Файл: Социальноэкономическое развитие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 292

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

развития региона
Мелай Е.А., Сергеева А.В.
В современных условиях развития экономики перед производителем все чаще встает вопрос о привлечении дополнительных источников финансирования своей деятельности. Инновационное развитие экономики основывается на внедрении новых производственных процессов, технологий, привлечении высококвалифицированных кадров, что также невозможно без расширения круга источников финансирования. Инвестиции – один из основных элементов стимулирования экономического роста как на микро-, так и на макроуровне, поэтому возникает необходимость в выборе универсальных критериев, согласно, которым потенциальный инвестор может определить выгодный для него объект вложения средств, а производитель – дополнительный источник финансирования.
Все чаще возникает необходимость в единой методологии и концепции в принятии управленческих решений, прежде всего для российских предприятий, так как именно они изначально обладают высоким инвестиционным потенциалом для дальнейшего, качественно нового развития.
Необходимость в создании единой методики подтверждается еще и тем, что к настоящему моменту отсутствует единство в подходах и терминологии, несмотря на наличие довольно большого количества работ, посвященных определению самого понятия инвестиционной привлекательности, а также влияющих на нее факторов.
Довольно известными работами в данном направлении являются труды Казаковой Н.В., Ендовицкого Д.А., Бланка И.А., Липсица И.В.,
Лукасевича И.Я. и др. Несмотря на активное изучение данной темы, вопросы, затрагивающие методики оценки инвестиционной привлекательности, остаются еще пока недостаточно изученными, в частности, как было отмечено отсутствует единая формулировка понятия, методы, которые позволят объективно провести оценку исследуемого явления для принятия экономического решения, направленного на повышение результативности работы предприятия.
В доступной иностранной литературе лишь схематично отражены теоретические вопросы осуществления «инвестирования и технологий «due diligence» (англ. – «проверка должной добросовестности») предприятий. Практические же методики расчета инвестиционной привлекательности предприятий ведущих западных консультационных фирм и инвестиционных компаний считаются коммерческой тайной, широкому кругу отечественной научной общественности не доступны и не адаптированы к российским экономическим условиям»

1
Как было отмечено, единого определения понятия инвестиционной привлекательности на данный момент не сформировалось, но в данной работе будем придерживаться наиболее полного, на наш взгляд, определения: «инвестиционная привлекательность - совокупность характеристик экономического потенциала, рентабельности активов и инвестиционного риска хозяйствующего субъекта, который обладает определенным потенциалом к устойчивому развитию в условиях конкурентной среды и отвечающего допущению о непрерывности деятельности»
2 1
Севрюгин С.С. Оценка инвестиционной привлекательности промышленного предприятия: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Ижевск 2004. С.4 2
Мелай Е.А., Сергеева А.В. Подходы к оценке инвестиционной привлекательности организации: сравнительный анализ//Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. № 1-1. С. 82

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
14
Таким образом, инвестиционная привлекательность – это многогранная, комплексная характеристика хозяйствующего субъекта, на которую воздействует множество факторов. Различные авторы также не сходятся в выборе факторов инвестиционной привлекательности и, как правило, выделяют их только с целью воздействия (корректировки) данной характеристики предприятия, однако, на наш взгляд, это неверно.
Так, чтобы оценить инвестиционную привлекательность предприятия, и эта оценка была полной, объективной и адекватной, необходимо на основе матрицы общих факторов выделить наиболее значимые для исследуемого предприятия, так как для отдельных отраслей, организационно-правовых форм ведения бизнеса, специфики деятельности, интересов инвесторов они более важны, чем для других. Поэтому оценка инвестиционной привлекательности должна базироваться на индивидуальном учете факторов для каждой организации.
Предполагается, что сначала необходимо обобщить все факторы, воздействующие на организацию, систематизировав их в виде таблицы-матрицы.
Таким образом, предлагаемая матрица является первым этапом оценки инвестиционной привлекательности (таблица 3).
Таблица 3
Матрица факторов инвестиционной привлекательности
Факторы
Оказывают влияние (+)/не оказывают влияние (-)
Уровень значимости фактора
Важность (весомость) фактора (

весов=1 по каждой группе факторов)
Сила влияния на организацию (по
10-бальной шкале)
Направленность влияния
(«+»/ «–»)
Взвешенная оценка
(3×4×5=6)
1 2
3 4
5 6
1. Внешняя среда, факторы:
- социальные
+/-
- технологические
+/-
- экономические
+/-
- экологические
+/-
- политические
+/-
2. Внутренняя среда, факторы:
- экономический потенциал
+/-
- финансовое состояние
+
- бизнес - развитие
+
- функционирование на рынке ценных бумаг
+/-
- инвестиционная активность
+/-
Согласно матрице (таблица 1) для каждой конкретной организации рассматриваются факторы внешней и внутренней среды, и определяется их индивидуальное влияние.
Сначала оценивается воздействие внешних факторов или факторов внешней среды. Традиционно, внешнюю среду разделяют на микросреду (ближайшее окружение) и макросреду (дальнее окружение). При анализе инвестиционной привлекательности целесообразно на первом этапе анализа оценивать факторы дальнего окружения, которые организация может только учесть, так как их предопределяет политика государства на макроуровне. Внешняя среда может рассматриваться как источник обеспечения экономическими ресурсами, которые обусловливают осуществление хозяйственных процессов организации в соответствии с ее стратегией и тактикой. Основной особенностью внешней среды является высокая зависимость от рыночных факторов неопределенности и риска, поэтому инвестиционная привлекательность организации, а также ее жизнеспособность в условиях рыночной экономики напрямую зависят от способности анализировать и прогнозировать направления развития внешней среды.
Ближнее окружение характеризуется концепцией действующих на рынке конкурентных сил. Поскольку сама компания, как правило, активно взаимодействует с микросредой и является ее непосредственным участником, то целесообразно эту группу факторов учитывать в качестве корректирующих на заключительном этапе оценки инвестиционной привлекательности.
Важно отметить, что если, оценивая в матрице степень воздействия факторов внешней среды, выясняется, что влияние незначительное
(|взвешенная оценка|˂0,1 по исследуемому фактору), то данный фактор из расчета исключается.
После того, как будут установлены основные факторы внешней среды, определяются количественные показатели, на основе которых они могут быть оценены. Необходимо отметить, что для проведения анализа может быть использована информация, находящаяся только в свободном доступе. Ее объем за последнее десятилетие значительно возрос, что обусловлено общей тенденцией перехода к цифровой информационной экономике.
Для оценки факторов внешней среды может быть использована как статистическая, так и аналитическая информация госструктур, различные виды аналитических обзоров компаний, среднеотраслевые коэффициенты, рейтинги предприятий данной отрасли в регионе, индикаторы финансового рынка, в том числе данные об инфляции и процентных ставках.
Таким образом, качество и точность анализа внешней среды компании определяется массивом информации, доступным внешним пользователям.
Полученная взвешенная оценка, если фактор является весомым, по каждому фактору является корректирующим значением
(поправочным коэффициентом) для комплексного показателя инвестиционной привлекательности.
Далее оценивается воздействие внутренних факторов или факторов внутренней среды, которые напрямую воздействуют на инвестиционную привлекательность и контролируются самим предприятием. Согласно предложенной методике к ним можно отнести: финансовое состояние, бизнес-развитие, функционирование на рынке ценных бумаг и инвестиционную активность, которые оцениваются на основе внутренней информации организации, в том числе и стандартной финансовой.
Как и с факторами первой группы вначале оценивается их значимость для компании, незначимые исключаются из анализа, а значимые оцениваются с помощью системы показателей.
Группа факторов экономического потенциала организации анализируется на основе количественных и качественных показателей.
К качественным показателям можно отнести:
-финансовая прозрачность и раскрытие информации;
- размер вознаграждения членам совета директоров (учредителям);
- соблюдение прав собственников по управлению предприятием;
- сфера и масштабы деятельности предприятия;
- организационно-правовая форма ведения бизнеса.
Качественные показатели оцениваются, в основном, на основе метода экспертных оценок, в итоге дается качественная оценка экономического потенциала предприятия.
Количественная оценка экономического потенциала проводится с использованием следующих основных показателей:
- удельный вес внеоборотных активов в активах предприятия (
????
А
В
). Характеризует долю основных средств в имуществе предприятия,
- коэффициент износа (
К
и
????в
). Характеризует возможность финансирования будущей замены основных средств по мере износа.


СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
15
К
и
????в
=
А
Первоначальнаястоимостьосновныхсредств
(1)
Показатель в силу зависимости его величины от метода начисления амортизации является довольно условным. Его более объективная оценка может быть получена сравнением его значения с аналогичным показателем другого предприятия или со средним значением в отрасли.
По данной группе факторов с учетом количественных и качественных показателей рассчитывается комплексный показатель экономического потенциала.
Далее оценивается финансовое состояние организации на основе следующих показателей:
- коэффициент абсолютной ликвидности
(????
ал
). Характеризует долю погашенной (или возможно погашенной) текущей задолженности к моменту составления баланса. Нормальное ограничение данного коэффициента:
????
ал
≥ 0,2 ÷ 0,5.
????
ал
=
наиболееликвидныеактивы краткосрочныеобязательства
(2)
- коэффициент критической ликвидности
(????
кл
). Характеризует возможность предприятия погасить текущие обязательства за счет денежных средств, легко реализуемых ценных бумаг и дебиторской задолженности. Нормальное ограничение данного коэффициента для РФ:
????
кл
= 0,7 ÷ 0,8.
????
кл
=
наиболее ликвидныеактивы+
краткосрочная дебиторскаязадолженность краткосрочныеобязательства
(3)
- коэффициент текущей ликвидности
(????
тл
). Характеризует степень покрытия текущими активами краткосрочных обязательств.
Нормальное ограничение данного коэффициента:
1 ≤ ????
тл
≤ 2. В случае превышения значения коэффициента 2 возможна нерациональность в структуре капитала.
????
тл
=
А
О
краткосрочныеобязательства
(4)
- коэффициент автономии. Характеризует степень зависимости организации от заемных финансовых ресурсов. Нормальное ограничение данного показателя:
????
а
≥ 0,5.
????
а
=
Капиталирезервы валютабаланса
(5)
- коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами. Характеризует достаточность собственных оборотных средств для осуществления производственной деятельности. Нормальное ограничение данного показателя:
????
о
≥ 0,1.
????
о
=
Капиталирезервы−А
В
А
О
(6)
- коэффициент маневренности. Характеризует долю находящихся в обороте собственных оборотных средств. Нормальное ограничение
- К
м
≥0,5.
????
м
=
Капиталирезервы−А
В
Капиталирезервы
(7)
- величина и структура дебиторской и кредиторской задолженности,
- доля дебиторской задолженности в структуре активов,
- доля кредиторской задолженности в валюте баланса, а также динамика перечисленных показателей.
В Российской Федерации для предприятий нефинансового сектора экономики (согласно Системы Национальных Счетов) дебиторская задолженность должна иметь удельный вес в структуре активов предприятия не более 30%, причем она не должна быть просроченной, в противном случае – это неоправданное отвлечение средств из оборота.
Далее характеризуются показатели оборачиваемости и рентабельности для определения динамичности в развитии организации для достижения поставленных целей. Данные вопросы для различных организаций имеют свою специфику, которая зависит, прежде всего, от финансовой политики компании. Если происходит усиление деловой активности, то это приводит к улучшению финансового состояния.
Для оценки деловой активности и эффективности деятельности предлагается анализировать следующие коэффициенты:
- период оборачиваемости оборотных активов (
Т
А
О
). Отражает длительность периода оборота, совершѐнного имуществом предприятия за анализируемый период. Он должен иметь тенденцию к уменьшению.
Т
А
О
=
Т∙А
Оср.
Выручкаотпродаж
,
(8) где
Т – количество дней в расчетном периоде (360 или 365 дн.),
А
О
ср.
- средняя величина оборотных активов за период.
Сопоставление длительности периодов оборота оборотных активов по годам позволяет выявить тенденции изменения эффективности использования оборотных средств. Если длительность периода оборота оборотных активов увеличивается, то это может являться сигналом о снижении темпов развития предприятия и о его неблагополучном финансовом состоянии.
- период оборачиваемости дебиторской задолженности

ДЗ
). Отражает средний срок возврата дебиторской задолженности.
Т
ДЗ
=
Т∙ДЗ
ср.
Выручкаотпродаж
,
(9) где
ДЗ
ср.
– средняя величина дебиторской задолженности за период.
- период оборачиваемости кредиторской задолженности

КЗ
). Показывает количество дней, в течение которых организация погашает свои долги.
Т
КЗ
=
Т∙КЗ
ср.
Выручкаотпродаж
,
(10) где
КЗ
ср.
– средняя величина кредиторской задолженности за период.
- период оборачиваемости запасов

З
). Показывает количество дней работы, на которые предприятию будет достаточно имеющихся запасов.
Т
З
=
Т∙З
ср.
Выручкаотпродаж
,
(11) где
З
ср.
– средний остаток запасов за период.
Увеличение длительности оборачиваемости запасов может свидетельствовать о накоплении излишних запасов, неэффективное складское управление или увеличение непригодных материалов. Сокращение же срока оборачиваемости, в основном, может говорить о положительной динамике использования запасов, но также может сигнализировать об истощении складских запасов, что чревато остановками производственного процесса. Данный показатель напрямую зависит от маркетинговой политики организации. Если предприятие обладает высокой рентабельностью продаж, то для него характерен более длинный период оборота запасов, чем для аналогичных организаций, но с низкой рентабельностью. Таким образом, общепринятых нормативов для данных показателей не существует, поэтому для их анализа используют аналогичные показатели предприятий отрасли или в динамике для конкретного предприятия.
- период оборачиваемости готовой продукции

ГП
). Показывает среднюю продолжительность, в днях, хранения готовой продукции на


СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
16
складе.
Т
ГП
=
Т∙ГП
ср.
Выручкаотпродаж
,
(12) где
ГП
ср.
– средняя величина готовой продукции на складе за период.
- рентабельность основной деятельности (
????
ОД
). Показывает эффективность основной деятельности организации, т.е. какое количество прибыли принесет каждый рубль, вложенный в основную деятельность.
????
ОД
=
Прибыльотпродаж
Затратынапроизводствопродукции
(13)
Оценивая данный показатель, все предприятия можно разделить на:
- низкорентабельные (R=0,01-0,05);
- среднерентабельные (R=0,05-0,2);
- высокорентабельные (R=0,2-0,3);
- сверхрентабельные (
???? > 0,3)
Рентабельность основной деятельности позволяет управленцам оценить сильные и слабые стороны деятельности организации в любой момент его деятельности. Основную деятельность предприятия необходимо оценивать с точки зрения эффективности использования ресурсов.
Если доходы от продаж полностью покрывают затраты обращения, и образуется прибыль, которая достаточна для осуществления эффективной деятельности предприятия, то организация считается рентабельной.
- рентабельность продаж (
????
П
). Показывает количество прибыли, которое принесет каждая единица выручки.
????
П
=
Прибыльотпродаж
Выручкаотпродаж
(14)
Данный показатель является основным при оценке эффективности организаций, в структуре активов которых основные средства занимают относительно небольшую величину, а в структуре источников финансирования собственный капитал также относительно мал.
Оценка рентабельности продаж позволяет оценить такое направление деятельности организации как реализация продукции.
- рентабельность активов (
????
А
). Показывает эффективность использования активов организации, т.е. количество чистой прибыли, полученное от эффективного использования каждой единицы активов.
????
А
=
Чистаяприбыль
А
(15)
В зависимости от отрасли, в которой функционирует предприятие, различаются и значения показателя рентабельности активов. Для ресурсоемких отраслей данный показатель ниже, чем для отраслей, не требующих больших капитальных вложений.
Предполагается по каждому из перечисленных показателей на основе имеющихся подходов в их оценке установить рекомендуемые или оптимальные значения, которые будут использоваться в данной методике. На их основе должен быть рассчитан комплексный показатель
По данной группе факторов с учетом количественных и качественных показателей определяется комплексный показатель динамичности развития организации.
Следующим этапом является оценка уровня бизнес-развития организации, для чего исследуются следующие направления:
- факторы развития организации, в т.ч. «сильные» и «слабые» стороны;
- кредитная история;
-эффективность и роль собственников (в т.ч. акционеров) в управлении организацией;
- деловая репутация компании;
- возможные риски.
Существует мнение, что перечисленные выше направления обеспечат наиболее качественную оценку инвестиционной привлекательности компании
1
Если у чистой прибыли организации динамика положительна, то различные субъекты экономической деятельности и собственники, и кредиторы, и инвесторы позитивно оценивают этот факт. Однако использование факторного анализа на основе многофакторных моделей позволяет более полно охарактеризовать доходность бизнеса, а также выявить намечающиеся негативные тенденции и определить положительные тенденции и резервы развития.
Для этого используются и показатели экономической эффективности, в том числе, и фондоемкости:
- фондоемкость внеоборотных активов (Ф
А
В
). Характеризует величину внеоборотных активов, приходящихся на единицу произведенной продукции, и применяется при определении экономии или перерасхода средств в основные средства
Ф
А
В
=
А
Вср.
Выручкаотпродаж
,
(16) где А
В
ср
– средняя величина внеоборотных активов за период.
- фондоемкость оборотных активов (Ф
А
О
). Показывает величину оборотных активов, которая обеспечивает выпуск единицы продукции.
Ф
А
О
=
А
Оср.
Выручкаотпродаж
,
(17) где А
О
ср
– средняя величина оборотных активов за период.
Значение данного показателя и эффективность использования оборотных средств предприятия находятся в обратной зависимости.
На основе перечисленных показателей дается качественная оценка развития организации.
Далее оценивается кредитная история, которая может характеризовать уровень развития хозяйствующего субъекта как положительный или отрицательный: положительная кредитная история, значительный и стабильный объем банковских операций, а также использование системы электронных расчетов – положительный сигнал об уровне развития организации, иначе - отрицательный. В деятельности любой фирмы, ее организации, а значит и инвестиционной привлекательности, значительную роль, а для малого бизнеса эта цифра возрастает до 90%, отводят квалификации, профессионализму руководящего аппарата, информации об акционерах (собственниках)
2
Так если собственники – реально работающие лица, участвующие в управлении организацией, не имеющие явных конфликтов с акционерами, в работе присутствует открытость при назначении на должность руководителя. Управленческий состав высоко квалифицирован и имеет довольно большой опыт работы на рынке по данному профилю. Отсутствует текучесть управленческих кадров, конфликты с госорганами, разработана внутренняя нормативная база, регулирующая внутренние экономические процессы, реализуемые в организации. Это означает наличие высокого уровня управления и значимую роль собственников (акционеров) компании. Однако оценка не однозначна, поэтому она проводится на основе расчета баллов.
Затем рассматривается деловая репутация компании, в ее основе лежат следующие факторы: «общественное мнение и расположение деловых партнеров, наличие задолженности по заработной плате персоналу, наличие сертифицированной продукции, работ или услуг,
1
Казакова Н.А. Экономический анализ в оценке бизнеса и управлении инвестиционной привлекательности компании: учеб пособие. М.: Финансы и статистика,
2013. С.191 2
Казакова Н.А. Экономический анализ в оценке бизнеса и управлении инвестиционной привлекательности компании: учеб пособие. М.: Финансы и статистика,
2013. С.194 (240 с.)


1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38