ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 298
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 ... 26 27 28 29 30 31 32 33 ... 38
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
121
самоуправление являются разными формами единой публичной власти, а государственное управление и местное самоуправление – это разные формы управления обществом.
По сути, местное самоуправление и государство взаимодействуют по двум главным формам – координации и государственному контролю. В рамках координации связь участников отношений является взаимной, государственный же контроль подразумевает односторонние действия государственных органов в отношении местного самоуправления. Пока корректным будет говорить о переходе от методов администрирования к методам координационного сотрудничества всех участников развития территории.
При осуществлении взаимодействие России с субъектами РФ, государство взаимодействует и с муниципалитетами. Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям:
государство определяет перечень вопросов местного значения;
государство оказывает поддержку (в первую очередь, финансовую) местному самоуправлению при решении вопросов местного значения;
государство обеспечивает законность и правопорядок на территории муниципальных образований;
государственные властные органы участвуют в формировании органов местного самоуправления;
государство устанавливает защиту, гарантии и ответственность выборных должностных лиц и органов местного самоуправления;
государство оказывает информационно-методическую помощь муниципалитетам.
Государство также учреждает отдельные органы государственной власти на местах, которые действуют наряду с органами местного самоуправления; делегирует муниципальным органам выполнение отдельных государственных полномочий; осуществляет разработку и принятие финансово-экономических федеральных и региональных программ, включающих муниципальную составляющую.
Согласно 132 статье Конституции РФ, муниципальные органы имеют возможность получить отдельные государственные полномочия, таким образом, они реализуют государственные полномочия. Законом № 131-ФЗ предусматривается, что при исполнении отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления подчиняются органам государства, причем государственные федеральные властные органы наделены правом отменять законопроекты органов местного самоуправления во внесудебном порядке
1
Законодательное регулирование остается одним из важнейших методов воздействия государства на местные образования. Главный критерий законодательного регулирования – это Конституция РФ, в которой закреплена самостоятельность местного самоуправления и которая регулирует касающиеся муниципалитетов правоотношения.
Специалисты по местному самоуправлению отмечают потребность в совершенствовании законодательства в сфере местного самоуправления. Они обращают внимание на то, что законодательное регулирование местного самоуправления является неполным, несогласованным и непоследовательным, отсутствует четкое разграничение между государственными и местными полномочиями, не определены государственные и судебные гарантии местного самоуправления и так далее.
В настоящее время одной из форм взаимоотношения между органами власти на местах и государством является заключение договоров и соглашений в порядке, который установлен законом субъекта Российской Федерации. Однако возникла необходимость разработки типовых договоров, предполагающих решение совместных задач муниципальных образований, упрощающих процедуру заключения договора.
Еще одна форма совместной работы органов власти – это организация координационных, совещательных и консультативных советов, занимающихся оказанием методической помощи, согласованием действий заинтересованных органов власти, организацией сотрудничества для достижения общих задач.
Предусматривает Закон № 131-ФЗ и возможности передачи муниципалитетам отдельных государственных полномочий с установлением контроля над их осуществлением. В уставах большинства субъектов также включены нормы передачи государственных полномочий органам местного самоуправления, перечислены способы и методы контроля функционирования органов местного самоуправления при выполнении отдельных видов государственных полномочий. Как правило, контролируется использование материальных ресурсов и финансовых средств.
Другой эффективной формой совместной работы федеральных и местных органов власти является осуществление последними права на законодательную инициативу в законодательных органах субъектов РФ. При этом круг вопросов, по которым такая инициатива может вноситься, этим не ограничивается. Происходит лишь установка определенных формальных требований к законопроекту.
Итак, взаимоотношения органов публичной власти – это процесс, который направлен на установление контактов между властными органами с целью разработки системы взаимодействия, которая необходима для того, чтобы органы государственной власти и органы местного самоуправления функционировали слаженно.
В данный момент необходимо определить ключевые положения, которые связаны с взаимоотношениями муниципальных органов местного самоуправления и региональных органов власти субъекта РФ, в том числе и на федеральном уровне.
При этом федеральные законы не позволяют субъектам Российской Федерации снизить уровень федеральных гарантий самостоятельности местного самоуправлении в процессе определения ими правовых основ деятельности местного самоуправления на территории субъекта. Отсутствие должной регламентации в этой сфере и порождает большинство проблем.
6.4. Делегирование местному самоуправлению отдельных государственных полномочий как форма взаимодействия с региональными
органами государственного управления
Комов В. Э., Мясникова Е. Б., Артемова А.И.
Согласно Конституции РФ, органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями только по закону.
Делегирование – это предоставление органами федеральной государственной власти законодательно принадлежащих им полномочий органам и конкретным представителям местного самоуправления.
Некоторые государственные полномочия могут быть делегированы органам местного самоуправления в особых случаях в виде поручения посредством нормативного правового акта органа государственной власти Российской Федерации или правового нормативного акта субъекта Российской Федерации.
Делегирование полномочий местным органам власти происходит согласно следующим принципам: целесообразность и законность; прозрачность и гласность осуществления; социально-экономическая обоснованность; финансово-материальная обеспеченность; возможность контроля реализации полученных полномочий.
Ряд государственных полномочий делегируется в целях социально-экономического развития территорий субъектов РФ и муниципальных образований. Делегируемые полномочия не должны служить причиной препятствий решению вопросов локального значения местными муниципалитетами самоуправления и не должны приводить к ухудшению социально-экономического положения муниципального образования. При передаче полномочий необходимо информировать население об объеме делегированных полномочий и их обеспеченности финансами.
Передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления обусловлена нижеследующими факторами:
1
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ // [КонсультантПлюс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 13.12.2018)
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
122
такие органы власти являются частью общей системы публичной власти в государстве, что подразумевает тесное взаимодействие с органами государственной власти во время решения проблем местного значения;
органы местного самоуправления максимально приближены к населению и по этой причине отдельные государственные полномочия они смогут осуществлять куда эффективнее, чем государственные органы.
Также органы местного самоуправления могут быть наделены и другими государственными полномочиями:
1) в области регистрации актов гражданского состояния;
2) в области социальной защиты населения;
3) в области сельского хозяйства;
4) в области образования и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, организации деятельности административных комиссий.
Отдельные виды государственных полномочий могут предоставляться органам местного самоуправления и по иным вопросам, которые находятся в ведении Российской Федерации и ее регионов.
Уполномоченные органы местного самоуправления имеют право контролировать их реализацию, осуществлять проверку законности и целесообразности решений муниципальных органов власти, которые те принимают, чтобы реализовывать переданные полномочия. В целях осуществления контроля органы государственной власти имеют право:
1) проверять деятельность органов местного самоуправления и целевого использования средств, которые передаются на осуществление делегированных полномочий;
2) осуществлять запрос и получение информации и необходимых документов об исполнении делегированных полномочий;
3) производить назначение уполномоченных представителей государственной власти в целях своевременного контроля за осуществлением переданных полномочий и использованием ресурсов, выделенных на эти цели;
4) вести методическую работу и координировать органы местного самоуправления в области осуществления делегированных полномочий
1
Должностные лица и органы местного самоуправления несут ответственность за предоставление уполномоченным государственным органам документов, связанных с осуществлением делегированных полномочий. В свою очередь, субъекты Федерации должны регулировать вопросы, которые связаны с передачей и финансированием отдельных полномочий и с контролем за тем, как эти полномочия выполняются муниципальными органами.
Однако, несмотря на важную роль в системе местного самоуправления, вопросы делегирования муниципальным органам власти полномочий от государства до сих пор мало изучены и разработаны. Кроме того, необходимо урегулировать данные вопросы со стороны законодателя принятием федерального закона о порядке и принципах наделения органов муниципальной власти отдельными государственными органами.
Законом № 131-ФЗ установлен исчерпывающий список проблем местного значения для каждого типа муниципальных образований. Не попавшие в эти списки полномочия, согласно данному закону, считаются отдельными государственными полномочиями, которые делегируются органам местного самоуправления для их осуществления.
Самые большие трудности при практическом разграничении полномочий в соответствии с требованиями законодательства вызывают вопросы, связанные с социальным обслуживанием и поддержкой отдельных категорий граждан. Во всех странах мира социальная поддержка находится именно в компетенции местных властей, поскольку наиболее экономно и эффективно способна провести эту работу только местная власть.
Закон № 131-ФЗ к вопросам городских округов и муниципальных районов относит только попечительство и опеку, а к вопросам поселений – содействие в установлении попечительства и опеки над нуждающимися в этом жителями поселения. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» отнес к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ решение проблем социального обслуживания и поддержки граждан пожилого возраста, многодетных семей, инвалидов, граждан, которые находятся в трудной жизненной ситуации, детей оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), одиноких родителей и ряда других категорий
2
Логику законодателя можно понять. Государство не может не решать эти вопросы, а у муниципалитетов отсутствуют средства на содержание учреждений социального обслуживания. Однако можно утверждать, что данное решение является ошибочным. Его реализация приводит к фактическому вытеснению из этой сферы общественности и органов местного самоуправления.
Правильнее было бы поступить тут так же, как в сфере образования. Оказание услуг социальной поддержки и социальное обслуживание следует отнести к вопросам местного значения, а учреждениям социального обслуживания предоставить статус муниципальных.
Предоставление субвенций на эти цели органами государственной власти субъектов РФ местным бюджетам должно происходить согласно нормативам, установленным законами субъекта РФ.
Также ошибочно было исключать из перечня вопросов местного значения проблемы занятости населения. В настоящее время органы местного самоуправления и территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости занимаются решением проблем обеспечения занятости населения, квотированием на предприятиях рабочих мест для инвалидов и подростков, регистрацией коллективных договоров на предприятиях, которые расположены на подведомственной муниципальному образованию территории, участием в работе комиссий по разрешению коллективных трудовых споров. Данная деятельность очень полезна и эффективна, и отключать от нее органы местного самоуправления кажется нам неправильным.
Иные полномочия органов местного самоуправления, осуществляемые в пределах границ муниципальных образований, представлены в таблице 2.
Табл.2
Иные полномочия органов местного самоуправления, осуществляемые в пределах границ муниципальных образований
№ п/п
Нормативный документ, регулирующий осуществление полномочий
Полномочия
1
Федеральный закон от 12 февраля
1998 г. № 28-ФЗ (ред. от 30.12.2015 г.) «О гражданской обороне»
проведение мероприятий по гражданской обороне, разработку и реализацию планов гражданской обороны и защиты населения,
проведение подготовки и обучения населения в области гражданской обороны,
строительство и поддержание в состоянии постоянной готовности к эксплуатации муниципальных систем оповещения населения об опасностях,
проведение мероприятий по подготовке к эвакуации в безопасные районы населения, материальных и культурных ценностей,
1
Прокофьев С.Е., Панина О.В., Еремин С.Г., Мусинова Н.Н., Артюхин Р.Е., Барменкова Н.А., Богатырев Е.Д., Воронов В.В., Кабалинский А.И., Лукичев К.Е.,
Плотицына Л.А., Попадюк Н.К., Прокофьев М.Н., Рождественская И.А., Адамская Л.В., Беляев А.М., Биткина И.В., Бутова Т.В., Галкин А.И., Завалько Н.А. и др.
Система государственного управления.Учебное пособие / Москва, 2017. Сер. 68 Профессиональное образование (1-е изд.)
2
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ // [КонсультантПлюс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14058/ (дата обращения: 15.12.2018)