Файл: Сравнительное административное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 767

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

19.5. Исполнение постановлений о наложении административных взысканий


Исполнение постановлений о наложении административных взысканий – это завершающая стадия производства об административных правонарушениях.

Постановление является обязательным для исполнения всем, кому оно адресовано, в частности, государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами; подлежит исполнению с момента его вынесения, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.

При обжаловании или опротестовании о наложении административного взыскания постановление подлежит исполнению после оставления жалобы или протеста без удовлетворения, за исключением постановлений о применении меры взыскания в виде предупреждения, а также в случаях наложения штрафа, взимаемого на месте совершения административного правонарушения.

Постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа подлежит принудительному исполнению в случае его неуплаты в течение 15 дней со дня вручения лицу постановления о наложении штрафа; в случае обжалования или опротестования постановления – не позднее 15 дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения.

Постановление о наложении административного взыскания обращается к исполнению органом (должностным лицом), вынесшим постановление; приводятся в исполнение уполномоченными на то органами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Постановление об административном аресте приводится в исполнение органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

В случае вынесения нескольких постановлений о наложении административных взысканий в отношении одного лица каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно.

При наличии обстоятельств, вследствие которых немедленное исполнение постановления о наложении административного взыскания в виде административного ареста, исправительных работ или штрафа (за исключением взыскания штрафа на месте совершения административного правонарушения) невозможно, орган (должностное лицо), вынесший постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.


Орган (должностное лицо), вынесший постановление о наложении административного взыскания, прекращает исполнение постановления в случаях:

  • издания акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания;

  • отмены акта, устанавливающего административную ответственность;

  • смерти лица, в отношении которого вынесено постановление.

Не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения. В случае приостановления исполнения постановления о наложении административного взыскания в связи с подачей жалобы или принесения протеста срок приостанавливается до рассмотрения жалобы или протеста; при отсрочке – до истечения срока отсрочки.

Законодательством Республики Беларусь могут быть установлены иные, более длительные сроки для исполнения постановлений по делам об отдельных видах административных правонарушений.

Вопросы, связанные с исполнением постановления о наложении административного взыскания, разрешаются органом (должностным лицом), вынесшим постановление. На него же возлагается контроль за правильным и своевременным исполнением постановления.

Раздел 7 Административное право и законность в управлении

Тема 20. Сущность и способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.


Обеспечение законности и дисциплины в управлении предполагает деятельность соответствующих государственных формирований, направленную на:

  • своевременное и оперативное выявление, пресечение и устранение нарушений;

  • установление причин и условий, им способствующих;

  • привлечение к соответствующей ответственности виновных в нарушении законности и дисциплины;

  • разработку и принятие мер, направленных на устранение причин и условий нарушений законности и дисциплины;

  • создание обстановки неотвратимости ответственности в случае их нарушения.


Обеспечение законности и дисциплины достигается с помощью организационно-правовых средств. Деятельность различных государственных органов, в разной степени связана с обеспечением законности и дисциплины. Для некоторых – это лишь одной из многочисленных функций по руководству, управлению отраслью, сферой, комплексом (например, машиностроительный, топливно-энергетический и др.). В данном случае деятельность по обеспечению законности и дисциплины осуществляется этими органами в границах их основной деятельности, не связанной в целом с институтом законности и дисциплины.

Наряду с этим государством образуются и такие органы, деятельность которых непосредственно направлена на обеспечение законности и дисциплины в государственной и общественной жизни, в том числе и в сфере управления (например, суды, прокуратура, государственные инспекции, федеральные надзоры и др.).

Все органы, занимающиеся вопросами обеспечения законности и дисциплины, наделены юридически-властными полномочиями, что придает их деятельности государственно-правовой характер.

В зависимости от содержания, характера применения, юридических последствий в государственном управлении различают следующие способы обеспечения законности: контроль, надзор, право жалобы.

Под обжалованием понимается реализация гражданами своего права высказывать претензии органам и должностным лицам органов государственного управления. В ст. 40 Конституции Республики Беларусь закреплено, что каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок.

Тема 21. Контроль в государственном управлении.


21.1. Виды и принципы контроля.

21.2. Контроль представительных органов власти за деятельностью администрации.

21.3. Контрольные полномочия органов Комитета Государственного контроля Республики Беларусь за деятельностью аппарата государственного управления.

21.4. Контроль органов исполнительной власти: ведомственный и вневедомственный.

21.5. Административный надзор и его особенности.

21.1. Виды и принципы контроля


Контроль – необходимое условие поддержания дисциплины, законности, порядка и организованности, охраны свобод и соблюдения прав граждан в процессе деятельности государства, его важнейшей части (исходя из принципа разделения властей) – аппарата государственного управления в общественной жизни.

Сущность и назначение контроля:

  • наблюдение за функционированием соответствующего подконтрольного объекта;

  • получение объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины на нем;

  • принятие мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины;

  • выявление причин и условий, способствующих правонарушениям;

  • принятие мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.

В сфере государственного управления больше, чем в какой-либо иной области общественной деятельности, контроль отличают многосторонность и разнохарактерность, позволяющие компетентным органам судить о соответствии результатов деятельности аппарата управления в целом, отдельных органов управления разных уровней, их структурных подразделений и работников стоящим перед ними задачам, возложенным служебным обязанностям.

Эффективный контроль позволяет судить о фактическом положении дел, о том, как реализуются законы в отраслях управления, насколько эффективны подзаконные акты, издаваемые органами государственного управления.

Органы контроля интересуются не нарушил ли субъект управления действующее законодательство, насколько правильно, целесообразно и эффективно он использовал все предоставленные ему полномочия.

Проверка исполнения тесно связана с контролем и является его составной частью. По своему содержанию она уже контроля и заключается в эффективной оценке выполнения соответствующего решения, указания, задания подчиненным аппаратом управления.


В контрольной деятельности используются различные методы: тематические проверки, рейды, материалы средств массовой информации, заслушивание отчетов, наблюдение за действиями контролируемого субъекта и т. д. Не менее полезны обсуждения, аналитический разбор ситуации, беседы с работниками, инструктирование их и оказание необходимой помощи.

В большинстве случаев контроль и проверка исполнения производятся одновременно непосредственно вышестоящими по отношению к подконтрольным и проверяемым объектам органами управления и специальными органами или их должностными лицами.

Существуют различные виды контроля. Так, в зависимости от объема обследуемой деятельности выделяют общий и специальный контроль.

В зависимости от того, на какой стадии деятельности контрольного объекта проводится проверка, различают подконтроль предварительный (превентивный), текущий и последующий.

Исходя их организационной взаимосвязи контролирующего и подконтрольного объектов, можно говорить о внутреннем (внутриведомственном) и внешнем (подведомственном) контроле.

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, и характера их полномочий можно выделить:

  • контроль Президента Республики Беларусь;

  • контроль органов предварительной (законодательной) власти;

  • контроль органов государственного управления;

  • контроль органов судебной власти.

21.2. Контроль представительных органов власти за деятельностью администрации

Контроль органов представительной власти определяется с соблюдением ст. 6 Конституции Республики Беларусь, закрепляющей принцип разделения властей. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Правительство ответственно перед Парламентом Республики Беларусь.

Палата представителей дает согласие Президенту Республики Беларусь на назначение премьер-министра; заслушивает доклад премьер-министра о программе деятельности правительства и одобряет или отклоняет программу; рассматривает по инициативе премьер-министра вопрос о доверии правительству; по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает недоверие правительству.