Файл: Основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 515
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Методические рекомендации по логопедическому обследованию детей среднего школьного возраста
составление предложений различных типов;
использование различных видов связи в словосочетаниях;
образование различных форм слова (словоизменения);
использование различных способов словообразования.
Выпускник получит возможность научиться:
Методические рекомендации по логопедическому обследованию детей среднего школьного возраста
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована в основном на обобщающих уроках. Ученики, которые опрашиваются (3-4 человека), заранее намечаются учителем и в процессе фронтальной работы вызываются чаще других учащихся класса, их ответы должны быть более полными. Каждая такая оценка должна быть мотивированной.
-
География
1. Общие сведения о роли и месте учебного предмета
География — школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так и естественно-научного знания. В нем реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация, которые должны способствовать формированию общей культуры молодого поколения. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии для основной школы, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.
2. Цель и задачи изучения курса
Цель: создать у школьников целостное представление о Земле как планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т.е. формирование минимума базовых знаний страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.
Задачи:
-
овладение учащимися учебного предмета, усвоение общих предметных понятий о географических объектах, явлениях, также на элементарном уровне знаний о земных оболочках; -
развитие устной и письменной речи средствами изучаемого предмета; -
формирование умений объяснения различных явлений природы, работы с материалами учебника, карт и других источников географических знаний; -
развитие у ребят познавательного интереса к предмету, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, самостоятельного приобретения новых знаний; -
воспитание любви к своей «Малой Родине», своей стране, бережного отношения к природе; -
применение полученных знаний и навыков в повседневной жизни, обеспечение социализации обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи:
-
формирование образных представлений о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, использовании их населением; -
расширение и конкретизация представлений о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации (от планетарного до локального); -
формирование позиции бережного отношения к природе, понимания возможностей международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека; -
обеспечение на основе историко-географического подхода осознания изменений политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; формирование у школьников эмоционально-ценностное отношение к географической среде; -
воспитание учащихся в духе уважения к другим народам, понимания людей другой культуры; -
развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучение способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах; -
развитие практических географических умений: извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории; -
формирование языковой личности обучающихся с ТНР за счет приобретения опыта различных видов речевой деятельности, расширения кругозора и коммуникативного потенциала; -
обеспечение социализации обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
3. Основные подходы к реализации курса
Адаптированная рабочая программа по географии составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в действующем Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, примерной программы основного общего образования по географии как инвариативной части учебного курса, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности с учетом Адаптированной Основной образовательной программы основного общего образования.
Содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в основной школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования.
Специфика образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи состоит в том, что в ней отражены не только те знания и умения, которыми должен владеть обучающийся, но и предусмотрен целый комплекс коррекционных воздействий, способствующий социальной адаптации в современном мире глобальной информатизации. Программа строит обучение детей с ТНР на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса.
Большинство изучаемых вопросов трактуются с точки зрения практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов и направлены главным образом на овладение обучающимися знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире.
4. Планирование курса
Классы | Объем учебного времени |
5-й | 34 ч. |
6-й | 34 ч |
7-й | 68 ч |
8-й | 68 ч |
9-й | 68 ч |
9-й дополнительный | 68 ч. |
5. Основное содержание курса
Изучаемая тематика совпадает с ПООП ООО.
При выборе образовательной организацией модели обучения, включающую 9 дополнительный класс, в первом полугодии отводится время на изучение наиболее сложных тем 9 класса для данного состава обучающихся по выбору учителя. Второе полугодие 9 дополнительного класса отводится на повторение всего курса в целом.
6. Коррекционно-развивающая направленность курса
В учебном процессе учитываются особенности развития детей, на каждом уроке используются задания, обеспечивающие максимально эффективное восприятие текстовой информации и иного учебного материала.
Большое внимание отводится практическим работам. Это даёт возможность формировать у обучающихся специальные предметные умения. Часть практических работ проводятся как обучающие, т.е. направлены на формирование первоначальных умений и не требующие оценивания. Практические работы служат не только средством закрепления умений и навыков, но также позволяют контролировать качество их сформированности.
Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии, выполнение которых способствует формированию географических умений в ходе их выполнения. Учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов.
Адаптация программы для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи заключается в следующем:
-
использование специальных методических приемов при работе с текстами (комментирование, схематизация, адаптированное структурирование и др.); -
индивидуализация обучения (помощь обучающимся, использование индивидуализированных раздаточных материалов и др.); -
специальный отбор материала для урока и домашних заданий (уменьшение объёма аналогичных заданий и подбор разноплановых заданий).
7. Оценивание результатов освоения программы
Результаты проверяются с помощью доступных обучающимся вербальных и невербальных средств в соответствии со структурой нарушения и состоянием их речеязыковых возможностей.
Оцениваются достижения учащихся в процессе фронтального и индивидуального контроля на обычных уроках, выполнения практических работ по окончании изучения крупных тем. В процессе изучения предмета используются следующие формы промежуточного контроля: устный опрос, тестовый контроль, проверочная работа.
Дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой, индивидуальной и самостоятельной работы
Практикумы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя - как выборочно, так и фронтально. Такое положение связано со спецификой предмета, предполагающего проведение практических работ в ходе почти каждого урока, когда практическая работа является неотъемлемой частью познавательного учебного процесса.
Для выполнения практических работ учащиеся имеют контурные карты. Контурные карты проверяются учителем после выполнения каждой практической работы.
Нормы оценок за устный ответ.
Устный опрос является одним из методов учёта знаний, умений и навыков обучающихся по адаптированной образовательной программе по географии. При оценивании устных ответов принимается во внимание:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об усвоении изученного материала;
- полнота ответа;
- умение практически применять свои знания;
- последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка "5" ставится, если ученик обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельный ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка "4" ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий оценке «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; отмечается аграмматизм.
Оценка "3" ставится, если ученик частично понимает тему, излагает материал недостаточно полно и последовательно, не способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.