ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 764
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 17. Административно-процессуальная деятельность
Тема 1. Управление, государственное управление, исполнительная власть
правовая, экономическая и социальная защищенность служащих государственного аппарата;
11.2. Меры административного принуждения и их правовая характеристика
19.5. Исполнение постановлений о наложении административных взысканий
Тема 20. Сущность и способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
Тема 21. Контроль в государственном управлении.
правовая, экономическая и социальная защищенность служащих государственного аппарата;
ответственность за использование служебного положения в противоправных целях.
Государственная служба призвана обеспечивать выполнение следующих задач:
-
проведение в жизнь государственной политики;
-
подготовка, принятие, исполнение и контроль в пределах своей компетенции решений государственных органов;
-
эффективная деятельность государственных органов;
-
реализация прав и законных интересов граждан, юридических лиц, объединений.
7.3. Понятие «государственный служащий» и виды государственных служащих
К государственным служащим относятся граждане, работающие в государственных организациях, занимающие в них должность в установленном законодательством порядке, наделенные соответствующими должностными полномочиями, действующие от имени и по поручению государства в целях практического осуществления его задач и функций, с определенной оплатой труда.
Комплекс обязанностей, соответствующих им прав и пределы личной ответственности государственного служащего, которые устанавливаются по занимаемой должности, определяет содержание государственно-служебных отношений, складывающихся, во-первых, между ним и государством (в лице соответствующего органа) в связи с замещением должности и, во-вторых, между ним и другими субъектами государственно-служебных отношений в процессе осуществления служебной деятельности.
В основе отграничения государственных служащих от других участников трудового процесса (рабочих, колхозников) лежат два критерия:
а) отношение к созданию материальных ценностей;
б) правовые последствия трудовой деятельности людей.
Рабочие и колхозники заняты в сфере материального производства. Труд их создает материальные блага. Государственные служащие непосредственно материальных ценностей не создают, они осуществляют функции по руководству, управлению, контролю, надзору, учету и т. д. Они либо создают духовные ценности, либо реализуют функции государственных органов.
Государственный служащий осуществляет предоставленные ему права и возложенные на него обязанности в определенных пределах, установленных на должностное лицо. Действия государственных служащих могут порождать и порождают юридические последствия либо создают условия, необходимые для возникновения этих последствий.
Правовое положение государственного служащего всецело определяется природой государства, принципами и условиями жизни общества. Поэтому следует различать понятия: государственный служащий в широком смысле; государственный служащий в узком смысле.
В широком смысле государственным служащим является лицо, занимающее в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственной организации (в органе государственной власти, на предприятии, в учреждении, иной организации).
В узком смысле под государственным служащим понимается гражданин, занимающий в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственном аппарате.
Так, согласно ст. 8 Закона Республики Беларусь «Об основах службы в государственном аппарате», к служащим государственного аппарата относятся граждане Республики Беларусь, которые занимают в предусмотренном законодательством порядке должность в аппарате Национального собрания Республики Беларусь, в Совете Министров, министерствах, государственных комитетах и ведомствах, местных органах государственной власти и управления, в судах, прокуратуре, органах государственного контроля, национального банка, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях, таможенных органах; наделены соответствующими полномочиями; получают за свой труд установленную государством заработную плату.
В связи с введением в республике института президентства к этой категории служащих следует отнести и служащих Аппарата Президента Республики Беларусь.
В зависимости от особенностей в правовом статусе государственные служащие могут быть подразделены на служащих государственных органов и служащих государственных предприятий, учреждений и организаций.
Государственные служащие государственных органов сосредоточены на осуществлении задач и функций государства по руководству обществом. Их участие в этом процессе различно, но цель – одна.
Деятельность служащих государственных предприятий, учреждений и организаций связана с организацией процессов соответственно производства, социально-культурной и иной деятельности, т. е. с выполнением основных задач, обусловленных целями и предметами деятельности предприятий, учреждений и организаций.
В зависимости от характера полномочия государственных служащих можно подразделить на:
-
должностных лиц; -
оперативный состав; -
вспомогательный персонал.
Должностными лицами называются государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (например, издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия). К ним относятся также служащие, которые не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников и уполномочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования (например, руководители многих структурных подразделений органов, начальники управлений. отделов в системе органов управления МВД Республики Беларусь). Должностные лица совершают юридические действия властного характера, связанные с управлением людьми, но наделяются для этого разными по объему и характеру полномочиями. Наиболее широкими властными полномочиями обладают руководители государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Руководители принимают решения по различным вопросам, являются распорядителями кредитов, принимают на работу, применяют к подчиненным меры поощрения и дисциплинарной ответственности. Среди должностных лиц особый статус занимают представители административной власти – должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к лицам, не находящимся в их подчинении (санитарные врачи, работники милиции, работники налоговой инспекции и др.).
Оперативный состав (функциональные работники) – это государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов (например, экономисты, юрисконсульты и др.). Они, как правило, занимаются работой, связанной с подготовкой решений, проработкой вопросов, требующих специальных познаний, опыта.
Отдельные служащие этой категории уполномочены на основе специальных знаний совершать действия, влекущие юридические последствия (например, врачи, поскольку они имеют право выдавать листки нетрудоспособности, в установленных законодательством случаях рецепты на бесплатное получение лекарств).
Вспомогательный состав – государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия, влияющие на содержание решений данного органа. Эта категория служащих совершает материально-технические действия, которые создают условия для нормальной работы органа управления, предприятия, учреждения, организации (например, делопроизводители, библиотекари, секретари-машинистки, лаборганты и др.
Рассматриваемая классификация не является единственной. В юридической литературе государственные служащие, например, подразделяются на гражданских и милитаризованных. Последние в основном осуществляют действия, направленные на защиту жизни и здоровья людей, охрану ценностей нашего общества даже при условии риска для жизни и здоровья, причем во многих случаях с оружием в руках (работники милиции, военнослужащие Министерства обороны, пограничных войск, военизированная охрана – Министерства связи и коммуникаций и др.).
Правовой статус милитаризованных служащих существенно отличается от гражданских – особый порядок поступления на службу и ее прохождение, возраст – с 18 лет, состояние здоровья, моральные качества, особая военная дисциплина и др.
Иногда служащих делят по областям управленческой деятельности (например, служащие народного хозяйства, государственные служащие социально-культурной сферы, в административно-политической деятельности и др.).
Государственный служащий обладает полным объемом конституционных прав личности и гражданина. Ограничения служащего в правах могут устанавливаться только Законом Республики Беларусь «О государственной службе» в связи с обеспечением надлежащего выполнения им своих служебных полномочий. Правовое положение государственных служащих характеризуется наличием прав, обязанностей, поощрений, гарантий и ответственности.
Их должностные (служебные) права и обязанности определяются конкретной должностью, которую они занимают.
Права и обязанности государственного служащего определяются в пределах компетенции органов, в которых они состоят на службе; осуществление прав и обязанностей гарантируется законодательством; законные предписания и требования государственных служащих подлежат исполнению всеми, кому они адресованы.
По законодательству Республики Беларусь служащие государственного аппарата имеют право:
-
требовать письменного оформления содержания и объема должностных полномочий и создания надлежащих условий для их исполнения;
-
запрашивать и получать в установленном порядке от государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций информацию, необходимую для исполнения служебных обязанностей;
-
претендовать на повышение в должности или увеличение размера заработной платы с учетом квалификации и отношения к исполнению служебных обязанностей;
-
защищать свои права и законные интересы в соответствующих государственных органах или суде;
-
объединяться в профессиональные союзы;
-
на отставку в установленном законодательством порядке.
На государственного служащего возлагаются следующие обязанности:
-
выполнять функциональные обязанности в пределах полномочий, предоставленных им актами законодательства Республики Беларусь;
-
выполнять действующие законы и иные подзаконные акты;
-
выполнять приказы и распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции;
-
хранить государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну, в том числе и после прекращения службы в государственном аппарате;
-
сохранять в тайне получаемые при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них предоставления такой информации, за исключением случаев, предусмотренных законом;
-
поддерживать квалификацию, достаточную для эффективного исполнения служебных обязанностей;
-
соблюдать нормы служебной этики и др.
В правовой статус государственного служащего органически входят нормы, устанавливающие определенные ограничения для служащего в связи со службой в государственном аппарате, вызванные интересами службы.
Так, служащие государственного аппарата не имеют права:
-
участвовать в забастовках; -
выполнять имеющие отношение к службе в государственном аппарате указания и поручения политических партий, общественных объединений и субъектов хозяйствования; -
заниматься предпринимательской деятельностью лично или через посредников; -
выполнять иную оплачиваемую работу на условиях штатного совместительства и др.