ВУЗ: Днепропетровская государственная финансовая академия
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 13496
Скачиваний: 50
66
ТЕМА 2
ФОРМИРОВАНИЕ ВИДЕНИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ
УСЛОВИЕ ЛИДЕРСТВА
ПЛАН
2.1. Сущность и содержание понятия «видение».
2.2. Формирование видения.
2.3. Реализация видения.
При изучении темы «Формирование видения как необхо-
димое условие лидерства» мы рассмотрим сущность, содержа-
ние и значение видения в деятельности современных организа-
ций, а также процесс формирования видения.
Изучив тему, студенты должны знать:
- сущность понятий «видение» и «лидерство, основанное на видении»;
- различие понятий «видение» и «стратегия»;
- значение видения;
- признаки необходимости формирования видения;
- требования к формированию видения;
- характеристики видения;
- подходы к процессу формирования видения;
- методы и проблемы формирования и реализации видения.
2.1. Сущность и содержание понятия «видение»
Сущность понятия
Начиная с 1920-х годов, менеджеры высшего звена управления боль-
шую часть своего времени и внимания уделяли разработке и реализации
стратегий организации. По мнению современных экспертов в области ру-
ководства, руководители, стремящиеся стать лидерами, должны сконцен-
трировать свои усилия не только на разработке стратегии, но и на форми-
ровании перспективного видения своих организаций.
Что же собой представляет видение? Многие руководители считают,
что природа видения – вещь неординарная и плохо поддающаяся объясне-
нию и пониманию. На самом деле видение – обычное и широко распро-
страненное явление, которое основано на теоретической деятельности че-
ловека как формы познания, направленной на осмысление своих собствен-
ных действий и их оснований. Чтобы лучше понять сущность видения,
попробуйте задать себе вопросы, которые вы, несомненно, себе задавали:
67
«В чем смысл моей жизни?», «Каким я вижу свое будущее?», «Каким я
вижу будущее своих детей?». Ответы на эти вопросы почти всегда связаны
с вашими мечтами, ожиданиями, надеждами, страхами за свое будущее и
т.д. Поскольку третью часть своей жизни люди отдают работе в каких-
либо организациях, то ответы на вопросы, связанные с трудовой деятель-
ностью (например, «Что значит для меня работа?», «Что значит для меня
организация, в которой я работаю?», «Какое место занимаю я в организа-
ции?», «Какой бы я хотел видеть свою организацию?» и т.п.), отражают не
только личные устремления, нужды, запросы, но и желание (или нежела-
ние), возможность и готовность внести свой вклад в развитие организации.
Подобные размышления о смысле жизни и составляют основу видения.
Организационное видение не существует самостоятельно, отдельно от
людей. Оно черпает свою жизненную силу в способности людей к визио-
нерству, а не в производственных проблемах или ситуациях. Организаци-
онное видение – это своего рода мечта о будущем как организации в це-
лом, так и отдельных ее членов. Специалисты в сфере руководства и ли-
дерства считают организационное видение «живым» выражением смысла
существования организации, его будущего. Видение – это разделяемый со-
трудниками образ того, какой они хотят видеть организацию в будущем.
Видение обеспечивает исходную точку будущего организации. Формиро-
вание видения предполагает присутствие благородной цели, высоких цен-
ностей, которые считаются особенно достойными. Барт Нанус (Nanus Burt,
1989) описывает видение как реалистичный, внушающий доверие, привле-
кательный образ будущего организации, как идею, обладающую такой
энергетикой, что она, по сути, приближает будущее скачками, вызывая к
жизни те навыки, таланты и ресурсы, которые необходимы для пришест-
вия желаемого будущего, и как путеводную звезду для всех, кто нуждается
в понимании того, какой должна быть организация и куда ей идти. Виде-
ние описывается как виртуальный образ желаемого будущего состояния,
идеал или далеко идущая мечта. Уоррен Бланк (Blank Warren, 1995) срав-
нивает видение с уникальными, встроенными в сознание линзами с «боль-
шим углом захвата и большим приближением», позволяющим людям уви-
деть более отдаленное будущее. Маргарет Уитли (Wheatley M., 1994)
сравнивает видение с силовым полем, которое пронизывает организацию
энергетической волной. Все люди, попадая в это силовое поле, испытыва-
ют его воздействие. Такие контакты формируют поведение людей и при-
водят его в соответствие с целями организации. Специалисты считают ви-
дение чем-то большим, чем боевой клич. Люди чувствуют, что являются
частью чего-то более значимого, чем они сами, во что они и верят.
Таким образом, видение (Vision) – это осознание сотрудниками смысла
существования и образа будущего организации. Ви-
дение позволяет не только осознать предназначение
организации, но и понять, какое место в картине бу-
дущего займет организация и люди, работающие в ней.
Видение - это осознание
сотрудниками
смысла
существования и об-
раза будущего органи-
зации
68
Общее видение будущего сегодня является одним из важнейших ус-
ловий успеха организации, а умение формулировать четкое и яркое виде-
ние будущего относится к набору обязательных навыков лучших топ-
менеджеров. В то же время «видение» относится к числу наиболее неодно-
значных понятий управленческой науки, поскольку сам термин наталкива-
ет на мысль об иллюзорности того, что за ним стоит. Видение – это модель
будущего и места организации в этом будущем. Лидерство, основанное
на видении, – это креативная, уникальная, систематизированная концеп-
ция, отражающая смысл деятельности организации, затрагивающая не
только разум, но и чувства. Видение может быть сформировано как реше-
ние отдельно взятой организационной проблемы, как достижение опреде-
ленной конкурентной позиции, роли на рынке и в обществе, как измене-
ние, которое организации предстоит осуществить.
Решающая роль в формировании общего видения будущего в органи-
зации принадлежит её руководителю. Современный руководитель-лидер
должен быть визионером, то есть человеком, наделенным способностями
мечтателя-провидца.
Лидерство, основанное на видении, – это новая и мало изученная про-
блема менеджмента.
Различие понятий
«стратегия» и «видение»
Видение организации тесно связано с ее стратегией, миссией, целями
и базовыми ценностями. В чем же заключается сходство и различие этих
понятий? Известно, что стратегия представляет собой план, описываю-
щий распределение ресурсов и порядок действий организации во внешней
среде, направленный на достижение стратегических целей. Стратегическое
планирование основано на рациональном анализе внешней и внутренней
среды организации. Непременным условием стратегического планирова-
ния является формулирование миссии и целей организации. Миссия опре-
деляет причину существования организации и отражает в сжатой, понят-
ной форме:
1) потребности клиента, которые должна удовлетворить организация
(продукты или услуги);
2) сегмент рынка, на котором оперирует организация;
3) ключевую компетенцию;
4) конкурентное преимущество;
5) ценности, разделяемые организацией.
Цели – это результат, которого стремиться достичь организация,
выраженный в конкретной и измеримой форме. Базовые ценности – это
нравственные принципы, нормы, установки, идеалы, которыми руково-
дствуется организация. Видение, как мы уже отмечали, – это образ буду-
щего и смысл существования организации. Таким образом, и стратегия, и
видение направлены на объединение усилий людей для достижения целей.
69
Однако, несмотря на то, что эти понятия связаны между собой, они
имеют существенное различие. Оба эти понятия подразумевают, что груп-
па людей - членов организации приписывает своим действиям какой-то по-
зитивный смысл, который способствует активизации как организации в
целом, так и отдельных её членов. Руководители стараются вовлечь со-
трудников в процесс достижения целей посредством логики убеждения. Но
четко и точно структурированные стратегии, основанные на научном ана-
лизе внешней и внутренней среды организации, не обеспечивают сильной
эмоциональной приверженности. Стратегии дают ответ на вопрос «Что на-
до делать?», но не дают ответа на вопрос «Почему это надо делать?». Зна-
ние ответа на вопрос «Почему?» является более важным, поскольку спо-
собствует формированию преданности организации.
Видение по своей природе более эмоционально, чем стратегия. Виде-
ние предполагает присутствие благородных целей, которых стремится дос-
тичь организация во имя будущего. Последние отражают смысл существо-
вания организации и действий сотрудников. Видение выражает чувства,
которые испытывают его обладатели по отношению к организации. Можно
сказать, что стратегия – это сухая формулировка планов действий, а виде-
ние – это духовное состояние организации, объединяющее людей. Пра-
вильно сформулированное видение, по мнению специалистов, порождает
энтузиазм, подобный тому, который люди испытывают во время спортив-
ных состязаний. Видение выступает цементирующей основой, связываю-
щей людей, которые прилагают совместные усилия для достижения целей
организации и разделяют общие ценности.
Однако формирование и реализация видения вовсе не означает, что
стратегическое планирование потеряло свою актуальность. Современные
организации, функционирующие в условиях чрезвычайно динамичной
внешней среды, нуждаются не только в видении, позволяющем предви-
деть и осмыслить будущее, но и в стратегическом планировании, позво-
ляющем реализовать это видение. Видение и стратегия объединенными
усилиями позволяют внести ясность и согласие в действия членов органи-
зации, укрепить их дух.
Необходимость видения
Почему столь актуальной становится проблема лидерства, основанно-
го на видении? Другими словами, почему современные организации долж-
ны формировать видение? Необходимость общего видения будущего для
успеха современных организаций проявляется в следующем.
Во-первых, рост динамичности внешней среды приводит к росту
неопределенности и, как следствие, к снижению её прогнозируемости.
Изменения внешней среды происходят нелинейно, поэтому невозможно
просто экстраполировать сегодняшнее состояние внешней среды и соста-
вить достоверный прогноз будущего. Скорость изменений, происходящих
вокруг нас, постоянно растет. Действительно, человечество десятки тысяч
70
лет передвигалось пешком со скоростью, равной скорости пешехода, тыся-
чи лет использовало лошадей с максимальной скоростью около 30 км в
час, сто лет ездило на паровозах со скоростью 100 км в час, 50 лет летало
на самолетах со скоростью 200 км в час, 40 лет использует для полета в
космос ракеты. Это замечание позволяет нам осознать темпы изменений,
происходящих во внешней среде. Если, начиная с 1920-х годов, условия, в
которых функционировали организации, были относительно стабильными
и позволяли строить стратегии в форме планов на основе экстраполяции,
то в последнее время только ограниченное число организаций и отраслей
имеют эту возможность. Специалисты утверждают, что будущее спрогно-
зировать нельзя, его можно только вообразить, то есть изобрести нечто но-
вое. Руководители современных компаний должны выходить за рамки по-
вседневной рутины и горизонта видения, определяемого стратегическими
планами. Действия традиционных руководителей являются реакцией на
возникающие проблемы. Согласно Расселу Акоффу (Ackoff, Russel L.,
1981/1984), одному из основоположников стратегического управления, та-
кие руководители являются проактивными формальными лидерами. Они
позволяют событиям, происходящим в организации, диктовать, как им
действовать. Иными словами, у них есть готовые рецепты, основанные на
прошлом опыте. Стратегии, взятые из прошлого, чаще всего способны уве-
сти в направлении, в котором нельзя двигаться. Высокий темп изменений
внешней среды организаций XXI века сделал «реактивный» стиль управ-
ления устаревшим. Специалисты в области управления утверждают, что
именно приверженность существующим структурам организаций является
серьезным препятствием как созданию условий для нововведений, так и
формированию образа будущего этих организаций. Это означает, что ме-
неджеры должны выходить за рамки, обозначенные реализуемыми сегодня
миссиями и целями, что надо формировать видение будущего организа-
ции.
Руководство, основанное на видении, по мнению Б.Нануса, способно
четко сформулировать и донести до людей реалистичное, заслуживающее
доверия и привлекательное неординарное видение будущего организации,
которое направлено на улучшение текущей ситуации. При правильном вы-
боре и надлежащем претворении в жизнь оно способно настолько эффек-
тивно направлять членов организации к активным действиям, что действи-
тельно становится средством сделать их будущее реальностью, поскольку
учитывает все навыки, таланты и ресурсы, необходимые для этого.
Во-вторых, неопределенность, порождаемая турбулентными из-
менениями внешней среды, приводит к росту непонимания того, что
вокруг происходит. У все большего числа людей возникают сомнения от-
носительно будущего организаций и ощущение неопределенности этого
будущего. Все больше организаций и работающих в них людей погружа-
ются в кризис смысла. Руководителям нельзя недооценивать глубины че-
ловеческой потребности в смысле. Видение, таким образом, позволяет
преодолеть кризис смысла существования организации.