфиниздат, 1958. С. 195.
2
Андрюшин С.А. Банковские системы. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. С. 323.
3
Памятная книжка Тульской губернии за 1864 г. Тула, 1865. 230 с.
4
Тульские губернские ведомости 1848, №9.
5
Тульские губернские ведомости 1859, №5. С. 26.
0 2000 4000 6000 8000 10000 12000
За ½
1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858
Динамика прибыли Тульского Александринского банка
Всего получено прибыли, руб.
Из них причиталось на 12.000 р. приюта
Из них причиталось на 8.000 руб. дома призрение
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
115
Рис.1 Анализ прибыльности Тульского Александринского банка с 1846 по 1858 гг. и тенденции ее изменения
В 1863 г. основной капитал банка возрос с 52817 руб. до 53309 руб., резервный капитал с 1829 руб. до 6995 руб., вклады частные лиц и казенных учреждений выросли с 615454 руб. до 689167 руб. Чистая прибыль составила — 19492 руб. 42 ¼ коп.
1
В 1867 г. детский приют получил прибыль в размере 16140 руб., дом призрения 10760 руб. На 01.01.1868 г. основной капитал приюта составил 43792 руб., дома призрения — 38286 руб. Резервный капитал исчислялся в сумме 17438 руб., остаток вкладов — 929223 руб., в обороте находился 1084844 руб.
2
К началу 1881 г. обороты Александринского банка достигли суммы 14649981 руб.
3
Несмотря на то, что в конце XIX в. «Тульская губерния была преимущественно аграрной», в ней наличествовала промышленность
4
Экономический кризис 1881 – 1882 гг. тяжело отразился на производственной сфере и банковском секторе. В 3-м номере «Губернских ведомостей» от 8 января 1886 года туляки прочли сообщение от Министерства финансов о том, что «на основании Высочайшего повеления, последовавшего в 27 день декабря 1885 года по всеподданнейшему докладу Министра финансов и тайного советника Сенатора Герарда,
Тульский Александринский банк, ведомства учреждений Императрицы Марии, передан в ведение Министерства финансов, с сохранением за ним значения самостоятельного учреждения. Суммы, необходимые для операций сего банка, при встреченном им затруднении в возврате вкладов, будут позаимствованы из Государственного банка, впредь до пополнения таковых прибылей Александринского банка»
5
Кандидатура отставного коллежского асессора Пущина, избранного тульским дворянством на должность директора Александринского банка, 03.01.1886 г. была утверждена министром внутренних дел. В том же номере «Тульских губернских ведомостей» Правление
Александринского Тульского банка объявило о том, что «20 февраля 1886 года за невзнос в срок процентов и капитала будет произведена аукционная продажа разных драгоценных вещей, значащихся по книгам и документам банка, под залог которых выдано в ссуду 3 375 руб.»
6
«Памятная книжка за 1888год» содержит информацию о том, что благотворительные учреждения, хранившие средства в Тульском
Александринском банке не только не извлекли прибыль, но и не смогли получить вклады в размере 161774 руб. 44 коп. Что привело к сокращению числа призреваемых с 546 до 377 человек
7
Выручка тульских предприятий в 1886 г. по сравнению с предыдущим годом уменьшилась на 5 млн. руб.
8
. Дела банка шли все хуже, и в 1890 году Тульское отделение Госбанка ликвидировало Александринский Тульский банк
9
. С 1883 по 1894 гг. в стране прекратили свою деятельность 44 общественных городских банка
10
Таким образом, деятельность общественных городских банков не всегда была рентабельной, кроме того, руководством допускались нарушения, — все это приводило к несостоятельности кредитных учреждений. Несмотря на то, что с 5 апреля 1883 г. был установлен контроль со стороны правительства над коммерческими банками, в результате «полнейшего расстройства» многие прекратили свое существование. В
Тульской губернии оказались несостоятельными: Епифанский, Богородицкий, Ефремовский, Алексинский, Каширский, Одоевский общественные банки. Лишь четыре тульских уездных общественных банка — Крапивенский, Белевский, Веневский, Новосильский благополучно функционировали вплоть до 1917 г.
5.10. Становление социальной философии (от Античности до Возрождения)
Бормотов И.В., Назырова Е.А.
Становление социальной проблематики в философии связано с именами двух выдающихся философов Древней Греции - Платона и
Аристотеля.
Первым «социальным философом» по праву можно назвать древнегреческого мыслителя Платона (ок. 429-347 до н.э.), который изложил свои взгляды на устройство общества в диалоге «Государство» (360 г. до н. э). За основу модели построения государства он берет идеи справедливости и мира.
Идеальное государство Платона строится в соответствии с тремя основными функциями: управление, защита и производство материальных благ, которым соответствуют три основных сословия:
1. Функцию управления в идеальном государстве выполняют философы-правители. Они наделялись особыми привилегиями, но постоянно злоупотребляли властью. Для того, чтобы этого не происходило, философы-правители, как и воины, не должны были иметь частной собственности, которая, согласно Платону, развращала нравы людей. Философом-правителем мог стать свободнорожденный грек, достигший пятидесятилетнего возраста и обладавший знаниями: логики, политики, математики, философии и риторики.
2. Функцию защиты государства, как от внешних, так и от внутренних врагов осуществляют воины, которые для ее исполнения должны обладать такими качествами как: храбрость, смелость, стойкость и мужество.
3. Функцию производства материальных благ исполняют ремесленники и крестьяне. Основу их трудовой деятельности должно составлять благоразумие, т.е. добросовестное выполнение своих производственных обязанностей.
Идеальное государство Платона должно всемерно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие, бороться против неверия и безбожия.
Укреплению идеального государства, по мнению древнегреческого философа, должна служить строгая система воспитания и образования. Платон предложил такую систему образования и воспитания, которая, по его мнению, обеспечивала бы достаточную профессиональную и физическую подготовку всех сословий. Он считал «в каком направлении кто был образован и воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь»
Аристотель(384-322 до н.э.), родился в городе Стагир и получил по обычаям того времени, прозвище Стагирит. Развивая идеи
Платона в работе «Политика» (335—322 до н. э.), он исследовал формы государственного устройства через выделение совместной деятельности людей. Стагирит озаботился поиском наилучших форм государственного устройства, среди которых он выделял монархию, аристократию, и «политию». Если монархия – это власть единоличного наследственного правления, аристократия - это форма государственного правления, при которой власть принадлежит знати, то полития (греч. πολιτεία) имеет два основных значения: власть большинства и форма общественного управления, в которой большинство правит в интересах общей пользы.
К нежелательным формам государственного устройства философ относил тиранию, олигархию и демократию, последняя трактуется им как «власть толпы».
1
Памятная книжка Тульской губернии за 1864 г. Тула, 1865 С. 56.
2
Адрес-календарь Тульской губернии на 1868 г. Тула,1868. С. 216.
3
Памятная книжка Тульской губернии на 1882 год. Тула, 1883: С. 21.
4
Назырова, Шелкоплясова, 2018 – Назырова Е.А., Шелкоплясова Н.И. Развитие ипотечного кредитования в российской провинции на рубеже XIX – XX вв. (на примере Тульской губернии). Вестник Тульского филиала Финуниверситета. Тула: Издательство Промпилот, 2018. С. 438.
5
Тульские губернские ведомости 1886, №3.
6
Тульские губернские ведомости 1886, №3.
7
Памятная книжка Тульской губернии за 1888 г. Тула, 1888. С. 39-40.
8
Памятная книжка Тульской губернии за 1900 г. Тула, 1901. С. 10-14.
9
Памятная книжка Тульской губернии за 1900 г. Тула, 1901. С. 4.
10
Ефимкин А.П. Государственный надзор за кредитными учреждениями России// Деньги и кредит. 2007. №6. С. 66.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
116
В основу развития государства Аристотель положил экономический интерес, который делит людей на тех, кто мало работает, но получает большой доход и тех, кто много работает, но получает мало. Естественно, что вторые всегда будут не довольны первыми, а поэтому в государстве будут возникать недовольство и смуты. Для того чтобы этого не произошло первые должны отчислять часть своих доходов на содержание вторых.
Социальные идеи получили свое дальнейшее распространение в Средневековой философии. Среди философов, которые внесли наибольший вклад в ее развитие можно назвать А. Августина и Ф. Аквинского.
Аврелий Августин (Августин Блаженный) (354-430) изложил свои социальные взгляды в философско-богословском трактате «О граде
божьем» (426). В этом труде он представил свой проект развития человеческой истории, как борьбы двух божественно-земных институтов — божьего царства (civitas Dei) и земного царства (civitas terrena). Град Божий — мистическое сообщество всех христиан, Град Земной — сообщество язычников. Между двумя этими «градами» идет непримиримая борьба, в которой рано или поздно победит Град Божий. Августин создал оригинальную периодизацию истории земных государств, соотнося ее шестью днями творения, шестью возрастами человеческой жизни и шестью эпохами, как они «явствуют» из Ветхого завета и истории христианства. Она включала в себе шесть периодов развития:
«младенчество», «детство», «отрочество», «юность», «зрелость» и «старость». Конец истории ознаменуется Страшным судом, вторым пришествием Христа и окончательным отделением праведников (христиан) от грешников (язычников).
Фома Аквинский (1225-1274), опираясь на учение Аристотеля, разрабатывал собственную философскую систему, в которой важное место отводилось социальной философии. В своем произведении «О правлении владык» («De regimine principium»), Аквинат выдвигал две важные идеи для понимания общества и человека:
во-первых, основное предназначение человека состоит не в земном его существовании, а в посмертном и потустороннем;
во-вторых, общество отождествляется с феодальным государством, в котором господствует божественный порядок, устанавливающий кому, занимается физической или умственной деятельностью, а кому трудом духовных пастырей.
Как бог только один во всем мире, как душа лишь одна в теле, как пчелиный рой имеет только одну матку, а корабль, гонимый подчас противоположными ветрами, направляется волей единственного рулевого, так и государственный корабль лучше всего может функционировать, если во главе его стоит единственный правитель — монарх.
Развитие социальной философии в эпоху Ренессанса связано с именами таких мыслителей как: Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла.
На социально-философскую доктринуНикколо Макиавелли (1469-1527) большое влияние оказал процесс восстановления во
Флоренции республиканского строя и правления фанатичного и аскетичного Савонароллы. В своих философских произведениях
«Государь»(1515) и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» (1519), Макиавелли формировал отношение к государству, основываясь на таком важном стимуле человеческой деятельности, как интерес. Проявления его многообразны, но более всего он определяется желанием людей сохранить и приумножить свою собственность. Опираясь на эти методологические положения, итальянский мыслитель, разрабатывал три основных закона, которыми должен руководствоваться государь.
1. Первый закон гласит: государь должен быть корыстолюбив и стремиться к власти, ибо только она дает ему возможность господствовать над другими людьми.
2. Содержание второго закона раскрывает отношение государя к своим подданным «идя к власти, государь должен расточать обещания, но придя к ней, не выполнять их». Макиавелли, следующим образом, комментировал данную ситуацию, если государь будет выполнять все свои обещания, то он попадет в зависимость от своих подданных и этим выскажет свою слабость.
3. Третий закон характеризует отношение государя к понятиям добра и зла. Творя зло, делай его сразу и в большом количестве, добро же твори постепенно, ибо любая награда или почесть должна быть заслуженной, если их раздавать всем, то они теряют всякий смысл.
Для того, чтобы исполнять эти законы правитель должен опираться на государственную организацию, как высшую силу, способную поставить жесткие пределы человеческому эгоизму и свести его поведение к должной норме.
Книга Макиавелли Н. «Государь» и сегодня вызывает самые противоречивые оценки. В 2001 году этот трактат был признан
Немецким литературным обществом самой спорной книгой всех времѐн и народов.
Томас Мор(1478-1535) английский ученый, философ, политический деятель, член парламента, председатель палаты общин, с 1529 г. – лорд-канцлер. В 1535 г. был казнен (за отказ присягнуть королю как главе независимой от Папы Римского англиканской церкви). Считается
основателемутопического социализма. Свои идеи изложил в произведении: «Весьма полезная, как и занимательная, поистине золотая книжка
о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1616). «Утопия» (от греч. utopos - означает «место, которого нет») - выдуманный остров в океане, на котором находится идеальное государство.
Основные социальные идеи «Утопии» Т. Мора состояли из нескольких положений:
отсутствие частной собственности и участие в производительном труде всех граждан островного государства на основе всеобщей трудовой повинности;
все произведенные продукты поступают на общественные склады, а затем равномерно распределяются между всеми жителями
Утопии;
для жителей островного государства предусмотрен шестичасовой рабочий день;
неквалифицированным, ненормированным и самым тяжелым трудом заняты рабы (военнопленные и преступники);
основной ячейкой общества является «трудовая семья», которая выступает прообразом рабочего коллектива
1
Автором другого проекта идеального общества являлся итальянский гуманист, политический деятель и философТоммазо Кампанелла
(1568-1639); за свои взгляды и деятельность проведший в тюрьме более 30 лет, где написал знаменитое произведение «Город Солнца» (1620).
В отличие от Мора Кампанелла принадлежал к самым низам общества и активно стремился к изменению социальных порядков, унижающих человека и извращающих его существо.
Основные положения созданного им социального проекта заключались в следующем:
отрицание частной собственности, отстаивание всеобщего производительного труда и равномерного распределения его результатов между членами государства, труд совмещается с одновременным обучением;
жизнь граждан регламентируется до мельчайших подробностей и все делается совместно (работа, отдых, прием пищи, развлечения);
внимание уделяется воспитанию, которое осуществляется государством с раннего детства в специализированных школах, где дети обучаются наукам, приучаются к коллективной жизни и нравственным нормам;
правит Городом Солнца пожизненный правитель (избираемый жителями) – Метафизик, который обладает предельно глубокими знаниями всех законов и принципов философии.
Известный польский философ, футуролог и писатель фантаст С. Лем определял утопии как «изложение определенной теории бытия
при помощи конкретных образов».
5.11. Народовластие как одна из основ конституционного строя Российской Федерации
Баринова В.И., Павлов С.С.
В связи с 25-летием принятия Конституции России представляется целесообразным и актуальным подведение некоторых итогов реализации основ конституционализма и оценки эффективности функционирования демократических институтов. Цель нашей работы –
1
Соколов В. В. Европейская философия XV —XVII веков: Учеб, пособие для филос. факультетов ун-тов.— М.: Высш. шк., 1984. - 92-98
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
117
соотнести закрепленную в Конституции РФ идею народовластия как основополагающего принципа демократического государства с фактическими достижениями и имеющимися проблемами.
Но прежде чем мы перейдем к анализу эффективности реализации принципа народовластия в современных российских реалиях, нам необходимо остановиться на самом термине и дать ответ на вопрос – «Является ли понятие "народовластие" тождественным понятию "демократия"?».
Иными словами, демократизм РФ находит выражение, прежде всего, в народовластии, но, кроме того - в политическом многообразии, местном самоуправлении, разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, признании прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью. Существует точка зрения, согласно которой понятие «народовластие» и «демократия» являются синонимами.
Такая позиция имела авторитет среди юристов в советский период истории Российского государства. В настоящее время такое понимание народовластия не столь широко распространено, хотя его отголоски встречаются в работах отечественных авторов.
В вопросе соотношения терминов «демократия» и «народовластие» для нас представляет интерес точка зрения А.И. Ковлера. Он считает, что народовластие понимается как необходимый элемент в структуре демократии, без которого она немыслима. Эта позиция отражена в Энциклопедическом юридическом словаре, где народовластие определяется как один из существенных элементов демократии в еѐ современном общепринятом понимании, в основном тождественный более употребительному в конституционном праве понятию народного суверенитета. Идея народовластия особое место занимает в системе конституционных ценностей. Народовластие–это особая модель взаимоотношений между властью и народом, между личностью, государственными и общественными институтами [3, с.71].
Анализируя изложенные подходы к понятию народовластия, можно сделать вывод о том, что оно не является полностью синонимичным понятию «демократия», но, вместе с тем представляет один из главных устоев конституционного строя и базируется на ряде принципов: народный суверенитет, реальное осуществление гражданами политических прав и свобод, свободный и равноправный доступ к управлению делами государства и общества, сочетание непосредственной и представительной форм осуществления власти. Народовластие есть выражение основополагающего принципа конституционных основ государственности в РФ: принципа демократического государства.
Фактическое содержание народовластия составляют такие его свойства, как единство власти народа, верховенство власти, полнота власти, ее неограниченность и не отчуждаемость.
Юридическое свойство народовластия представляет собой право народа: на свободно избранную экономическую основу своего существования, собственность и свободу экономической деятельности, свободу идеологической и политической позиции, пользование достижениями духовной жизни и свободу творчества [1, ст.8,9,13,44].
Процессуальное содержание народовластия проявляется в праве народа осуществлять принадлежащую ему власть непосредственно через институты прямой демократии либо через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. При этом необходимо отметить, что, выбирая своих представителей, российский народ делегирует им свое право на значительнуючасть власти, а они в своем взаимодействии формируют иные органы публичной власти, которые должны осуществлять управление делами государства от имени народа и в его интересах, выражать своими властными действиями волю народа.
Тем самым многие властные полномочия (законодательные, исполнительные, судебные) переходят от российского народа как единственного их источника к соответствующим органам и должностным лицам. В результате прямое народовластие в значительнойчасти заменяется деятельностью представительных и иных органов публичной власти, происходит неизбежное в любом государствеотделение публичной власти от народа как ее единственного источника [4, с. 38].
Механизм народовластия - это определенным образом организованная система проникнутых внутренним единством и взаимной зависимостью разнообразных политико-правовых и общественных институтов, организаций и учреждений, посредством которых народ проводит в жизнь и защищает свою волю.
Основными институтами народовластия являются: институты прямой демократии (референдум, выборы); институты, реализующие право народа на осуществление власти в стране - народное представительство:
1) представительные (законодательные) органы, которые выполняют важную функцию законодательного закрепления воли народа;
2) институт президентства: президент в данном случае выступает как глава государства, призванный олицетворять и обеспечивать государственную целостность, единство и эффективное функционирование всех государственных органов; выборных органов местного самоуправления;
3) институты исполнительной и распорядительной власти (управления) - правительство и разнообразные ведомства, учреждения и администрации на местах;
4) институты контроля и надзора - прокурорский надзор, контрольные инспекции и др.;
5) институты правосудия и юстиции;
6) институты местного самоуправления.
К механизму осуществления народовластия относятся также государственные и иные организации и учреждения, не связанные с производством (учебные, здравоохранения и другие), а также предприятия, непосредственно занятые в сфере производственной деятельности.
Важная роль в реализации народовластия принадлежит политическим партиям, общественным организациям и движениям. Граждане, участвуя в их деятельности, получают возможность активно влиять на формирование основ общественной и государственной жизни, вырабатывать рекомендации органам государственной власти по решению конкретных проблем общества.
Рассмотрим развитие института народовластия в качестве основного показателя эффективности процесса становления демократии в
России. Важно отметить, что под процессом становления мы подразумеваем не краткосрочный период перехода от советской политической модели к демократическому режиму в 1991 году, а длительный последовательный процесс. Безусловно, РФ является демократическим государством, и в соответствии с Конституцией принято и действует развитое законодательство, предусматривающее использование различных институтов представительной и непосредственной демократии. Но сама природа российской демократии в научных исследованиях характеризуется по-разному. В рамках данной работы мы остановимся на формулировке «развивающаяся переходная демократия», что подразумевает сформированность основ демократического политического режима, при необходимости дальнейшего более глубокого развития конкретных демократических институтов.
Для обоснования данного подхода, мы выделим две предпосылки медленного развития института народовластия в современной
России. Одной из причин, по нашему мнению, является отсутствие «исторической» базы для формирования гражданского общества. Стоит отметить, что в истории российского государства в разные исторические периоды существовали прецеденты полноценной реализации демократических институтов (Новгородская и Псковская боярские республики, земские учреждения), но системно на уровне государства этого не происходило вплоть до 1991 года и образования РФ.
Смена политического режима в кратчайшие сроки вкупе с психологическим фактором неготовности общества к «автономному» режиму существования приводит нас к главному выводу - демократии необходимо «учиться» как власти, так и народу на протяжении длительного периода времени.
Кроме этого на эффективность реализации народовластия как конституционной основы демократии оказывают воздействие различные социально-экономические факторы среди них:
-незнание, недостаточное понимание гражданами форм и возможностей своего волеизъявления, неосведомленность о средствах реализации народовластия, а также низкий уровень грамотности в области политико-правовых аспектов реализации принципа народовластия ведет к возникновению психологического барьера;
-аполитичность, выражающаяся в безразличии и безучастности значительной части молодежи в отношении избирательных кампаний;
1
Егорова, Ю. А. Студент вуза как субъект саморазвития [Электронный ресурс] / Ю. А. Егорова // Педагогика высшей школы. — 2015. — №1. — С. 3-7. — https://moluch.ru/th/3/archive/3/75/. - (Дата обращения: 21.11.2018).
2
Якушева, С. Д. Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития: учебное пособие / С.Д. Якушева. - М.: Академия, 2014. - 256 с.
3
Гурулева, Н. Е Внеаудиторная деятельность как условие творческой самореализации студента [Электронный ресурс] / Н.Е. Гурулева // Молодой ученый. — 2015.
— №9. — С.1045-1047. - https://moluch.ru/archive/89/18075/. - (Дата обращения: 21.11.2018).
4
Кулагина, Е. В. Роль внеаудиторной работы по иностранному языку для творческого саморазвития студентов технического вуза [Электронный ресурс] / Е.В.
Кулагина // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1105-1109. — https://moluch.ru/archive/89/18221/. - (Дата обращения: 21.11.2018).
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
113
Бобылев Н.А., Бормотов И.В., Данилин Д.А.
С каждым годом все больше людей приобщается к регулярным занятиям физическими упражнениями, которые становятся неотъемлемой частью их жизни. Особенно важно правильно организовать режим труда и отдыха в напряжѐнный период студенческой жизни.
Двухразовые занятия в неделю лишь в течение двух-трѐх лет при относительно небольшой их интенсивности и малом объѐме нагрузок не создают условий для развития и совершенствования физических качеств. При этом возникают перерывы в учебных занятиях в период зимних и летних каникул, экзаменационных сессий, которые приводят к снижению достигнутого уровня физической подготовленности.
Организм студента, испытывающий в современных условиях непрерывные стрессорные воздействия (учебные, психоэмоциональные и др.), рассматривается как динамическая система, которая непрерывно приспосабливается к условиям окружающей среды путем изменения уровня функционирования отдельных систем и соответствующего напряжения регуляторных механизмов
1
. Адаптация к новым условиям достигается ценой затраты функциональных ресурсов организма. Резервные возможности которого определяют уровень адаптации. Если
«цена» адаптации превышает биосоциальные возможности организма, то это ведет к нарушению адаптационного механизма. Такие изменения не соответствуют норме и носят как биологический, так и социальные характер.
Адаптация к комплексу новых факторов, специфичных для высшей школы, представляют собой сложный социально- психофизиологический процесс, сопровождающийся значительным напряжением всех систем организма студентов.
Рядом специалистов на протяжении первых двух лет обучения в вузе выявлен отчетливый дефицит двигательной активности, что говорит о недостаточной оздоровительной эффективности существующей системы их физического воспитания. Дефицит двигательной активности учащейся молодежи отрицательно сказывается на уровне физического развития, двигательной подготовленности и здоровья.
Сочетание интенсивного умственного труда с малоподвижным образом жизни, при недостаточной эффективности физического воспитания, снижает сопротивляемость организма к неблагоприятным условиям окружающей среды. Напряжение усиливается социально- бытовыми трудностями, проблемами межличностных отношений в быту и учебной группе. Это особенно характерно для периода экзаменационной сессии, для которой характерны информационные и умственно-эмоциональные перегрузки
2
Все перечисленные факторы могут привести к перенапряжению психофизических возможностей студентов, а также сказаться на продуктивности умственной работоспособности и привести к переутомлению.
С целью изучения психофизического состояния студентов, а также для выявления информативности методик, характеризующих уровень здоровья и факторов, на него влияющих, было проведено обследование 80 девушек, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе, обучающихся на I, II и III курсах Тульского филиала Финуниверситета.
В комплекс исследования входила шкала проявления личностной тревоги J. Teylor и анкета для валеологического мониторинга (Н.Н.
Макаров, Д.Г. Дарчия), состоящая из вопросов для выявления факторов, влияющих на уровень здоровья студентов.
Статистическая обработка была проведена с оценкой достоверности различий по методу Стьюдента и методом корреляционного анализа с оценкой достоверности коэффициентов корреляции.
Результаты исследования показали, что, несмотря на то, что все обследованные отрицательно относятся к употреблению наркотиков,
25% (эта цифра отражает только количество сознательно признавшихся курильщиков и может быть значительно больше) из них курят и 80% не регулярно употребляют алкогольные напитки. Только 2 % занимается в спортивной секции и лишь 20% регулярно занимаются физической культурой самостоятельно.
Для обследованных девушек характерны такие составляющие стресса, как повышенная чувствительность, застенчивость и проблемы с концентрацией внимания.
Средний балл по шкале Тейлора составил 16,17+ 1,87, что соответствует среднему уровню проявления тревоги.
В данных условиях может являться необходимым включение в занятия по физическому воспитанию элементов психорегуляции и релаксации.
По результатам обследования были выявлены наиболее информативные факторы по данным анкеты валеологического мониторинга, имеющие наибольшее количество связей с вопросами шкалы Тейлора, т. е. факторы, обладающие наибольшим стрессогенным действием.
Это - отношения со сверстниками, режим сна, отдых во время каникул, удовлетворенность здоровьем, обеспечение безопасности секса, режим питания, отношения в учебной группе, количество занятий, пропущенных по болезни. Также нужно отметить, что малоподвижный образ жизни не ведет к увеличению уровня тревожности у обследованных девушек, что может влиять на характер их двигательной активности.
Применяемые на практике методы исследования не всегда позволяют оценить уровень подготовленности и выявить слабые звенья адаптации. Возможность решения проблемы оценки уровня адаптации студентов и оздоровительной эффективности физических нагрузок традиционными методами, основанными на анализе заболеваемости и использовании контрольных упражнений, не является объективной.
Поиск комплекса информативных методик, определяющих уровень адаптации к социальным и природным факторам, не требующих сложного оборудования и материальных затрат в настоящее время все еще представляется актуальной проблемой.
В связи с этим возникает потребность более широкого использования различных форм самостоятельных занятий по физическому воспитанию. Они необходимы для повышения двигательной активности студентов, успешного выполнения программного контрольного тестирования, поддержания здоровья и оптимального уровня общей физической подготовки на протяжении всего периода обучения в университете. В современных условиях жизни выносливость и сильные мышцы – тот резерв, который помогает студенту противостоять натиску нервных и физических перегрузок, неизменно сохранять хорошее самочувствие, быть всегда доброжелательным. И в студенческие годы важно понять и принять эти простые истины, так как высокое эмоциональное напряжение, быстрые ритмы, постоянные умственные перегрузки требуют выхода скопившейся в организме напряжѐнности, эмоциональной разрядки через физические упражнения. При регулярных физических нагрузках уже через сравнительно короткий срок можно достичь значительных изменений в общем самочувствии, в повышении тонуса и работоспособности как физической, так и умственной. Чтобы грамотно использовать средства физической культуры при проведении самостоятельных занятий, необходимы определѐнные знания как в вопросах оценки физического развития, выбора оптимальной нагрузки, основных средств и методов тренировки, так и в принципах правильного питания и важнейших процессах жизнедеятельности организма.
Самое главное для проведения самостоятельных занятий – найти достаточно убедительную мотивацию. Чтобы убедить себя в необходимости повысить свою двигательную активность и регулярно выполнять физические упражнения, пересмотреть свой режим питания, целесообразно в первую очередь оценить своѐ физическое состояние, уровень развития основных физических качеств. При должной мотивации и правильно подобранной дозированной физической активности студент может укрепить своѐ здоровье, развить силу мышц и гибкость, равновесие и координацию, улучшить осанку, изменить в лучшую сторону свою фигуру, повысить работоспособность и уверенность.
5.9. Тульский Александринский банк, как первое общественно-кредитное учреждение Тульской губернии XIX в.
Назырова Е.А., Шелкоплясова Н.И.
1
Дарчия Д.Г. Организация мониторинга здоровья студентов в вузе. - Тула, 1996. – 124 с.
2
Полиевский С. А. Кабачков В.А., Буров А.Э. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи. Научно-методическое пособие. – М.: Советский спорт, 2010. – 296 с.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
114
Банковская система Российской империи второй половины XIX века была представлена государственными, частными, общественными кредитными организациями. Открытие первых общественных кредитных «установлений» связано с деятельностью Приказов общественного призрения, появившихся во всех губерниях по указу Екатерины II в 1775 г.
1
. Приказы общественного призрения выступали в роли губернских банков, «занимаясь выдачей ссуд под залог недвижимых имуществ губерний до 12 лет, и в то же время донором государственной казны, так как более 60% ее средств размещались на счетах Государственного заемного банка»
2
Министерство Внутренних дел в циркулярном предписании от 3-го марта 1844 года обратило внимание Начальников губерний на пользу подобных предприятий и «предоставило им внушать гражданам, что общественные кредитные установления, доставляя пособие торговым оборотам, с тем вместе служат постоянным источником к призрению и содержанию бедных».
В Туле, с целью преумножения доходов Тульского Николаевского детского приюта и дома призрения престарелых, учрежденных в
1841 г., состоявших под высочайшим покровительством Государыни Императрицы, 01.07.1846 г. был открыт банк, получивший название
Тульский Александринский банк. Изначально он располагал капиталом приюта и дома призрения и составлял 20 тыс. руб. серебром. Позже добавились средства Тульской городской Думы и сиротского суда.
Управлял банком Совет под председательством начальника губернии, куда входили члены попечительств приюта и дома призрения.
Так, по данным «Памятной книжки Тульской губернии 1864 год», председателем банка был начальник губернии – военный и гражданский губернатор генерал-лейтенант Петр Михайлович Дараган. Директорами от дворянства – артиллерии поручик Николай
Дмитриевич Картьев и штабс-капитан Александр Васильевич Чапкин; от купечества – почѐтный гражданин первой гильдии купеческий сын
Александр Кондратьевич Сушкин и тульский второй гильдии купец Петр Николаевич Московский. В кассирах был тульский второй гильдии купец Аким Федорович Кондрашев, а бухгалтером – титулярный советник Уар Владимирович Надежин
3
Банку дозволялось принимать вклады от лиц всех сословий, выдавать ссуды под залог процентных бумаг, драгоценных вещей, домов в
Туле, под учет товарных векселей, принимать на хранение процентные бумаги и кредитные билеты. Проценты с залогодателей составляли 7%, а вклады выдавались под 4%. На суммы, находившиеся в банке менее 6 месяцев, проценты не начислялись. Вклад с процентами выдавался при предъявлении подлинного билета в течение 7 дней, если сумма превышала 5000 руб., то в течение месяца. Денежные ссуды выдавались под залог домов, лавок, фабрик и других строений на срок от одного до трех лет под 7% годовых.
Долгие годы положение банка было прочным, об этом свидетельствуют публикации в печати. Так, в 9-м номере «Тульских губернских ведомостей» от 28.02 1848 г. сообщалось о том, что сумма вкладов составила 120762 руб. 11 коп., чистая прибыль — 3495 руб. 70 коп.
4
. В 1859 г. «Тульские губернские ведомости» свидетельствовали о том, что прибыль за годы деятельности составила 64399 руб. 37 ¾ коп. (табл.)
5
Таблица. Динамика прибыли Тульского Александринского банка с 1846 по 1858 гг.
Годы
Всего получено прибыли
Из них причиталось
На 12.000 р. приюта
На 8.000 руб. дома призрение
Руб.
Коп.
Руб.
Коп.
Руб.
Коп.
За ½ 1846 г.
797 77 479
-
318 77 1847 г.
4295 70 2577 40 1718 30 1848 г.
5074 13 ¼
3044 47 ¾
2029 65 ½
1849 г.
1055 75 633 45 422 30 1850 г.
3835 72 ¾
2301 33 ¼
1534 30 ½
1851 г.
4494 69 2696 31 1797 88 1852 г.
5362 6 ¼
3217 23 2444 83 ¼
1853 г.
3461 24 ½
2076 75 1384 49 ½
1854 г.
6068 67 3641 20 2427 47 1855 г.
5438 76 3 3262 90 2175 26 ¾
1856 г.
5717 3 ¼
3430 22 2286 81 ¼
1857 г.
8658 75 1/3 5195 25 3463 50 ¾
1858 г.
10139 67 ¼
6083 80 4055 87 ¼
Итого
64399 37 ¾
38639 92 25759 45 ¾
Источник: Тульские губернские ведомости 1859 г., №5, январь, c.26
Горожане чаще использовали банк не для получения прибыли, а с целью сбережения средств. При этом не истребованные суммы участвовали в обороте, приносили по 6 коп. прибыли с рубля, а проценты по этим средствам вкладчикам не выплачивались.
1
Боровой С.Я. Кредит и банки в России (сер. XVII – 1861 г.) М.: Госфиниздат, 1958. С. 195.
2
Андрюшин С.А. Банковские системы. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. С. 323.
3
Памятная книжка Тульской губернии за 1864 г. Тула, 1865. 230 с.
4
Тульские губернские ведомости 1848, №9.
5
Тульские губернские ведомости 1859, №5. С. 26.
0 2000 4000 6000 8000 10000 12000
За ½
1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858
Динамика прибыли Тульского Александринского банка
Всего получено прибыли, руб.
Из них причиталось на 12.000 р. приюта
Из них причиталось на 8.000 руб. дома призрение
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
115
Рис.1 Анализ прибыльности Тульского Александринского банка с 1846 по 1858 гг. и тенденции ее изменения
В 1863 г. основной капитал банка возрос с 52817 руб. до 53309 руб., резервный капитал с 1829 руб. до 6995 руб., вклады частные лиц и казенных учреждений выросли с 615454 руб. до 689167 руб. Чистая прибыль составила — 19492 руб. 42 ¼ коп.
1
В 1867 г. детский приют получил прибыль в размере 16140 руб., дом призрения 10760 руб. На 01.01.1868 г. основной капитал приюта составил 43792 руб., дома призрения — 38286 руб. Резервный капитал исчислялся в сумме 17438 руб., остаток вкладов — 929223 руб., в обороте находился 1084844 руб.
2
К началу 1881 г. обороты Александринского банка достигли суммы 14649981 руб.
3
Несмотря на то, что в конце XIX в. «Тульская губерния была преимущественно аграрной», в ней наличествовала промышленность
4
Экономический кризис 1881 – 1882 гг. тяжело отразился на производственной сфере и банковском секторе. В 3-м номере «Губернских ведомостей» от 8 января 1886 года туляки прочли сообщение от Министерства финансов о том, что «на основании Высочайшего повеления, последовавшего в 27 день декабря 1885 года по всеподданнейшему докладу Министра финансов и тайного советника Сенатора Герарда,
Тульский Александринский банк, ведомства учреждений Императрицы Марии, передан в ведение Министерства финансов, с сохранением за ним значения самостоятельного учреждения. Суммы, необходимые для операций сего банка, при встреченном им затруднении в возврате вкладов, будут позаимствованы из Государственного банка, впредь до пополнения таковых прибылей Александринского банка»
5
Кандидатура отставного коллежского асессора Пущина, избранного тульским дворянством на должность директора Александринского банка, 03.01.1886 г. была утверждена министром внутренних дел. В том же номере «Тульских губернских ведомостей» Правление
Александринского Тульского банка объявило о том, что «20 февраля 1886 года за невзнос в срок процентов и капитала будет произведена аукционная продажа разных драгоценных вещей, значащихся по книгам и документам банка, под залог которых выдано в ссуду 3 375 руб.»
6
«Памятная книжка за 1888год» содержит информацию о том, что благотворительные учреждения, хранившие средства в Тульском
Александринском банке не только не извлекли прибыль, но и не смогли получить вклады в размере 161774 руб. 44 коп. Что привело к сокращению числа призреваемых с 546 до 377 человек
7
Выручка тульских предприятий в 1886 г. по сравнению с предыдущим годом уменьшилась на 5 млн. руб.
8
. Дела банка шли все хуже, и в 1890 году Тульское отделение Госбанка ликвидировало Александринский Тульский банк
9
. С 1883 по 1894 гг. в стране прекратили свою деятельность 44 общественных городских банка
10
Таким образом, деятельность общественных городских банков не всегда была рентабельной, кроме того, руководством допускались нарушения, — все это приводило к несостоятельности кредитных учреждений. Несмотря на то, что с 5 апреля 1883 г. был установлен контроль со стороны правительства над коммерческими банками, в результате «полнейшего расстройства» многие прекратили свое существование. В
Тульской губернии оказались несостоятельными: Епифанский, Богородицкий, Ефремовский, Алексинский, Каширский, Одоевский общественные банки. Лишь четыре тульских уездных общественных банка — Крапивенский, Белевский, Веневский, Новосильский благополучно функционировали вплоть до 1917 г.
5.10. Становление социальной философии (от Античности до Возрождения)
Бормотов И.В., Назырова Е.А.
Становление социальной проблематики в философии связано с именами двух выдающихся философов Древней Греции - Платона и
Аристотеля.
Первым «социальным философом» по праву можно назвать древнегреческого мыслителя Платона (ок. 429-347 до н.э.), который изложил свои взгляды на устройство общества в диалоге «Государство» (360 г. до н. э). За основу модели построения государства он берет идеи справедливости и мира.
Идеальное государство Платона строится в соответствии с тремя основными функциями: управление, защита и производство материальных благ, которым соответствуют три основных сословия:
1. Функцию управления в идеальном государстве выполняют философы-правители. Они наделялись особыми привилегиями, но постоянно злоупотребляли властью. Для того, чтобы этого не происходило, философы-правители, как и воины, не должны были иметь частной собственности, которая, согласно Платону, развращала нравы людей. Философом-правителем мог стать свободнорожденный грек, достигший пятидесятилетнего возраста и обладавший знаниями: логики, политики, математики, философии и риторики.
2. Функцию защиты государства, как от внешних, так и от внутренних врагов осуществляют воины, которые для ее исполнения должны обладать такими качествами как: храбрость, смелость, стойкость и мужество.
3. Функцию производства материальных благ исполняют ремесленники и крестьяне. Основу их трудовой деятельности должно составлять благоразумие, т.е. добросовестное выполнение своих производственных обязанностей.
Идеальное государство Платона должно всемерно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие, бороться против неверия и безбожия.
Укреплению идеального государства, по мнению древнегреческого философа, должна служить строгая система воспитания и образования. Платон предложил такую систему образования и воспитания, которая, по его мнению, обеспечивала бы достаточную профессиональную и физическую подготовку всех сословий. Он считал «в каком направлении кто был образован и воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь»
Аристотель(384-322 до н.э.), родился в городе Стагир и получил по обычаям того времени, прозвище Стагирит. Развивая идеи
Платона в работе «Политика» (335—322 до н. э.), он исследовал формы государственного устройства через выделение совместной деятельности людей. Стагирит озаботился поиском наилучших форм государственного устройства, среди которых он выделял монархию, аристократию, и «политию». Если монархия – это власть единоличного наследственного правления, аристократия - это форма государственного правления, при которой власть принадлежит знати, то полития (греч. πολιτεία) имеет два основных значения: власть большинства и форма общественного управления, в которой большинство правит в интересах общей пользы.
К нежелательным формам государственного устройства философ относил тиранию, олигархию и демократию, последняя трактуется им как «власть толпы».
1
Памятная книжка Тульской губернии за 1864 г. Тула, 1865 С. 56.
2
Адрес-календарь Тульской губернии на 1868 г. Тула,1868. С. 216.
3
Памятная книжка Тульской губернии на 1882 год. Тула, 1883: С. 21.
4
Назырова, Шелкоплясова, 2018 – Назырова Е.А., Шелкоплясова Н.И. Развитие ипотечного кредитования в российской провинции на рубеже XIX – XX вв. (на примере Тульской губернии). Вестник Тульского филиала Финуниверситета. Тула: Издательство Промпилот, 2018. С. 438.
5
Тульские губернские ведомости 1886, №3.
6
Тульские губернские ведомости 1886, №3.
7
Памятная книжка Тульской губернии за 1888 г. Тула, 1888. С. 39-40.
8
Памятная книжка Тульской губернии за 1900 г. Тула, 1901. С. 10-14.
9
Памятная книжка Тульской губернии за 1900 г. Тула, 1901. С. 4.
10
Ефимкин А.П. Государственный надзор за кредитными учреждениями России// Деньги и кредит. 2007. №6. С. 66.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
116
В основу развития государства Аристотель положил экономический интерес, который делит людей на тех, кто мало работает, но получает большой доход и тех, кто много работает, но получает мало. Естественно, что вторые всегда будут не довольны первыми, а поэтому в государстве будут возникать недовольство и смуты. Для того чтобы этого не произошло первые должны отчислять часть своих доходов на содержание вторых.
Социальные идеи получили свое дальнейшее распространение в Средневековой философии. Среди философов, которые внесли наибольший вклад в ее развитие можно назвать А. Августина и Ф. Аквинского.
Аврелий Августин (Августин Блаженный) (354-430) изложил свои социальные взгляды в философско-богословском трактате «О граде
божьем» (426). В этом труде он представил свой проект развития человеческой истории, как борьбы двух божественно-земных институтов — божьего царства (civitas Dei) и земного царства (civitas terrena). Град Божий — мистическое сообщество всех христиан, Град Земной — сообщество язычников. Между двумя этими «градами» идет непримиримая борьба, в которой рано или поздно победит Град Божий. Августин создал оригинальную периодизацию истории земных государств, соотнося ее шестью днями творения, шестью возрастами человеческой жизни и шестью эпохами, как они «явствуют» из Ветхого завета и истории христианства. Она включала в себе шесть периодов развития:
«младенчество», «детство», «отрочество», «юность», «зрелость» и «старость». Конец истории ознаменуется Страшным судом, вторым пришествием Христа и окончательным отделением праведников (христиан) от грешников (язычников).
Фома Аквинский (1225-1274), опираясь на учение Аристотеля, разрабатывал собственную философскую систему, в которой важное место отводилось социальной философии. В своем произведении «О правлении владык» («De regimine principium»), Аквинат выдвигал две важные идеи для понимания общества и человека:
во-первых, основное предназначение человека состоит не в земном его существовании, а в посмертном и потустороннем;
во-вторых, общество отождествляется с феодальным государством, в котором господствует божественный порядок, устанавливающий кому, занимается физической или умственной деятельностью, а кому трудом духовных пастырей.
Как бог только один во всем мире, как душа лишь одна в теле, как пчелиный рой имеет только одну матку, а корабль, гонимый подчас противоположными ветрами, направляется волей единственного рулевого, так и государственный корабль лучше всего может функционировать, если во главе его стоит единственный правитель — монарх.
Развитие социальной философии в эпоху Ренессанса связано с именами таких мыслителей как: Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла.
На социально-философскую доктринуНикколо Макиавелли (1469-1527) большое влияние оказал процесс восстановления во
Флоренции республиканского строя и правления фанатичного и аскетичного Савонароллы. В своих философских произведениях
«Государь»(1515) и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» (1519), Макиавелли формировал отношение к государству, основываясь на таком важном стимуле человеческой деятельности, как интерес. Проявления его многообразны, но более всего он определяется желанием людей сохранить и приумножить свою собственность. Опираясь на эти методологические положения, итальянский мыслитель, разрабатывал три основных закона, которыми должен руководствоваться государь.
1. Первый закон гласит: государь должен быть корыстолюбив и стремиться к власти, ибо только она дает ему возможность господствовать над другими людьми.
2. Содержание второго закона раскрывает отношение государя к своим подданным «идя к власти, государь должен расточать обещания, но придя к ней, не выполнять их». Макиавелли, следующим образом, комментировал данную ситуацию, если государь будет выполнять все свои обещания, то он попадет в зависимость от своих подданных и этим выскажет свою слабость.
3. Третий закон характеризует отношение государя к понятиям добра и зла. Творя зло, делай его сразу и в большом количестве, добро же твори постепенно, ибо любая награда или почесть должна быть заслуженной, если их раздавать всем, то они теряют всякий смысл.
Для того, чтобы исполнять эти законы правитель должен опираться на государственную организацию, как высшую силу, способную поставить жесткие пределы человеческому эгоизму и свести его поведение к должной норме.
Книга Макиавелли Н. «Государь» и сегодня вызывает самые противоречивые оценки. В 2001 году этот трактат был признан
Немецким литературным обществом самой спорной книгой всех времѐн и народов.
Томас Мор(1478-1535) английский ученый, философ, политический деятель, член парламента, председатель палаты общин, с 1529 г. – лорд-канцлер. В 1535 г. был казнен (за отказ присягнуть королю как главе независимой от Папы Римского англиканской церкви). Считается
основателемутопического социализма. Свои идеи изложил в произведении: «Весьма полезная, как и занимательная, поистине золотая книжка
о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1616). «Утопия» (от греч. utopos - означает «место, которого нет») - выдуманный остров в океане, на котором находится идеальное государство.
Основные социальные идеи «Утопии» Т. Мора состояли из нескольких положений:
отсутствие частной собственности и участие в производительном труде всех граждан островного государства на основе всеобщей трудовой повинности;
все произведенные продукты поступают на общественные склады, а затем равномерно распределяются между всеми жителями
Утопии;
для жителей островного государства предусмотрен шестичасовой рабочий день;
неквалифицированным, ненормированным и самым тяжелым трудом заняты рабы (военнопленные и преступники);
основной ячейкой общества является «трудовая семья», которая выступает прообразом рабочего коллектива
1
Автором другого проекта идеального общества являлся итальянский гуманист, политический деятель и философТоммазо Кампанелла
(1568-1639); за свои взгляды и деятельность проведший в тюрьме более 30 лет, где написал знаменитое произведение «Город Солнца» (1620).
В отличие от Мора Кампанелла принадлежал к самым низам общества и активно стремился к изменению социальных порядков, унижающих человека и извращающих его существо.
Основные положения созданного им социального проекта заключались в следующем:
отрицание частной собственности, отстаивание всеобщего производительного труда и равномерного распределения его результатов между членами государства, труд совмещается с одновременным обучением;
жизнь граждан регламентируется до мельчайших подробностей и все делается совместно (работа, отдых, прием пищи, развлечения);
внимание уделяется воспитанию, которое осуществляется государством с раннего детства в специализированных школах, где дети обучаются наукам, приучаются к коллективной жизни и нравственным нормам;
правит Городом Солнца пожизненный правитель (избираемый жителями) – Метафизик, который обладает предельно глубокими знаниями всех законов и принципов философии.
Известный польский философ, футуролог и писатель фантаст С. Лем определял утопии как «изложение определенной теории бытия
при помощи конкретных образов».
5.11. Народовластие как одна из основ конституционного строя Российской Федерации
Баринова В.И., Павлов С.С.
В связи с 25-летием принятия Конституции России представляется целесообразным и актуальным подведение некоторых итогов реализации основ конституционализма и оценки эффективности функционирования демократических институтов. Цель нашей работы –
1
Соколов В. В. Европейская философия XV —XVII веков: Учеб, пособие для филос. факультетов ун-тов.— М.: Высш. шк., 1984. - 92-98
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
117
соотнести закрепленную в Конституции РФ идею народовластия как основополагающего принципа демократического государства с фактическими достижениями и имеющимися проблемами.
Но прежде чем мы перейдем к анализу эффективности реализации принципа народовластия в современных российских реалиях, нам необходимо остановиться на самом термине и дать ответ на вопрос – «Является ли понятие "народовластие" тождественным понятию "демократия"?».
Иными словами, демократизм РФ находит выражение, прежде всего, в народовластии, но, кроме того - в политическом многообразии, местном самоуправлении, разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, признании прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью. Существует точка зрения, согласно которой понятие «народовластие» и «демократия» являются синонимами.
Такая позиция имела авторитет среди юристов в советский период истории Российского государства. В настоящее время такое понимание народовластия не столь широко распространено, хотя его отголоски встречаются в работах отечественных авторов.
В вопросе соотношения терминов «демократия» и «народовластие» для нас представляет интерес точка зрения А.И. Ковлера. Он считает, что народовластие понимается как необходимый элемент в структуре демократии, без которого она немыслима. Эта позиция отражена в Энциклопедическом юридическом словаре, где народовластие определяется как один из существенных элементов демократии в еѐ современном общепринятом понимании, в основном тождественный более употребительному в конституционном праве понятию народного суверенитета. Идея народовластия особое место занимает в системе конституционных ценностей. Народовластие–это особая модель взаимоотношений между властью и народом, между личностью, государственными и общественными институтами [3, с.71].
Анализируя изложенные подходы к понятию народовластия, можно сделать вывод о том, что оно не является полностью синонимичным понятию «демократия», но, вместе с тем представляет один из главных устоев конституционного строя и базируется на ряде принципов: народный суверенитет, реальное осуществление гражданами политических прав и свобод, свободный и равноправный доступ к управлению делами государства и общества, сочетание непосредственной и представительной форм осуществления власти. Народовластие есть выражение основополагающего принципа конституционных основ государственности в РФ: принципа демократического государства.
Фактическое содержание народовластия составляют такие его свойства, как единство власти народа, верховенство власти, полнота власти, ее неограниченность и не отчуждаемость.
Юридическое свойство народовластия представляет собой право народа: на свободно избранную экономическую основу своего существования, собственность и свободу экономической деятельности, свободу идеологической и политической позиции, пользование достижениями духовной жизни и свободу творчества [1, ст.8,9,13,44].
Процессуальное содержание народовластия проявляется в праве народа осуществлять принадлежащую ему власть непосредственно через институты прямой демократии либо через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. При этом необходимо отметить, что, выбирая своих представителей, российский народ делегирует им свое право на значительнуючасть власти, а они в своем взаимодействии формируют иные органы публичной власти, которые должны осуществлять управление делами государства от имени народа и в его интересах, выражать своими властными действиями волю народа.
Тем самым многие властные полномочия (законодательные, исполнительные, судебные) переходят от российского народа как единственного их источника к соответствующим органам и должностным лицам. В результате прямое народовластие в значительнойчасти заменяется деятельностью представительных и иных органов публичной власти, происходит неизбежное в любом государствеотделение публичной власти от народа как ее единственного источника [4, с. 38].
Механизм народовластия - это определенным образом организованная система проникнутых внутренним единством и взаимной зависимостью разнообразных политико-правовых и общественных институтов, организаций и учреждений, посредством которых народ проводит в жизнь и защищает свою волю.
Основными институтами народовластия являются: институты прямой демократии (референдум, выборы); институты, реализующие право народа на осуществление власти в стране - народное представительство:
1) представительные (законодательные) органы, которые выполняют важную функцию законодательного закрепления воли народа;
2) институт президентства: президент в данном случае выступает как глава государства, призванный олицетворять и обеспечивать государственную целостность, единство и эффективное функционирование всех государственных органов; выборных органов местного самоуправления;
3) институты исполнительной и распорядительной власти (управления) - правительство и разнообразные ведомства, учреждения и администрации на местах;
4) институты контроля и надзора - прокурорский надзор, контрольные инспекции и др.;
5) институты правосудия и юстиции;
6) институты местного самоуправления.
К механизму осуществления народовластия относятся также государственные и иные организации и учреждения, не связанные с производством (учебные, здравоохранения и другие), а также предприятия, непосредственно занятые в сфере производственной деятельности.
Важная роль в реализации народовластия принадлежит политическим партиям, общественным организациям и движениям. Граждане, участвуя в их деятельности, получают возможность активно влиять на формирование основ общественной и государственной жизни, вырабатывать рекомендации органам государственной власти по решению конкретных проблем общества.
Рассмотрим развитие института народовластия в качестве основного показателя эффективности процесса становления демократии в
России. Важно отметить, что под процессом становления мы подразумеваем не краткосрочный период перехода от советской политической модели к демократическому режиму в 1991 году, а длительный последовательный процесс. Безусловно, РФ является демократическим государством, и в соответствии с Конституцией принято и действует развитое законодательство, предусматривающее использование различных институтов представительной и непосредственной демократии. Но сама природа российской демократии в научных исследованиях характеризуется по-разному. В рамках данной работы мы остановимся на формулировке «развивающаяся переходная демократия», что подразумевает сформированность основ демократического политического режима, при необходимости дальнейшего более глубокого развития конкретных демократических институтов.
Для обоснования данного подхода, мы выделим две предпосылки медленного развития института народовластия в современной
России. Одной из причин, по нашему мнению, является отсутствие «исторической» базы для формирования гражданского общества. Стоит отметить, что в истории российского государства в разные исторические периоды существовали прецеденты полноценной реализации демократических институтов (Новгородская и Псковская боярские республики, земские учреждения), но системно на уровне государства этого не происходило вплоть до 1991 года и образования РФ.
Смена политического режима в кратчайшие сроки вкупе с психологическим фактором неготовности общества к «автономному» режиму существования приводит нас к главному выводу - демократии необходимо «учиться» как власти, так и народу на протяжении длительного периода времени.
Кроме этого на эффективность реализации народовластия как конституционной основы демократии оказывают воздействие различные социально-экономические факторы среди них:
-незнание, недостаточное понимание гражданами форм и возможностей своего волеизъявления, неосведомленность о средствах реализации народовластия, а также низкий уровень грамотности в области политико-правовых аспектов реализации принципа народовластия ведет к возникновению психологического барьера;
-аполитичность, выражающаяся в безразличии и безучастности значительной части молодежи в отношении избирательных кампаний;