Файл: Методическое пособие по курсу Интернетпредпринимательство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 409

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОДУКТ КЛИЕНТРис. 7 Формулировка ценностного предложенияИсточник: А. Остервальдер, Ценностное предложение.Ключевые вопросы для формулировки ценностного предложения: Что является головной болью клиента? Как клиент решает эту проблему на данный момент? Насколько он недоволен решением? Разрешима ли эта «боль» альтернативными методами? Хочет ли клиент решить эту проблему другим способом? На данном этапе мы пытаемся найти ответы на перечисленные выше вопросы с помощью качественных исследований (интервью) среди экспертов и потенциальных клиентов; структуру интервью мы рассмотрим ниже.Исходя из полученной информации, нужно будет определить минимальный набор характеристик для MVP и в короткие сроки сделать его, он будет решать актуальный набор проблем клиентов и приносить им пользу. Стоит отметить, что большинство продуктов являются своего рода «витаминками» для клиентов, которые не решает основную проблему клиента, а лишь смягчает симптомы, действует терапевтически. Хороший бизнес должен строиться на «лекарстве» — продукте, который решает проблему клиента.Для того, чтобы понять чем является ваш бизнес в жизни клиента (витаминками или лекарством) нужно проводить Customer Development и Customer Discovery - выявлять проблемы своей целевой аудитории и смотреть насколько ваше решение в виде.Как составить ценностное предложение для вашего продукта?Процесс написания ценностного предложения начинается с вас и вашей организации, а также всех, кто соотноситься с вашей компанией: конкуренты, клиенты. Следующие вопросы вам помогут начать работу над ценностным предложением компании. Напишите от 3-х до 5-ти преимуществ вашего продукта, то есть чем вы известны/что вы делаете хорошо? Напишите от 3-х до 5-ти аспектов, которые ожидает/хочет ваш потребитель от вашего продукта? Напишите к чему следует стремиться, чтобы удовлетворить потребности клиентов. Составьте список из ключевых слов и фраз, которые важно включить при описании продукта, в ценностное предложение. Подумайте об основных характеристиках, преимуществах, отличий от конкурента вашего продукта. Выберите ключевые аспекты из пункта 4. Сейчас, вы уже готовы составить ценностное предложение продукта, используя данные характеристики (не более одного двух предложений, которые покроют ваше ценностное предложение). Не останавливайтесь на одной идеи , будьте открыты к мозговым штурмам, исправлениям или предложениям от вашей команды. После сравнения и анализа возможных вариантов выберете наиболее подходящий вариант. Тестирование ценностного предложения. Во-первых, это правда? Мы можем в это верить? Во-вторых, отличает ли нас от конкурентов? Как? Почему? В-третьих, можем ли мы жить с данным ценностным предложением? В-четвертых, заставляет ли оно нас улыбаться? В конечном итоге, будут ли наши клиенты, поставщики, общественность принимать его, когда столкнуться с ним в маркетинге и продвижении, или просто скажут: «И что?». Мониторинг (оценка) ценностиЦель - это мониторинг ценности получаемой потребителем и компанией от потребителя.Мониторинг состоит из нескольких этапов: Ценность (требуемая потребителем) - недавний опыт в сравнении с ожиданиями Предоставленная Ценность - в сравнении с предложением. Полученная ценность - по сравнению с целями Предоставление/коммуникация ценности в сравнении с маркетинговыми стратегиям - продукт/услуга в сравнении с планом (НИОКР, Операции); цена в сравнении с планом; продвижение в сравнении с планом; продажи (place) в сравнении с планом продаж. Как результат, мы определим эффективность плана. Дополнительные материалыАлександр Остервальдер и др. Разработка ценностных предложений: Как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители. Ваш первый шаг. // Альпина Паблишер, 2015 г. Задание Сформулируйте, чем полезен ваш продукт для потребителя: какие боли он снимает / какую выгоду он приносит / какую работу пользователя выполняет Сформулируйте ценностное предложение своего проекта. Протестируйте его на 5 представителях целевой аудитории. Представьте доработанное ценностное предложение. Шаблон для выполнения задания по лекцииЭтот шаблон-алгоритм поможет сформулировать ценностное предложение.1. Напишите от 3 до 5 преимуществ вашего продукта, то есть чем вы известны/что вы делаете хорошо?2. Напишите от 3 до 5 аспектов, которые ожидает/хочет ваш потребитель от вашего продукта? Напишите к чему следует стремиться, чтобы удовлетворить потребности клиентов. Составьте список из ключевых слов и фраз, которые важно включить при описании продукта, в ценностное предложение. Подумайте об основных характеристиках, преимуществах, отличий от конкурента вашего продукта. Ключевые слова: Ключевые фразы: Выберите ключевые аспекты из пункта 4. Сейчас вы уже готовы сделать самое главное: составить ценностное предложение продукта, используя характеристики из пункта 5 (не более одного - двух предложений). Не останавливайтесь на одной идее, будьте открыты к мозговым штурмам, исправлениям или предложениям от вашей команды. После сравнения и анализа возможных вариантов выберете наиболее подходящий вариант. Тестирование ценностного предложения. Во-первых: это правда? Мы можем в это верить? Во-вторых: отличает ли нас от конкурентов? Как? Почему? В-третьих: можем ли мы жить с данным ценностным предложением? В-четвертых: заставляет ли оно нас улыбаться? В конечном итоге, будут ли наши клиенты, поставщики, общественность принимать его, когда столкнуться с ним в маркетинге и продвижении, или просто скажут: «И что?». Пояснение к заданиюВ качестве результата студенты представляют только само ценностное предложение, это 1-2 предложения. На что обращать внимание в обратной связиОбращайте внимание на то, чтобы ценностное предложение демонстрировало потребительскую выгоду от продукта, чтобы оно отличалось от конкурентов (демонстрировало конкурентное преимущество).Ценностное предложение должно говорить не о компании, а о решении боли потребителя и том, что получает потребитель от продукта.Чтобы оно было ясным, понятным и конкретным. Необходимо избегать общих слов.Оно должно быть лаконичным и при этом отражать суть проекта. Анализ рынка. Оценка потенциала рынка ТерминыТАМ, SAM, SOM Ключевые идеиВ данной лекции будут отражены следующие разделы: На что могу рассчитывать Какой офис и какую команду я могу себе позволить Есть предмет разговора с инвестором или нет Показатель компетентности (я не думал...) Размер рынкаЧто не так? Ищем инвестиции в 10 млн рублей Готовы отдать 10% компании Наш оборот через 3 года будет 100 млн рублей Инвестор планирует заработать:десятикратно к вложенной сумме, инвестируя 10 млн - планирует забрать 100 млн.А есть ли рынок чтобы заработать 100 000 000?Пример: решение для навигации на выставках

(Нехватка средств - это отрицательный свободный финансовый поток по результатам операционной деятельности, Free Cash Flow from Operations. Операционный финансовый поток считается определённым образом, подробнее тут: http://www.investopedia.eom/terms/c/cash-flow-from-operatinq-activities.asi ,http://www.investinqanswers.com/financial-dictionary/financial-statement-analysis/free- cash-flow-1 ООО).Пусть стоимость компании составила 566 млн. рублей (как ее считать - это вопрос отдельный, сейчас примем на веру), а требуемые инвестиции 112 млн. рублей.Тогда доля инвестора после инвестиций составит 20% (112667/566356), основателям после инвестиций достанется не 100%, а 80%. Следовательно, инвестор получит свои 20% от распределения будущей чистой прибыли.Обратим внимание, что в примере выше сосчитаны «дисконтированные» потоки (подробнее про дисконтирование тут: http://book.ivo-welch.info/ed3/toc.html, раздел Present Value).В примере выше посчитана терминальная стоимость («Terminal Value»), исходя из прогнозирования в бесконечность финансовых потоков. (Подробнее про методы ее расчета и про темп роста можно прочитать тут: http://www.investopedia.eom/terms/t/terminalvalue.asp, http://paqes.stern.nyu.edu/adamodar/New Home Paqe/valquestions/termvalapproach es.htm, раздел Stable Growth Model)При вычислении стоимости проекта очень важна норма прибыли или «ставка дисконтирования». В нашем примере это было значение 51%.Инвесторы ожидают, что стартапах этот показатель должен быть в разы больше ставок на возврат капитала в более стабильных бизнесах, ставок по кредитам или ставок по облигациям.Почему же требуемая ставка такая высокая? Главным образом, из-за большого количества обанкротившихся проектов, из-за потенциально высокого риска.По данным ФРИИ, смертность на рынке стартапов на посевной и предпосевной стадиях составляет 90%. Израиль: 6,6% стартапов продано из 10 000, с 1999 по 2014 гг. Из них

фрииРасходы на персоналПример расчета: Зарплата: 100 000 руб., НДФЛ = 13%, 100 000/0,87=114 943 руб. • Доход: 114 943 * 12 мес= 1 379 310 руб. в годВыплаты в Пенсионный фонд Российской Федерации 711 000 * 22% = 156 420 - (1 379 310 - 711 000) * 10% = 66 931Выплаты в Фонд социального страхования• 670 000 * 2,9% = 19 430Выплаты в Фонд обязательного медицинского страхования Нужно учесть выходные, больничные, праздникиСотрудник будет еще дороже

Дополнительные материалы

Для начала и вдохновения посмотрите TED Talks. Это ежегодная конференция, проводимая в США, основная миссия которой состоит в распространении уникальных идей («ideas worth spreading») и ролики спикеров по отдельным темам. Темы лекций разнообразны: наука, искусство, дизайн, политика, культура, бизнес, глобальные проблемы, технологии и развлечения.

  1. Идея: источники идей для стартапа. Концепция продукта.

Термины

рыночная ниша, ценность продукта, profit model, customer engagement, brand, product performance, кастомизация, масс-маркет, широкий ассортимент, скриниг идеи, принцип Smart & Simple, конкурентное преимущество.

Ключевые идеи

Что такое бизнес-идея?

Обозначим типы новых продуктов:

В первую очередь, новый тип продуктов может быть, как для компании, так и для клиента. Далее в порядке уменьшения частоты указаны типы новых продуктов:

расширение функций продукта;

улучшение в существующем продукте;

новая продуктовая линейка;

снижение издержек;

новые для всего мира;

репозиционированные.

Что же такое бизнес-идея? Ключевым словом является именно бизнес, далее на в поиске идеи можно отталкиваться от 3 возможностей: продукта, рынка, канала. Далее мы опишем инструменты по выработке идей.

Где и как найти идею для стартапа?

В целом для того, чтобы придумать идею, есть множество способов:

  • Проанализируйте, почему что-то не работает ...

  • Найдите решения для проблем, с которыми сталкиваются потребители ...

  • Думайте по-новому ...

  • Соедините объекты, которые не имеют очевидной взаимосвязи ...

  • Найдите новое применение старым вещам ...

  • Определите свою нишу на рынке ...

  • Проанализируйте изменения потребительских вкусов ...

  • Анализируйте неудач других ...

  • Применяйте новые технологии по-новому ...

  • Попробуйте что-то новое ...

  • Посмотрите ТВ-шоу, которое вы обычно не смотрите ...


Выделяются следующие источники идей: анализ, проблемы рынка, цепочка создания ценности, поиск свободной рыночной ниши, модификация существующих продуктов, потребители. Далее более подробно рассмотрим каждый из источников.

Анализ

Ваши собственные “головные боли”: перечислите проблемы, с которыми вы сталкиваетесь и предложите возможности для их решения.

Скопируйте пример с другого рынка и усовершенствуйте его.

Проанализируйте цепочку создания ценности

и возможности в ней.

Проблемы рынка

Выявите проблемы рынка, проведя интервью с потенциальными и существующими потребителями. Оцените, насколько эти проблемы повсеместны.

Проанализируйте различные технологии (внутри и вовне компании) и рассмотрите, как они могут быть использованы для выявленных проблем на рынке.

Проблемы = возможности

Многие удачные продукты появились из поиска решения для насущной проблемы

Что является источником проблемы?

Поиск свободной рыночной ниши:



Рис. 3 Определение рыночной ниши

Модификация существующих продуктов

Существует три способа модификации существующего продукта или идеи, такие как:

  1. Улучшение - или доработка характеристик, где цель сделать лучше, быстрее, дешевле, быстрее, удобнее (например, DOS и Windows; Кинескопный и плазменный телевизор и др.).

  2. Расширение подразумевает добавление новых функций или характеристик (например, смартфон, ручка с фонариком, швейцарский нож, торговоразвлекательный центр).

  3. Специализация - создание и обслуживание отдельной ниши (например, бюджетные авиакомпании(Руап Air, Air Deccan), специализированные больницы, инвестбанки).

Также, осуществление модификации возможно по технологии SCAMPER.



Substitute

Замените

Combine

Совместите

Adapt

Адаптируйте

Modify

Put to other

Модифицируйте

uses

Используйте иначе

Eliminate

Исключите

Reverse

Разберите

Рис. 4 Технология SCAMPER


Потребители

Потребитель выступает, как источник идей и партнер при проектировании:

Что говорит потребитель?

  • Что нравится/ не нравится;

  • Предпочтения/ отношение;

  • Убеждения, желания;

  • Критерии выбора.

Что делают потребители?

  • При использовании товара;

  • Привычки, связанные с шоппингом;

  • Принципы оценки;

  • Правила совершения покупки.

Кто потребители?

  • Ролевые обязанности;

  • Личность;

  • Демография.

Как изменяются потребители?

  • Тенденции изменения запросов;

  • Количество работающих в семье;

  • Динамика возрастной структуры.

Модель РЕР:

Pre - Experience

Experience

Post - Experience

Несколько советов:

  • Есть много идей, еще множество придумаете вы, выберите из них одну - лучшую и сконцентрируйтесь на ее реализации.

  • Возможно, вы считаете, что проверка идеи - это долго и отвлекает от

главной цели: сделать продукт.

Но переделывать готовый продукт еще дольше и затратнее, чем проверить идею заранее.

Как выбрать жизнеспособную идею?

При выборе идеи необходимо учитывать ключевые вопросы: время, техникоэкономические параметры, пригодность идеи к обстоятельствам предпринимателя.

Выбор жизнеспособной идеи сопровождается ответом на следующие вопросы:

  • Почему это хорошая идея?

  • Каковы предположения?

  • Какой тип клиента будет покупать его?

  • Почему?

  • Перечислите четыре причины, почему идея не будет работать

  • Перечислите четыре причины, почему это будет работать.

  • Каковы различия?

При скрининге идеи на возможности интуиции недостаточно, необходимо исследовать рынок, а именно:


  • Размер рынка

  • Анализ конкурентной среды

  • Состояние рынка и тренды

  • Возможности получения прибыли

Критерии успешной идеи:

  • Делайте только то, в чем хорошо разбираетесь.

  • Smart & Simple: один тип клиентов - одна проблема - одно решение.

  • Наличие конкурентного преимущества.

Как сформулировать идею?

Формулировка идеи - это визитная карточка проекта, поэтому необходимо тщательно проработать и далее апробировать сформулированную идею.

Ключевые вопросы при формулировки идеи:

  • Какую проблему решает продукт?

  • Как?

  • Для кого?

  • Секретный соус

Для формулировки идеи можно использовать следующий шаблон:

Я делаю проект,

(название проекта)

кото р ы й созд ает,

(определение предложения клиентам)

помогающий,

(описание аудитории)

Решат ь

(проблему)

при помощи.

(технология)

Данный шаблон позволяет пошагово сформулировать вашу идею и на выходе получить единое предложение, над которым в дальнейшем можно и нужно работать. На примере это может выглядеть, как:

“Я делаю проект IntelligentRetail, который создает ценность для аналитиков, предоставляя сервис, помогающий маркетологам в торговых центрах решать задачу проведения маркетинговых исследований в автоматическом режиме при помощи системы видеонаблюдения и разработанных нами математических алгоритмов.”

Формулировка идеи должна основываться на концепции продукта, которая определяется ответами на следующие вопросы:

  • Что будет представлять собой продукт?

  • Какую функцию будет выполнять продукт?

  • Как товар будет использоваться?

  • Где он будет использоваться?

  • Когда он будет использоваться?

  • Кто будет его использовать?

  • С кем и чем будет использоваться продукт?

Умение четко формулировать свои мысли в краткой форме позволит быстро находить общий язык не только с инвесторами и партнерами, но и, что наиболее важно, клиентами и членами команды.