ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 972
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В каждой из этих стран она будет развиваться быстрее или медленнее, в зависимости от того, в какой из этих стран более развита промышленность, больше накоплено богатств и имеется более значительное количество производительных сил. Поэтому она осуществится медленнее и труднее всего в Германии, быстрее и легче всего в Англии. Она (русская социалистическая революция 1917 года. – Ф.) окажет также значительное влияние на остальные страны мира и совершенно изменит и чрезвычайно ускорит их прежний ход развития. Она (коммунистическая революция в России 2017 года. – Ф.) есть всемирная революция и будет поэтому иметь всемирную арену. (если русский народ осуществит мечту Философа, то он станет дважды великим народом, а если даст миру Сына, то станет дважды гениальным! Я хочу и желаю русскому народу быть таковым, то благодарные народы мира установят памятники дважды великому и гениальному русскому народу на своей земле! 6-38 – Ф.)
20-й вопрос: Каковы будут последствия окончательного устранения частной собственности?
Ответ: Тем, что общество изымет из рук частных капиталистов пользование всеми производительными силами и средствами общения, а также обмен и распределение продуктов, тем, что оно будет управлять всем этим сообразно плану, вытекающему из наличных ресурсов и потребностей общества в целом, — будут прежде всего устранены все пагубные последствия, связанные с нынешней системой ведения крупной промышленности. Кризисы прекратятся, расширенное производство, которое при существующем общественном строе вызывает перепроизводство и является столь могущественной причиной нищеты, тогда окажется далеко не достаточным и должно будет принять гораздо более широкие размеры. Избыток производства, превышающий ближайшие потребности общества, вместо того чтобы порождать нищету, будет обеспечивать удовлетворение потребностей всех членов общества, будет вызывать новые потребности и одновременно создавать средства для их удовлетворения. Он явится условием и стимулом для дальнейшего прогресса и будет осуществлять этот прогресс, не приводя при этом, как раньше, к периодическому расстройству всего общественного порядка. Крупная промышленность, освобожденная от оков частной собственности, разовьется в таких размерах, по сравнению с которыми ее нынешнее состояние будет казаться таким же ничтожным, каким нам представляется мануфактура по сравнению с крупной промышленностью нашего времени.
Это развитие промышленности даст обществу достаточное количество продуктов, чтобы удовлетворять потребности всех его членов. Точно так же земледелие, для которого, вследствие гнета частной собственности и вследствие дробления участков, затруднено внедрение уже существующих усовершенствований и достижений науки, тоже вступит в совершенно новую полосу расцвета и предоставит в распоряжение общества вполне достаточное количество продуктов. Таким образом, общество будет производить достаточно продуктов для того, чтобы организовать распределение, рассчитанное на удовлетворение потребностей всех своих членов. Тем самым станет излишним деление общества на различные, враждебные друг другу классы. Но оно не только станет излишним, оно будет даже несовместимо с новым общественным строем. Существование классов вызвано разделением труда, а разделение труда в его теперешнем виде совершенно исчезнет, так как, чтобы поднять промышленное и сельскохозяйственное производство на указанную высоту, недостаточно одних только механических и химических вспомогательных средств. Нужно также соответственно развить и способности людей, приводящих в движение эти средства. Подобно тому, как в прошлом столетии крестьяне и рабочие мануфактур после вовлечения их в крупную промышленность изменили весь свой жизненный уклад и сами стали совершенно другими людьми, точно так же общее ведение производства силами всего общества и вытекающее отсюда новое развитие этого производства будет нуждаться в совершенно новых людях и создаст их. (Советское переходное общество стремилось создать новых людей и создало его лишь в одном экземпляре, т.е. Философа, то стоит ли он труда всех советских людей, начиная с 1917 года? Если он стоит, то доказательством этому будет коммунистическая революция в 2017 году в России! – Ф.) Общественное ведение производства не может осуществляться такими людьми, какими они являются сейчас, — людьми, из которых каждый подчинен одной какой-нибудь отрасли производства, прикован к ней, эксплуатируется ею, развивает только одну сторону своих способностей за счет всех других и знает только одну отрасль или часть какой-нибудь отрасли всего производства. Уже нынешняя промышленность все меньше оказывается в состоянии применять таких людей. Промышленность же, которая ведется сообща и планомерно всем обществом, тем более предполагает людей со всесторонне развитыми способностями, людей, способных ориентироваться во всей системе производства. Следовательно, разделение труда, подорванное уже в настоящее время машиной, превращающее одного в крестьянина, другого в сапожника, третьего в фабричного рабочего, четвертого в биржевого спекулянта, исчезнет совершенно. Воспитание даст молодым людям возможность быстро осваивать на практике всю систему производства, оно позволит им поочередно переходить от одной отрасли производства к другой, в зависимости от потребностей общества или от их собственных склонностей. Воспитание освободит их, следовательно, от той односторонности, которую современное разделение труда навязывает каждому отдельному человеку. Таким образом, общество, организованное на коммунистических началах, даст возможность своим членам всесторонне применять свои всесторонне развитые способности. Но вместе с тем неизбежно исчезнут и различные классы. Стало быть, с одной стороны, общество, организованное на коммунистических началах, несовместимо с дальнейшим существованием классов, а, с другой стороны, само строительство этого общества дает средства для уничтожения классовых различий.
Отсюда вытекает, что противоположность между городом и деревней тоже исчезнет. Одни и те же люди будут заниматься земледелием и промышленным трудом, вместо того чтобы предоставлять это делать двум различным классам. Это является необходимым условием коммунистической ассоциации уже в силу весьма материальных причин. Распыленность занимающегося земледелием населения в деревнях, наряду со скоплением промышленного населения в больших городах, соответствует только недостаточно еще высокому уровню развития земледелия и промышленности и является препятствием для всякого дальнейшего развития, что уже в настоящее время дает себя сильно чувствовать.
Всеобщая ассоциация всех членов общества в целях совместной и планомерной эксплуатации производительных сил; развитие производства в такой степени, чтобы оно удовлетворяло потребности всех; ликвидация такого положения, когда потребности одних людей удовлетворяются за счет других; полное уничтожение классов и противоположностей между ними; всестороннее развитие способностей всех членов общества путем устранения прежнего разделения труда, путем производственного воспитания, смены родов деятельности, участия всех в пользовании благами, которые производятся всеми же, и, наконец, путем слияния города с деревней — вот главнейшие результаты ликвидации частной собственности.
21-й вопрос: Какое влияние окажет коммунистический общественный строй на семью?
Ответ: Отношения полов станут исключительно частным делом, которое будет касаться только заинтересованных лиц и в которое обществу нет нужды вмешиваться. Это возможно благодаря устранению частной собственности и общественному воспитанию детей, вследствие чего уничтожаются обе основы современного брака, связанные с частной собственностью, — зависимость жены от мужа и детей от родителей. В этом и заключается ответ на вопли высоконравственных мещан по поводу коммунистической общности жен. Общность жен представляет собою явление, целиком принадлежащее буржуазному обществу и в полном объеме существующее в настоящее время в виде проституции. Но проституция основана на частной собственности и исчезнет вместе с ней. Следовательно, коммунистическая организация вместо того, чтобы вводить общность жен, наоборот, уничтожит ее.
22-й вопрос: Как будет относиться коммунистическая организация к существующим национальностям?
— Остается163. (163В рукописи вместо ответа на 22-й, а также на последующий, 23-й, вопрос стоит слово «остается». Повидимому, оно означает, что ответ должен остаться в том виде, как он был сформулирован в одном из не дошедших до нас предварительных проектов программы Союза коммунистов.)
23-й вопрос: Как будет она относиться к существующим религиям?
— Остается.
23-й вопрос: Отвергают ли коммунисты существующие религии?
Ответ: Все существовавшие до сих пор религии являлись выражением исторических ступеней развития отдельных народов или народных масс. Коммунизм же является той ступенью исторического развития, которая делает излишними и снимает все существующие религии. (По мысли Маркса религия порождается земным адом, в котором оказываются античные рабы в рабовладельческом обществе, то они воображают рай после смерти, как компенсацию за то зло, что они терпели, будучи живыми. Но тогда, когда с социальным злом будет покончено, то религия сама собой исчезнет. В России после революции 1917 года с социальным злом, в сущности, было покончено, но религия из сознания народа не исчезла, не смотря на борьбу с ней Советской власти! То это говорит, что Маркс не понимал корней религии, но он был прав называя религию опиумом для народа. 15-41 09.04.2015 Почему религия есть опиум для народа? Потому что религия ставит верующего в Бога в абсолютную зависимость от Бога-Философа, т.к. все от Философа-Бога, бытие мира и человека, политическая власть от Бога и без воли Бога с человеческой головы волос не упадет! Власть, любая власть от Бога, то тот, кто не доволен существующей властью и восстает против неё, то, тот совершает грех, то за его после смерти получит Ад, а кто терпел власть В.В. Путин, то после смерти получит Рай! То верующий в Философа хоронит себя заживо, т.к. в существующем мире от него ничего абсолютно не зависит и зло, которое выпадает на его долю есть от Бога, т.е. он в чем-то согрешил и Бог его наказывает, но все это на благо верующего, то терпи и жди второго пришествия и если тебе не выпадет счастья быть его современником, то Он, придя в мир, то всех умерших оживит, и Суд учинит. Если бы верующие не становились сами Богами и не творили волю Бога, то Философ никогда бы в мир не явился! Во что верующий верит? Что вне меня есть Бог. То он всезнающ и всемогущ. И только Он меня спасет! Атеист не верит в реальность такого Бога, т.е. вне меня Бога нет, но тем самым атеист не осознавая того, говорит сам себе, что Бог есть Я и он поступает как Бог, т.е. свергает ненавистную власть, которая якобы от Бога, но поступает с людьми как Антихрист в лице Дьявола или Сатаны и не боится после смерти за это оказаться в Аду! То атеист прокладывает дорогу для потомков или себе Рай на земле, будучи современником Бога в лице Философа. Власть оказывается сначала есть добро, но затем становится злом, то такую власть надо свергать, т.к. сам Бог этого хочет, а власть Ельцина Антихриста после свержения советской власти есть с самого начала абсолютное зло, т.к. русский народ созрел для коммунизма, а его обманом превратили в рабов, то власть сына Антихриста В.В. Путина стремится увековечить рабство народа! Наркоман приняв дозу, то впадает в эйфорию, т.е. искусственное состояние блаженства. Но, то, же самое происходит с верующим. Мир во зле, а верующий вне мира живет в состоянии эйфории! Безусловно, религия спасала человека жить в условиях, когда жить было просто невозможно, т.к. мир погряз по уши во зле! Но вот мир миновал античность и средневековье и на историческую арену вышел пролетариат, то от его борьбы зависит его судьба, то русский пролетариат и русское крестьянство в начале ХХ века стали Богом, то они творили судьбу свою на благо себя и потомков, то мы сегодня стоим на пороге Царства Божьего на земле и нам рабам с помощью Божьей надо стать Богами и взять судьбу в свои руки! И тогда все проблемы истории человека будут успешно разрешены. – Ф. 8-06-25 11.3.16)
24-й вопрос: Чем отличаются коммунисты от социалистов?
Ответ: Так называемые социалисты делятся на три категории. Первая категория состоит из сторонников феодального и патриархального общества, которое уничтожалось и уничтожается с каждым днем крупной промышленностью, мировой торговлей и созданным ими буржуазным обществом. Эта категория из бедствий современного общества делает вывод о том, что следует восстановить феодальное и патриархальное общество, так как оно было свободно от этих бедствий. Все ее предложения, прямыми или обходными путями, направлены к этой цели. Коммунисты всегда будут решительно бороться с этой категорией реакционных социалистов, несмотря на ее мнимое сочувствие нищете пролетариата и на проливаемые по этому поводу горючие слезы. Ибо эти социалисты:
1) стремятся к чему-то совершенно невозможному;
2) пытаются восстановить господство аристократии, цеховых мастеров и владельцев мануфактур, с их свитой абсолютных или феодальных монархов, чиновников, солдат и попов; они хотят восстановить общество, которое, правда, было бы свободно от пороков современного общества, но зато принесло бы с собой, по меньшей мере, столько же других бедствий, а к тому же не открывало бы никаких перспектив к освобождению угнетенных рабочих посредством коммунистической организации;
3) свои подлинные намерения они всегда обнаруживают, когда пролетариат становится революционным и коммунистическим. В этих случаях они немедленно объединяются с буржуазией против пролетариев.
Вторая категория состоит из сторонников нынешнего общества, которых неизбежно порождаемые этим обществом бедствия заставляют опасаться за его существование. Они стремятся, следовательно, сохранить нынешнее общество, но устранить связанные с ним бедствия. Для этого одни предлагают меры простой благотворительности, другие — грандиозные планы реформ, которые, под предлогом реорганизации общества, имеют целью сохранить устои нынешнего общества и тем самым само нынешнее общество. Против этих буржуазных социалистов коммунисты тоже должны будут вести неустанную борьбу, потому что их деятельность идет на пользу врагам коммунистов и они защищают тот общественный строй, который коммунисты хотят разрушить.
Наконец, третья категория состоит из демократических социалистов. Идя по пути с коммунистами, они хотят осуществления части мероприятий, указанных в ... вопросе* (* В рукописи пробел; имеется в виду 18-й вопрос. Ред.), но не в качестве переходных мер, ведущих к коммунизму, а в качество мероприятий, достаточных для уничтожения нищеты и устранения бедствий нынешнего общества.
20-й вопрос: Каковы будут последствия окончательного устранения частной собственности?
Ответ: Тем, что общество изымет из рук частных капиталистов пользование всеми производительными силами и средствами общения, а также обмен и распределение продуктов, тем, что оно будет управлять всем этим сообразно плану, вытекающему из наличных ресурсов и потребностей общества в целом, — будут прежде всего устранены все пагубные последствия, связанные с нынешней системой ведения крупной промышленности. Кризисы прекратятся, расширенное производство, которое при существующем общественном строе вызывает перепроизводство и является столь могущественной причиной нищеты, тогда окажется далеко не достаточным и должно будет принять гораздо более широкие размеры. Избыток производства, превышающий ближайшие потребности общества, вместо того чтобы порождать нищету, будет обеспечивать удовлетворение потребностей всех членов общества, будет вызывать новые потребности и одновременно создавать средства для их удовлетворения. Он явится условием и стимулом для дальнейшего прогресса и будет осуществлять этот прогресс, не приводя при этом, как раньше, к периодическому расстройству всего общественного порядка. Крупная промышленность, освобожденная от оков частной собственности, разовьется в таких размерах, по сравнению с которыми ее нынешнее состояние будет казаться таким же ничтожным, каким нам представляется мануфактура по сравнению с крупной промышленностью нашего времени.
Это развитие промышленности даст обществу достаточное количество продуктов, чтобы удовлетворять потребности всех его членов. Точно так же земледелие, для которого, вследствие гнета частной собственности и вследствие дробления участков, затруднено внедрение уже существующих усовершенствований и достижений науки, тоже вступит в совершенно новую полосу расцвета и предоставит в распоряжение общества вполне достаточное количество продуктов. Таким образом, общество будет производить достаточно продуктов для того, чтобы организовать распределение, рассчитанное на удовлетворение потребностей всех своих членов. Тем самым станет излишним деление общества на различные, враждебные друг другу классы. Но оно не только станет излишним, оно будет даже несовместимо с новым общественным строем. Существование классов вызвано разделением труда, а разделение труда в его теперешнем виде совершенно исчезнет, так как, чтобы поднять промышленное и сельскохозяйственное производство на указанную высоту, недостаточно одних только механических и химических вспомогательных средств. Нужно также соответственно развить и способности людей, приводящих в движение эти средства. Подобно тому, как в прошлом столетии крестьяне и рабочие мануфактур после вовлечения их в крупную промышленность изменили весь свой жизненный уклад и сами стали совершенно другими людьми, точно так же общее ведение производства силами всего общества и вытекающее отсюда новое развитие этого производства будет нуждаться в совершенно новых людях и создаст их. (Советское переходное общество стремилось создать новых людей и создало его лишь в одном экземпляре, т.е. Философа, то стоит ли он труда всех советских людей, начиная с 1917 года? Если он стоит, то доказательством этому будет коммунистическая революция в 2017 году в России! – Ф.) Общественное ведение производства не может осуществляться такими людьми, какими они являются сейчас, — людьми, из которых каждый подчинен одной какой-нибудь отрасли производства, прикован к ней, эксплуатируется ею, развивает только одну сторону своих способностей за счет всех других и знает только одну отрасль или часть какой-нибудь отрасли всего производства. Уже нынешняя промышленность все меньше оказывается в состоянии применять таких людей. Промышленность же, которая ведется сообща и планомерно всем обществом, тем более предполагает людей со всесторонне развитыми способностями, людей, способных ориентироваться во всей системе производства. Следовательно, разделение труда, подорванное уже в настоящее время машиной, превращающее одного в крестьянина, другого в сапожника, третьего в фабричного рабочего, четвертого в биржевого спекулянта, исчезнет совершенно. Воспитание даст молодым людям возможность быстро осваивать на практике всю систему производства, оно позволит им поочередно переходить от одной отрасли производства к другой, в зависимости от потребностей общества или от их собственных склонностей. Воспитание освободит их, следовательно, от той односторонности, которую современное разделение труда навязывает каждому отдельному человеку. Таким образом, общество, организованное на коммунистических началах, даст возможность своим членам всесторонне применять свои всесторонне развитые способности. Но вместе с тем неизбежно исчезнут и различные классы. Стало быть, с одной стороны, общество, организованное на коммунистических началах, несовместимо с дальнейшим существованием классов, а, с другой стороны, само строительство этого общества дает средства для уничтожения классовых различий.
Отсюда вытекает, что противоположность между городом и деревней тоже исчезнет. Одни и те же люди будут заниматься земледелием и промышленным трудом, вместо того чтобы предоставлять это делать двум различным классам. Это является необходимым условием коммунистической ассоциации уже в силу весьма материальных причин. Распыленность занимающегося земледелием населения в деревнях, наряду со скоплением промышленного населения в больших городах, соответствует только недостаточно еще высокому уровню развития земледелия и промышленности и является препятствием для всякого дальнейшего развития, что уже в настоящее время дает себя сильно чувствовать.
Всеобщая ассоциация всех членов общества в целях совместной и планомерной эксплуатации производительных сил; развитие производства в такой степени, чтобы оно удовлетворяло потребности всех; ликвидация такого положения, когда потребности одних людей удовлетворяются за счет других; полное уничтожение классов и противоположностей между ними; всестороннее развитие способностей всех членов общества путем устранения прежнего разделения труда, путем производственного воспитания, смены родов деятельности, участия всех в пользовании благами, которые производятся всеми же, и, наконец, путем слияния города с деревней — вот главнейшие результаты ликвидации частной собственности.
21-й вопрос: Какое влияние окажет коммунистический общественный строй на семью?
Ответ: Отношения полов станут исключительно частным делом, которое будет касаться только заинтересованных лиц и в которое обществу нет нужды вмешиваться. Это возможно благодаря устранению частной собственности и общественному воспитанию детей, вследствие чего уничтожаются обе основы современного брака, связанные с частной собственностью, — зависимость жены от мужа и детей от родителей. В этом и заключается ответ на вопли высоконравственных мещан по поводу коммунистической общности жен. Общность жен представляет собою явление, целиком принадлежащее буржуазному обществу и в полном объеме существующее в настоящее время в виде проституции. Но проституция основана на частной собственности и исчезнет вместе с ней. Следовательно, коммунистическая организация вместо того, чтобы вводить общность жен, наоборот, уничтожит ее.
22-й вопрос: Как будет относиться коммунистическая организация к существующим национальностям?
— Остается163. (163В рукописи вместо ответа на 22-й, а также на последующий, 23-й, вопрос стоит слово «остается». Повидимому, оно означает, что ответ должен остаться в том виде, как он был сформулирован в одном из не дошедших до нас предварительных проектов программы Союза коммунистов.)
23-й вопрос: Как будет она относиться к существующим религиям?
— Остается.
23-й вопрос: Отвергают ли коммунисты существующие религии?
Ответ: Все существовавшие до сих пор религии являлись выражением исторических ступеней развития отдельных народов или народных масс. Коммунизм же является той ступенью исторического развития, которая делает излишними и снимает все существующие религии. (По мысли Маркса религия порождается земным адом, в котором оказываются античные рабы в рабовладельческом обществе, то они воображают рай после смерти, как компенсацию за то зло, что они терпели, будучи живыми. Но тогда, когда с социальным злом будет покончено, то религия сама собой исчезнет. В России после революции 1917 года с социальным злом, в сущности, было покончено, но религия из сознания народа не исчезла, не смотря на борьбу с ней Советской власти! То это говорит, что Маркс не понимал корней религии, но он был прав называя религию опиумом для народа. 15-41 09.04.2015 Почему религия есть опиум для народа? Потому что религия ставит верующего в Бога в абсолютную зависимость от Бога-Философа, т.к. все от Философа-Бога, бытие мира и человека, политическая власть от Бога и без воли Бога с человеческой головы волос не упадет! Власть, любая власть от Бога, то тот, кто не доволен существующей властью и восстает против неё, то, тот совершает грех, то за его после смерти получит Ад, а кто терпел власть В.В. Путин, то после смерти получит Рай! То верующий в Философа хоронит себя заживо, т.к. в существующем мире от него ничего абсолютно не зависит и зло, которое выпадает на его долю есть от Бога, т.е. он в чем-то согрешил и Бог его наказывает, но все это на благо верующего, то терпи и жди второго пришествия и если тебе не выпадет счастья быть его современником, то Он, придя в мир, то всех умерших оживит, и Суд учинит. Если бы верующие не становились сами Богами и не творили волю Бога, то Философ никогда бы в мир не явился! Во что верующий верит? Что вне меня есть Бог. То он всезнающ и всемогущ. И только Он меня спасет! Атеист не верит в реальность такого Бога, т.е. вне меня Бога нет, но тем самым атеист не осознавая того, говорит сам себе, что Бог есть Я и он поступает как Бог, т.е. свергает ненавистную власть, которая якобы от Бога, но поступает с людьми как Антихрист в лице Дьявола или Сатаны и не боится после смерти за это оказаться в Аду! То атеист прокладывает дорогу для потомков или себе Рай на земле, будучи современником Бога в лице Философа. Власть оказывается сначала есть добро, но затем становится злом, то такую власть надо свергать, т.к. сам Бог этого хочет, а власть Ельцина Антихриста после свержения советской власти есть с самого начала абсолютное зло, т.к. русский народ созрел для коммунизма, а его обманом превратили в рабов, то власть сына Антихриста В.В. Путина стремится увековечить рабство народа! Наркоман приняв дозу, то впадает в эйфорию, т.е. искусственное состояние блаженства. Но, то, же самое происходит с верующим. Мир во зле, а верующий вне мира живет в состоянии эйфории! Безусловно, религия спасала человека жить в условиях, когда жить было просто невозможно, т.к. мир погряз по уши во зле! Но вот мир миновал античность и средневековье и на историческую арену вышел пролетариат, то от его борьбы зависит его судьба, то русский пролетариат и русское крестьянство в начале ХХ века стали Богом, то они творили судьбу свою на благо себя и потомков, то мы сегодня стоим на пороге Царства Божьего на земле и нам рабам с помощью Божьей надо стать Богами и взять судьбу в свои руки! И тогда все проблемы истории человека будут успешно разрешены. – Ф. 8-06-25 11.3.16)
24-й вопрос: Чем отличаются коммунисты от социалистов?
Ответ: Так называемые социалисты делятся на три категории. Первая категория состоит из сторонников феодального и патриархального общества, которое уничтожалось и уничтожается с каждым днем крупной промышленностью, мировой торговлей и созданным ими буржуазным обществом. Эта категория из бедствий современного общества делает вывод о том, что следует восстановить феодальное и патриархальное общество, так как оно было свободно от этих бедствий. Все ее предложения, прямыми или обходными путями, направлены к этой цели. Коммунисты всегда будут решительно бороться с этой категорией реакционных социалистов, несмотря на ее мнимое сочувствие нищете пролетариата и на проливаемые по этому поводу горючие слезы. Ибо эти социалисты:
1) стремятся к чему-то совершенно невозможному;
2) пытаются восстановить господство аристократии, цеховых мастеров и владельцев мануфактур, с их свитой абсолютных или феодальных монархов, чиновников, солдат и попов; они хотят восстановить общество, которое, правда, было бы свободно от пороков современного общества, но зато принесло бы с собой, по меньшей мере, столько же других бедствий, а к тому же не открывало бы никаких перспектив к освобождению угнетенных рабочих посредством коммунистической организации;
3) свои подлинные намерения они всегда обнаруживают, когда пролетариат становится революционным и коммунистическим. В этих случаях они немедленно объединяются с буржуазией против пролетариев.
Вторая категория состоит из сторонников нынешнего общества, которых неизбежно порождаемые этим обществом бедствия заставляют опасаться за его существование. Они стремятся, следовательно, сохранить нынешнее общество, но устранить связанные с ним бедствия. Для этого одни предлагают меры простой благотворительности, другие — грандиозные планы реформ, которые, под предлогом реорганизации общества, имеют целью сохранить устои нынешнего общества и тем самым само нынешнее общество. Против этих буржуазных социалистов коммунисты тоже должны будут вести неустанную борьбу, потому что их деятельность идет на пользу врагам коммунистов и они защищают тот общественный строй, который коммунисты хотят разрушить.
Наконец, третья категория состоит из демократических социалистов. Идя по пути с коммунистами, они хотят осуществления части мероприятий, указанных в ... вопросе* (* В рукописи пробел; имеется в виду 18-й вопрос. Ред.), но не в качестве переходных мер, ведущих к коммунизму, а в качество мероприятий, достаточных для уничтожения нищеты и устранения бедствий нынешнего общества.