Файл: Тема 1 Организация работы комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По каждому возможному для конкретного объекта виду производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий примерная структура плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС приведена в приложении 5.
План аварийно-спасательной службы объекта по обеспечению мероприятий предупреждения и ликвидации ЧС. На объекте, в зависимости от характера его деятельности и специфики, для выполнения специальных мероприятий, обеспечения действий аварийно-спасательных формирований по проведению АСиДНР создаются аварийно-спасательные службы. Специальные (аварийно-спасательные) формирования этих служб являются основными силами объекта и для ликвидации ЧС. В целях заблаговременного планирования в каждой из них в качестве основного документа разрабатывается план службы по обеспечению мероприятий предупреждения и ликвидации ЧС (в мирное время). Форма плана приведена в приложении 6.
Годовой план работы КЧС и ОПБ разрабатывается в произвольной форме и содержит, как правило, два раздела:
первый — мероприятия, проводимые вышестоящими КЧС и ОПБ,
второй — мероприятия объектовой комиссии. Второй раздел включает мероприятия, планируемые к выполнению в целях реализации задач, возложенных на ГО и ЧС, в том числе:
— организационные мероприятия (заседания комиссии, учебно-методические сборы, конференции и т.п.);
— основные мероприятия по подготовке органов управления, аварийно-спасательных формирований и технологического персонала объекта в области защиты от ЧС;
— проведение инженерно-технических мероприятий по защите персонала и повышению устойчивости работы в ЧС;
— создание резервов финансовых и материально-технических ресурсов для ликвидации ЧС.
Форма плана приведена в приложении 7.
План-график работы КЧС и ОПБ в чрезвычайных ситуациях отражает основные мероприятия, проводимые комиссией при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, и время на их проведение. Вариант плана-графика приведен в приложении 8.
Структуру, состав, функциональное предназначение и порядок действий дежурной службы определяет руководитель объекта. КЧС и ОПБ должна разработать инструкцию должностным лицам дежурной службы и завести журнал учета аварий и чрезвычайных происшествий на объекте.
Форма журнала приведена в приложении 9.
2.3 Алгоритм работы КЧС и ОПБ и ее председателя при угрозе и возникновении ЧС.
Порядок работы КЧС и ОПБ:
Режим «повседневной деятельности» - Действует при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях (при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической и сейсмической обстановке).
Режим повышенной готовности. Действует при ухудшении обстановки и получении прогноза о возможности возникновения ЧС, угрозе войны. Вводится решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть ЧС, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы.
Режим чрезвычайной ситуации. Действует при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время, а также в случае войны. Вводится решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых возникли ЧС, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы.
Решения о введении режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации могут также приниматься:
- по обстоятельствам, послужившим основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;
- на основании близости границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация или границы зоны чрезвычайной ситуации к учреждению образования.
При необходимости КЧС и ОПБ может:
- устанавливать на объекте в соответствии со сложившейся обстановкой особый режим функционирования муниципального (объектового) звена территориальной подсистемы РСЧС с докладом в вышестоящую КЧС и ОПБ;
- приостанавливать функционирование отдельных участков и объекта в целом при непосредственной угрозе возникновения ЧС.
Решения КЧС и ОПБ принимаются по каждой чрезвычайной ситуации индивидуально.
«Уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию
– это состояние готовности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к ликвидации чрезвычайной ситуации, требующее от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации».
Введение уровня реагирования:
объектовый уровень реагирования - решением руководителя организации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории данной организации;
местный уровень реагирования - решением главы муниципального образования при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации;
региональный (межмуниципальный) уровень реагирования - решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более муниципальных районов либо территории муниципального района и городского округа, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного субъекта Российской Федерации;
федеральный уровень реагирования - решением Правительства Российской Федерации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 1 апреля 2012 г. N 23-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций орган государственной власти или должностное лицо может определять руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;
б) определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;
в) определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;
г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;
д) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.
Деятельность комиссии с момента получения данных об угрозе возникновения ЧС должна исходить из следующих требований:
- обеспечение выполнения всего комплекса мероприятий в сжатые сроки по защите персонала объекта и населения;
- принятие решений заблаговременно, в возможно ранние сроки, в соответствии со складывающейся обстановкой;
- выбор мероприятий и осуществление их в последовательности, определенной складывающейся обстановкой.
Методика и последовательность работы КЧС и ОПБ определяются:
- типом аварии или катастрофы (с выбросом радиоактивных веществ или АХОВ, транспортная, пожар и т.д.) или видом стихийного бедствия (землетрясение, наводнение, буря и т.д.);
- масштабом последствий ЧС (локальная, муниципальная, региональная, федеральная);
- удалением источника аварии от объекта;
- метеоусловиями на момент возникновения;
- рельефом местности и характером застройки;
- наличием средств индивидуальной и коллективной защиты, а также другими факторами.
В режиме повседневной деятельности:
- изучение состояния окружающей среды и обстановки на потенциально опасных объектах, прогнозирование ЧС;
- сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией;
- разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечения ПБ и защиты населения;
- планирование действий органов управления и сил РСЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
- подготовка населения к действиям в ЧС;
- пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения ПБ;
- руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- контроль за выполнением превентивных мероприятий по предупреждению ЧС;
- проведение мероприятий по подготовке к жизнеобеспечению населения в ЧС, возможной эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, их размещению в безопасных районах и последующему возвращению по мере ликвидации ЧС;
- ведение статистической отчетности о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф.
В режиме повышенной готовности:
- приведение в готовность КЧС и ОПБ, органов управления ГОЧС, систем связи и оповещения, усиление ДДС;
- введение усиленного режима работы с круглосуточным дежурством руководящего состава КЧС и ПБ, органов управления ГОЧС, дежурных смен;
- своевременное представление докладов в вышестоящие органы управления, информирование подчиненных и «соседей» о сложившейся обстановке и возможном ее развитии;
- усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;