Файл: Методическое пособие для членов педагогического отряда wizardЫ Чита, 2011 г. Составители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 229

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Лидеры получают следующие задания для своих команд:

Команда А:

  1. Придумать не менее 6 различных воинских званий, присвоить одно из этих званий каждому из присутствующих, исключая Ведущего и помощника, придумать для всех отличающуюся от современной военную форму и ввести знаки отличия.

  2. Подготовить тренинговую комнату к отражению агрессора.

  3. Организовать банкет по поводу ненападения противника с произнесением двух речей (по 1 мин. каждая), поздравлением участников обороны и вручением медалей. С речами должны выступить по одному человеку от каждой команды.

Команда Б:

    1. Придумать не менее шести моделей модной одежды, превратить одежду каждого в одну из этих моделей.

    2. Организовать демонстрацию этих моделей для воображаемых зрителей.

    3. Организовать банкет по поводу успешно проведенной демонстрации с произнесением не менее двух речей, одну из которых должен произнести представитель команды соперника, с поздравлениями участников демонстрации и вручением подарков. Длительность выступления также не более 1 минуты.

Задания составлены так, чтобы первая их часть была похожа у обеих команд, и участники не сразу догадались бы, что задания у них разные. Однако к концу выполнения первой части заданий участники начинают подозревать, что их дурачат. После выполнения второй части задания это подозрение перейдет почти в уверенность, и от третьей части задания они будут ждать подвоха, но третьи задания очень похожи

между собой, что вновь вводит участников в мучительные размышления.

После того, как все задания будут выполнены, предложите командам вновь разойтись по углам, по своим игровым местам. Вы раздаете им листы бумаги и просите написать русским языком, что же именно выполнял каждый участник, как он понял своего лидера. Затем Вы собираете листки, возвращаете участникам дар речи и предлагаете каждой команде обсудить, какое задание выполняли соперники. За пять минут каждая команда должна прийти к единому мнению в этом вопросе, и сообщить об этом другой команде. На этом игра заканчивается, начинается обсуждение. Обсуждение проводится с использованием видеозаписи (но можно и без нее!). Темой обсуждения является вопрос понимания и взаимопонимания. Что этому мешает и что помогает? В какой момент каждый участник почувствовал, что он понял кого-то? В какой момент участник почувствовал, что его поняли? На этом игра и заканчивается.


Игра эта довольно сложная для участников, поэтому проводить ее следует только в сильных группах, способных к импровизации и творчеству. Для облегчения задания можно, например, позволить лидерам сказать по три слова, если Вы видите, что все его попытки объяснить задание ни к чему не приводят.

Обратите внимание на то, чтобы лидеры не догадались сразу о различности заданий. И, наконец, совершенно необязательно давать именно эти задания. Можно придумать другие, простые или сложные, короткие или длинные, исходя из собственного понимания Ведущего, что же именно нужно группе в данный момент.

Все управление игрой ведите через лидеров команд. Если Вы будете часто вмешиваться в игру, участники могут перестать воспринимать лидеров как таковых, что еще более затруднит процесс нахождения общего языка.

Чтобы игра закончилась весело и хорошо, попросите участников, произносящих речь на заключительном банкете, объяснить, что же именно они хотели сказать, какими наградами и за что был премирован каждый лауреат.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Выбрасывание пальцев

Вся группа одновременно выбрасывает несколько пальцев на руке. Задача - за минимальное количество ходов добиться того, чтобы по сигналу ведущего все члены группы выбросили одинаковое число пальцев. Разговаривать и договариваться во время упражнения нельзя.

Подсказка

Один доброволец выходит из комнаты. Группа придумывает ему три задания (задания должны быть довольно сложными – например: подойти к стулу, обойти вокруг него три раза, сесть на него и закинуть ногу на ногу – это ОДНО задание). Затем, когда доброволец возвращается, группе необходимо с помощью хлопков в ладоши подсказать человеку, что именно нужно делать по принципу «горячо-холодно».

Летающие яйца (40 минут)

Цели:

  1. Увеличить сплоченность в группе.

  2. Продемонстрировать группе условия, способствующие творческому решению задачи.

  3. Исследовать влияние успеха на атмосферу в группе.

Процесс:

  1. Инструкция:

«У вас есть 30 минут для того, чтобы выполнить это упражнение. Ваша задача – запустить яйцо в свободный полет, так, чтобы оно приземлилось, не разбившись. Вы не можете передавать яйцо сверху вниз от человека к человеку, опускать его на веревке и т.п. Во время упражнения обращайте внимание на процесс взаимодействия в группе и стратегию принятия решений. Удачного полета!»

  1. Группе дается 10 минут на обсуждение задания. При этом не разрешается дотрагиваться до материалов, данных группе.

  2. Затем в течение 20 минут молча группа выполняет задание.

  3. После сбрасывания яйца на общем сборе группа уходит делать закрытие, не проверяя при всех, разбилось ли яйцо.


РЕФЛЕКСИЯ
Одним из пунктов работы в отряде является рефлексия. Она проводится в конце дня, а также после наиболее значимых мероприятий программы (например, верёвочный курс) и позволяет получить обратную связь. Важное значение имеет заключительная рефлексия, дающая полную картину прошедшей школы.


Рефлексия – это диалог с самим собой, нынешним и вчерашним: это внутренняя работа, способность взглянуть на себя, на свои поступки со стороны, это личностные размышления, переживания, оценки.

Рефлексия помогает выявить проблемы в отряде, обсудить пути их решения. Если в отряде назрели конфликты, то куратору необходимо заранее подумать какие вопросы нужно задать и каким образом разрешить сложившуюся ситуацию.

В отряде куратор должен предусматривать все виды анализа и рефлексии:

- анализ каждого дела, прошедшего в отряде или в школе;

- анализ взаимоотношений, сложившихся в коллективе;

- анализ конкретных поступков, возникнувших ситуаций;

- анализ участия каждого в жизнедеятельности отряда и школы;

При постановке вопросов можно использовать следующие варианты:

1. Примитивный: «Что положительно?», «Что отрицательно?»

2. Классический: «Что удалось?», «Благодаря кому?», «Что не удалось?», «Почему?», «Что будем делать дальше?», (или «Какова была цель и удалось ли ее достичь?», «Все ли правила организационной работы мы выполнили?», «Кому и за что я сказал бы спасибо?», «Кому стало хорошо от проведенного нами дела?», «Каков мой вклад в дело?», «Каков вклад моего товарища?», «Что было такого, чего я никогда в жизни не видел?» и другие).

3. Косвенный: через анализ поступков других людей, выводим детей на анализ своей деятельности («Почему в зале было шумно?», «Почему кто-то ушел в середине дела?»).

Успешность анализа будет зависеть от соблюдения условий эффективности его проведения:

  1. Время проведения анализа ограничено (в приделах 40-50 минут)

  2. Активность каждого участника анализа.

  3. Хорошо подобранное и оформленное место проведения анализа.

  4. Высокий темп проведения анализа, отсутствие пауз.

  5. Непринужденная обстановка.

  6. Соблюдение педагогической этики (не оценивать личностные качества, не кричать, не злиться, не угрожать). По возможности, куратор не должен проявлять личностного отношения к анализируемым событиям и поступкам, высказывать свое мнение последним.


Неотъемлемым фактором рефлексии является её эмоциональность, благодаря чему создаётся микроклимат в коллективе. Для этого применяются следующие методики:

  1. «Колокол». В центр круга выходит один из участников, остальные стоят плотным кольцом, держа перед собой согнутые в локтях руки. Стоящий в центре начинает медленно раскачиваться. Кольцо ловит его и мягко отталкивает. Таким образом в центре могут побывать все желающие.

  2. « Колыбельная». На ровную поверхность (удобнее лавочку или несколько стульев), ложиться один член отряда, лучше, если его выберет сам отряд, как наиболее отличившегося за день. Остальные должны подложить указательные пальцы под человека и поднять его. Когда участник расслабится, его начинают раскачивать и петь колыбельную.

  3. «Любовь» По желанию в центр выходит кто-то из ребят и закрывает глаза, остальные почти не касаясь до него проводят от головы до ног, произнося шёпотом «Любовь». Так могут вставать в центр все члены отряда.

  4. В завершении можно поставить кричалку. Все вытягивают правую руку вперёд и цепляются с соседями большими пальцами. И произносят следующие слова: Пусть нам завтра повезёт, пусть нам завтра повезёт, пусть нам завтра повезёт, а неудачи к чёрту» на последних словах руки расцепляются и поднимаются вверх. Еще один вариант кричалки: «Чтоб нам завтра повезло, чтоб нам завтра повезло, чтоб нам завтра повезло, мы ребята ничего, мы ребята просто ВО!»

Для проведения рефлексии по отдельным мероприятиям, можно использовать игры-рефлексии:

1. «Сытый – голодный»

Упражнение, позволяет определить на сколько довольны участники, на сколько было полезным и важным для них мероприятие. Отряду даётся следующая инструкция: «Я хочу, чтобы те из вас, кто чувствует сейчас, что он «насытился», встали около двери, а те, кто ещё ощущает себя «голодным», собрались у окна. Решите для себя, что вам больше подходит, и встаньте в соответствии с этим в том или ином месте комнаты. При этом, пожалуйста, не разговаривайте до тех пор, пока вы не определите свое место...»

В другом варианте упражнения члены группы выстраиваются в ряд: участник, который ощущает себя наиболее «голодным», становится в начале ряда, а в конце него оказывается тот, кто чувствует себя наиболее «насытившимся».