Файл: Содержание введение стр. 34 Основная часть (содержание педагогической практики) стр. 529 Заключение стр. 30 Приложения стр. 31238 введение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 920
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9) Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. При работе в классе предусмотрено коллективное обсуждение многих тем и вопросов. Для этого в учебнике 2 класса введена рубрика «Прочитаем и обсудим».
10) Установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
При изучении курса «Окружающий мир» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты:
1) Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2) Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3) Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4) Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5) Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
6) Способность использовать знаковосимволические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
7) Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
8) Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
При изучении курса «Окружающий мир» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты:
1) Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2) Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3) Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4) Освоение доступных способов изучения природы и общества.
5) Навыки установления и выявления причинноследственных связей в окружающем мире.
Каждый раздел учебника начинается заглавной страницей, где раскрыты целевые установки изучения данного раздела (планируемые результаты). Далее следует основной учебный материал, распределённый по урокам в соответствии с тематическим построением раздела. Учебный материал раскрывает и реализует целевые установки, зафиксированные на заглавной странице.
Структура каждого урока включает следующие компоненты:
1) целевые установки урока, сформулированные в доступной для ребёнка форме («Что узнаем, чему научимся»);
2) задания/вопросы для актуализации знаний и умений, необходимых для работы на уроке;
3) систему заданий для освоения нового содержания и его применения, включающую текстовой и иллюстративный материал;
4) краткий вывод по содержанию урока («Сделаем вывод»);
5) вопросы и задания для организации контрольно-оценочной деятельности.
Наряду с уроками раздел включает в себя рубрику - разворот «Наши проекты».
Каждый раздел завершается рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения».
В конце каждой части учебника имеется рубрика «Странички для самопроверки», работа с которой осуществляется на многих уроках (в тексте уроков имеются соответствующие ссылки).
Особое внимание хотелось бы обратить на следующие рубрики:
«Природы дивная краса».
Эта рубрика содержит тексты и иллюстрации, которые органично дополняют друг друга и служат опорой при выполнении заданий, предполагающих собственные наблюдения детей, подготовку рассказов и фоторассказов, посвящённых красоте природы. Данная рубрика способствует формированию эстетических потребностей, ценностей и чувств.
«Давайте научимся». Рубрика помогает развитию способности к адаптации ребёнка в окружающем мире. Этому служат задания, направленные на формирование различного рода практических умений и навыков.
К недостаткам относятся некоторые неточности, которые автор должен исправить. Рассмотрим на примере темы "Минералы и горные породы". Знакомство с темой начинается в 1-м классе в уроке "Что у нас под ногами?".
Изучаются гранит, кремень и известняк. Почему взяты именно они? Не понятно. Определять их предлагается по фотографиям. Об известняке сказано, что он состоит из раковин морских животных, что не совсем верно, так как это только один из видов известняка (называется ракушечником). Далее предлагается задание по объяснению того, что изображено на рисунках. При этом эти картинки довольно странные.
Во 2-м классе изучается тема "Заглянем в кладовые земли", где говорится, что минералы и горные породы относятся к неживой природе. Сказано, что гранит — распространенная горная порода, состоящая из кварца, слюды, полевого шпата.
Далее уже в 3-м классе есть тема "Как разрушаются камни", где речь больше об изменении твердых тел под воздействием различной температуры.
Таким образом, знания по теме "Минералы и горные породы" даются бессистемно, фрагментарно и есть фактические ошибки.
Так же к минусам хотелось бы отнести большое количество материалов в комплекте (атлас-определитель, рабочая тетрадь на печатной основе). Хотелось бы отметить, что во многих школах Мурманской области запретили обязывать родителей покупать даже рабочие тетради на печатной основе по причине большого количества жалоб. И в некоторых случаях, выполнить некоторые задания учебника невозможно без доп. источников.
В заключение можно утверждать, что данное пособие в целом отвечает требованиям ФГОС НОО, содержание и структура учебного пособия соответствует учебным программам. Таким образом, данное учебное пособие призвано способствовать реализации в практике учителя требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, определённых ФГОС, и поможет учителю добиться прочных и стойких результатов.
Анализ образовательной технологии
Технология развития критического мышления
Технология критического мышления - технология обучения, которая ставит задачу научить критически мыслить – обсуждать, оценивать, выявлять и решать проблемы. Может рассматриваться как разновидность проблемного обучения.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) – один из инновационных методов, позволяющих добиться хороших результатов в формировании мыслительной деятельности обучающихся, навыков самостоятельного критического, а не репродуктивного типа мышления.
Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Актуальность данной технологии в том , что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у учащихся повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.
Технология развития критического мышления ставит следующие задачи:
-
развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни; -
умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.
Развитие критического мышления предполагает развитие таких качеств, как таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Развитие критического мышления тесно связано с аналитической деятельностью. Деятельность обучающихся должна быть направлена на выделение причинно-следственных связей; рассматривание новых идей и знаний в контексте уже имеющихся; выделение ошибок в рассуждениях; умение отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения, стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Критическое мышление не может быть сформировано без культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
Особенности технологии развития критического мышления:
Структура - трёхфазовая базовая модель.
Содержание – эффективные приёмы и стратегии, направленные на формирование у учащихся критического мышления.
Важными моментами для ТРКМ являются:
-
активность учащихся в образовательном процессе; -
организация групповой работы; -
развитие навыков общения; -
восприятие всех идей учащихся как одинаково ценных; -
мотивация учащихся на самообразование через освоение приёмов ТРКМ; -
соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами; -
использование графических приёмов организации материала (в связи с преобладанием клипового мышления у современных детей эффективными для формирования мышления являются модели, рисунки, схемы и т.п, которые отражают взаимоотношения между идеями, показывают ход мыслей). Графическая организация материала может применяться на всех этапах учения как способ подготовки к исследованию, как способ направить это исследование в нужное русло, как способ организовать размышление над полученными знаниями.
В основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» лежит механизм, который авторы (Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл и Д. Огл) назвали базовой моделью. Одно из основных положений технологии – следование трем фазам (стадиям):
-
Вызов. -
Осмысление содержания. -
Рефлексия.
Первая фаза – вызов.
На этапе вызова из памяти актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Ситуацию вызова может создать педагог умело заданным вопросом, демонстрацией неожиданных свойств предмета, рассказом об увиденном, созданием ситуации «разрыва» в способе решения учебной задачи; на стадии вызова в тексте работают «введение, аннотации, мотивирующие примеры».
В процессе реализации фазы вызова:
Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.
Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.
Было бы целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными; появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение учителю или сразу большой аудитории. Работа в небольших группах позволяет таким учащимся чувствовать себя более комфортно.