Файл: КонсультантПлюс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

"Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятель...
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 22.09.2019
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 8 из 157
Алгоритмы должны регулярно пересматриваться, обычно 1 раз в 1 год или по мере поступления информации, требующей внесения изменений.
Все вновь принятые на работу сотрудники должны, прежде чем они будут допущены до самостоятельной практики в МО, пройти обучение и сдать зачет на знания алгоритмов.
1.5 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАСТОЯЩИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Основная информация по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности сформирована в виде таблиц (оценочных листов) и может использоваться для проведения оценки. Каждая таблица включает в себя следующие разделы:
N группы показател ей
Группа показателе й
Показа тели
Сгруппиро ванные N показателе й
Порядок оценки показател я
Отметка о наличии, исполнении, соответствии
Отметка об отсутствии, неисполнении, несоответствии
По каждому из разделов определены основные группы показателей (требования соответствия), комплексная оценка которых дает объективную информацию о состоянии качества и безопасности медицинской деятельности по каждому разделу работы МО. С одной стороны, выбранные показатели достаточно полно отражают процесс, с другой - являются реперными точками оценки этого процесса.
Каждая группа показателей включает в себя показатели медицинской деятельности, которые характеризуют ее качество и безопасность. В столбце "Порядок оценки" описана методика оценки исполнения (наличия, соответствия) показателей.
При подготовке к оценке рекомендуется дополнить оценочные листы столбцами для записи примечаний, а также дополнительными строками в соответствии с рекомендуемым количеством
ИБ, которые следует проверить, интервью персонала и пациентов, которые следует провести, наблюдений случаев оказания медицинской помощи.
Настоящие Рекомендации предназначены, в первую очередь, для внедрения внутреннего контроля в стационаре (любого уровня), хотя большинство показателей универсальны и пригодны для оценки любой МО. Перед оценкой необходимо из оценочных листов исключить те показатели, которые являются неприменимыми для конкретной МО из-за ее специфики.
В Рекомендациях используется два вида показателей. Помимо качественных, оценивающих ресурсы и процессы медицинской деятельности, предлагается использовать количественные показатели и нормативы, оценивающие исходы (результаты). Данный вид показателей важен для оценки эффективности работы МО, а также для сравнения различных МО или регионов между собой.
Показатели оцениваются при помощи ответов: "да" (наличие, соответствие, исполнение и т.д.) или "нет" (отсутствие, несоответствие, неисполнение, неправильное исполнение, неполное и т.д.).


"Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятель...
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 22.09.2019
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 9 из 157
Каждый показатель оценивается отдельно, затем проводится общий расчет по разделу в процентах в целом по МО. Градация оценок в общем по всем разделам:
- Выше 95% - система обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности в МО эффективная, требует контроля и минимальных улучшений.
- 85% - 95% (по каждому из разделов в отдельности) - система в целом эффективна, требуются корректировки по отдельным разделам работы.
- Уровень 75 - 84% - система неэффективна, выявлены значительные нарушения в большинстве разделов работы МО, требуются существенные изменения.
1>1>

2.
ОСНОВНЫЕ
РАЗДЕЛЫ
ВНУТРЕННЕГО
КОНТРОЛЯ
КАЧЕСТВА
И
БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
(СТАЦИОНАРЕ)
2.1 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. МЕДИЦИНСКИЕ КАДРЫ. КОМПЕТЕНТНОСТЬ И
КОМПЕТЕНЦИИ.
Качество и безопасность медицинской деятельности во многом зависит от слаженной работы хорошо подготовленных медицинских работников. Штатные расписания для МО различного профиля определены порядками оказания медицинской помощи. Задача руководителя - наиболее эффективно использовать кадровый потенциал организации, иными словами, управлять персоналом.
Управление персоналом - область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации качественно подготовленным персоналом, способным выполнять возложенные на него трудовые функции и оптимальное его использование. Основными компонентами системы управления персоналом являются:
- Подбор и адаптация персонала;
- Оперативная работа с персоналом (включая обучение и развитие);
- Оперативная оценка персонала;
- Организация труда, управление деловыми коммуникациями, использование системы мотивации (включая использование материальных и нематериальных стимулов);
- Стратегическая работа с персоналом (включая подготовку резерва руководителей).
Обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности зависит от степени участия всего персонала: от медицинской сестры до главного врача, от умения работать в команде, причем мультидисциплинарной. Требуются не только высокая квалификация и исполнительская дисциплина работников, но и их творческое участие в работе МО, а также участие в процессе принятия управленческих решений.
Профессиональная компетенция определяется как наличие профессиональных знаний,

"Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятель...
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 22.09.2019
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 10 из 157 умений и навыков, необходимых для оказания медицинской помощи, умение их применить в конкретной ситуации, в том числе при использовании в работе клинических протоколов и алгоритмов выполнения манипуляций. Важны профессионально значимые личностные качества: честность, ответственность дисциплинированность, аккуратность.
В комплексном процессе управления персоналом в соответствии с компетенциями обычно используют несколько последовательно реализуемых практик:
1. Определение базовых компетенций - тех, которыми должны обладать абсолютно все сотрудники (например, хорошие коммуникативные навыки).
2. Определение специализированных компетенций - тех, которые необходимы для работы на конкретных должностях или для выполнения определенных обязанностей.
3. Разработка профилей компетенций - перечня базовых и специализированных компетенций, которыми должен обладать сотрудник, работающий на конкретной должности или в определенном подразделении.
4. Согласование уровней овладения компетенциями для разных категорий сотрудников
(например, от врача-ординатора до лечащего врача), а также правила перехода на новый уровень.
Важно, чтобы разработки медицинской организации по компетенциям персонала были доведены до сведения всех сотрудников. В дальнейшем модель и профили компетенций могут быть применены для оценки эффективности работы персонала.


"Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятель...
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 22.09.2019
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 11 из 157
N
Группы показателей
Показатели
N
Порядок оценки показателей
Да
Нет
1.1
Система управления персоналом
Наличие приказов главного врача по вопросам управления персоналом
Проверить наличие приказов главного врача по вопросам:
1.1.1
Организация системы обучения персонала
1.1.2
Организация системы обучения руководителей структурных подразделений, заместителей руководителей
1.1.3
План по формированию и развитию кадрового потенциала МО/кадрового резерва руководителей подразделений
1.1.4
Социально-психологическое управление персоналом, включая программы адаптации новых сотрудников, молодых специалистов, мотивации и т.д.
1.1.5
Организация системы оценки персонала
Регулярный аудит управления персоналом
1.1.6
Проверить наличие отчетов о результатах аудитов/регулярность проведения (не реже 1 раза в полгода)
1.1.7
Проверить наличие планов по устранению недостатков с указанием ответственных и сроков

"Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятель...
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 22.09.2019
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 12 из 157 1.2
<*>
Соответствие укомплектованно сти рекомендованны м штатным нормативам
Соответствие штатов рекомендованным штатным нормативам по подразделениям:
- укомплектованность по подразделениям
- по категориям работников
- коэффициент замещения
(внештатных и штатных сотрудников)
Сотрудникам отдела кадров подготовить в табличном варианте сведения в соответствии с запрашиваемыми характеристиками, оценить соответствие штатов рекомендованным в зависимости от профиля МО
1.3
<**>
Уровень квалификации сотрудников, возрастной состав
Возрастной состав сотрудников, доля сотрудников предпенсионного и пенсионного возраста
Оценить возрастной состав сотрудников, определив доли сотрудников предпенсионного и пенсионного возраста, молодых сотрудников (до 3-х лет стажа)
Квалификация сотрудников
Оценить квалификацию сотрудников
(распределение по квалификационным категориям), отдельно по подразделениям, врачебному и сестринскому персоналу,
Наличие сотрудников, имеющих научную степень, участвующих в научных исследованиях, преподающих в учебных заведениях
Сотрудники, имеющие научную степень, участвующие в научных исследованиях, преподающие в учебных заведениях
(средних специальных и высших)
1.4
Формирование и развитие
Наличие плана развития кадрового потенциала
1.4.1
Оценить план развития кадрового потенциала, учитывающий


"Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятель...
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 22.09.2019
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 13 из 157 кадрового потенциала перспективы развития
МО, основанный на описании функций и задач МО, должностей (врачей, сестер, руководителей, др.), рассчитанный на год и 3 года
Наличие плана по подготовке кадрового резерва руководителей
1.4.2
Оценить план по подготовке кадрового резерва
Наличие системы ротации кадров
(взаимозаменяемости), дублеров руководителей
1.4.3
Оценить систему ротации кадров, взаимозаменяемости, наличие дублеров руководителей
МО и подразделений
1.4.4
Опросить не менее 5 сотрудников различных категорий на предмет информированности о наличии плана развития кадрового потенциала, об их личном участии
1.5
Использование административны х методов управления персоналом
Повышение ответственности персонала, включая внесение изменений и дополнений в должностные инструкции
1.5.1
Проверить не менее 5 должностных инструкций различных категорий медицинских работников, включая руководителей различного уровня, с детализацией ответственности в соответствии с профилем подразделения
Формирование графика работы, дежурных бригад с учетом компетенции и совместимости
1.5.2
Оценить рациональность составления графиков работы
(например, отсутствие дежурств "сутки-через сутки", разбивка суточных дежурств

"Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятель...
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 22.09.2019
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 14 из 157 медработников на 2 или 3 периода), отпусков сотрудников МО
1.5.3
Опросить не менее 5 сотрудников из разных подразделений на предмет учета совместимости медработников при составлении рабочих графиков, рациональности
Улучшение условий труда, эргономичность рабочих мест
1.5.4
Оценить условия труда персонала, включая эргономичность рабочих мест в разных подразделениях
1.6
Использование социально-психо логических методов управления персоналом
Наличие системы поиска и подбора персонала
1.6.1
Оценить систему поиска и подбора персонала, опросить не менее двух ответственных сотрудников кадровой службы
Наличие программы по снижению текучести кадров
1.6.2
Оценить программу по снижению текучести кадров, включая программу по адаптации новых сотрудников, опросить не менее 2-х ответственных сотрудников и 5 начавших работать в
МО в течение последнего года
(последних лет) об участии в подобных программах
Наличие системы социальной поддержки
1.6.3
Оценить систему социальной поддержки в МО, опросить не менее
2-х ответственных сотрудников и 5-и сотрудников из различных подразделений (например, помощь в устройстве детей в дошкольные