Файл: Методическое пособие по курсу Интернетпредпринимательство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 404

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОДУКТ КЛИЕНТРис. 7 Формулировка ценностного предложенияИсточник: А. Остервальдер, Ценностное предложение.Ключевые вопросы для формулировки ценностного предложения: Что является головной болью клиента? Как клиент решает эту проблему на данный момент? Насколько он недоволен решением? Разрешима ли эта «боль» альтернативными методами? Хочет ли клиент решить эту проблему другим способом? На данном этапе мы пытаемся найти ответы на перечисленные выше вопросы с помощью качественных исследований (интервью) среди экспертов и потенциальных клиентов; структуру интервью мы рассмотрим ниже.Исходя из полученной информации, нужно будет определить минимальный набор характеристик для MVP и в короткие сроки сделать его, он будет решать актуальный набор проблем клиентов и приносить им пользу. Стоит отметить, что большинство продуктов являются своего рода «витаминками» для клиентов, которые не решает основную проблему клиента, а лишь смягчает симптомы, действует терапевтически. Хороший бизнес должен строиться на «лекарстве» — продукте, который решает проблему клиента.Для того, чтобы понять чем является ваш бизнес в жизни клиента (витаминками или лекарством) нужно проводить Customer Development и Customer Discovery - выявлять проблемы своей целевой аудитории и смотреть насколько ваше решение в виде.Как составить ценностное предложение для вашего продукта?Процесс написания ценностного предложения начинается с вас и вашей организации, а также всех, кто соотноситься с вашей компанией: конкуренты, клиенты. Следующие вопросы вам помогут начать работу над ценностным предложением компании. Напишите от 3-х до 5-ти преимуществ вашего продукта, то есть чем вы известны/что вы делаете хорошо? Напишите от 3-х до 5-ти аспектов, которые ожидает/хочет ваш потребитель от вашего продукта? Напишите к чему следует стремиться, чтобы удовлетворить потребности клиентов. Составьте список из ключевых слов и фраз, которые важно включить при описании продукта, в ценностное предложение. Подумайте об основных характеристиках, преимуществах, отличий от конкурента вашего продукта. Выберите ключевые аспекты из пункта 4. Сейчас, вы уже готовы составить ценностное предложение продукта, используя данные характеристики (не более одного двух предложений, которые покроют ваше ценностное предложение). Не останавливайтесь на одной идеи , будьте открыты к мозговым штурмам, исправлениям или предложениям от вашей команды. После сравнения и анализа возможных вариантов выберете наиболее подходящий вариант. Тестирование ценностного предложения. Во-первых, это правда? Мы можем в это верить? Во-вторых, отличает ли нас от конкурентов? Как? Почему? В-третьих, можем ли мы жить с данным ценностным предложением? В-четвертых, заставляет ли оно нас улыбаться? В конечном итоге, будут ли наши клиенты, поставщики, общественность принимать его, когда столкнуться с ним в маркетинге и продвижении, или просто скажут: «И что?». Мониторинг (оценка) ценностиЦель - это мониторинг ценности получаемой потребителем и компанией от потребителя.Мониторинг состоит из нескольких этапов: Ценность (требуемая потребителем) - недавний опыт в сравнении с ожиданиями Предоставленная Ценность - в сравнении с предложением. Полученная ценность - по сравнению с целями Предоставление/коммуникация ценности в сравнении с маркетинговыми стратегиям - продукт/услуга в сравнении с планом (НИОКР, Операции); цена в сравнении с планом; продвижение в сравнении с планом; продажи (place) в сравнении с планом продаж. Как результат, мы определим эффективность плана. Дополнительные материалыАлександр Остервальдер и др. Разработка ценностных предложений: Как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители. Ваш первый шаг. // Альпина Паблишер, 2015 г. Задание Сформулируйте, чем полезен ваш продукт для потребителя: какие боли он снимает / какую выгоду он приносит / какую работу пользователя выполняет Сформулируйте ценностное предложение своего проекта. Протестируйте его на 5 представителях целевой аудитории. Представьте доработанное ценностное предложение. Шаблон для выполнения задания по лекцииЭтот шаблон-алгоритм поможет сформулировать ценностное предложение.1. Напишите от 3 до 5 преимуществ вашего продукта, то есть чем вы известны/что вы делаете хорошо?2. Напишите от 3 до 5 аспектов, которые ожидает/хочет ваш потребитель от вашего продукта? Напишите к чему следует стремиться, чтобы удовлетворить потребности клиентов. Составьте список из ключевых слов и фраз, которые важно включить при описании продукта, в ценностное предложение. Подумайте об основных характеристиках, преимуществах, отличий от конкурента вашего продукта. Ключевые слова: Ключевые фразы: Выберите ключевые аспекты из пункта 4. Сейчас вы уже готовы сделать самое главное: составить ценностное предложение продукта, используя характеристики из пункта 5 (не более одного - двух предложений). Не останавливайтесь на одной идее, будьте открыты к мозговым штурмам, исправлениям или предложениям от вашей команды. После сравнения и анализа возможных вариантов выберете наиболее подходящий вариант. Тестирование ценностного предложения. Во-первых: это правда? Мы можем в это верить? Во-вторых: отличает ли нас от конкурентов? Как? Почему? В-третьих: можем ли мы жить с данным ценностным предложением? В-четвертых: заставляет ли оно нас улыбаться? В конечном итоге, будут ли наши клиенты, поставщики, общественность принимать его, когда столкнуться с ним в маркетинге и продвижении, или просто скажут: «И что?». Пояснение к заданиюВ качестве результата студенты представляют только само ценностное предложение, это 1-2 предложения. На что обращать внимание в обратной связиОбращайте внимание на то, чтобы ценностное предложение демонстрировало потребительскую выгоду от продукта, чтобы оно отличалось от конкурентов (демонстрировало конкурентное преимущество).Ценностное предложение должно говорить не о компании, а о решении боли потребителя и том, что получает потребитель от продукта.Чтобы оно было ясным, понятным и конкретным. Необходимо избегать общих слов.Оно должно быть лаконичным и при этом отражать суть проекта. Анализ рынка. Оценка потенциала рынка ТерминыТАМ, SAM, SOM Ключевые идеиВ данной лекции будут отражены следующие разделы: На что могу рассчитывать Какой офис и какую команду я могу себе позволить Есть предмет разговора с инвестором или нет Показатель компетентности (я не думал...) Размер рынкаЧто не так? Ищем инвестиции в 10 млн рублей Готовы отдать 10% компании Наш оборот через 3 года будет 100 млн рублей Инвестор планирует заработать:десятикратно к вложенной сумме, инвестируя 10 млн - планирует забрать 100 млн.А есть ли рынок чтобы заработать 100 000 000?Пример: решение для навигации на выставках

(Нехватка средств - это отрицательный свободный финансовый поток по результатам операционной деятельности, Free Cash Flow from Operations. Операционный финансовый поток считается определённым образом, подробнее тут: http://www.investopedia.eom/terms/c/cash-flow-from-operatinq-activities.asi ,http://www.investinqanswers.com/financial-dictionary/financial-statement-analysis/free- cash-flow-1 ООО).Пусть стоимость компании составила 566 млн. рублей (как ее считать - это вопрос отдельный, сейчас примем на веру), а требуемые инвестиции 112 млн. рублей.Тогда доля инвестора после инвестиций составит 20% (112667/566356), основателям после инвестиций достанется не 100%, а 80%. Следовательно, инвестор получит свои 20% от распределения будущей чистой прибыли.Обратим внимание, что в примере выше сосчитаны «дисконтированные» потоки (подробнее про дисконтирование тут: http://book.ivo-welch.info/ed3/toc.html, раздел Present Value).В примере выше посчитана терминальная стоимость («Terminal Value»), исходя из прогнозирования в бесконечность финансовых потоков. (Подробнее про методы ее расчета и про темп роста можно прочитать тут: http://www.investopedia.eom/terms/t/terminalvalue.asp, http://paqes.stern.nyu.edu/adamodar/New Home Paqe/valquestions/termvalapproach es.htm, раздел Stable Growth Model)При вычислении стоимости проекта очень важна норма прибыли или «ставка дисконтирования». В нашем примере это было значение 51%.Инвесторы ожидают, что стартапах этот показатель должен быть в разы больше ставок на возврат капитала в более стабильных бизнесах, ставок по кредитам или ставок по облигациям.Почему же требуемая ставка такая высокая? Главным образом, из-за большого количества обанкротившихся проектов, из-за потенциально высокого риска.По данным ФРИИ, смертность на рынке стартапов на посевной и предпосевной стадиях составляет 90%. Израиль: 6,6% стартапов продано из 10 000, с 1999 по 2014 гг. Из них

фрииРасходы на персоналПример расчета: Зарплата: 100 000 руб., НДФЛ = 13%, 100 000/0,87=114 943 руб. • Доход: 114 943 * 12 мес= 1 379 310 руб. в годВыплаты в Пенсионный фонд Российской Федерации 711 000 * 22% = 156 420 - (1 379 310 - 711 000) * 10% = 66 931Выплаты в Фонд социального страхования• 670 000 * 2,9% = 19 430Выплаты в Фонд обязательного медицинского страхования Нужно учесть выходные, больничные, праздникиСотрудник будет еще дороже




доходность)
IRR (Internal Rate of Return - внутренняя

Доход * инвестиции

1

1,5

2

5

10

15

20

Выход через, лет






















1

0%

50%

100%

400%

900%

1400%

1900%

2

0%

22%

41%

124%

216%

287%

347%

3

0%

14%

26%

71%

115%

147%

171%

4

0%

11%

19%

50%

78%

97%

111%

5

0%

8%

15%

38%

58%

72%

82%

6

0%

7%

12%

31%

47%

57%

65%

7

0%

6%

10%

26%

39%

47%

53%

8

0%

5%

9%

22%

33%

40%

45%



Vа1иечерез п лет = Inv0 * (1 + IRR)Nj№!T




Ниже таблица с обратной зависимостью, взяв ставку 60% и зная, что выход состоится через 5 лет, видим увеличение стоимости проекта в 10,5 раз:

МоМ (Money-on-Money - кратность


Vа1иечерез п лет — Inv0 * (1 + IRR)N-лет

Внутренняя доходность

20%

40%

60%

80%

100%

120%

140%

Выход через, лет






















1

1,2

1,4

1,6

1,8

2,0

2,2

2,4

2

1,4

2,0

2,6

3,2

4,0

4,8

5,8

3

1,7

2,7

4,1

5,8

8,0

10,6

13,8

4

2,1

3,8

6,6

10,5

16,0

23,4

33,2

5

2,5

5,4

10,5

18,9

32,0

51,5

79,6

6

3,0

7,5

16,8

34,0

64,0

113,4

191,1

7

3,6

10,5

26,8

61,2

128,0

249,4

458,6

8

4,3

14,8

42,9

110,2

256,0

548,8

1100,8

возврата инвестиций)

Доходы проекта обычно являются переменными. Например, продажа одной подписки на SAAS-сервис приносит 1000 рублей. Каждому такому доходу можно сопоставить расход, мы называем это «переменным расходом». Его размер прямо зависит от количества проданных единиц. Например, это расходы на обработку заказа, транзакционные издержки, переменные вычислительные мощности.

Драйверы роста доходов:

• Темп найма персонала (например, специалистов по продажам, актуально для В2В)

  • Затраты на привлечение пользователей (обычно В2С сервисы, затраты на привлечение пользователей из Facebook, ВКонтакте, Google, Яндекс и т.д.)

  • Объем клиентской базы, базы регистраций (конверсия из «теплой» базы лояльных пользователей в разы выше)

Для каждого проекта есть свои драйверы. В общем случае, они могут коррелировать: чем больше людей, тем больше база регистраций, чем больше база, тем больше поток новых пользователей, тем дешевле будет стоимость одного пользователя и пр. Но для простоты ситуации их лучше рассматривать независимо, иначе просто себе представить привлечение 100 000 дешевых или почти бесплатных пользователей, пришедших по рекомендации, которые дадут даже при 0,1% конверсии огромные продажи... при том, что привлечение 1000 целевых пользователей на сайт/мобильное приложение - это уже дорогая и ресурсоемкая задача.

Помимо переменных, существуют постоянные (или условно-постоянные на какой-то промежуток времени) расходы. Например, затраты на аренду помещения, затраты на персонал. Зарплата инженеру и маркетологу должна платиться независимо от количества проданных услуг.

Крайне важно, что в ИТ-стартапе основным постоянным расходом обычно является зарплата персонала. Как вычислить все налоги на персонал, показано на отдельном слайде:


фрии

Расходы на персонал

Пример расчета:

  • Зарплата: 100 000 руб., НДФЛ = 13%, 100 000/0,87=114 943 руб.

• Доход: 114 943 * 12 мес= 1 379 310 руб. в год

Выплаты в Пенсионный фонд Российской Федерации

  • 711 000 * 22% = 156 420

- (1 379 310 - 711 000) * 10% = 66 931

Выплаты в Фонд социального страхования

• 670 000 * 2,9% = 19 430

Выплаты в Фонд обязательного медицинского страхования



  • Нужно учесть выходные, больничные, праздники

    Сотрудник будет еще дороже

на 20%
1 379 310 * 5,1% = 78 621

ФСС (выплата налогов по травматизму и заболеваниям):

  • 1 379 310*0,2%=2 759

Для расчета доходов и расходов обязательно следует учитывать ограничения бизнес-логики.

Например, нельзя нанимать персонал быстрее определённого темпа, даже если ставится задача захвата рынка. Здесь рост бизнеса ограничивается возможностью обучения персонала и ввода персонала в строй. Также рост бизнеса часто ограничивается физически возможным объемом рынка. Это ограничение нужно обязательно прописывать в модели. Относительно захвата рынка: это само по себе маловероятно, возможно захватить 20-30% формирующегося рынка, обычно 5-10% SAM - это абсолютный максимум.

Также сильно влияет на выручку бизнес-модель, с которой проект выходит на данный рынок. В качестве примера приведен кейс с проектом «Антикварус»: на рынке антиквариата несколько групп игроков, и можно по-разному применять тарифные планы к каждой из них. Это будет рождать совершенно разную выручку, каждая из схем будет иметь свой средний чек и свой «потолок» (объем рынка) по годовой выручке.

Важным является возможность масштабирования бизнеса. Грубо говоря, бизнес без возможности масштабирования - это не совсем интернет-стартап. В качестве пример в презентации рассмотрен бизнес по проверке работ студентов MBA. Работы индивидуальны, на их проверку требуется много офлайн-ресурсов (преподаватели), а одновременно проверить несколько работ преподаватель не может, автоматизировать этот процесс без ущерба качества тоже нельзя. Единственной бизнес-схемой, в которой подобный стартап может стать масштабируемым и интересным инвестору, является маркетплейс. На маркетплейс который будут заходить тысячи студентов и преподавателей с проблемой проверки своих работ и поиска подработки. Однако, проблема кажется слишком небольшой даже в масштабах страны: не так много студентов едет в России на MBA каждый год.


Для многих типов бизнеса есть устойчивые параметры. Например, конверсия в регистрация на мобильных приложениях знакомств составляет не менее 40% исторически (http://www.likeni.ru/upload/den2014/info 12052015.jpg ). А средняя конверсия в покупку в электронной торговле составляет 1-2%. В В2В сервисах менеджер по продажам не может физически внимательно работать с более чем с 5-10-ю заказчиками одновременно. Эти параметры важно заносить в модель, именно они определят развитие бизнеса.

Таким образом, важно дать понять студентам, что у каждого бизнеса есть определенные внутренние (воронка продаж, зарплата, принятый процент компенсаций, конверсия, физические ограничения) и внешние (объем рынка, кол- во персонала на рынке, законодательство, география) ограничения. Которые являются самыми главными параметрами для построения модели.

После того, как посчитаны доходы и расходы, следует обратить внимание на налоги. Выбор системы налогообложения повлияет на размер ставки. До студентов необходимо донести режимы налогообложения: УСН, с возможностью выбора налогооблагаемой базы, обычный режим налогообложения («Общий налоговый режим»).

Также следует обратить внимание на формирование оборотного капитала. Если проект формирует большие запасы товара на складе, то необходимы инвестиции в оборотный капитал. (Кейс с необходимость закупать устройства в Китае для проекта «Кнопка жизни») Дополнительные инвестиции в оборотный капитал увеличат требуемый суммарный объем инвестиций.

Подробнее про ставки, финансовые потоки, стоимость компании и налоги в РФ можно прочитать здесь: http://www.qerasim.biz/attachments/Finance1 .Ofree.pdf

Задание

  • Спрогнозируйте доходы

  • Выявите постоянные и переменные расходы

  • Выявите факторы (драйверы) роста доходов

  • Выявите внешние и внутренние ограничения для роста проекта

  1. Маркетинговые коммуникации: как привлечь первых пользователей. Постановка продаж

Термины

воронка бизнеса, лэндинг, воронка продаж, лиды.

Ключевые идеи

Структура лекции:

  • Воронка бизнеса

  • Этапы воронки маркетинга

  • Этапы воронки продаж

  • Дополнительные этапы

  • Рекламные каналы

  • Площадки конвертации

  • Каналы коммуникации

  • Статистика и показатели