Файл: Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполевакаи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 179
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
вариантом будет предотвращение их появления, что бы не нарушался цикл производства, ведь проблема в одной системе может быть взаимосвязана с разными точками в цепи, то есть событие, которое произошло в одной точке, может отразиться на действии в другой, и на систему в целом. Поэтому, нужно всегда понимать, что проблемы не должны оставаться не решенными, а нужно рассматривать проблему как вопрос, что нужно сейчас изменить, что бы все заработало.
Попробуем разобрать проблему в системе взаимосвязанных действий одной цепи. В качестве примера возьмем цех А, в котором возникла какая-то проблема, также есть цех Б, в ходе работы, которой поступает информация (продукт, деталь, товар) из цеха А. Сама эта цепочка от точки А до Б общая система, которая может функционировать хорошо только в том случае, если все участники цепи выполняют свою работу в полном объеме, используя минимальное количество затрат, делают ее точно в срок и качественно. Если в ходе работы на цехе А возникает проблема, которая потребует определенного времени для ее решения, то аналогично может остановиться процесс на цехе Б, который идет следующей в цепи. Это в лучшем случае из возникающих проблем, но если представить, что готовый продукт получается, в конечном счете с дефектом, который может привести к тем или иным событиям, то может пострадать репутация организации, а хуже здоровье и жизнь людей, нужно понимать всю ответственность своих действий и выполнять их грамотно.
Поэтому необходимо оперативно реагировать на возникающие проблемы и уметь грамотно подходить к их решению, а в частности правильно сформулировать проблему, так как правильно формулирование проблемы - половина ее решения.
1.3 Классификация проблем по степени воздействия
Перед руководителем могут возникнуть проблемы четырех пилон:
1. Общие проблемы , характерные для всей организации или отрасли
2. Общие проблемы, характерные для отдельной организации, но не известные отрасли в целом.
3. Действительно уникальные проблемы.
4. Проблемы, которые кажутся уникальными, но на самом деле являются первым признаком новой общей проблемы.
Для всех проблем, за исключением действительно уникальных, нужны общие решения. Ответом на общие проблемы могут послужить стандартные правила и методы. Как только будет сформулирован правильный принцип, с одной и той же общей проблемой в любых ее проявлениях можно будет справиться с помощью этого стандартного метода. Все, что останется сделать руководителю,-это приспособить принцип к конкретной ситуации.
Однако, для уникальных проблем требуется уникальные решения, и к их принятию нужно подходить индивидуально. Руководитель не может разработать правила для непредсказуемых, исключительных проблем.
Действительно уникальные проблемы случаются крайне редко. Практически любую проблему, с которой сталкивается организация, кто-то когда-то уже решал. Значит, человек, принимающий решение, должен внимательно изучить проблему и определить, к какому классу она относится – действительно уникальных или общих. Устранить большинство проблем можно с помощью стандартного правила или принципа.
Единственный способ убедиться в том, что проблема была определена правильно, оценить ее в сравнении с наблюдаемыми фактами. Если определение проблемы не объясняет и не охватывает все наблюдаемые факты, оно не может считаться совершенным, поэтому, скорее всего, остается ошибочным.
Но когда проблема определена правильно, то принять решение по ней оказывается довольно просто. Более того, люди, умеющие принимать эффективные решения, очень редко используют слишком сложные модели решений. Если проблема четко сформулирована, нужно выяснить, какое решение для нее будет правильным.
Как люди, умеющие принимать эффективные решения, определяют правильную проблему? Они задают следующие вопросы:
− О чем вообще речь?
− Что характерно для данной ситуации?
− Что главное в этой ситуации?
Подобные вопросы далеко не новые, но играют важнейшую роль при определении проблемы. Что бы убедиться, что вы решаете правильную проблему, ситуацию нужно рассмотреть со всех возможных точек зрения.
Проблемы можно разделить на ограниченные и неограниченные, приведены в таблице 3.1
Таблица 3.1
Ограниченные и неограниченные проблемы
Ограниченными называются проблемы, суть которых ясна, как ясно и то, к чему следует стремиться. Важно, что в решение проблемы вовлечено небольшое количество людей, и последствия решения проблемы просчитываются однозначно. Как правило, такие проблемы возникают в технических системах.
Неограниченные проблемы, как правило, связаны с людьми. Именно в этом случае, трудно определить приоритеты, предсказать последствия, понять, как должна быть решена проблема, а количество вовлеченных не поддается реальному подсчету: одно сцепляется за другое. Тогда на смену простому решению проблем или системной технологии вмешательств исчерпавшей свой возможности, выдвигаются технологии организационного развития ( Таблица 3.1), процесса, имеющего начало, но не имеющего конца.
Для решения проблемы необходимо в первую очередь точно сформулировать вопрос. Вопрос может уже содержать ответ, например, « У нас вышел из строя станок, нужно ли производить замену данного оборудования, либо можно обойтись ремонтом?» И когда проблема определена правильно, то принять решение по ней оказывается довольно просто. Более того, люди, умеющие принимать эффективные решения, очень редко используют слишком сложные модели решений.
2. Анализ основных причин образования проблем и методы их решения
2.1Анализ проблемы. Описание причины ее возникновения
Особенности конкретной аналитической деятельности предопределяют специфику методов ее осуществления. Под методом анализа понимается диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. Характерными особенностями метода анализа являются: использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность, изучение причин изменения этих показателей, выявление и измерение взаимосвязи между ними в целях повышения социально-экономической эффективности.
Под методикой в широком смысле обычно понимается совокупность способов и правил целесообразного выполнения какой-либо работы. В анализе хозяйственной деятельности методика представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования деятельности муниципального образования, определенным образом подчиненных достижению цели анализа.
Различают общую и частные методики. Общую методику понимают, как систему исследования, которая одинаково используется при изучении различных объектов анализа во всех отраслях экономики. Частные методики конкретизируют
общую в зависимости от отрасли экономики, типа производства или объекта исследования.
Любая методика анализа содержит такие моменты, как:
− цели и задачи анализа ;
− объекты анализа;
− системы показателей, с помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа
− описание способов исследования изучаемых объектов;
− источники данных для анализа;
− указания по организации анализа;
− указания по оформлению результатов анализа;
− потребители результатов анализа.
Чтобы разобрать общую методику анализа проблем необходимо не анализировать какую-то проблему в частности, а рассмотреть ее как целую систему исследования.
Основными причинами образования проблем являются:
1. Факторы, которые образовались без нашего воздействия
2. Наша невнимательность, некомпетентность в тех или иных ситуациях
3. Умышленное создание проблемы, для нацеленного негативного воздействия
4. Сопутствующие факторы образования проблемы
5. Психологические факторы образования проблемы
Изучить причины, вызывающие проблему, можно при помощи обследования, которое заключается в постановке вопросов по рассматриваемой проблеме:
1. Почему?
2. Что?
3.Когда?
4.Где?
5.Кто?
Суть данного метода заключается в том, что по очереди задаются вопросы о том, когда проблема возникает и когда не возникает – это позволяет всесторонне рассмотреть существо вопроса.
В пример можно привести правильную и неправильную формулировку вопроса. Так как, именно правильная формулировка вопроса и есть залог успеха решения и анализа проблем.
Ситуация:
На заводе в цехе А произошла поломка станка в связи со стихийными бедствиями. Задача правильно составить формулировку вопроса по установлению причины проблемы и найти основной фактор ее образования. Для этого попробуем ответить на 5 вопросов, приведенных выше. Пример будет приведен в таблице 3.2.
Таблица 3.2
Примеры правильных и неправильных формулировок вопроса
Правильно составив формулировку вопросов, значительно проще в ходе дальнейшей работы составить цели и задачи по решению проблемы. В большинстве случаев правильно сформулированный вопрос уже содержит ответ, ибо дает правильное направление действий.
Так же бывает довольно сложно обозначить саму проблему, так как во многих случаях вместо самой проблемы указывают причину проблемы.
Разберем примеры «Правильных» и «Неправильных» формулировок проблем в таблице 3.3
Таблица 3.3
Примеры «Правильных» и «неправильных» формулировок проблем
Все формулировки так или иначе сводятся к фразам со смыслом: скорость, затраты, качество.
2.2 Оценка проблемы. Цели и задачи по ее решению.
Основой предлагаемой методики является известный метод анализа проблем «А3», который добрался до нас из Японии, известного по всему миру автоконцерна « Тойота». При внедрении метода решения проблем, предложений, планов и анализа состояния , «Тойота» взяла за основу бумагу именно этого формата. Изначально А3- это пустой шаблон в котором указывается вся информация о той или иной проблеме. В дальнейшем в каждой организации вводятся разные критерии составления этого шаблона, с разными вопросами.
Алгоритм выполнения методики «А3»
Этап 1.
1. Описание текущей ситуации ( важным фактором описания текущей ситуации является формулировка вопроса по установлению причины проблемы)
2. Составление рабочей группы
Попробуем разобрать проблему в системе взаимосвязанных действий одной цепи. В качестве примера возьмем цех А, в котором возникла какая-то проблема, также есть цех Б, в ходе работы, которой поступает информация (продукт, деталь, товар) из цеха А. Сама эта цепочка от точки А до Б общая система, которая может функционировать хорошо только в том случае, если все участники цепи выполняют свою работу в полном объеме, используя минимальное количество затрат, делают ее точно в срок и качественно. Если в ходе работы на цехе А возникает проблема, которая потребует определенного времени для ее решения, то аналогично может остановиться процесс на цехе Б, который идет следующей в цепи. Это в лучшем случае из возникающих проблем, но если представить, что готовый продукт получается, в конечном счете с дефектом, который может привести к тем или иным событиям, то может пострадать репутация организации, а хуже здоровье и жизнь людей, нужно понимать всю ответственность своих действий и выполнять их грамотно.
Поэтому необходимо оперативно реагировать на возникающие проблемы и уметь грамотно подходить к их решению, а в частности правильно сформулировать проблему, так как правильно формулирование проблемы - половина ее решения.
1.3 Классификация проблем по степени воздействия
Перед руководителем могут возникнуть проблемы четырех пилон:
1. Общие проблемы , характерные для всей организации или отрасли
2. Общие проблемы, характерные для отдельной организации, но не известные отрасли в целом.
3. Действительно уникальные проблемы.
4. Проблемы, которые кажутся уникальными, но на самом деле являются первым признаком новой общей проблемы.
Для всех проблем, за исключением действительно уникальных, нужны общие решения. Ответом на общие проблемы могут послужить стандартные правила и методы. Как только будет сформулирован правильный принцип, с одной и той же общей проблемой в любых ее проявлениях можно будет справиться с помощью этого стандартного метода. Все, что останется сделать руководителю,-это приспособить принцип к конкретной ситуации.
Однако, для уникальных проблем требуется уникальные решения, и к их принятию нужно подходить индивидуально. Руководитель не может разработать правила для непредсказуемых, исключительных проблем.
Действительно уникальные проблемы случаются крайне редко. Практически любую проблему, с которой сталкивается организация, кто-то когда-то уже решал. Значит, человек, принимающий решение, должен внимательно изучить проблему и определить, к какому классу она относится – действительно уникальных или общих. Устранить большинство проблем можно с помощью стандартного правила или принципа.
Единственный способ убедиться в том, что проблема была определена правильно, оценить ее в сравнении с наблюдаемыми фактами. Если определение проблемы не объясняет и не охватывает все наблюдаемые факты, оно не может считаться совершенным, поэтому, скорее всего, остается ошибочным.
Но когда проблема определена правильно, то принять решение по ней оказывается довольно просто. Более того, люди, умеющие принимать эффективные решения, очень редко используют слишком сложные модели решений. Если проблема четко сформулирована, нужно выяснить, какое решение для нее будет правильным.
Как люди, умеющие принимать эффективные решения, определяют правильную проблему? Они задают следующие вопросы:
− О чем вообще речь?
− Что характерно для данной ситуации?
− Что главное в этой ситуации?
Подобные вопросы далеко не новые, но играют важнейшую роль при определении проблемы. Что бы убедиться, что вы решаете правильную проблему, ситуацию нужно рассмотреть со всех возможных точек зрения.
Проблемы можно разделить на ограниченные и неограниченные, приведены в таблице 3.1
Таблица 3.1
Ограниченные и неограниченные проблемы
Ограниченные проблемы | Неограниченные проблемы |
Известно, в чем заключается сущность проблемы | Неизвестно, что в принципе необходимо знать в подобной ситуации |
Известно, что нужно знать в подобной ситуации | Количество вовлеченных людей велико |
Ограниченное количество вовлеченных людей | Ситуация не поддается извлечению из общего контекста |
Ситуация может рассматриваться как автономная | Приоритеты сомнительны |
Ясные приоритеты | Длительный, неопределенный временной масштаб |
Ограниченный временной масштаб | Нет представления, каким должно быть решение |
Известно, каким должно быть решение | Неопределённые, но серьезные последствия решения |
Последствия решения ограничены | |
Ограниченными называются проблемы, суть которых ясна, как ясно и то, к чему следует стремиться. Важно, что в решение проблемы вовлечено небольшое количество людей, и последствия решения проблемы просчитываются однозначно. Как правило, такие проблемы возникают в технических системах.
Неограниченные проблемы, как правило, связаны с людьми. Именно в этом случае, трудно определить приоритеты, предсказать последствия, понять, как должна быть решена проблема, а количество вовлеченных не поддается реальному подсчету: одно сцепляется за другое. Тогда на смену простому решению проблем или системной технологии вмешательств исчерпавшей свой возможности, выдвигаются технологии организационного развития ( Таблица 3.1), процесса, имеющего начало, но не имеющего конца.
Для решения проблемы необходимо в первую очередь точно сформулировать вопрос. Вопрос может уже содержать ответ, например, « У нас вышел из строя станок, нужно ли производить замену данного оборудования, либо можно обойтись ремонтом?» И когда проблема определена правильно, то принять решение по ней оказывается довольно просто. Более того, люди, умеющие принимать эффективные решения, очень редко используют слишком сложные модели решений.
2. Анализ основных причин образования проблем и методы их решения
2.1Анализ проблемы. Описание причины ее возникновения
Особенности конкретной аналитической деятельности предопределяют специфику методов ее осуществления. Под методом анализа понимается диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. Характерными особенностями метода анализа являются: использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность, изучение причин изменения этих показателей, выявление и измерение взаимосвязи между ними в целях повышения социально-экономической эффективности.
Под методикой в широком смысле обычно понимается совокупность способов и правил целесообразного выполнения какой-либо работы. В анализе хозяйственной деятельности методика представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования деятельности муниципального образования, определенным образом подчиненных достижению цели анализа.
Различают общую и частные методики. Общую методику понимают, как систему исследования, которая одинаково используется при изучении различных объектов анализа во всех отраслях экономики. Частные методики конкретизируют
общую в зависимости от отрасли экономики, типа производства или объекта исследования.
Любая методика анализа содержит такие моменты, как:
− цели и задачи анализа ;
− объекты анализа;
− системы показателей, с помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа
− описание способов исследования изучаемых объектов;
− источники данных для анализа;
− указания по организации анализа;
− указания по оформлению результатов анализа;
− потребители результатов анализа.
Чтобы разобрать общую методику анализа проблем необходимо не анализировать какую-то проблему в частности, а рассмотреть ее как целую систему исследования.
Основными причинами образования проблем являются:
1. Факторы, которые образовались без нашего воздействия
2. Наша невнимательность, некомпетентность в тех или иных ситуациях
3. Умышленное создание проблемы, для нацеленного негативного воздействия
4. Сопутствующие факторы образования проблемы
5. Психологические факторы образования проблемы
Изучить причины, вызывающие проблему, можно при помощи обследования, которое заключается в постановке вопросов по рассматриваемой проблеме:
1. Почему?
2. Что?
3.Когда?
4.Где?
5.Кто?
Суть данного метода заключается в том, что по очереди задаются вопросы о том, когда проблема возникает и когда не возникает – это позволяет всесторонне рассмотреть существо вопроса.
В пример можно привести правильную и неправильную формулировку вопроса. Так как, именно правильная формулировка вопроса и есть залог успеха решения и анализа проблем.
Ситуация:
На заводе в цехе А произошла поломка станка в связи со стихийными бедствиями. Задача правильно составить формулировку вопроса по установлению причины проблемы и найти основной фактор ее образования. Для этого попробуем ответить на 5 вопросов, приведенных выше. Пример будет приведен в таблице 3.2.
Таблица 3.2
Примеры правильных и неправильных формулировок вопроса
Неправильная формулировка вопроса | Правильная формулировка |
1. Почему эта проблема произошла в цехе А, а не Б? 2. Что произошло во время стихийного бедствия? 3. Когда должны были производить реконструкцию цеха? 4.Где произошла авария? 5.Кто виноват в проблеме? | 1. Почему техническое состояние цеха А находилось в аварийном? 2. Что произошло с обшивкой крыши в цехе А во время стихийного бедствия, благодаря чему образовалась проблема порчи оборудования? 3. Когда по плановым мероприятиям, установленным заводом, происходит модернизация и реконструкция цеха? 4.Где в цехе А согласно схеме постройки произошла авария? 5. Кто является ответственным на заводе по содержанию цехов в должном состоянии и их ремонте? |
Правильно составив формулировку вопросов, значительно проще в ходе дальнейшей работы составить цели и задачи по решению проблемы. В большинстве случаев правильно сформулированный вопрос уже содержит ответ, ибо дает правильное направление действий.
Так же бывает довольно сложно обозначить саму проблему, так как во многих случаях вместо самой проблемы указывают причину проблемы.
Разберем примеры «Правильных» и «Неправильных» формулировок проблем в таблице 3.3
Таблица 3.3
Примеры «Правильных» и «неправильных» формулировок проблем
Неправильная формулировка | Правильная формулировка |
1. Вышел из строя мостовой кран в цехе №2 2. Работник Смирнов А.А медленно выполняет работу в цехе №3 3. Брак в одном из четырех выпускаемых продукций в цехе №4 | 1. Срыв процесса производства деталей в цехе №2 2. Срыв сроков выполнения плана работ в цехе №3 3. Срыв качества выпускаемой продукции в цехе №4 |
Все формулировки так или иначе сводятся к фразам со смыслом: скорость, затраты, качество.
2.2 Оценка проблемы. Цели и задачи по ее решению.
Основой предлагаемой методики является известный метод анализа проблем «А3», который добрался до нас из Японии, известного по всему миру автоконцерна « Тойота». При внедрении метода решения проблем, предложений, планов и анализа состояния , «Тойота» взяла за основу бумагу именно этого формата. Изначально А3- это пустой шаблон в котором указывается вся информация о той или иной проблеме. В дальнейшем в каждой организации вводятся разные критерии составления этого шаблона, с разными вопросами.
Алгоритм выполнения методики «А3»
Этап 1.
1. Описание текущей ситуации ( важным фактором описания текущей ситуации является формулировка вопроса по установлению причины проблемы)
2. Составление рабочей группы