Файл: Методическое пособие для членов педагогического отряда wizardЫ Чита, 2011 г. Составители.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 229
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лидеры получают следующие задания для своих команд:
Команда А:
-
Придумать не менее 6 различных воинских званий, присвоить одно из этих званий каждому из присутствующих, исключая Ведущего и помощника, придумать для всех отличающуюся от современной военную форму и ввести знаки отличия. -
Подготовить тренинговую комнату к отражению агрессора. -
Организовать банкет по поводу ненападения противника с произнесением двух речей (по 1 мин. каждая), поздравлением участников обороны и вручением медалей. С речами должны выступить по одному человеку от каждой команды.
Команда Б:
-
Придумать не менее шести моделей модной одежды, превратить одежду каждого в одну из этих моделей. -
Организовать демонстрацию этих моделей для воображаемых зрителей. -
Организовать банкет по поводу успешно проведенной демонстрации с произнесением не менее двух речей, одну из которых должен произнести представитель команды соперника, с поздравлениями участников демонстрации и вручением подарков. Длительность выступления также не более 1 минуты.
Задания составлены так, чтобы первая их часть была похожа у обеих команд, и участники не сразу догадались бы, что задания у них разные. Однако к концу выполнения первой части заданий участники начинают подозревать, что их дурачат. После выполнения второй части задания это подозрение перейдет почти в уверенность, и от третьей части задания они будут ждать подвоха, но третьи задания очень похожи
между собой, что вновь вводит участников в мучительные размышления.
После того, как все задания будут выполнены, предложите командам вновь разойтись по углам, по своим игровым местам. Вы раздаете им листы бумаги и просите написать русским языком, что же именно выполнял каждый участник, как он понял своего лидера. Затем Вы собираете листки, возвращаете участникам дар речи и предлагаете каждой команде обсудить, какое задание выполняли соперники. За пять минут каждая команда должна прийти к единому мнению в этом вопросе, и сообщить об этом другой команде. На этом игра заканчивается, начинается обсуждение. Обсуждение проводится с использованием видеозаписи (но можно и без нее!). Темой обсуждения является вопрос понимания и взаимопонимания. Что этому мешает и что помогает? В какой момент каждый участник почувствовал, что он понял кого-то? В какой момент участник почувствовал, что его поняли? На этом игра и заканчивается.
Игра эта довольно сложная для участников, поэтому проводить ее следует только в сильных группах, способных к импровизации и творчеству. Для облегчения задания можно, например, позволить лидерам сказать по три слова, если Вы видите, что все его попытки объяснить задание ни к чему не приводят.
Обратите внимание на то, чтобы лидеры не догадались сразу о различности заданий. И, наконец, совершенно необязательно давать именно эти задания. Можно придумать другие, простые или сложные, короткие или длинные, исходя из собственного понимания Ведущего, что же именно нужно группе в данный момент.
Все управление игрой ведите через лидеров команд. Если Вы будете часто вмешиваться в игру, участники могут перестать воспринимать лидеров как таковых, что еще более затруднит процесс нахождения общего языка.
Чтобы игра закончилась весело и хорошо, попросите участников, произносящих речь на заключительном банкете, объяснить, что же именно они хотели сказать, какими наградами и за что был премирован каждый лауреат.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 17
Выбрасывание пальцев
Вся группа одновременно выбрасывает несколько пальцев на руке. Задача - за минимальное количество ходов добиться того, чтобы по сигналу ведущего все члены группы выбросили одинаковое число пальцев. Разговаривать и договариваться во время упражнения нельзя.
Подсказка
Один доброволец выходит из комнаты. Группа придумывает ему три задания (задания должны быть довольно сложными – например: подойти к стулу, обойти вокруг него три раза, сесть на него и закинуть ногу на ногу – это ОДНО задание). Затем, когда доброволец возвращается, группе необходимо с помощью хлопков в ладоши подсказать человеку, что именно нужно делать по принципу «горячо-холодно».
Летающие яйца (40 минут)
Цели:
-
Увеличить сплоченность в группе. -
Продемонстрировать группе условия, способствующие творческому решению задачи. -
Исследовать влияние успеха на атмосферу в группе.
Процесс:
-
Инструкция:
«У вас есть 30 минут для того, чтобы выполнить это упражнение. Ваша задача – запустить яйцо в свободный полет, так, чтобы оно приземлилось, не разбившись. Вы не можете передавать яйцо сверху вниз от человека к человеку, опускать его на веревке и т.п. Во время упражнения обращайте внимание на процесс взаимодействия в группе и стратегию принятия решений. Удачного полета!»
-
Группе дается 10 минут на обсуждение задания. При этом не разрешается дотрагиваться до материалов, данных группе. -
Затем в течение 20 минут молча группа выполняет задание. -
После сбрасывания яйца на общем сборе группа уходит делать закрытие, не проверяя при всех, разбилось ли яйцо.
РЕФЛЕКСИЯ
Одним из пунктов работы в отряде является рефлексия. Она проводится в конце дня, а также после наиболее значимых мероприятий программы (например, верёвочный курс) и позволяет получить обратную связь. Важное значение имеет заключительная рефлексия, дающая полную картину прошедшей школы.
Рефлексия – это диалог с самим собой, нынешним и вчерашним: это внутренняя работа, способность взглянуть на себя, на свои поступки со стороны, это личностные размышления, переживания, оценки.
Рефлексия помогает выявить проблемы в отряде, обсудить пути их решения. Если в отряде назрели конфликты, то куратору необходимо заранее подумать какие вопросы нужно задать и каким образом разрешить сложившуюся ситуацию.
В отряде куратор должен предусматривать все виды анализа и рефлексии:
- анализ каждого дела, прошедшего в отряде или в школе;
- анализ взаимоотношений, сложившихся в коллективе;
- анализ конкретных поступков, возникнувших ситуаций;
- анализ участия каждого в жизнедеятельности отряда и школы;
При постановке вопросов можно использовать следующие варианты:
1. Примитивный: «Что положительно?», «Что отрицательно?»
2. Классический: «Что удалось?», «Благодаря кому?», «Что не удалось?», «Почему?», «Что будем делать дальше?», (или «Какова была цель и удалось ли ее достичь?», «Все ли правила организационной работы мы выполнили?», «Кому и за что я сказал бы спасибо?», «Кому стало хорошо от проведенного нами дела?», «Каков мой вклад в дело?», «Каков вклад моего товарища?», «Что было такого, чего я никогда в жизни не видел?» и другие).
3. Косвенный: через анализ поступков других людей, выводим детей на анализ своей деятельности («Почему в зале было шумно?», «Почему кто-то ушел в середине дела?»).
Успешность анализа будет зависеть от соблюдения условий эффективности его проведения:
-
Время проведения анализа ограничено (в приделах 40-50 минут) -
Активность каждого участника анализа. -
Хорошо подобранное и оформленное место проведения анализа. -
Высокий темп проведения анализа, отсутствие пауз. -
Непринужденная обстановка. -
Соблюдение педагогической этики (не оценивать личностные качества, не кричать, не злиться, не угрожать). По возможности, куратор не должен проявлять личностного отношения к анализируемым событиям и поступкам, высказывать свое мнение последним.
Неотъемлемым фактором рефлексии является её эмоциональность, благодаря чему создаётся микроклимат в коллективе. Для этого применяются следующие методики:
-
«Колокол». В центр круга выходит один из участников, остальные стоят плотным кольцом, держа перед собой согнутые в локтях руки. Стоящий в центре начинает медленно раскачиваться. Кольцо ловит его и мягко отталкивает. Таким образом в центре могут побывать все желающие. -
« Колыбельная». На ровную поверхность (удобнее лавочку или несколько стульев), ложиться один член отряда, лучше, если его выберет сам отряд, как наиболее отличившегося за день. Остальные должны подложить указательные пальцы под человека и поднять его. Когда участник расслабится, его начинают раскачивать и петь колыбельную. -
«Любовь» По желанию в центр выходит кто-то из ребят и закрывает глаза, остальные почти не касаясь до него проводят от головы до ног, произнося шёпотом «Любовь». Так могут вставать в центр все члены отряда. -
В завершении можно поставить кричалку. Все вытягивают правую руку вперёд и цепляются с соседями большими пальцами. И произносят следующие слова: Пусть нам завтра повезёт, пусть нам завтра повезёт, пусть нам завтра повезёт, а неудачи к чёрту» на последних словах руки расцепляются и поднимаются вверх. Еще один вариант кричалки: «Чтоб нам завтра повезло, чтоб нам завтра повезло, чтоб нам завтра повезло, мы ребята ничего, мы ребята просто ВО!»
Для проведения рефлексии по отдельным мероприятиям, можно использовать игры-рефлексии:
1. «Сытый – голодный»
Упражнение, позволяет определить на сколько довольны участники, на сколько было полезным и важным для них мероприятие. Отряду даётся следующая инструкция: «Я хочу, чтобы те из вас, кто чувствует сейчас, что он «насытился», встали около двери, а те, кто ещё ощущает себя «голодным», собрались у окна. Решите для себя, что вам больше подходит, и встаньте в соответствии с этим в том или ином месте комнаты. При этом, пожалуйста, не разговаривайте до тех пор, пока вы не определите свое место...»
В другом варианте упражнения члены группы выстраиваются в ряд: участник, который ощущает себя наиболее «голодным», становится в начале ряда, а в конце него оказывается тот, кто чувствует себя наиболее «насытившимся».