Файл: Сравнительное административное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 761

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Профсоюзы – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Процессуальные нормы административного права – установленные или санкционированные государством общие правила поведения., регулирующие общественные отношения, возникающие при разрешении индивидуально-конкретных дел в сфере управления.

Рассмотрение дела об административном правонарушении – основная стадия административного производства, в рамках которой проявляются черты юрисдикционной, административно-процессуальной деятельности, заключающейся в открытом, гласном, полном, объективном, всестороннем и непрерывном разбирательстве судом административного дела по существу.

Реализация норм административного права – это процесс практического претворения в жизнь выраженной в нормах государственной воли субъектами административного права.

Религиозная организация – религиозные общины, монастыри, религиозные братства, миссионерские общества (миссии), духовные учебные заведения, а также религиозные объединения с их управлениями и центрами (ст. 9 Закона Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях»).

Санкция – элемент административно-правовой нормы, содержит указание на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю.

Система административных взысканий – упорядоченная совокупность мер административной ответственности, составляющая единую взаимосвязанную общность.

Система органов государственного управления (исполнительной власти) – представляет собой основанную на разделении труда совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих звеньев аппарата управления, каждое из которых обладает относительной самостоятельностью и выполняет строго определенные функции.

Служащие государственного аппарата
– граждане Республики Беларусь, которые занимают в предусмотренном законодательством порядке должности в аппарате Верховного Совета Республики Беларусь, Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Конституционного Суда Республики Беларусь, Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, министерств, государственных комитетов и других центральных органов управления, органов местного управления; в судах, прокуратуре, государственных нотариальных конторах, органах государственного контроля, Национальном банке Республики Беларусь, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях, таможенных органах; в других государственных учреждениях, образуемых Верховным Советом Республики Беларусь и его органами, Президентом Республики Беларусь; наделены соответствующими полномочиями; получают за свой труд установленную государством заработную плату. К служащим государственного аппарата не относятся лица, осуществляющие техническое обслуживание и обеспечивающие функционирование государственного аппарата. Перечень таких лиц устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Смягчающие обстоятельства – обстоятельства, которые смягчают ответственность лица за совершенное правонарушение и влекут применение более мягких административных санкций, предусмотренных законом. К отягчающим обстоятельствам относятся: 1) чистосердечное признание; 2) предотвращение виновным вредоносных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба и устранение причиненного вреда; 3) совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо стечение тяжелых личных или семейных обстоятельств; 4) совершение правонарушения несовершеннолетним; 5) совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до 1 г. и т. д.

Совет Министров Республики Беларусь – Правительство Республики Беларусь является коллегиальным органом государственного управления, который осуществляет исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и иными органами исполнительной власти.

Состав административного правонарушения – совокупность признаков, характеризующих деяние как административное правонарушение. Включает в себя объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.



Социальные права человека – совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях определенных материальных благ. Как правило, к социальным правам человека относятся право на социальное обеспечение, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище, особые права детей и права инвалидов.

Структура органа управления – совокупность его подразделений, схема распределения между ними функций и полномочий, возложенных на орган, и система взаимоотношений этих подразделений.

Субъект (при квалификации правонарушений) – лицо, совершившее правонарушение. Подразделяются на общий (лицо, достигшее 16-летнего возраста, вменяемое) и специальный (лицо, занимающее особое служебное положение, имеющее особые условия труда, прошлое противоправное поведение и т. д.).

Субъективная сторона – психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Включает в себя вину нарушителя, мотивы, цели.

Субъекты административного права – участники управленческих отношений, которых административно-правовые нормы наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения. К ним относятся граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, органы государственного управления, их структурные подразделения, предприятия, учреждения и иные государственные организации, общественные (негосударственные) объединения, служащие государственных органов и организаций, служащие общественных (негосударственных объединений).

Суд – орган государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и некоторых иных категорий дел в установленном законом данного государства процессуальном порядке. Суды делятся на обычные и чрезвычайные, создание последних прямо запрещается почти всеми современными конституциями. Обычные суды подразделяются на суды общей компетенции и специализированные: военные, арбитражные (торговые, хозяйственные), таможенные, налоговые (финансовые), по трудовым спорам и т. д. Особыми разновидностями судов являются конституционные и административные суды.


Судебная власть – самостоятельная и независимая публичная власть, которая представляет совокупность полномочий по осуществлению правосудия, иными словами полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел в порядке, установленном процессуальным законом.

Управление – деятельность по руководству целостной системой, основными элементами являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).

Учреждение – организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ст. 120 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Форма управления – внешне выраженное действие исполнительного органа (должностного лица), осуществленные в рамках его компетенции и вызывающие определенные последствия.

Формы государственного управления – организация высшей власти в государстве. Высшую власть в стране представляют: глава государства, законодательная власть, правительство. Формы государственного правления: монархическая (абсолютная, имперская, единодержавная), конституционная монархия, республика (парламентская и президентская).

Формы государственного устройства – структура государства, соотношение государства как целого и частей государства, структура государственности. Основные формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация. Кроме того, сложные государства могут быть в виде союза государств и государственного союза.

Формы правления – форма реализации управленческой функции органами государственной власти.

Чрезвычайное положение – вводится в условиях, когда обстоятельства, служащие основанием для введения чрезвычайного положения представляют собой реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности граждан или конституционному строю республики, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер.

Штат – перечень структурных подразделений органа управления, наименование и количество должностей административно-управленческого персонала и размеры должностных окладов.


Штраф – один из видов административного взыскания имущественного характера. Является самым распространенным видом взыскания, уплачивается в доход государства.

Юридический факт – конкретные социальные обстоятельства (события, действия), вызывающие в соответствии с нормами права наступление определенных правовых последствий – возникновение, изменение или прекращение правовых отношений.

Оглавление


1 Прокопьев В. П. История германской государственности ХIХ–ХХ вв. – Калининград, 1985.

2 Михайлов П. И. Проблемы германской революции 1848 г. – М., 1985.