Файл: Министерство профессионального образования и занятости населения приморского края краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение колледж машиностроения и транспорта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Типичные неисправности контакторов


Как известно, контактор в основном предназначен для коммутации мощных электрических нагрузок, таких как электродвигатели, нагреватели, осветительное оборудование и т.п. Контакторы очень широко применяются в промышленности, особенно в шкафах управления станками.


Сарик П.П.
Нередко можно встретить фрезерные, токарные, сверлильные станки (особенно старые советские, да и современные Российские и Белорусские станки), где вся логика работы построена с применением контакторов, так называемая релейно-контактная логика. Выход из строя одного контактора или приставки к нему (блок-контакты, реле времени и т.п.) способно привести к останову или аварии одного станка. В современных реалиях производства как правило, требуется в максимально сжатые сроки устранить неисправность и вернуть станок или оборудование в обычный рабочий режим.

Основной причиной нарушения в работе станка или промышленного оборудования, как правило в большинстве случаев является плохой контакт. Поэтому, для предотвращения отказов промышленного оборудования требуется проводить регламентные работы по «протяжке» всех болтов контакторов, пускателей, автоматических выключателей, реле и т.п. Особенно, это касается оборудования, подверженных вибрациям (практически все станки). Если вовремя не уследить, то ослабленный контакт контактора или пускателя начинает искрить, пластик как правило сильно нагревается и прогорает, контакт еще больше ослабевает и в конце концов и вовсе пропадает или контакты залипают, т.е. пригорают друг к другу. В дальнейшем приходится выкидывать контактор (пожалуй, за исключением катушки, если она исправна) и менять проводник.

Иногда, причину неисправного контактора следует искать во внешних цепях (особенно, если контактор был заменен на новый и он также вышел из строя).

К примеру: недопустимо пусковой ток электродвигателя, малое сечение проводников, неправильно подобранный по мощности контактор, обрыв одной и фаз, межвитковое замыкание обмоток в двигателе и т.п.

Второй причиной отказа контактора или пускателя является неисправность катушки

. Если якорь контактора остается в недовключенном состоянии (т.е. он не достиг своего конечного положения), то ток в катушке возрастает, что приводит к ее нагреву и последующему выходу из строя. Недовключение контактора является в основном следствием механических поломок, к примеру, был случай, когда напайка контактной площадки оторвалась и упала внутрь контактора, из-за чего он застрял в недовключенном положении и катушка в итоге сгорела.


Сарик П.П.
Также причиной неисправного контактора является залипание катушки. Может являться следствием механического повреждения контактора, или повреждением немагнитной прокладки между якорем и катушкой

Сваривание (залипание) главных контактов в случае их перегрева из-за:


  • ошибки при неправильном подборе контактора по номиналу в соответствии с категорией применения, а также неправильный выбор проводников (подходящих и отходящих) как по сечению, так и по типу.
    Рекомендуется подходить к выбору контактора индивидуально, учитывая все рекомендации по применению завода-производителя.

  • плохой контакт проводников на силовых клеммах приводит к нагреванию и выгоранию клеммы и, как следствие, к перегреву неподвижного контакта. Как и в случае с цепями управления, необходим качественный первичный монтаж, периодический визуальный осмотр и профилактическое обслуживание по подтяжке винтов.

Наиболее эффективная мера защиты от короткого замыкания – это комплекс предупредительных мероприятий питающей сети: контроль целостности изоляции, защита от механических повреждений, своевременная модернизация, плановый внешний осмотр и своевременный ремонт. асимметрия фаз и пропадания одной из фаз в силовой цепи.
Причина асимметрии сети – это неравномерная однофазная и реже двухфазная нагрузка, при которой одна или две фазы могут перегружаться.

В случае выпадения одной из фаз две оставшиеся перегружаются, т.к. электродвигатель начинает работать в неполнофазном режиме.

Для защиты от асимметрии сети и обрыва одной из фаз применяют реле контроля напряжения (контроля фаз). Функция контроля обрыва фазы и «перекоса фаз» реализована и в серии автоматических выключателей PKZM.




Киршин А.В.

Сарик П.П.

4 Общие требования охраны труда
К самостоятельной работе по техническому обслуживанию и текущему ремонту электровозов допускаются работники не моложе 18 лет, имеющие профессиональное обучение, соответствующее характеру работы, прошедшие обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр, вводный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности, первичный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности на рабочем месте, стажировку и проверку знаний требований охраны труда, в объеме, соответствующем выполняемым обязанностям, а также проверку знаний норм и правил работы в электроустановках в комиссии депо с присвоением соответствующей группы по электробезопасности.

Вновь принимаемые на работу работники должны быть ознакомлены с действиями при возникновении несчастного случая на производстве и оказанию первой помощи пострадавшим при вводном инструктаже по охране труда.

В процессе работы слесарь должен проходить повторные, внеплановые, целевые инструктажи по охране труда и пожарной безопасности на рабочем месте, обучение по охране труда, оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях, очередную и внеочередную проверку знаний требований охраны труда, проверку знаний норм и правил работы в электроустановках. Ежегодно слесарь должен проходить обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим.

В установленные сроки слесарь должен проходить периодические медицинские осмотры.


Сарик П.П.

Киршин А.В.
Слесарь, производящий работы по перемещению грузов кранами и обслуживающий это оборудование, должен быть обучен по профессии стропальщика в специализированном учебном центре и ежегодно проходить очередную проверку знаний в комиссии депо.

При исполнении служебных обязанностей слесарь должен иметь при себе удостоверение о присвоении группы по электробезопасности, удостоверение о проверке знаний по охране труда и предупредительный талон по охране труда. При отсутствии (утере) у слесаря удостоверений по охране труда и электробезопасности при выполнении им обязанностей работник направляется на внеочередную проверку знаний по охране труда и электробезопасности.


Слесарь должен знать в объеме, соответствующем выполняемым обязанностям:

- технологический процесс ремонта электровозов в объеме выполняемых им работ;

- назначение, устройство и принцип действия электрических машин и аппаратов, электронного, механического и пневматического оборудования электровозов;

- требования инструкций по эксплуатации технологического оборудования, испытательных стендов, измерительных приборов, приспособлений, механизмов для ремонта оборудования электровозов, пневмо - и электроинструмента, используемых им при техническом обслуживании и ремонте электровозов;

- требования Инструкции по охране труда;

- воздействие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы и меры защиты от их воздействия;

- способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве;

- место расположения аптечки для оказания первой помощи пострадавшим;

- требования производственной санитарии;


Сарик П.П.
- требования пожарной безопасности, месторасположение внутренних пожарных кранов и порядок приведения в действие первичных средств пожаротушения;

- нормы и правила работы в электроустановках и с электроинструментом;

- правила применения средств индивидуальной защиты.

В процессе работы слесарь обязан:

- соблюдать требования Инструкции по охране труда;

- выполнять работу, которая входит в его должностные обязанности или поручена мастером (бригадиром);

- соблюдать трудовую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка;

- соблюдать требования технологических процессов и применять безопасные приемы труда;

- содержать в чистоте рабочее место, не допускать его загромождения деталями, приспособлениями и инструментом;

- располагать снимаемые с электровоза детали и оборудование в специально отведенных местах для дальнейшей транспортировки в ремонт в соответствующие отделения и участки, установленные технологическим процессом;

- складывать обтирочный и другие материалы, непригодные для дальнейшего использования, только в предназначенные для их сбора емкости (тару) для последующей утилизации;