Файл: Методическое пособие для членов педагогического отряда wizardЫ Чита, 2011 г. Составители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 228

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


После этого происходит обсуждение.

2. «Согласен – не согласен»

Отряд встаёт в круг, в центр выходят по очереди желающие и говорят, что-то конкретное, что понравилось или не понравилось. Те, кто может согласиться с ним – подходят к центральному, остальные остаются стоять на своих местах. После каждого высказывания проводится мини обсуждение.

ВЕРЕВОЧНЫЙ КУРС
Веревочный курс (ВК) – система тренинговых упражнений, условно подразделяемая на четыре блока:

  1. физические

  2. умственные

  3. психологические

  4. на работу в команде

Каждое упражнение ВК создано таким образом, чтобы участники испытали определенные трудности в его решении. Другими словами, каждое упражнение должно быть трудным, но преодолимым. Зачастую наиболее ценной для команды становится та станция, на которой ребята «застряли» дольше всего. Считается такое упражнение наиболее успешным!

Главные цели ВК – командообразование и выявление лидера. Эти цели включают в себя много других, таких как:

- выработка стратегии группой;

- творческий подход;

- самовыражение;

- честность;

- доверительность;

- поддержка успехов других и признание своих;

- воодушевление других (поддержка);

- решение проблем;

- уверенность в себе.

Веревочный курс создан для облегчения роста и развития многих аспектов индивидуальных качеств личности и социального взаимодействия. Этот курс предназначен для того, чтобы помочь личности расти как индивидуальности в ходе обучения взаимодействию в группе.

От индивидуальных перспектив, опыт веревочного курса может помочь в информировании самооценки, самоуважения и доверия. Появляется чувство уважения к себе в ходе выполнения порой достаточно сложных видов деятельности.


Участники в деятельности веревочного курса подвергают испытанию ум и тело, способствуют воспитанию в себе стремления к успеху. Занятия на этом курсе помогают преодолевать свои страхи и развивают воображение и способность решать различные проблемы. Опыт участия в веревочном курсе укрепит знания, доставит огромное наслаждение от деятельности на открытом воздухе и научит, как нужно воспринимать реальность.

В ходе преодоления трудностей развиваются различные качества людей. От деятельности на этом курсе – огромная польза и для всей группы участников. Групповая деятельность задумана так, чтобы помочь в развитии вербальных и невербальных навыков общения. Деятельность в группе помогает личности стать частью команды, не растворяясь, не теряя самого себя. Человек узнает, какое преимущество в усилиях всей группы, учится уважению и доверию. Он также научится тому, как реагировать на различные проявления каждого члена группы и тому, что в каждом человеке есть что-то особенное, ценное. Работа в команде демонстрирует необходимость взаимной поддержки и взаимопомощи, сотрудничества для того, чтобы достичь успеха в выполнении поставленных задач.

Существует очень много определений успеха на веревочном курсе. Для каждой группы соответственно определяются разные задачи. У веревочного курса огромные способности и возможности, которые можно использовать весьма разнообразно. Но необходимо помнить одну очень важную вещь и для индивидуальной, и для групповой деятельности: несмотря на то, что веревочный курс – это место, где решаются серьезные задачи, каждому, кто работает на этом курсе, должно быть интересно!

При проведении ВК НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ О:

1. Безопасности и страховке.

2. Пользе для участников.

3. Пользе, которую приобретаете Вы, выполняя (1) и (2) условия.

ПОМНИТЕ: Истинная ценность ВК - собственный опыт участников.

Функции ведущего:

  • в начале каждого упражнения зачитывает группе его задание и правила. При возникновении у участников вопросов, задание и правила повторно зачитываются без дополнительных объяснений. При выполнении задания действует принцип: «Разрешено все, что не запрещено», но участники должны сами догадаться об этом;

  • во время выполнения упражнений не помогает и не мешает группе, помнит, что группа всего должна добиться сама на собственном опыте;

  • во время прохождения группой «ВК» поддерживает хорошее настроение в группе, осуществляет страховку и организует ее силами самих участников.


Рекомендации организаторам:

  • организаторами «ВК» должны быть взрослые, прошедшие «ВК» в качестве участников;

  • перед «ВК» провести инструктаж по технике безопасности с ведущими и участниками упражнений;

  • для осознания членами группы процесса ее развития следует организовать самоанализ действий группы.

Варианты организации самоанализа:

  1. После каждого упражнения. Этот вариант наиболее приемлем при использовании «ВК» в качестве тренинга, когда наибольшее внимание уделяется психологическим аспектам взаимоотношений в группе.

  2. В середине «ВК» и после него. Этот вариант наиболее распространен среди организаторов и используется при проведении «ВК» с целью сплочения коллектива, находящегося на начальной стадии формирования. В ходе обсуждения участники группы делятся своими впечатлениями, выявляют и анализируют трудности, которые группа испытывала при выполнении упражнений, и определяют пути их преодоления при выполнении последующих упражнений. После «ВК» участники группы подводят его итоги и отмечают изменения, произошедшие с группой в ходе его прохождения.

  3. После всего «ВК». Для эффективности этого варианта самоанализа важно в ближайшее время дать возможность группе использовать сделанные выводы в другой коллективной деятельности.

Физические упражнения
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

«Квадрат» («Квадраты»)

НУЖНО: нарисованный 1 квадрат (3 квадрата, каждый меньше другого) на земле (для 9-10 человек: 1х1 м).

Исходные условия: все участники делятся на пары.

Задание: Необходимо уместиться всей командой на квадрате, не заступая за края и удержаться 10 секунд.

Ограничения:

  • не заходить за границы квадрата;

  • упражнение выполняется молча. При нарушении условия, прохождение упражнения начинается заново.

«Колодец» («Треугольник»)

НУЖНО: веревка, деревья.

Исходные условия: между тремя деревьями на высоте 1,5 метра натянута веревка. Расстояние между деревьями – 2 метра. Группа находится внутри «треугольника» («колодца»).

Задание: всей группе выбраться из «колодца» через «верх» над веревками.

Ограничения:

  • нельзя касаться веревки и пролезать под ней;

  • при касании любым участником веревки упражнение выполняется всей группой с начала;

  • упражнение выполняется молча. При нарушении условия, прохождение упражнения начинается заново.

Примечание: внутри «треугольника» можно положить прочную палку длиной 1,5 метра, которая выдержит взрослого человека.

«Крокодил»

НУЖНО: открытое пространство с чистым полом.

Исходные условия: участники садятся на пол вплотную друг за другом, вытянув в стороны ноги. Руки участников подняты над головой и согнуты в локтях. Первый участник встает и ложится спиной на руки сидящих за ним, скрестив свои руки на груди. Участники передают его на руках в «хвост» группы.


Задание: переправить таким образом всех участников, в полной тишине.

Ограничения:

  • переправляющим участникам нельзя вставать;

  • переправляемый участник не должен касаться земли (пола);

  • при падении или касании земли (пола) передаваемым человеком упражнение выполняется всей группой с начала;

  • упражнение выполняется молча. При нарушении условия, прохождение упражнения начинается заново.

«Монстр»

НУЖНО: открытое пространство.

Исходные условия: У команды должно быть определенное количество точек опоры ((количество участников/2)-2).

Задание: необходимо преодолеть расстояние 5 м на определенном количестве точек опоры.

Ограничения:

  • упражнение выполняется молча. При нарушении условия, прохождение упражнения начинается заново.

«Ноги»

НУЖНО: открытое пространство.

Исходные условия: У команды должно быть определенное количество точек опоры.

Задание: необходимо простоять 10 сек на земле на __ (количество участников), __ (количество участников/2), __ ((количество участников/2)-2) точках опоры.

Ограничения:

  • упражнение выполняется молча. При нарушении условия, прохождение упражнения начинается заново.

«Паутина»

НУЖНО: веревка, 2 дерева.

Исходные условия: между деревьями натянуты веревки в виде паутины. Расстояние между деревьями – 2,5 метра. Верхняя веревка – на высоте 1,6 метра над землей. Нижняя – на высоте 0,8 метра. Ячейки «паутины» такие, чтобы в них можно было каким-то образом пролезть участнику. Число ячеек=14. Группа находится по одну сторону от «паутины».