Файл: М. А. Лукьяненко 2022 г. Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) групповая работа на уроках русского языка в начальной школе как средство развития коммуникативных способностей младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Результаты уровня развития у учащихся коммуникативных умений по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества экспериментального и контрольного класса на констатирующем этапе экспериментальной работы представлены в таблице 2

Таблица 2 – Уровень развития у учащихся коммуникативных умений по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества по методике Г. А. Цукерман, в процентах

Уровень

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Высокий

36

28

Средний

40

32

Низкий

24

40


Исходя из данных, представленных в таблице 2, можно сделать вывод, в экспериментальном 3 «А» классе у 40 % (10 обучающихся выявлен низкий уровень развития коммуникативных способностей), 32 % (8 обучающихся показали средний уровень развития коммуникативных способностей), 28 % (7 обучающихся имеют высокий уровень развития коммуникативных способностей).

В контрольном 3 «Б» классе у 24 % (6 обучающихся выявлен низкий уровень развития коммуникативных способностей), 40 % (10 обучающихся имеют средний уровень развития), а 36 % (9 обучающихся показали высокий уровень развития коммуникативных способностей. Для большей наглядности полученные результаты представлены на рисунке 2.



Рисунок 2 – Уровень развития у учащихся коммуникативных умений по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества на констатирующем этапе эксперимента
Оценивая работу в классе, можно сказать следующее. Обучающиеся с высоким показателем активно вступают в диалог, достигают взаимопонимания, обмениваются необходимой информацией, готовы пойти на помощь своим сверстникам. У обучающихся со средним показателем вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь от части, также у ребят достигается частичное взаимопонимание. С низкими показателями коммуникативных способностей обучающиеся не стараются договориться между собой, каждый настаивает на своем.


Анализ полученных результатов, а именно наличие низкого и среднего уровня сформированности коммуникативных способностей, дает основание считать работу в данном направлении недостаточной, что подчеркивает необходимость включения дополнительных резервов коммуникации в процессе обучения младших школьников.
2.2 Организация на уроках русского языка групповой работы
как средства развития
коммуникативных способностей
младших школьников

Констатирующий этап исследования выявил необходимость включения дополнительных резервов коммуникации в процесс обучения. Для выявления возможностей групповой работы и определения ее эффективности в формировании коммуникативных способностей младших школьников на формирующем этапе, в соответствии с тематическим планированием по русскому языку, нами были разработаны уроки с применением на них разных видов и форм групповой работы. Комплекс заданий разрабатывался на основе программы и учебника В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык» 3 класс, 2 часть, входящего в состав учебно-методического комплекта «Школа России», раздела «Части речи» [20].

Важнейшей особенностью курса, представленного в этой программе, является его коммуникативная ориентация. Определяя этот подход, авторы исходят из того, что язык является основным средством коммуникации, и поэтому изучение языка должно быть подчинено обучению коммуникации с помощью этого инструмента, поэтому содержание большинства разделов и тем курса направлено на формирование коммуникативных способностей младших школьников.

В учебнике встречается много заданий, которые направлены на готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования разных точек зрения и права каждого на свое собственное мнение; выражать свои взгляды и аргументировать свою точку зрения и оценку событий (условное обозначение – выскажите свое мнение). Для примера приведем несколько таких заданий.

Задание: «Выскажите мнение: возможно ли, согласно цифрам и словам, понять, что не все существительные меняются в цифрах. Объясните свой ответ». Часть 2 [20], стр. 22, упражнение 33.

Задание: «Какую картину вы представляете, читая стихотворение? Найдите в предложениях имена существительные. По каким признакам вы их определили? Какую роль они выполняют в стихотворении?». Часть 2 [20], стр. 8, упражнение 8.

Задание: «В каких предложениях глаголы называют действия, которые происходят сейчас, в настоящем времени, в момент речи? Поставьте вопрос к этим глаголам. В каких предложениях глаголы называют действия, которые произошли или происходили до момента речи, в прошедшем времени? Поставьте вопрос к этим глаголам. В каких предложениях глаголы называют действия, которые еще не произошли, но произойдут скоро, в будущем времени, после момента речи? Поставьте вопрос к этим глаголам». Часть 2 [20], стр. 111, упражнение 195.



В учебнике также встречаются направленные на определение общей цели и путей ее достижения; способность согласовывать распределение функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать свое поведение и поведение других (условное обозначение – работаем парами).

Обучающиеся совместно определяют общую цель, помогают друг другу формулировать учебную задачу, контролируют друг друга, чтобы получить правильный результат, оценить правильность задачи сверстника. Для примера возьмем несколько заданий из учебника.

Задание: «Читайте. Дайте совет друг другу, как найти глаголы в предложениях (работа парами). часть 2 [20], стр. 102, упражнение 173.

Задание: «Прочитайте. Обсудите, все ли данные имена существительные изменяются по числам (работа парами). Часть 2 [20], стр. 22, упражнение 34.

Задание: «Прочитайте. Обсудите, кого так называют. Какое настроение вызывают у вас прочитанные слова? С кем из тех, кого так называют, вы хотели бы подружиться? Какие имена существительные близки по значению?».

В учебнике встречаются задания, формулировки которых вызовут интерес к изучаемому материалу, например, «слово имеет такой же корень, как и в слове дружить, приставку, как в слове поехать, суффикс, как в слове ночка, окончание как в слове книга. Что обозначает составленное слово? Запишите его. Выделите все значимые части в этом слове. Придумайте загадку такого же типа». [20, с. 50]

В ходе выполнения заданий из учебника обучающиеся совместно определяют общую цель, помогают друг другу сформулировать учебную задачу или, контролируя друг друга, поочередно выполняют задания, чтобы получить верный результат, оценивают правильность выполнения задания одноклассником. В заданиях предлагается рассмотреть представленные в учебниках варианты ответа, обсудить, кто из персонажей учебника прав, найти ошибки в ходе решения проблемы, задачи, объяснить и аргументировать свою позицию.

При наличии большого количества заданий в учебнике, проблема формирования коммуникативных компетенций остается актуальной, поэтому нами были разработаны и апробированы задания для групповой работы.


Комплекс заданий был подготовлен к урокам по темам:

  • «Части речи»,

  • «Имя существительное как часть речи»,

  • «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»,

  • «Падеж имен существительных»,

  • «Творительный падеж имен существительных»,

  • «Глагол как часть речи»,

  • «Неопределенная форма глагола»,

  • «Число глаголов»,

  • «Изменение глаголов по временам».

С учетом особенностей коммуникативного развития младших школьников были сформулированы следующие задания.

При изучении темы: «Части речи» было дано задание, целью которого являлось повторение и закрепление знаний о частях речи, умение распознавать имена существительные, прилагательные и глагол.

Для выполнения задания обучающиеся разделились на 6 групп. Группы формировались по желанию обучающихся. Важным условием было то, что в группах не должно быть более пяти человек. Из каждой команды выбирается один лидер.

Обучающимся даны слова: шляпа, красивый, доска, зимний, зашла, писать, небесное, тополя, дом, спит, грязный, бегаем. Данные слова необходимо разделить по группам: 1 и 2 команда – имя существительное; 3 и 4 – имя прилагательное; 5 и 6 команда – глагол.

Далее ребятам были предложены цепочки слов, в которых надо вставить пропущенные буквы и выбрать лишнее слово.

Происходит коллективное обсуждение задания в каждой группе. Лидеры команд записывают ответы на листах ответов. После этого группы обмениваются листами с выполненным заданием между собой. Участники групп проверяют друг друга, находят и комментируют ошибки.

В ходе выполнения данного задания обучающиеся закрепят знания о частях речи, вступят в учебное сотрудничество со сверстниками, будут участвовать в совместной деятельности.

При выполнении второго задания предполагалось развитие умения выделять глагол среди других частей речи. Лингвистический материал задания был разделен на три блока. В первом блоке учащимся даны предложения по теме «Зима», в которых нужно найти глаголы и подчеркнуть их. Во втором блоке учащимся были предложены словарные слова (беседа, завтрак, работа, рассказ, чувство), от которых необходимо образовать глаголы. В третьем блоке учащимся предлагалось вспомнить пословицы и вставить в них подходящие по смыслу глаголы. Для того, чтобы облегчить задачу, учащимся были даны слова для справок.

Для выполнения задания мы разделили класс на 5 команд. Для этого использовался метод жеребьевки: в темном мешке лежат жетоны разного цвета (красные, синие, желтые, зеленые, оранжевые). Школьники по очереди вытаскивают жетоны и распределяются на команды по цвету для совместного выполнения заданий. Выполнение задания происходит в команде. Участники команды обсуждают различные варианты выполнения заданий. Выполняя задание, команды соревнуются друг с другом, что способствует повышению интереса учащихся.


В ходе работы обучающиеся плодотворно сотрудничали со сверстниками в поиске и сборе информации, также у обучающихся формировалось умение слажено работать в группе, наладится общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности, обучающие участвовали в коллективном обсуждении проблем.

При изучении темы «Имя существительное как части речи», было дано задание, целью которого являлось формирование умения находить имена существительные в тексте и разбирать их как часть речи, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Для выполнения задания обучающиеся делятся на 5 групп. Лидерами становятся пятеро желающих учеников. Группы собираются по решению лидера. Выбранные лидеры выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу.

Учащимся каждой группы были даны разные предложения, в которых надо найти имя существительное и разобрать его как часть речи по алгоритму.

Лидеры команд распределяют обязанности между участниками группы. Первый участник группы должен найти имя существительное и задать к нему вопрос, доказать, что найденное слово действительно является именем существительным. Второму участнику группы необходимо было поставить слово в начальную форму. Третьему участнику – перечислить постоянные признаки, а четвертому – непостоянные признаки. Последнему участнику группы нужно определить, каким членом предложения является данное существительное.

Далее всем группам дается общее задание. Предложены слова: светит, в, яркая, луна, небе. Из данных слов надо составить предложение, записать его и определить синтаксическую функцию всех слов в предложении. В составленном предложение нужно найти имена существительные и определить, какими членами предложения они являются.

В группах происходит обсуждение заданий. Лидер каждой группы подготавливает общий лист ответов, затем зачитывает ответ своей группы, а учащиеся других групп проверяют. В работе используется прием «Лови ошибку». Если найдены ошибки, то происходит коллективное обсуждение и исправление существующих ошибок.

В ходе выполнения задания обучающиеся сохраняют и развивают умение сотрудничать в группе, отвечать на вопросы, учатся слушать сверстников. Работая в группе, учащиеся находят и анализируют имя существительное как часть речи.

Целью четвертого задания являлась активизация знаний учащихся о существительном как части речи и многообразии его значений.