Файл: Практикум (семинарский) Тема Теория и методология исторической науки (3 ч.) План занятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 235

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Практикум (семинарский)

Тема 1. Теория и методология исторической науки (3 ч.)

Тема 2. Учебно-исследовательский проект «Семейная история» (3 ч.)

Тема 4. Русские земли в XII - XIV вв. (3 ч.)

Тема 5. Образование и развитие единого Российского государства (3 ч.)

Тема 6. Российское государство в XVI – XVII вв. (3 ч.)

Тема 7. Россия в XVIII веке: попытки модернизации государственного устройства (4 ч.)

Тема 8. Самодержавие и реформы в России в XIX веке (4 ч.)

Тема 9. Российская империя на рубеже XIX–XX вв. (4 ч.)

Тема 10. Великая российская революция 1917 гг. и Гражданская война

(4 ч.)

Тема 11. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1920-1930-е гг. (3 ч.)

Тема 12.

Тема 13. Подготовка и защита учебно-исследовательского проекта

«История моей семьи в годы Великой Отечественной войны» /

«История моего населенного пункта в годы Великой Отечественной войны» (2 ч.)

Для иностранных студентов: Подготовка и защита учебно-исследовательского проекта «Вторая мировая война и СССР»

Тема 14. Белгородская область (на основе использования материалов Белгородского государственного историко-краеведческого музея) (3 ч.)

Тема 15. Перестройка в СССР и становление новой российской государственности (3 ч.)

Тема 16. Россия в начале XXI века (2 ч.)

Тема 4. Русские земли в XII - XIV вв. (3 ч.)



План занятия:

  1. Феодальная политическая раздробленность Древнерусского государства в XII – XIII вв.

  2. Монголо-татарское нашествие на русские земли и его влияние на дальнейшее развитие Русского государства и русскую культуру.

  3. Борьба Руси с немецко-шведской агрессией в XIII – XV вв.



Список практических заданий:



1. Какое событие считается формальным началом периода феодальной раздробленности? Выделите несколько основных причин феодальной раздробленности. Назовите причины упадка Киева. В период феодальной раздробленности в русских землях выделились три центра: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская феодальная республика. Дайте им характеристику по устройству и развитию. Каковы были последствия феодальной раздробленности на Руси? Назовите положительные и отрицательные стороны феодальной раздробленности. Оценки раздробленности в отечественной историографии.
2, 3. Рассматривая проблему борьбы Руси с завоевателями с северо-запада и востока, следует обратить внимание на почти синхронное наступление на Русь монголо-татарских войск и рыцарей (первоначально ордена меченосцев, а затем Ливонского ордена), а также на положение Новгорода, которому одновременно угрожали обе опасности. Необходимо провести сравнение политики, проводимой в отношении покоренных (завоеванных) народов рыцарями и монголо-татарами. Сравните степень угрозы для русских земель со стороны монголов и со стороны западных католических орденов.

Студенту необходимо знать – кто такие крестоносцы, иметь представление об их военно-политической организации (ордена) и причинах ее возникновения. Понимать цели завоевательных походов на русские земли и знать примеры наиболее известных столкновений русских войск с крестоносцами (Невская битва, битва на Чудском озере), понимать, что опасность завоевательной политики немецких и шведских феодалов была связана не столько с возможностью территориальных потерь, сколько с перспективой утраты культурно-национальной идентичности («окатоличивание»).

Студент должен уметь оценивать роль А. Невского в отражении военной угрозы с Запада
, а также понимать значение его побед для дальнейшего культурно-исторического развития Руси. Также студенту необходимо понимать, что А. Невский был не только выдающимся полководцем XIII века, но и талантливым дипломатом: в условиях установившегося в большинстве русских земель господства монголо-татар ему пришлось выстраивать отношения не только с Западом, но и с Востоком. Как происходило взаимодействие А. Невского с ханом Золотой Орды, и каковы были его последствия для русских земель?

Из каких форм зависимости складывалось золотоордынское иго? Феномен ордынского ига. Каково влияние золотоордынского ига на политическое, экономическое, социально-культурное развитие русских земель? Золотоордынское влияние на развитие средневековой Руси: оценки историков.

В результате освоения материала к данному вопросу семинарского занятия студент должен прийти к выводу, что католическая экспансия с Запада в лице орденов крестоносцев и Великого княжества Литовского угрожала русским землям не только потерей государственности, но и культурной (религиозной) ассимиляцией. В свою очередь Золотая Орда не претендовала на политическое и религиозное (культурное) доминирование на подвластных ей русских землях. В этих условиях русские князья предпочли зависеть от монголо-татар.

Список дополнительной литературы:





  1. Вернадский Г. В. Монголы и Русь. М.: Ломоносов, 2013.

  2. Володихин Д. М. Рюриковичи. М.: Молодая гвардия, 2013.

  3. Голубовский П. В. Печенеги, торки и половцы. Русь и степь до нашествия татар. М.: Вече, 2013.

  4. Горский А. А. Русское средневековье. М.: Астрель; Олимп, 2010.

  5. Гумилев Л. Н. От Руси до России. М.: АйрисПресс, 2013.

  6. Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIII– XIV вв. / В. Л. Егоров. 4-е изд. М.: Либроком, 2013.

  7. История России. Россия и Восток / сост. Ю. А. Сандулов. СПб.: Лексикон, 2002.

  8. Каргалов В. В. Монголо-татарское нашествие на Русь. XIII век. М.: Либроком, 2014.

  9. Каргалов В. В. Народ Богатырь. История военных нашествий на Русь (IV–XIV вв.). М.: Либроком, 2011.

  10. Карпов А. Ю. Александр Невский. М.: Молодая гвардия, 2013.

  11. Карпов А. Ю. Андрей Боголюбский. М.: Молодая гвардия, 2014.

  12. Краморовский, М. Великая Орда Золотая (Улус Джучи как цивилизация 1221 – 1619 гг.) // Родина. – 2003. – № 11.

  13. Кривошеев Ю. В. Александр Невский. Эпоха и память: исторические очерки / Ю. В. Кривошеев, Р. А. Соколов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009.

  14. Кучкин В. А. Русь под игом: как это было? М.: Панорама, 1991.

  15. Кривошеев Ю. В. Русь и монголы: Исследование по истории Северо-Восточной Руси XII–XIV вв. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003.

  16. Мизун, Ю.В. Ханы и князья. Золотая Орда и русские княжества. – М.: Вече, 2005. – 332 с.

  17. Селезнев Ю. В. Русско-ордынские конфликты XIII–XV вв.: справочник / Ю. В. Селезнев. М.: Квадрига, 2010.

  18. Хрусталев Д. Г. Северные крестоносцы. Русь в борьбе за сферы влияния в Восточной Прибалтике XII–XIII вв. / Д. Г. Хрусталев. СПб.: Евразия, 2012.

  19. Цветков, С.Э. Древняя Русь. Эпоха междоусобиц, 1054 – 1212 / С.Э. Цветков. – М.: Центрполиграф, 2009. – 526 с

  20. Шенк Ф. Б. Александр Невский в русской культурной памяти: святой, правитель, национальный герой (1263–2000). М.: Новое литературное обозрение, 2007.




Тема 5. Образование и развитие единого Российского государства (3 ч.)



План занятия:

  1. Предпосылки и особенности процесса объединения русских земель. Литва как второй центр объединения русских земель. Причины возвышения Москвы.

  2. Основные этапы объединения русских земель в единое Российское государство, их характеристика и содержание.

3. Русская культура XIV – XV вв.

Список практических заданий:



1. Приступая к освещению вопроса об объединении русских земель, в первую очередь следует обратить внимание на формирование осознанной потребности в единении со стороны многочисленных княжеств, сформировавшихся на территории бывшей Киевской Руси. Расскажите о предпосылках и особенностях процесса объединения русских земель. Студент должен знать исторический контекст становления Великого княжества Литовского: время образования, основные княжеские династии и их представителей, национальный состав и вероисповедание. Студент должен представлять, какие из русских земель вошли в состав Литвы. Стоит заметить, что варианты вхождения в состав Великого княжества Литовского были различны: династические браки, военное покорение, добровольное признание вассальной зависимости от литовского князя для избегания уплаты дани Золотой Орде. Студенту необходимо понимать, что до второй половины XIV века (до Кревской унии 1385 г.) русское население в Литве считало ее правопреемницей Киевской Руси (до 9/10 территории Литвы составляли русские земли с русским населением, подобное соотношение сохранялось и в литовском ополчении). В связи с принятием великим князем Ягайло в 1385 г. католичества и последовавшим за этим крещением Литвы (1387 г.) ее внешнеполитический вектор направился в сторону Польши и католического мира. Изменилось и отношение к русскому населению – усилилась религиозная вражда между православными русскими и литовско-польскими католиками. Студент должен понимать, что возможность формирования на территории Великого княжества Литовского крупного русского государства окончательно исчезла к середине XV века, когда Казимир Ягеллон стал одновременно великим князем литовским и королем польским. Русские княжества начали возвращаться под власть усиливавшегося Московского княжества.


Студент должен понимать, что во второй половине XII века Москва не являлась очевидным центром объединения русских земель, а была периферией Владимиро-Суздальского княжества. Студент должен знать первое летописное упоминание о Москве (дата и контекст исторического источника, в котором содержатся данные сведения). Студент должен уметь выделять основные причины возвышения Москвы и понимать с чем были связаны ее успехи в борьбе с другими возможными центрами объединения Руси (Новгород, Тверь, Литва). Студент должен уметь характеризовать деятельность московских князей по возвышению Московского княжества и расширению его территорий (от Даниила Александровича Московского до Василия III).

Проследить рост материального благосостояния московского княжества: приобретение земель различными путями, контроль над «ордынским выходом». Нельзя упустить из вида и конфессиональную составляющую процесса объединения русских земель – как и почему меняла свое местопребывания кафедра русского митрополита, причиной или следствием социально-экономических и социально-политических процессов были эти переезды. Для понимания процесса объединения русских земель важнейшую роль играет сравнение Москвы с другими претендентами на роль нового центра Руси – в первую очередь, надо обратить внимание на Тверское княжество и на Великое княжество Литовское, изучить их положительные и отрицательные стороны в сравнении с Московским княжеством. Почему ни Тверь, ни Новгород не смогли стать центрами объединения русских земель? Рассмотрите причины возвышения Москвы. Важнейшей среди них является политика московских князей. Будучи гибкой, она позволила им опередить своих менее удачливых соперников.
2. При рассмотрении второго вопроса, необходимо выделить несколько этапов объединении русских земель. Дайте им характеристику. Проанализируйте русско-ордынские отношения в период правления Ивана Калиты. Обратить внимание на обстоятельства восшествия на московский княжеский престол Дмитрия Ивановича и на то, что он был первым из московских князей, оппозиционных Золотой Орде. Рассмотрите битвы на реке Пьяне (1377), битву на реке Воже (1378), Куликовскую битву (1380). С 1389 по 1462 гг. происходит феодальная война. Укажите ее причины и последствия. Как складывались отношения между Ордой и Московским княжеством у преемников Дмитрия Донского? Расскажите об объединение русских земель в период княжения Ивана III и Василия III. В 1497 г. Назовите основные достижения Ивана Васильевича III. В 1497 г. был принят первый свод общерусских законов – Судебник, установивший единые правовые нормы на всей территории нового государства. Каково было его содержание?