Файл: Комарова К.В. и др. Лидерство Учебное пособие 2008.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 13496

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

66 

ТЕМА 2 

 ФОРМИРОВАНИЕ ВИДЕНИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ  

УСЛОВИЕ ЛИДЕРСТВА 

 
 

ПЛАН 

 

2.1. Сущность и содержание понятия «видение». 
2.2. Формирование видения. 
2.3. Реализация видения. 

 

При  изучении  темы  «Формирование  видения  как  необхо-

димое  условие  лидерства»  мы  рассмотрим  сущность,  содержа-
ние и значение видения в деятельности современных организа-
ций, а также процесс формирования видения. 

 
Изучив тему, студенты должны знать:  
- сущность понятий «видение» и «лидерство, основанное на видении»; 
- различие понятий «видение» и «стратегия»; 
- значение видения; 
- признаки необходимости формирования видения; 
- требования к формированию видения; 
- характеристики видения; 
- подходы к процессу формирования видения; 
- методы и проблемы формирования и реализации видения. 
 
 

2.1. Сущность и содержание понятия «видение» 

 

Сущность понятия 

 

Начиная  с  1920-х  годов,  менеджеры  высшего  звена  управления  боль-

шую  часть  своего  времени  и  внимания  уделяли  разработке  и  реализации 
стратегий  организации.  По  мнению  современных  экспертов  в  области  ру-
ководства,  руководители,  стремящиеся  стать  лидерами,  должны  сконцен-
трировать свои  усилия не только на разработке стратегии, но и на форми-
ровании перспективного видения своих организаций. 

Что  же  собой  представляет  видение?  Многие  руководители  считают, 

что природа видения – вещь неординарная и плохо поддающаяся объясне-
нию  и  пониманию.  На  самом  деле  видение  –  обычное  и  широко  распро-
страненное  явление,  которое  основано  на  теоретической  деятельности  че-
ловека как формы познания, направленной на осмысление своих собствен-
ных  действий  и  их  оснований.  Чтобы  лучше  понять  сущность    видения, 
попробуйте  задать  себе  вопросы,  которые  вы,  несомненно,  себе  задавали: 


background image

 

 

67 

«В  чем  смысл  моей  жизни?»,  «Каким  я  вижу  свое  будущее?»,  «Каким  я 
вижу будущее своих детей?». Ответы на эти вопросы почти всегда связаны 
с  вашими  мечтами,  ожиданиями,  надеждами,  страхами  за  свое  будущее  и 
т.д.  Поскольку  третью  часть  своей  жизни  люди  отдают  работе  в  каких-
либо  организациях,  то  ответы  на  вопросы,  связанные  с  трудовой  деятель-
ностью  (например,  «Что  значит  для  меня  работа?»,  «Что  значит  для  меня 
организация,  в  которой  я  работаю?»,  «Какое  место  занимаю  я  в  организа-
ции?», «Какой бы я хотел видеть свою организацию?» и т.п.), отражают не 
только  личные  устремления,  нужды,  запросы,  но  и  желание  (или  нежела-
ние), возможность и готовность внести свой вклад в развитие организации. 
Подобные размышления о смысле жизни и составляют основу видения. 

Организационное видение не существует самостоятельно, отдельно от 

людей.  Оно  черпает  свою  жизненную  силу  в  способности  людей  к  визио-
нерству,  а  не  в  производственных  проблемах  или  ситуациях.  Организаци-
онное  видение  –  это  своего  рода  мечта  о  будущем  как  организации  в  це-
лом,  так  и  отдельных  ее  членов.  Специалисты  в  сфере  руководства  и  ли-
дерства  считают  организационное  видение  «живым»  выражением  смысла 
существования организации, его будущего. Видение – это разделяемый со-
трудниками  образ  того,  какой  они  хотят  видеть  организацию  в  будущем. 
Видение  обеспечивает  исходную  точку  будущего  организации.  Формиро-
вание видения предполагает присутствие  благородной цели, высоких цен-
ностей, которые считаются особенно достойными. Барт Нанус (Nanus Burt, 
1989) описывает видение как реалистичный, внушающий доверие, привле-
кательный  образ  будущего  организации,  как  идею,  обладающую  такой 
энергетикой,  что  она,  по  сути,  приближает  будущее  скачками,  вызывая  к 
жизни  те  навыки,  таланты  и  ресурсы,  которые  необходимы  для  пришест-
вия желаемого будущего, и как путеводную звезду для всех, кто нуждается 
в понимании  того, какой должна быть организация  и куда ей идти. Виде-
ние  описывается  как  виртуальный  образ  желаемого  будущего  состояния, 
идеал  или  далеко  идущая  мечта.  Уоррен  Бланк  (Blank  Warren,  1995)  срав-
нивает видение с уникальными, встроенными в сознание линзами с «боль-
шим углом захвата и большим приближением», позволяющим людям уви-
деть  более  отдаленное  будущее.  Маргарет  Уитли  (Wheatley  M.,  1994)  
сравнивает  видение  с  силовым  полем,  которое  пронизывает  организацию 
энергетической волной. Все люди, попадая в это силовое поле, испытыва-
ют  его  воздействие.  Такие  контакты  формируют  поведение  людей  и  при-
водят его в соответствие с целями организации. Специалисты считают ви-
дение  чем-то  большим,  чем  боевой  клич.  Люди  чувствуют,  что  являются 
частью чего-то более значимого, чем они сами, во что они и верят. 

Таким образом, видение (Vision) – это осознание сотрудниками смысла  

существования  и  образа  будущего  организации.  Ви-
дение  позволяет  не  только  осознать  предназначение 
организации,  но  и  понять,  какое  место  в  картине  бу-
дущего займет организация и люди, работающие в ней. 

Видение - это осознание 
сотрудниками 

смысла 

существования  и  об-
раза  будущего  органи-
зации 


background image

 

 

68 

Общее  видение  будущего  сегодня  является  одним  из  важнейших  ус-

ловий  успеха  организации,  а  умение  формулировать  четкое  и  яркое  виде-
ние  будущего  относится  к  набору  обязательных  навыков  лучших  топ-
менеджеров. В то же время «видение» относится к числу наиболее неодно-
значных понятий управленческой науки, поскольку сам термин наталкива-
ет на мысль об иллюзорности того, что за ним стоит. Видение – это модель 
будущего  и  места  организации  в  этом  будущем.  Лидерство,  основанное 
на  видении,  –
    это  креативная,  уникальная,  систематизированная  концеп-
ция,  отражающая  смысл  деятельности  организации,  затрагивающая  не 
только разум, но и чувства. Видение может быть сформировано как реше-
ние  отдельно  взятой  организационной  проблемы,  как  достижение  опреде-
ленной  конкурентной  позиции,  роли  на  рынке  и  в  обществе,  как  измене-
ние, которое организации предстоит осуществить. 

Решающая роль в формировании общего видения будущего в органи-

зации  принадлежит  её  руководителю.  Современный  руководитель-лидер 
должен  быть  визионером,  то  есть  человеком,  наделенным  способностями 
мечтателя-провидца. 

Лидерство, основанное на видении, – это новая и мало изученная про-

блема менеджмента. 

 

Различие понятий  

«стратегия» и «видение» 

 

Видение организации тесно связано с ее стратегией, миссией, целями 

и  базовыми  ценностями.  В  чем  же  заключается  сходство  и  различие  этих 
понятий?  Известно,  что  стратегия  представляет  собой  план,  описываю-
щий распределение ресурсов и порядок действий организации во внешней 
среде, направленный на достижение стратегических целей. Стратегическое 
планирование  основано  на  рациональном  анализе  внешней  и  внутренней 
среды  организации.  Непременным  условием  стратегического  планирова-
ния является формулирование миссии и целей организации. Миссия опре-
деляет  причину  существования  организации  и  отражает  в  сжатой,  понят-
ной форме: 

1)  потребности  клиента,  которые  должна  удовлетворить  организация 

(продукты или услуги); 

2) сегмент рынка, на котором оперирует организация; 
3) ключевую компетенцию; 
4) конкурентное преимущество; 
5) ценности, разделяемые организацией.  
Цели  –  это  результат,  которого  стремиться  достичь  организация, 

выраженный  в  конкретной  и  измеримой  форме.  Базовые  ценности  –  это 
нравственные  принципы,  нормы,  установки,  идеалы,  которыми  руково-
дствуется  организация.  Видение,  как  мы  уже  отмечали,  –  это  образ  буду-
щего 
и смысл существования 
организации. Таким образом, и стратегия, и 
видение направлены на объединение усилий людей для достижения целей. 


background image

 

 

69 

Однако,  несмотря  на  то,  что  эти  понятия  связаны  между  собой,  они 

имеют существенное различие. Оба эти понятия подразумевают, что груп-
па людей - членов организации приписывает своим действиям какой-то по-
зитивный  смысл,  который  способствует  активизации  как  организации  в 
целом,  так  и  отдельных  её  членов.  Руководители  стараются  вовлечь  со-
трудников в процесс достижения целей посредством логики убеждения. Но 
четко и  точно структурированные стратегии, основанные на научном ана-
лизе внешней  и внутренней среды организации, не обеспечивают сильной 
эмоциональной приверженности. Стратегии дают ответ на вопрос «Что на-
до делать?», но не дают ответа на вопрос «Почему это надо делать?». Зна-
ние  ответа  на  вопрос  «Почему?»  является  более  важным,  поскольку  спо-
собствует формированию преданности организации. 

Видение по своей природе более эмоционально, чем стратегия.  Виде-

ние предполагает присутствие благородных целей, которых стремится дос-
тичь организация во имя будущего. Последние отражают смысл существо-
вания  организации  и  действий  сотрудников.  Видение  выражает  чувства, 
которые испытывают его обладатели по отношению к организации. Можно 
сказать, что стратегия – это сухая формулировка планов действий, а виде-
ние  –  это  духовное  состояние  организации,  объединяющее  людей.  Пра-
вильно  сформулированное  видение,  по  мнению  специалистов,  порождает 
энтузиазм, подобный  тому, который люди испытывают во время спортив-
ных  состязаний.  Видение  выступает  цементирующей  основой,  связываю-
щей людей, которые прилагают совместные усилия для достижения целей 
организации и разделяют общие ценности. 

Однако  формирование  и  реализация  видения  вовсе  не  означает,  что 

стратегическое  планирование  потеряло  свою  актуальность.  Современные 
организации,  функционирующие    в  условиях  чрезвычайно  динамичной 
внешней    среды,  нуждаются  не  только  в  видении,  позволяющем  предви-
деть  и  осмыслить  будущее,  но  и  в  стратегическом  планировании,  позво-
ляющем  реализовать  это  видение.    Видение  и  стратегия  объединенными 
усилиями позволяют внести ясность и согласие в действия членов органи-
зации, укрепить их дух. 

 

Необходимость видения 

 

Почему столь актуальной становится проблема лидерства, основанно-

го на видении? Другими словами, почему современные организации долж-
ны  формировать  видение?  Необходимость  общего  видения  будущего  для 
успеха современных организаций проявляется в следующем. 

Во-первых,  рост  динамичности  внешней  среды  приводит  к  росту 

неопределенности и, как следствие, к снижению её прогнозируемости. 
Изменения  внешней  среды  происходят  нелинейно,  поэтому  невозможно 
просто  экстраполировать  сегодняшнее  состояние  внешней  среды  и  соста-
вить  достоверный  прогноз  будущего.  Скорость  изменений,  происходящих 
вокруг  нас, постоянно  растет. Действительно, человечество десятки  тысяч 


background image

 

 

70 

лет передвигалось пешком со скоростью, равной скорости пешехода, тыся-
чи  лет  использовало  лошадей  с  максимальной  скоростью  около  30  км  в 
час, сто лет  ездило на паровозах со скоростью 100 км в час, 50 лет летало 
на  самолетах  со  скоростью  200  км  в  час,  40  лет  использует  для  полета  в 
космос  ракеты.  Это  замечание  позволяет  нам  осознать  темпы  изменений, 
происходящих во внешней среде. Если, начиная с 1920-х годов, условия, в 
которых  функционировали  организации,  были  относительно  стабильными 
и  позволяли  строить  стратегии  в  форме  планов  на  основе  экстраполяции, 
то  в  последнее  время  только  ограниченное  число  организаций  и  отраслей 
имеют  эту  возможность.  Специалисты  утверждают,  что  будущее  спрогно-
зировать нельзя, его можно только вообразить, то есть изобрести нечто но-
вое. Руководители современных  компаний должны выходить за рамки по-
вседневной  рутины  и  горизонта  видения,  определяемого  стратегическими 
планами.  Действия  традиционных  руководителей  являются  реакцией  на 
возникающие  проблемы.  Согласно  Расселу  Акоффу  (Ackoff,  Russel  L., 
1981/1984
), одному из основоположников стратегического управления, та-
кие  руководители  являются  проактивными  формальными  лидерами.  Они 
позволяют  событиям,  происходящим  в  организации,  диктовать,  как  им 
действовать. Иными словами, у них есть готовые рецепты,  основанные на 
прошлом опыте. Стратегии, взятые из прошлого, чаще всего способны уве-
сти  в  направлении,  в  котором  нельзя  двигаться.  Высокий  темп  изменений 
внешней  среды  организаций  XXI  века  сделал  «реактивный»  стиль  управ-
ления  устаревшим.  Специалисты  в  области  управления  утверждают,  что 
именно приверженность существующим структурам организаций является 
серьезным  препятствием  как  созданию  условий  для  нововведений,  так  и 
формированию  образа  будущего  этих  организаций.  Это  означает,  что  ме-
неджеры должны выходить за рамки, обозначенные реализуемыми сегодня 
миссиями  и  целями,  что  надо  формировать  видение  будущего  организа-
ции. 

Руководство,  основанное  на  видении,  по  мнению  Б.Нануса,  способно 

четко  сформулировать  и  донести  до  людей  реалистичное,  заслуживающее 
доверия и  привлекательное  неординарное видение будущего организации, 
которое направлено на улучшение текущей ситуации. При правильном вы-
боре  и  надлежащем  претворении  в  жизнь  оно  способно  настолько  эффек-
тивно направлять членов организации к активным действиям, что действи-
тельно  становится  средством  сделать  их  будущее  реальностью,  поскольку 
учитывает все навыки, таланты и ресурсы, необходимые для этого. 

Во-вторых,  неопределенность,  порождаемая  турбулентными  из-

менениями  внешней  среды,  приводит  к  росту  непонимания  того,  что 
вокруг происходит.
 У все большего числа людей возникают сомнения от-
носительно  будущего  организаций  и  ощущение  неопределенности  этого 
будущего.  Все  больше  организаций  и  работающих  в  них  людей  погружа-
ются  в  кризис  смысла.  Руководителям  нельзя  недооценивать  глубины  че-
ловеческой  потребности  в  смысле.  Видение,  таким  образом,  позволяет 
преодолеть кризис смысла существования организации.