Файл: Основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 549

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, снижение доли репродуктивных методов и способов обучения, ориентация на личностно-ориентированные.

Системный подход основывается на теоретических положениях о языке, представляющем собой функциональную систему семиотического или знакового характера, которая используется как средство общения. Системность предполагает не механическую связь, а единство компонентов языка, наличие определённых отношений между языковыми единицами одного уровня и разных уровней.

Системный подход строится на признании того, что язык существует и реализуется через речь, в сложном строении которой выделяются различные компоненты (фонетический, лексический, грамматический, семантический), тесно взаимосвязанные на всех этапах развития речи ребёнка.

Основным средством реализации системного подхода в образовании учащихся ТНР является включение речи на всех этапах учебной деятельности учащихся.

Организация системного подхода поддерживает междисциплинарные связи, поскольку обеспечивает:

- тесную взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения учебными знаниями, действиями, умениями и навыками;

- воздействие на все компоненты речи при устранении её системного недоразвития в процессе освоения содержания предмета (истории);

- реализацию интегративной коммуникативно-речевой цели – формирование речевого взаимодействия в единстве всех его функций (познавательной, регулятивной, контрольно-оценочной и др.) в соответствии с различными ситуациями.

При планировании предполагаемых результатов по освоению адаптированных образовательных программ по истории, необходимо определять уровень возможностей каждого обучающегося, исходя из его потенциальных возможностей и структуры нарушения речи, согласно которому использовать определённые критерии оценивания знаний.

  1. Планирование курса

Основные содержательные линии программы в V-IX (IX дополнительном) классах реализуются в рамках курсов – «История Древнего мира», «История России» и «Всеобщая история».

В VI-IX (IX дополнительном) классах предполагается синхронно-параллельное изучение курсов «История России» и «Всеобщая история» с возможностью интеграции некоторых тем. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала.

С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции примерная программа устанавливает примерное распределение учебного времени в рамках крупных тематических блоков.


Классы

Объем учебного времени

Разделы примерной программы

История Древнего мира

История России

Всеобщая история

5-й

68 ч.

68 ч.







6-й

68 ч




40 ч

28 ч

7-й

68 ч




40 ч

28 ч

8-й

68 ч




40 ч

28 ч

9-й

68 ч




40 ч

28 ч

9-й дополнительный

68 ч.




40 ч.

28 ч.



  1. Основное содержание курса

Изучаемая тематика совпадает с ПООП ООО.

При выборе образовательной организацией модели обучения, включающую 9 дополнительный класс, в первом полугодии отводится время на изучение наиболее сложных тем 9 класса для данного состава обучающихся по выбору учителя. Второе полугодие 9 дополнительного класса отводится на повторение всего курса в целом.

  1. Коррекционно-развивающая направленность курса обеспечивается через специально организованную работу с текстами, а именно:

  • обсуждение исторического времени предшествует чтению текста;

  • используются разнообразные приемы аудирования и чтения текстов, обеспечивается смена видов работы с текстом;

  • проводится пропедевтическая работы по семантизации слов, включенных в изучаемые исторические документы и учебники истории и потенциально сложные для осмысления учащимися с ТНР (историзмы, архаизмы, понятийный словарь, многозначная лексика, фразеологизмы и устойчивые сочетания и др.), установлению синонимических и антонимических отношений, связей внутри лексико-тематических групп, дифференциации значений омонимов и паронимов;

  • осуществляется адаптация (преобразование, дробление) сложных синтаксических конструкций (предложения с разными типами связи, с нескольким придаточными, с группами однородных членов, с причастными и деепричастными оборотами и др.);

  • при необходимости сокращается объем текста или он дробится на смысловые части;

  • при необходимости осуществляется линейное переструктурирование материала, выделение временной последовательности, причинно-следственных связей;

  • обеспечивается выделение в тексте семантически значимых, ключевых компонентов, облегчающих навигацию в текстовом материале, выделение этапных предложений, позволяющих составить минимальный и достаточный план описания исторического явления, события, особенностей эпохи и т.д.,

  • задаются алгоритмы описания исторических явлений, характеристик исторических персонажей и других видов развёрнутых устных и письменных ответов;

  • используются средства наглядного моделирования текстового материала (схемы, таблицы, изображения, видеофрагменты и др.);

  • обсуждение текстового материала включает вопросы и задания, направленные на обеспечение целостного и завершённого представления об исторических событиях;

  • специально организуется обсуждение материала при наличии параллелей с материалом уроков литературы, географии и др.,


На каждом уроке обязательно отводится время на повторение пройденного и проведение физкультминутки.

  1. Оценивание результатов освоения программы

При планировании предполагаемых результатов по освоению адаптированных образовательных программ по истории, необходимо определять уровень возможностей каждого обучающегося, исходя из его потенциальных возможностей и структуры нарушения речи, согласно которому использовать определённые критерии оценивания знаний.

Оценка обучающихся осуществляется по пятибалльной системе (с измененной шкалой оценивания) по каждому предмету:

«5» - отлично,

«4» - хорошо,

«3» - удовлетворительно,

«2» - неудовлетворительно.

При оценке знаний, умений и навыков необходимо учитывать индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Ученику с низким уровнем потенциальных возможностей можно предлагать более легкие варианты заданий. При оценке письменных работ обучающихся, страдающих глубоким расстройством моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и чертежей. К ученикам с нарушением эмоционально-волевой сферы рекомендуется применять дополнительные стимулирующие приемы (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять обучающихся в ходе выполнения работы и т.п.).

Итоговая оценка знаний, умений и навыков выставляется:

- за каждый учебный период и за год знания, умения и навыки обучающихся оцениваются отметкой;

- основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ, наблюдений учителя за повседневной работой ученика;

- при проведении контрольного урока осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к обучающимся, который реализуется путем подбора различных по сложности и объему контрольных заданий, в соответствии с уровнем освоения программы каждым учеником;

Система оценивания включает в себя две составляющие – качественную и количественную.

Качественная составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д.


Количественная составляющая позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями.

Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития и обученности каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.

Результаты обучения демонстрируются обучающимся с использованием доступного ему вида речевой деятельности в соответствии со структурой нарушения. При необходимости возможно увеличение времени на подготовку ответа.

Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыков обучающихся с ТНР. При оценивании устных ответов принимается во внимание:

  • правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

  • полнота ответа;

  • умение практически применять свои знания;

  • последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Критерии для оценивания устных ответов:

Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; отмечается аграмматизм.

Оценка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.

При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

- оценка «5» ставится за работу без ошибок;

- оценка «4» ставится за работу с одной - тремя ошибками;

- оценка «3» ставится за работу с четырьмя- шестью ошибками.

Оценка не снижается за грамматические и дисграфические ошибки, допущенные в работе. Исключения составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках истории. Учитывая особенности детей с тяжелыми нарушениями речи, допускается наличие 1 исправления при условии повторной записи корректного ответа.


Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована в основном на обобщающих уроках. Ученики, которые опрашиваются (3-4 человека), заранее намечаются учителем и в процессе фронтальной работы вызываются чаще других учащихся класса, их ответы должны быть более полными. Каждая такая оценка должна быть мотивированной.


        1. Обществознание

  1. Общие сведения о роли и месте учебного предмета


Курс «Обществознание» является составной частью системы изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла. Он строится с учетом того, что учащиеся, освоившие элементарную сумму историко-правовых знаний, имеющие определенный жизненный и социальный опыт, готовы к восприятию реальной картины современного мира во всем его многообразии, сложности и противоречивости.

К началу изучения курса обучающиеся владеют пропедевтическими представлениями о Родине (России, своем крае: районе, городе, селе), гражданстве и гражданских правах, правах ребенка, правилах и нормах жизни в обществе, поведении на улице, в школе, в общественном месте, правилах взаимоотношений между людьми, об уважении к старшим, о составе семьи, родословной, взаимоотношениях с природой, об образцах позитивного поведения. Обучающиеся с ТНР имеют сформированную обиходно-бытовую речь, опыт учебной и внеучебной коммуникации, речевые нарушения у них часто носят парциальный характер.

Курс строится с учетом того, что в подростковом возрасте именно общение, сознательное экспериментирование в собственных отношениях с другими людьми (поиск друзей, конфликты, выяснение отношений, смена компании) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Дети в отроческом возрасте обладают высокой степенью самостоятельности и инициативности при недостаточной критичности и отсутствии привычки просчитывать отдаленные последствия своих поступков. Изучение обществознания направлено на содействие социализации подростков с ТНР.