Файл: Сравнительное административное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 757

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В демократическом обществе убеждение – основной метод воздействия. Во-первых, он используется систематически и в отношении всех граждан. Во-вторых, обеспечивает добровольное выполнение норм, а в конечном итоге – воспитывает убежденность, привычку к законопослушанию. В-третьих, научно-техническая революция, переход к рыночной экономике требуют, чтобы внешнее регулирование поведения людей постепенно уступало место саморегулированию. Решающее значение в успешной трудовой или иной деятельности должно принадлежать внутреннему контролю личности за своими действиями, осознание ею социального значения их целей и последствий. В-четвертых, созданная в последнее время система средств массовой информации позволяют государству быстро оповещать граждан о проводимых мероприятиях, разъяснять их смысл, инструктировать и убеждать, что способствует повышению роли убеждения в управлении государством и обществом. В-пятых, убеждение обходится государству гораздо дешевле, чем принуждение.

Активность и эффективность экономических и иных реформ во многом определяются характером воздействия со стороны государства на развитие прежде всего экономических процессов. Это находит свое выражение не только в законодательстве, в управленческой деятельности, но и в методах ее практической реализации. Однако рыночные отношения не должны привести к ослаблению роли государства при осуществлении им своих функций. Речь идет о модификации методов управления в зависимости от особеннстей регулируемых сфер общественной жизни (экономика, социальная и административно-политические сферы). Кроме экономических и административных методов, органами исполнительной власти могут применяться также методы административно-организационного, социально-психологического характера.

Все методы взаимосвязаны и недопустимо их противопоставление. С учетом расширения оперативной самостоятельности субъектов хозяйствования, их разгосударствления на первый план выдвигается задача разумного сочетания средств управляющего воздействия.

Тема 11 Административное принуждение

11.1. Понятие административного принуждения и его отличия от других видов государственного принуждения.

11.2. Меры административного принуждения и их правовая характеристика.

11.1. Понятие административного принуждения и его отличия от других видов государственного принуждения

В числе административно-правовых методов были упомянуты средства принудительного характера, используя которые исполнительные органы (должностные лица) обеспечивают необходимое упорядочивающее воздействие на регулируемые общественные отношения. В своей совокупности меры принудительного обеспечения должного поведения управляемых составляют институт административного принуждения. Естественно, что в первую очередь имеются в виду административно-правовые нормы, регулирующие применение такого рода средств.


Что характерно для административного принуждения?

Оно прежде всего не самоцель и используется главным образом как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, т. е. выполняет карательную функцию. Однако административно-принудительные меры применяются не только в качестве наказания за правонарушения (дисциплинарные и административные), но и для их предупреждения, а также пресечения. В самом широком смысле административное принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, выраженных в административно-правовых нормах.

Само наименование данных принудительных мер свидетельствует о том, что для их применения характерен внесудебный порядок, т. е. их использование отнесено к компетенции соответствующих исполнительных органов (должностных лиц), непосредственно их реализующих в процессе своей деятельности без обращения в суд.

Для административного принуждения характерно следующее:

  • внесудебное применение предусмотренных законом или подзаконными административно-правовыми нормами принудительных мер властью уполномоченных на то исполнительных органов (должностных лиц);

  • применение принудительных мер не всеми без исключения исполнительными органами (должностными лицами), а лишь теми, которые наделены специальными полномочиями по осуществлению административной власти. Эта особенность связана с тем, что меры административного принуждения применяются к третьим лицам, т. е. к тем, кто не находится в непосредственном подчинении (ведении) у полномочных исполнительных органов (должностных лиц). В качестве третьих лиц выступают, как правило, граждане, а в некоторых случаях и юридические лица (например, в области охраны окружающей природной среды, борьбы с монополизмом и т. д.) Исключается применение таких мер руководителями в отношении подчиненных им работников;

  • применение в целях обеспечения соблюдения не всех административно-правовых норм, а только тех, которые формулируют общеобязательные правила поведения в сфере государственного управления, не имеющие ведомственных границ (например, правила безопасности, правила разрешительной системы, природоохранные правила и т. д.);

  • применение исполнительными органами (должностными лицами), уполномоченными на осуществление правоохранительных функций в сфере государственного управления (например, органы внутренних дел, контрольно-надзорные органы и т. п.).


Особое место отводится мерам дисциплинарного принуждения, реализуемым в рамках государственно-служебных отношений. Лишь в широком смысле их можно отнести к административному принуждению, поскольку соответствующие меры, в которых выражается дисциплинарная власть руководителя, применяются в административном порядке. Но непосредственными мерами административного принуждения они не являются, так как не каждый руководитель наделен полномочиями административной власти.

11.2. Меры административного принуждения и их правовая характеристика


В зависимости от целевого назначения и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправным посягательством на эти отношения, все меры административного принуждения можно свести в три классификационные группы: административно-предупредительные; административного пресечения; административной ответственности.

Административно-предупредительные меры применяются в целях охраны государственных и общественных интересов и безопасности граждан как средтво предотвращения возможных нежелательных или вредных последствий либо правонарушений. Они выступают в виде либо административных ограничений, либо определенных административных действий в отношении той или иной категории организаций и лиц. Характерным является и то, что эти меры могут применятся при отсутствии факта противоправных действий. Они их предотвращают и в этом смысле предшествуют применению иных мер принуждения, направленных против виновных в совершении административных правонарушений.

К числу административно-предупредительных мер относятся следующие:

  • прекращение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы безопасности движения (например, обрывы проводов);

  • введение карантина при эпидемиях и эпизоотиях (болезни животных);

  • таможенный досмотр, т. е. проверка вещей при переезде через государственную границу с целью предупреждения контрабанды;

  • принудительное медицинское освидетельствование состояния людей и санитарного состояния предприятий общественного питания;

  • реквизиция имущества, т. е. принудительное его изъятие у владельцев (например, личного транспорта в условиях стихийных бедствий);

  • административный надзор милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, и др.

Применение административно-предупредительных мер строго регламентировано законодательством.

Меры административного пресечения используются как средство прекращения правонарушений.

Под мерами административного пресечения понимаются способы и средства воздействия, применяемые уполномоченными органами государственного управления (должностными лицами), в целях прекращения административного проступка и предотвращения его вредных последствий, а также создания возможности для последующего привлечения правонарушителя к административной ответственности.


Среди средств административного принуждения меры пресечения наиболее многочисленны и разнообразны, что обусловливается необходимостью быстрого эффективного прекращения различного рода посягательств на интересы государственных, общественных и иных организаций, граждан.

Меры пресечения можно свести в следующие группы:

  • применяемые непосредственно к личности правонарушителя (задержание, физическое воздействие, принудительное лечение, применение специальных средств и оружия и др.);

  • имущественного характера (изъятие имущества, незаконных средств охоты, рыбной ловли, снос самовольно возведенных строений и др.);

  • технического характера (приостановление работы предприятия в случае грубого нарушения правил охраны труда и техники безопасности, правил пожарной безопасности и др.);

  • санитарно-эпидемиологического характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания при нарушении санитарных норм и др.);

  • финансово-юридического характера (изъятие в фонд бюджета сумм, полеченных предприятиями, учреждениями, организациями путем нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, приостановление операций юридических и физических лиц по расчетам в случае непредставления (или отказа представить) государственным налоговым органам отчетов, балансов, расчетов, деклараций и др.).

В юридической литературе выделяются как самостоятельные группы административно-правовые восстановительные меры (применяются в целях восстановления прежнего положения вещей, возмещения ущерба); меры административной ответственности (применяются к лицам в случае совершения административного правонарушения и находят свое выражение в наложении на виновных лиц административных взысканий).

Раздел 4. Ответственность по административному праву

Тема 12. Дисциплинарная и материальная ответственность

12.1. Понятие и виды дисциплинарной ответственности, основания ее применения.

12.2. Понятие и основные черты материальной ответственности, основания ее применения.

12.1. Понятие и виды дисциплинарной ответственности, основания ее применения

Административное право выполняет различные функции в установлении и реализации дисциплинарной ответственности. Оно определяет круг субъектов и полномочия органов управления (должностных лиц) в осуществлении дисциплинарной власти. Применительно к ряду категорий государственных служащих, военнослужащих и приравненных к ним в дисциплинарном отношении лиц функции административного права более обширны. Дисциплинарная ответственность в основном регламентируется нормами трудового и административного права, для некоторых категорий лиц (например, военнослужащих срочной службы и др.) нормами административного права. Это объясняется необходимостью наряду с общими началами учитывать особые требования дисциплины в отношении определенных категорий лиц и специфику их дисциплинарной ответственности.