ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 299
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
118
- «привычка» старшего поколения во всем полагаться на государство и стереотип о необязательности личного участия в политических процессах.
Но российское общество не стоит на месте и за прошедшие 25 лет укрепило основные демократические институты. Для развития демократии, активизации общественности, обеспечения реального взаимодействия граждан, общественных объединений с органами государственной власти и местного самоуправления принимаются меры и «снизу» (со стороны гражданского общества), и «сверху» (со стороны государственной власти). В качестве примеров мы выделяем деятельность ассоциации «Гражданский контроль», активное функционирование ресурса «Российская общественная инициатива» (РОИ) и Общероссийского гражданского форума. Со стороны государственной власти отмечаем портал «Открытое правительство», систематическое проведение Прямой линии с Владимиром Путиным, а также деятельность Общероссийского народного фронта.
В долгосрочной перспективе благоприятного развития демократических институтов приоритетным, представляется, последовательное формирование системы знаний, умений и навыков реализации культуры народовластия российскими гражданами вне зависимости от возраста, пола, уровня образования и прочих дифференцирующих признаков.
По нашему мнению, уместной в данном контексте является цитата выдающегося ирландского драматурга и общественного деятеля, одного из основателей Лондонской школы экономики и политических наук Джорджа Бернарда Шоу: «Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены еѐ избиратели».
1 ... 25 26 27 28 29 30 31 32 ... 38
ГЛАВА 6. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ
ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
6.1.Некоторые вопросы демографии Тульской области
Кузнецов Г.В.
Сегодняшняя демографическая ситуация Тульской области является, пожалуй, главной проблемой не только нашей области, но и всей
России, за исключением нескольких республик. Превышение смертности над рождаемостью и, как следствие, уменьшение населения области, приводит к старению населения и кадровому «голоданию».
Если сравнивать Тульскую область середины 70-х годов прошлого века (население около 2 млн. человек) и сегодня (1,5 млн. человек), то убыль составляет порядка 500 тыс. человек.Как это все проявляется? Прошлым летом, приехав в одно из хозяйств области за клубникой и в ожидании кладовщика разговорился со сторожем. Разговор зашел об уборке клубники, где работали рабочие из среднеазиатской республики.
На вопрос о том, а где местные - сторож ответил, что населения просто мало.
Разработанная еще в Советском Союзе Продовольственная программа не была выполнена, но на ее осуществление принимались не только определенные попытки, но и делалось что-то фундаментальное. Создавалась материальная база в каждом колхозе или совхозе исходя из специфики колхоза. Еще студентом ездил в колхоз «XIОктябрь» Ефремовского района. Колхоз много выращивал картофеля, но из-за отсутствия хранилища много урожая за зиму погибало.
Уже к 90-м годам в колхозе было свое хранилище, что позволяло сохранять картофель до следующего урожая. На центральной усадьбе колхоза строился современный коттеджный поселок, что приближало качество жизни колхозников к городским.
Это пример отдельного колхоза¸ но так было повсеместно. После окончания пединститута был распределен в Студенец Венѐвского района. Село было центральной усадьбой совхоза "Осетровский", в котором возводился также коттеджный поселок, что привлекло в
Студененец новые семьи, которые трудились в совхозе. Но с закрытием совхоза фермерские хозяйства не получили своего развития и, как следствие, население стало разъезжаться - кто в Москву, кто в Тулу, кто в Венев. И так повсеместно. Что представляют собой такого рода переселенцы? Приехав в город, им нужна квартира – это деньги. Условия городской среды - это совершенно другие условия, другой образ жизни. Часто конфликты многоэтажек - это конфликты с такими людьми. Они не знают, как жить в многоэтажке, так как вековая привычка жить на земле
, жить в одноэтажном доме накладывает отпечаток и на психологию поведения. Процесс адаптации жизни в городе, конечно, идет, но с такого рода препонами. Здесь сказывается и большая тяга к материальным благам. Последнее требует трудоѐмких финансовых издержек. И вопрос о заведении нового ребенка - откладывается, а чаще всего в таких семьях и не ставится.
Традиционно "городские семьи» не нацелены на количество детей больше одного. Те доплаты со стороны государства на второго ребенка не дают нужного результата. Многие семьи задумываются о наличии даже двух детей в семье. На этот шаг, в большей степени, идут те семьи, в которых есть поддержка со стороны родственников.
В области сложилась еще с советских времен на селах определенная инфраструктура, опираясь на которую, прежде всего в создании рабочих мест, при чем традиционных, связанных сельским хозяйством, можно закрепить население в селах. Последнее не так отразится на укладе жизни - традиционные ценности для села (крепкая семья, труд на земле) станут фундаментом для роста населения. Но для этого надо подготовить, и как можно быстрее, лидеров - профессионалов для села. И уже в качестве приложения будут выступать инвестиции, инфраструктура и т.п. Здесь нужно работать с лучшими выпускниками и студентами Тульских вузов и колледжей. Такие ребята есть. Но их нужно сориентировать на перспективу работы на малой родине и раскрыть те возможности, которые они будут иметь при добросовестном, профессиональном, труде здесь. Задача нелегкая, но, как любая задача, она должна иметь решение при той основе, которая генетически заложена в каждом из нас. Главное здесь подготовить всю необходимую базу для такой работы. А результаты будут.
Такой подход позволит молодым семьям быть уверенными в завтрашнем дне, а это есть фундамент роста численности семей. Об этом говорят и сами молодые люди, ставя за основу роста численности семей не льготы со стороны государства и региона для семей, а, именно, уверенность в своем будущем. Подтверждением этому является и опыт Татарстана, где многодетные семьи не редкость.
Здесь обозначен один из возможных путей для решения демографической проблемы в Тульской области. Конечно же, эта проблема требует системного подхода, но начинать с чего-то надо. Сегодня еще есть инфраструктура на территории области, которая позволяет это сделать и переехавшие в город люди еще не потеряли связи с местами, где они родились.
Как показывает опыт развитие любого сообществав миреимеет положительную динамику, если в связке работают чиновники, наука и мнение общественности. В Тульской области сегодня эти компоненты присутствуют. Главное сделать шаг для их совместной и системной работы.
6.2.Формы и принципы взаимоотношения региональных органов власти и местных органов самоуправления
Комов В. Э., Городничев С. В., Артемова А.И.
Местным самоуправлением называется система организации и деятельности граждан, благодаря которой население способно самостоятельно решать вопросы местного значения, управлять муниципальной собственностью в соответствии с интересами всех жителей данного региона. Кроме того, местное самоуправление – это одна из форм народовластия, предусмотренных Конституцией Российской
Федерации. Можно даже сказать, что это один из принципов, определяющих всю систему демократического управления в России в целом.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
119
Органы самоуправления в соответствии со ст. 12 Конституции РФ не включены в систему органов государственной власти. Нормы для местного самоуправления прописаны в главе 8 Конституции РФ «Местное самоуправление»
1
Необходимо отметить большую значимость института местного самоуправления, что наиболее ярко отражается в Конституции РФ и
Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
(далее – Закон № 131-ФЗ). В данных документах местное самоуправление трактуется как признаваемая и гарантируемая государством самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. К последним могут, например, относиться культурные, этнические, религиозные и иные традиционные особенности.
ФЗ № 131 расширил определение местного самоуправления: закон определяет его как «форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций»
2
Конституцией Российской Федерации закреплены основы правового регулирования местного самоуправления. Это говорит о том, что государство придает большое значение данному институту. Кроме того, это указывает на государственное обеспечение местному самоуправлению наивысшего уровня гарантий в сфере его деятельности и развития.
Ранее система власти в России была в высшей мере централизована. Поэтому концепция местного самоуправления, предусматривающая отдельной ветвью выделение сильного местного самоуправления публичной власти, является для нашей страны принципиально новой. Современный подход к определению сущности местного самоуправления ставит своей целью приближение власти к населению. Установление местного самоуправления как основы конституционного строя подразумевает установление децентрализованной системы управления, что, соответственно, изменяет базовые основы системы взаимодействия властных органов – федеральных, региональных и местных. Местное самоуправление охватывает своими институтами практически все стороны демократической организации местной жизни и предоставляет возможность рационально отдать полномочия по решению вопросов местного жизнеобеспечения в региональные сообщества, таким образом благоприятно влияя на активность граждан и обеспечивая их причастность к таким решениям.
Однако стоит помнить, что публичная власть в нашей стране является единым механизмом. По этой причине даже самостоятельные органы власти тесно взаимодействуют друг с другом.
Есть такие области общественных отношений, где нет возможности организовать управление исключительно на государственном или только на муниципальном уровне. К примеру, чтобы создать условия для того, чтобы граждане осуществляли свои права на жилище, получение охраны здоровья и медицинской помощи, на получение образования, а также реализовывали ряд других прав граждан, нужно взаимодействие структур органов власти. Достигнуть баланса интересов возможно, качественно выстроив взаимодействие различных уровней публичной власти. В результате достижения такого баланса может быть также достигнута правовая и политическая стабильность местного самоуправления, полностью реализованы принципы организации местного самоуправления и эффективного функционирования государства в целом.
Принципы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в современной России показаны на рисунке 1.
Проблема взаимодействия муниципальных и региональных органов управления при условии относительной самостоятельности института власти местного самоуправления занимает особенное место среди проблем, которые связаны со становлением и развитием местного самоуправления.
Если говорить о государственном устройстве России в ее конституционном виде, то мы видим, что существует один источник власти – это народ. Он осуществляет такую власть посредством других субъектов власти, создаваемых демократическим путем. В свою очередь, субъекты власти подразделяются на три уровня – федеральный, региональный и местный. Местное самоуправление занимает в этой системе нишу, которая обеспечивает жизнедеятельность населения в местах его компактного проживания. Задачи местного самоуправления очевидны и определены ежедневными потребностями местных жителей – образование, медицинские услуги, бытовое, коммунальное и социальное обслуживание населения, благоустройство территорий, муниципальные транспорт и связь, и так далее. Основные направления взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления представлены в таблице 1.
Рис.1. Принципы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в современной России
У местного самоуправления есть две части – властная и хозяйственная. Ведущее место занимает хозяйственная. Власть местному самоуправлению нужна больше для принятия решений, обеспечивающих работу муниципального хозяйства в определенном месте.
В основе местной власти лежат следующие принципы:
принцип «подзаконности», то есть местное самоуправление функционирует в заданных законом рамках;
принцип «выделенной компетенции», то есть у органов местного самоуправления есть собственные полномочия, в пределах которых они самостоятельны;
принцип «ресурсной обеспеченности», то есть у местного самоуправления есть собственные ресурсы, которых хватает для осуществления их полномочий;
принцип «выборности», то есть в системе местного самоуправления должны быть выборные органы
3 1
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // [КонсультантПлюс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 13.12.2018)
2
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ // [КонсультантПлюс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 13.12.2018)
3
Еремин С.Г., Артюхин Р.Е., Богатырев Е.Д., Плотицына Л.А., Бутова Т.В., Попадюк Н.К., Воронов В.В., Прокофьев М.Н., Лукичев К.Е., Рождественская И.А.,
Кабалинский А.И., Барменкова Н.А., Шубцова Л.В., Комов В.Э., Адамская Л.В., Кадырова Г.М., Беляев А.М., Токмурзин Т.М., Красюкова Н.Л., Биткина И.В. и др.
Принципы взаимодействия
Законности
Равноправия
Целесообразности
Самостоятельности
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
120
Табл. 1
Основные направления взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
Правовая сфера
Сфера управления
Экономическая и социальная сферы правовое регулирование организации и деятельности местного самоуправления и контроль исполнения соответствующего законодательства разработка и принятие региональных программ развития местного самоуправления обеспечение финансово-экономической основы местного самоуправления защита прав граждан на осуществление местного самоуправления совершенствование разграничения компетенции государственных органов и органов местного самоуправления содействие сохранению и развитию исторических и иных местных традиций
Взаимоотношения государственных и муниципальных органов власти возникают не только на основании перечисленных выше принципов, но и в нижеследующих направлениях:
региональные органы государственной власти субъектов РФ реализуют делегированные им полномочия;
в компетенцию органов местного самоуправления входит решение вопросов местного значения;
реализация органами муниципального самоуправления отдельных полномочий, переданных государством.
На основании таких направлений выделяются следующие формы взаимодействия:
1.
Организация совместных совещаний и обсуждения определенных вопросов.
2.
Организация совместных комиссий, рабочих групп и взаимодействие в их рамках.
3.
Оказание взаимных консультаций.
4.
Принятие соглашений о взаимодействии и координации деятельности.
5.
Взаимное представительство сторон.
6.
Принятие совместных нормативно-правовых актов.
7.
Возложение государственными органами субъектов Российской Федерации части своих полномочий на органы местного самоуправления. Такие полномочия могут быть переданы путем наделения и путем делегирования.
8.
Проведение в законодательных органах субъектов Российской Федерации органами местного самоуправления законодательной инициативы.
9.
Принятие участия в назначении полномочий органов местного самоуправления региональными органами субъектов РФ.
10.
Формирование базы ресурсов местного самоуправления.
11.
Территориальное социально-экономическое развитие.
12.
Установление государственного контроля над местным самоуправлением. Такой контроль осуществляется региональными органами власти и делится на два вида: контроль осуществления государственных полномочий органами местного самоуправления и контроль соблюдения законов.
Перечисленные выше формы взаимодействия весьма важны для разностороннего развития государства и общества. Их нужно чаще применять на практике и совершенствовать, а также добавлять новые по мере возможности.
6.3. Правовые основы взаимоотношения региональных органов управления и местного самоуправления
Комов В. Э., Городничев С. В., Артемова А.И.
Говоря о правовых основах взаимодействия государственных органов власти субъектов РФ и местных властных органов, важно принимать в расчет следующие конституционные принципы:
местное самоуправление в Российской Федерации признано и гарантировано,
местное самоуправление в России отделено от государственной власти,
структура органов местного самоуправления самостоятельно определяется населением,
отдельными государственными полномочиями могут быть наделены органы местного самоуправления
1
Условно сюда можно отнести и принцип разделения властей, который реализуется в том, что местное самоуправление отделено от государственной власти, а предметы ведения и полномочий разграничены вертикально.
Выделяют и другие принципы. Например, принцип народовластия; принцип взвешенного сочетания интересов государства и общества; принцип координации приоритетов хозяйственной, финансовой, социальной, культурной политики; принцип гарантий многовариантности самоуправления территорий и народов.
Кроме того, выделяют сферы взаимодействия местного самоуправления с государственной властью:
провозглашение единых организационных принципов местного самоуправления;
регулирование сфер ответственности муниципальных органов;
установление на местном уровне полномочий органов государственной власти;
отнесение отдельных полномочий государства на органы местного самоуправления;
контроль деятельности местного самоуправления.
Обособленную часть представляет собой концепция взаимодействия между государственными и местными органами. При этом важно помнить, что государственное централизованное управление и местное самоуправление – это не явления одного порядка, а, скорее, противостоящие друг другу явления. Они взаимно связаны, но противоположные по сути своего образования.
Местное самоуправление и государство имеют ряд объединяющих черт:
они организованы по территориальному признаку;
они осуществляют свое социальное назначение посредством специальных органов, которые наделены властными полномочиями;
они могут устанавливать налоги и сборы;
в рамках своей компетенции они принимают нормативно-правовые акты;
у них есть право применять принуждение на своей территории.
Основная сложность при построении эффективной модели взаимодействия государства с местным самоуправлением заключается в формулировке ст. 12 Конституции РФ, которая отделяет местное самоуправление от государства. Исследователями предлагается разные варианты организации государственного и местного самоуправления. По мнению ряда специалистов, государственная власть и местное
Государственное и муниципальное управление. В 2 ч. часть 1. Государственное управление/Учебник и практикум / Москва, 2017. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.)
1
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // [КонсультантПлюс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 13.12.2018)