Файл: Методическое пособие для членов педагогического отряда wizardЫ Чита, 2011 г. Составители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 224

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Барабанчики

Группа садится в круг. Члены группы кладут свои ладони на колени к соседям с двух сторон. Группа начинает хлопки в определенную сторону – рука за рукой, в том порядке, как они лежат на коленях. При двойном ударе направление сменяется на противоположное. Тот, кто ошибся – убирает руку.


ОТРЯДНОЕ ВРЕМЯ
Соглашения - ожидания

Участникам выдаются стикеры четырёх цветов На каждом из которых они пишут свои ожидания от школы:

  1. Чему я хочу научится

  2. Какие эмоции я хочу получить

  3. Чем я могу поделиться

  4. Другое…

Стикеры наклеиваются на ватман, поделённый также на четыре секции. В течение всей школы ребята зачёркивают свои надписи. По тому сколько осталось не зачёркнутых стикеров, можно судить об успешности смены в целом и отрядной работе в частности.

Герб личности

Участникам раздаются стикеры, которые разделяют на четыре сектора, в которых ребята описывают о себе:

  1. Я себя позиционирую…

  2. Я горжусь…

  3. Мне нравиться (не нравиться)…

  4. Люблю когда меня называют…

Кто ты?

Каждому из участников на спину крепиться лист бумаги и выдаётся маркер определённого цвета. Ребята должны подходить к друг другу и писать на спине своё впечатление об этом человеке. Разные цвета фломастеров помогут куратору определить человека, написавшего впечатление. Данное упражнение можно проводить в начале и в конце школы в этом случае после первого раза необходимо собрать листы, не показывая участникам и не обсуждая с ними. После второго раза, можно сравнить результаты и обсудить с участниками.

Фонарики

Для выражения согласия или не согласия с членами отряда рекомендуется вводить следующие жесты, которые называются «фонарики». В случае согласия с чьим либо высказыванием, кисть вращается вверху, в случае не согласия – внизу. Не во всех случаях уместны громкие аплодисменты (например, рефлексия) их можно заменить потиранием ладоней. Данная методика применяется как для отрядного времени, так и для рефлексий.


Правила отряда

В каждой группе существуют свои гласные и негласные правила, определяющие, какое поведение допустимо, а какое – нет. Для того чтобы сделать работу отряда более плодотворной, необходимо проговорить, а лучше прописать вместе с участниками правила (законы) отряда. Могут быть представлены следующие варианты:

  1. Закон 0:0 (Все что предполагалось должно быть начато и закончено вовремя.)

  2. Закон круга (Собравшиеся в круг для обсуждения равны между собой. Каждый из них имеет право быть выслушанным. Каждый обязан выслушать остальных.)

  3. Общение по принципу «здесь и теперь». (Говорим о том, что волнует участников именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с ними в группе.)

  4. Отказ от безличных речевых форм. Заменяем высказывания типа: «ты плохой...» на высказывания типа «Я обиделась, потому что...»

  5. Искренность в общении. (Говорим только то, что чувствуем, только правду, или молчим. При этом открыто выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников)

  6. Конфиденциальность всего происходящего в группе.

  7. Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении в группе следует оценивать не участников, а только их действия.

  8. Критикуешь – предлагай, предлагаешь – делай! (Мало просто раскритиковать идею соседа, предложи ей достойную замену. Каждое предложение нужно воплотить в дело, а кто сделает его лучше Тебя!?)

  9. Закон поднятой руки. (Человек, поднявший руку требует тишины и внимания. Его нужно выслушать)

После этого законы можно обсудить, выявить наиболее важные для отряда. Ватман с правилами остаётся на отрядном месте, и при необходимости можно возвращаться к ним.

Незаконченные предложения

В каждой группе существуют свои гласные и негласные правила, определяющие, какое поведение допустимо, а какое — нет. Нередко эти нормы поведения не осознаются, или же не являются совместно принятыми. Предлагаемая процедура дает возможность участникам осознать и обсудить действующие в группе правила.



Инструкция: Я хочу предложить вам прояснить явные и неявные правила, действующие в нашей группе. Запишите все правила, которые мы с вами обговаривали (3 минуты).

Теперь напишите, пожалуйста, по два варианта окончания для каждого из следующих незаконченных предложений.

В этой группе нежелательно…

В этой группе опасно…

Из этой группы будет исключен тот, кто…

В этой группе можно…

Вопросы для обсуждения:

В какой степени действующие в группе правила ясны участникам?

Насколько широк спектр негласных норм?

Какие из них полезны, а какие обременительны?

Стоит ли совместно принимать в нашей группе дополнительные правила?

Приветствие (10 мин.)

Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: «европейцев», «японцев» и «африканцев». Потом каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим способом»: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами. Это упражнение обычно проходит весело и эмоционально. Его лучше всего ставить в начало занятия, для того чтобы поприветствовать друг друга и зарядить группу энергией.

Мама и ребенок (10 мин.)

Ведущий поясняет роль телесных прикосновений в общении между людьми. Затем участники разбиваются по парам, в которых исполняют роль матери и ребенка. «Мама» должна выразить свои чувства по отношению к «ребенку», прикасаясь к частям его тела (от головы до ног) и сопровождая свои действия ласковыми словами. Через три минуты участники меняются ролями.

Обсуждение: Кем вам больше нравилось быть - ребенком или матерью? Почему?

Прощальный ритуал (10 мин.)


Ведущий: То, что сегодня произошло в группе, нам нужно сохранить:

сохранить это доверие, искренность, те чувства, которые мы сегодня испытывали. Поэтому не нужно все это обсуждать с другими людьми вне круга. То, что вы хотите сказать, то, что может, еще не было сказано сегодня, вы можете сказать на следующих наших встречах. И это поможет нам сохранить энергию группы, настроение нашей жизни на этих занятиях. Момент прощания - это всегда волнующий момент и поэтому мы всегда будем прощаться особым образом, в виде своеобразного ритуала.

Все становятся в круг, и каждый по очереди прощается каким-нибудь жестом с остальными. Все повторяют, стараясь полностью передать настроение жеста.

Вариант: участникам предлагается самим выбрать ритуал прощания.

Девизы

Каждому члену группы необходимо написать на листочке свой девиз. Затем все бумажки собираются ведущим. Ведущий зачитывает девиз, задача группы определить, кому он принадлежит. Когда группа определила свой вариант, ведущий задает вопрос, действительно ли девиз принадлежит предполагаемому человеку. Если да, то бумажка убирается, если нет, то возвращается в общую массу.

Режиссеры

Выбирается один доброволец из числа группы. Доброволец выступает в роли актера, а все члены группы в роли режиссеров. Задача режиссеров предложить актеру ту роль, которую он мечтает сыграть. Режиссеры могут предложить несколько вариантов, актер может выбрать один из них или не согласиться вообще.

Примечание: упражнение позволяет увидеть насколько хорошо члены группы чувствуют друг друга и увидеть внутренний мир участников группы.

Ужасный секрет

Один из участников сообщает на ухо своему соседу ужасную тайну о себе, например: «Я люблю ковыряться в носу!» Сосед передает это дальше по кругу, тоже на ухо, изменив фразу так: «Один из нас любит ковыряться в носу!» В такой форме фраза идет по кругу, а второй участник, дав первой фразе отойти на двух-трех участников, посылает вслед секрет о себе: «Я люблю корочкой хлеба вымазывать остатки подливы». Фраза идет по кругу в варианте: «Один из нас…» Когда секрет проходит круг и приходит к владельцу, то владелец не отсылает его на второй круг, и, таким образом, первая часть упражнения заканчивается тогда, когда каждый секрет обошел ровно один круг. Затем все говорят вслух, какие секреты они узнали. Один узнал, что «мы храпим», что «мы любим поспать» и т.д., пока все секреты не будут припомнены. А затем все участники хором произносят: «И мы никогда никому ничего не скажем!»


Вавилонская башня

Необходимы ведущий и помощник. Для начала необходимо разбить группу на две команды. Делать это рекомендуется следующим образом. Вы сами выбираете двух человек, у которых, на Ваш взгляд, неплохо с коммуникативными способностями и просите их вслух на время игры побыть Капитанами команд. После этого они идут по тренинговой комнате и набирают в команды нужных им людей. Сделать это нужно так, чтобы членов команд было поровну.

Попросим команды занять свои места (в противоположных углах тренинговой команды стоят по столику и нужное количество стульев). Команды расходятся, усаживаются, и Вы сообщаете, что с этой минуты они не должны говорить по-русски или на каком-нибудь другом известном языке. Но не возбраняется говорить при помощи жестов, придумывать новый язык, еще какую-либо сигнальную систему. Но Вашу речь участники обязаны понимать по-прежнему. Затем подзовите капитанов команд и вручите им заранее составленные и отпечатанные (или написанные от руки) инструкции. Пусть капитаны прочтут их и сообщат своим командам. Никто из членов команд не должен видеть инструкции, за этим тщательно должен следить Ведущий и помощник. Можно через какое-то время вообще отобрать инструкции у лидеров, убедившись, что лидеры запомнили их. Но, главное, сделайте так, чтобы лидеры не видели при вручении инструкций друг друга, потому что вся прелесть игры заключается в том, что инструкции разные. Каждой команде предлагается выполнить достаточно сложное действие, причем вовлечь в выполнение членов команды соперников. Лидер, прочитавший инструкцию, должен объяснить своей команде, чего же от нее хочет тренер, но на пути встает языковой барьер, поэтому Ведущий должен позаботиться о том, чтобы лидерами на этом этапе игры были выбраны артистичные и сообразительные участники с богатой фантазией и хорошо развитым воображением. Когда участники каждой команды поймут, что должны делать, они будут вынуждены вступить в контакт между собой, чтобы вовлечь участников из другой команды в общее действие. Но наличие различающихся заданий создает сложности, на пути к разрешению которых встает тот же языковой барьер.