Файл: Содержание введение стр. 34 Основная часть (содержание педагогической практики) стр. 529 Заключение стр. 30 Приложения стр. 31238 введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 922

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Роль педагога на данном этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно».

Для реализации фазы вызова будут эффективными следующие приёмы:

  • составление списка «известной информации», рассказ-предположение, по ключевым словам;

  • систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

  • верные и неверные утверждения;

  • перепутанные логические цепочки и т.д.

Вторая фаза – осмысление (реализация смысла)

На стадии осмысления обучающийся вступает в контакт с новой информацией, а также происходит ее систематизация. Ребенок получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

Содержание деятельности обучающихся на фазе осмысления:

  • осуществление контакта с новой информацией;

  • попытки сопоставить новую информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;

  • акцентирование внимания на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;

  • обращение внимания на непонятном материале, попытки поставить новые вопросы;

  • стремление отследить процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему;

  • подготовка к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Педагог на данном этапе может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении. Если школьники работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении. Для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что необходимо выделить достаточное время для реализации смысловой стадии. Если учащиеся работают с текстом, было бы целесообразно выделить время для второго прочтения. Это достаточно важно, так как для того, чтобы прояснить некоторые вопросы, необходимо увидеть текстовую информацию в различном контексте.


Для реализации фазы осмысления будет эффективным использование метода активного чтения:

  • маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);

  • ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

  • поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.

Третья фаза – рефлексия (размышление).

Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что обучающиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления для того, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа.

Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и так далее). Но этот анализ мало полезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены. Некоторые из суждений могут оказаться вполне приемлемыми для принятия как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. Кроме того, в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, которые отличаются по форме и по содержанию. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

Деятельность педагога заключается в том, чтобы вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Деятельность учащихся направлена на то, чтобы соотнести «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

На данном этапе эффективными будут следующие приёмы:

  • заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;

  • возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

  • ответы на поставленные вопросы;

  • организация устных и письменных круглых столов;

  • организация различных видов дискуссий;

  • написание творческих работ (синквейн, эссе).


Существует проблема оценивания, а именно: что контролировать и за что ставить отметку. Акцент смещается на индивидуальное осмысление и принятие предлагаемой учителем информации. Следовательно, для того, чтобы каждый ученик смог «взять» для себя необходимый информационный багаж, нужно, чтобы предлагаемый материал был разноплановым, максимально интересным, отвечающий потребностям максимального количества учащихся, но одновременно оставляющим путь к самостоятельному исследованию.

Использование технологии критического мышления создаёт в классе атмосферу, способствующую тому, чтобы дети без страха и с воодушевлением встречали возникающие проблемы и были способны их разрешить. Они (приёмы) делают процесс обучения интересным, что способствует повышению мотивации, росту познавательной активности. Работа в коллективе сверстников включает школьников в отношения взаимодействия и сотрудничества, в атмосферу товарищеской взаимопомощи, формирует лидерские качества и умение подчиняться, учит внимательному отношению к окружающим людям. Сочетание индивидуальных, групповых и парных форм работы позволяет развивать качества как «теоретика», так и экспериментатора, как проверяющего, так и проверяемого.

Таким образом, уроки, проведенные с помощью этих приемов, носят нетрадиционный характер. На таких уроках учитель дает не только детям знания, но и воспитывает в них умение корректно отстаивать свое мнение, видеть ситуацию целиком, а не отдельные ее части, оценивать и не выпускать проблему из виду в процессе поиска решения, самостоятельно добывать информацию и анализировать ее.




Технологические карты разработанных уроков
№ урока: 1

Класс: 2а

Предмет: Русский язык

Тема: «Части речи»

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных).

Задачи:формирование уважительного отношения к иному мнению;

развитие навыков сотрудничества с взрослым; 

формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;


формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов.

Планируемые результаты:

предметные: различать части речи; называть изученные признаки имен существительных, прилагательных, глаголов; приводить примеры разных частей речи.

личностные: способствовать развитию доброжелательности, сотрудничества со сверстниками и учителем, самостоятельности, самоопределения.

УУД:

коммуникативные:  активное использование речевых средств для решения познавательных задач; готовность слушать и вести диалог; признавать существование различных точек зрения.

регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

познавательные: формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное; формировать умение поиска информации в учебном словаре (словарь синонимов); совершенствовать умения использовать слова разных частей речи.

Оборудование для учителя: интерактивная доска, проектор, наглядный материал.

Оборудование для учащихся: учебники, рабочие тетради, карточки.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный

(Проверка готовности к уроку, создание положительного настроя)
-Посмотрите на доску и прочитайте высказывание А.С. Пушкина.
Сказки делают человека добрее.

А.С. Пушкин
-Как вы его понимаете?

- Это высказывание будет сегодня эпиграфом, то есть - девизом к нашему уроку, а сказка, которую вы читали на уроках литературного чтения поможет нам повторить и закрепить пройденный материал и открыть новые тайны русского языка.

-Откройте тетради. Запишите число, классная работа и это высказывание, которое и будет являться нашей минуткой красивого письма. Писать начинайте с красной строки.




2. Постановка цели урока в начале или процессе урока

(в процессе урока)

3. Актуализация знаний, УУД в начале урока или в течение урока

-Какую большую раздел мы изучили? (Изучили тему «Звуки и буквы»)

- Что вы изучали в этом разделе?
-Какие?

-Чему учились
- Проверим себя. Применим полученные знания. Запишем слова под диктовку, выделяя

изученные орфограммы.

(Один ученик работает на доске)

Писатель, русский, живет, Пушкин, вечный.
- Возьмите карандаши, проверьте и оцените себя по «светофору».

-Посмотрите на слова, подумайте по какому признаку эти слова можно распределить на группы?
СЛАЙД 2
Слова - названия

предметов

признаков предметов

действий предметов

кто?

какой?

что делает?

что?

какая?

что сделают?




какое?

что делают?




какие?

что делали?


-Итак, слово это не только набор звуков и букв, но и название предмета. признака предмета, действия предмета. Повторим, на какие вопросы отвечают слова каждой группы.

- Изучили раздел «Звуки и буквы»

- Орфограммы русского языка.

- (Дети перечисляют изученные орфограммы).

- Учились писать слова в соответствии правил русского языка.


(Высказывания детей)

(Хоровое прочтение вопросов).


4.1. Открытие темы урока

- Откройте учебники на странице 39. Прочитайте название раздела.
- Прочитайте про себя, чему будем учиться.

- Прочитайте вслух (по цепочке).
- Изучая слова нашего языка, ученые заметили, что названия предметов, признаков и действий отвечают на разные вопросы и разное обозначают.

Тогда ученые по этим двум особенностям слов

1. на какой вопрос отвечают

2. что обозначают – объединили их в большие группы, которые называются частями речи.
- Откройте учебники на странице 40. Прочитайте название темы.

- Что же такое части речи? Сегодня мы узнаем.





4.2. Первичное восприятие и усвоение нового материала (правил, понятий, алгоритмов)

- Найдите упражнение 68. Рассмотрите рисунок. Определите его тему.
СЛАЙД 2.
1) Назовите по рисунку слова – название предметов. На какой вопрос они отвечают?

2) Назовите слова – названия признаков этих предметов. На какой вопрос они отвечают?

3) Назовите слова – действия предметов. На какой вопрос они отвечают?
- Составьте по рисунку предложение (устно).

- Какое предложение вам понравилось больше всего?

- Запишите предложение с красной строки.

С какой буквы начнем писать предложение?

-Сегодня вы узнаете только о трех частях речи, но на самом деле их гораздо больше. С какими то мы будем знакомиться в начальной школе, а о каких-то вы узнаете в старших классах.
(На доску карточки части речи)

- Прочитайте правило на странице 40 про себя.

- Поднимите руку, кто может прочитать правило.

- Прочитайте правило шепотом все вместе.

-Что же называют частями речи? (зачитать)

-Какую функцию выполняет каждая часть речи? Что обозначает? (зачитать)

-Какие названия есть у каждой части речи? (зачитать)



- С заглавной.

4.3. Проверка усвоения обучающимися нового материала (выполнение упражнений и решение задач)

- Послушайте отрывок из сказки А.С.Пушкина
Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

-Из какого произведения эти строки?
- Посмотрите на экран. Прочитайте слова из этой сказки.
-Помогите лосятам спуститься на землю. Правильно распределите мешочки по корзинам.

Чтобы не ошибиться какой частью речи является то, или иное слово будем действовать по алгоритму.

1. Задать к слову вопрос.

2. Определить, что обозначает слово.

3. Назвать часть речи, к которой относится это слово.

- Ребята, мы помогли не только лосятам, но и себе. Чему мы учились?

(Учились распознавать части речи)
Игра «Немой диктант»

Цель – Осознание учащимися степени овладения понятиями и применение полученных знаний
-Посмотрим как вы это усвоили.

-Что я держу в руке? (карандаш)

-На какой вопрос отвечает это слово?

-Что обозначает?

-Как называется эта часть речи, которая обозначает предмет?

-Подберите к этому существительному прилагательное.

-На какой вопрос отвечает прилагательное?

-Теперь подберите к нему глагол?
-Ну а сейчас возьмите листы с индивидуальными заданиями и найдите задание №1.

Сейчас будет «немой диктант»

-Я вам показываю предмет. Вы записываете в нужную колонку название этого предмета и подбираете подходящие к нему по смыслу прилагательное и глагол по образцу.

(Учитель показывает предметы: зеркало, яблоко, белка, лебедь)

- Какой частью речи являются эти слова: зеркало, белка, яблоко, лебедь?

- Какие имена прилагательные вы подобрали к этим словам?

- Какие глаголы вы подобрали к этим существительным?



- Сущ.

5. Динамическая пауза

Вышли уточки на луг
Вышли уточки на луг, Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел веселый жук,
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал, Р-р-р!
(Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)
Зашептал в воде камыш,
Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)
И опять настала тишь, Ш-ш-ш.

Выполняют упражнения


6. Обобщение усвоенного на уроке материала, выявление освоенных УУД

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

-Продолжаем работу на листах. Выполним задание №2.

-Прочитайте задание.

(В каждой колонке слов зачеркнуть лишнее слово, не относящееся к этой части речи).

СЛАЙД №3 Проверьте и оцените себя по образцу («светофор»).
Работа с текстом.
-Прочитайте задание №3 на ваших листах.

(Прочитайте. вставьте подходящие по смыслу слова из справок. Определите их части речи и запишите в тетрадь).

-Можно ли назвать эти предложения текстом?

-Определите тему текста.
СЛАЙД №4 Проверьте и оцените себя по образцу («светофор»)




7. Домашнее задание

с. 42 упр. 70

с. 40 – выучить правило

5 словарных слов

с. 5 у. 70 (с. 42), П – с. 40




8. Рефлексия деятельности обучающихся

-Что нового вы узнали сегодня на уроке и чему учились?

(Учились определять какой частью речи является слово.

Учились распознавать признаки частей речи)




9. Контроль процесса и результата учебной деятельности

-Какой алгоритм действий вы должны помнить, чтобы определить часть речи?

-А теперь подведите итог урока каждый сам себя (Итоговый тест на листах. Задание №4 )






№ урока: 2

Класс: 2а

Предмет: Русский язык

Тема: Имя существительное как часть речи

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: способствовать развитию умения находить имена существительные среди других частей речи, расширению представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления; навыков правописания словарных слов: январь, февраль

Задачи:

1) Знакомство с именем существительным как частью речи; довести до полного осознания учащихся, что слово способно назвать все в окружающем мире.

2) Развитие речи, памяти, мышления, орфографической зоркости, наблюдательности.

3) Воспитывать интерес к учению, любознательность, любовь к родному языку, сознательную дисциплину.

Планируемые результаты:

предметные: освоение первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

личностные: демонстрация целостного социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур.

УУД:

коммуникативные: проявление готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять учебную задачу;

познавательные: оперирование базовыми предметными понятиями; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, классификацию.

Оборудование для учителя: Схема «Имя существительное».

Оборудование для учащихся: учебники, тетради, письменные принадлежности.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный

Приветствие учащихся.

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.


Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Все вы готовы к уроку.

Настроение у всех хорошее.

Проверим готовность к уроку

Проявляют эмоциональную отзывчивость

2. Чистописание

к К

ки ку кн ке кл

(индивидуальная практическая работа, письмо)

Вырабатывают каллиграфический почерк

3. Актуализация знаний, УУД в начале урока или в течение урока

Проверка домашнего задания, устанавление правильности и осознанности его выполнения

Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий

4.1. Открытие темы урока

Чтение темы урока




4.2. Первичное восприятие и усвоение нового материала (правил, понятий, алгоритмов)

– Прочитайте. Почему так

говорят?

– Что обозначают выделенные существительные? Измените
их так, чтобы они отвечали
на вопрос: что?


– Спишите пословицу.
Подчеркните имена существительные.


Чтение правила.

Отвечают на вопросы.
– Зимы – зима, весне – весна, январю – январь, февралю – февраль.
Списывают пословицу. Подчеркивают имена
существительные.



Читают правило.

* Словарно-орфографическая работа. Январь, февраль

Проводит работу со словарными словами «январь», «февраль», организует их запо-
минание


Записывают и запо-
минают правописание слов


4.3. Проверка усвоения обучающимися нового материала (выполнение упражнений и решение задач)

– Прочитайте. Какие слова
в стихотворении имеют значение сильный ветер со снегом,
метель, снежная буря?


– Спишите. Подчеркните имена существительные, обозначающие явления природы (что?)

Читают выразительно стихотворение.

– Вьюга, снежная пурга.

Правильно списывают слова, осуществляют
самопроверку


5. Динамическая пауза

Поднимает руки класс -это раз
Повернулась голова -это два.
Руки вниз, вперёд смотри -это три,
Руки в сторону пошире развернули на четыре.
С силой их к груди прижать -это пять.
Всем ребятам тихо сесть -это шесть.

Выполняют упражнения


6. Обобщение усвоенного на уроке материала, выявление освоенных УУД

Выпишите из сло-
варя 10 слов, отвечающих
на вопрос: что?


Самостоятельно
выполняют задание


7. Домашнее задание

Выписать из любимого стихотворения 5 слов, отвечающих на вопрос: что?

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

8. Рефлексия деятельности обучающихся

– Чем занимались сегодня
на уроке?


– Какой вид работы понравился больше?

– О чем хотели бы узнать
подробнее?


Отвечают на вопросы