ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 765
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 17. Административно-процессуальная деятельность
Тема 1. Управление, государственное управление, исполнительная власть
правовая, экономическая и социальная защищенность служащих государственного аппарата;
11.2. Меры административного принуждения и их правовая характеристика
19.5. Исполнение постановлений о наложении административных взысканий
Тема 20. Сущность и способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
Тема 21. Контроль в государственном управлении.
Подведомственность административных дел – установленное законом распределение компетенции между органами, ведущими административное производство с четким указанием, какое конкретно административное дело относится к компетенции конкретного органа.
Политические партии– независимые, образованные на основе индивидуального добровольного членства объединения граждан, действующих в рамках права и призванные содействовать выявлению и выражению политической воли граждан и участвующие в выборах.
Постановление по делу об административном правонарушении – юридически властный акт государственного органа, обязательный как для нарушителя, так и для государственных органов и общественных организаций, призванных его исполнять.
Потерпевший – лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред.
Правила наложения административных взысканий – установленный законом порядок применения административной ответственности.
Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – высший исполнительный орган государственной власти в стране. В Республике Беларусь, в соответствии со ст. 106 Конституции Республики Беларусь, исполнительную власть осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления.
Правовой статус человека – система признанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права. Права и свободы представляют собой социальные возможности гражданина, признанные и обеспеченные государством; обязанности – социальные возможности, выражающие притязания государства к гражданину, его поведению.
Правовые нормы – общеобязательное правило социального поведения, которое установлено или санкционировано государством, выражает публично в формально-определенных предписаниях (письменно или другими доступными для всех и каждого формах), охраняемое органом государства путем контроля за его соблюдением и применением предусмотренных законом мер принуждения за правонарушения, иными словами, правовые нормы представляют собой правила, содержащие дозволения, разрешения, ограничения, запрет, либо наложение позитивной обязанности, т. е. правовые нормы есть правила, определяющие то, как можно или должно поступать при тех или иных обстоятельствах. Правовые нормы являются своего рода социальными предписаниями, они отличаются от технических правил, или норм, которые регулируют взаимоотношения человека с природой,
использование средств и орудий труда, различных иных технических средств.
Правотворчество – процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и принятия правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур. Правотворчество осуществляется посредством познания, изучения и анализа явлений и процессов, допускающих или требующих правовой регламентации, определения уполномоченного органа, выбора формы предполагаемого акта и подготовки, принятие и изменение его в соответствии с принятыми процедурами.
Предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
Предприятие – 1) имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132 Гражданского Кодекса Республики Беларусь); 2) самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги (ст. 1 Закона Республики Беларусь «О предприятиях»).
Представители административной власти – должностные лица, имеющие право предъявлять юридически-властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к лицам, находящихся в их подчинении (санитарные врачи, работники милиции, работники налоговой инспекции).
Предупреждение – один из видов административного взыскания морального характера. Применяется за совершение незначительных административных правонарушений, а также по отношению к лицам, которые впервые совершили проступок и при этом хорошо характеризуются по месту работы, учебы, в быту.
Президент – глава государства в странах с республиканской формой правления. В Республике Беларусь статус Президента, правовое регулирование его деятельности установлены Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь», другими нормативно-правовыми актами. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Президент Республики Беларусь является главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и
взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.
Применение норм административного права – это разрешение на их основе индивидуально-конкретных дел уполномоченными на то органами государства и должностными лицами.
Принцип децентрализации – один из основополагающих принципов управления, согласно которому законом определяется конкретная компетенция каждого органа государственного управления, его правомочия по принятию решений без вмешательства вышестоящих органов.
Принцип централизации – один из основополагающих принципов управления, согласно которому законом определяются звенья системы управления и взаимоотношения между ними. Отношения строятся по подчиненности и подотчетности нижестоящих органов управления вышестоящим.
Принципы административного права – основополагающие идеи, требования, выражающие его сущность. Каждая такая идея имеет конкретные, совершенно реальные формы проявления и вне этих форм не существует. К числу основных принципов административного права относятся: централизации и децентролизации; демократизм нормотворчества и реализации права; равенство граждан перед законом и правоприменителем; взаимная ответственность государства и личности; гуманизм; законность.
Принципы государственной службы – требования, которые являются обязательными для всех государственных служащих. К основным принципам государственной службы относятся: законность, приоритет прав и законных интересов граждан перед интересами государства, подотчетность и подконтрольность государственных служащих, реальный доступ к государственной службе, внепартийность государственной службы, обязательность для всех граждан и должностных лиц исполнения законных требований и поддержания правомерных действий служащих государственного аппарата, ответственность государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, правовой, социальной, экономической защищенности государственных служащих, стабильность государственной службы.
Производство по делам об административных правонарушениях
– это основанная на законе и облеченная в форму правовых отношений деятельность государственных органов и должностных лиц, направленная на рассмотрение дел об административных правонарушениях, осуществляемая в особом административно-процессуальном порядке и применяемая в необходимых случаях административных взысканий.
Прокурорский надзор – осуществляемый органами прокуратуры надзор за исполнением законов министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами государства, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами страны, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Протокол – 1) документ, в котором в порядке, установленном законом, отражается и удостоверяются факт производства по административному делу, содержание и результаты судебных действий; 2) документ, в котором фиксируется ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов.
Протокол об административном правонарушении – процессуальный документ, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол, сведения о личности нарушителя (ФИО, возраст, род занятий, размер заработка, если нарушитель работает), место жительства, семейное положение, документ, удостоверяющий личность нарушителя, место, время совершения и существо административного правонарушения, нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение, фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются, объяснения нарушителя, иные сведения, необходимые для разрешения дела.