Файл: Комарова К.В. и др. Лидерство Учебное пособие 2008.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 13493

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

61 

ПРАКТИКУМ 

 

1.  Упражнения для самооценки. 

 

Тест   «Есть ли у вас способности к менеджменту?» 
Оцените каждый ответ на предложенные ниже вопросы по следующей 

схеме, где: 

 

Вопросы 

«Я 

нико-

гда 

так не 

посту-

паю»

 

«Я 

редко 

так 

посту-

паю»

 

«Я 

иногда 

так 

посту-

паю»

 

«Я 

часто 

так 

посту-

паю»

 

«Я 

всегда 

так 

посту-

паю»

 

1.  Если  мне  необходимо  выполнить  не-
сколько  поручений,  я  расставляю  приори-
теты и организовываю работу в соответст-
вии со сроками их выполнения. К 

2.  Большинство  знакомых  называют  меня 
хорошим слушателем. Ч 

3.  Когда  я  выбираю  конкретное  направле-
ние  действий  (хобби,  изучение  иностран-
ного языка, работа, участие в проектах), я, 
как  правило,  рассматриваю  долгосрочные 
(три года и более) последствия и результа-
ты. К 

4.  Я  предпочитаю  технические  и  связан-
ные  с  количественными  оценками  курсы 
гуманитарным предметам. Т 

5.  Когда  я  с  кем-то  совершенно  не  согла-
сен,  я  упорно  отстаиваю  свою  точку  зре-
ния. Ч 

6.  Когда  я  работаю  над  проектом  или    за-
данием,  я  стараюсь  вникнуть  в  детали  и 
только  потом  оценивать  ситуацию  в  це-
лом. К 

7. Я предпочту беседе со знакомыми рабо-
ту на компьютере. Т 

8.  Если  я  что-то  делаю,  я  стараюсь  вовле-
кать в этот процесс других людей. Ч 

9.  Когда  я  изучаю  какой-то  курс,  я  соот-
ношу  полученную  информацию  с  извест-
ными мне из других предметов данными и 
концепциями. К 

10. Когда кто-то допускает ошибку, я хочу 
его  поправить  и  подсказать  правильный 
ответ или решение. Ч  


background image

 

 

62 

11.  Когда  я  с  кем-то  разговариваю,  мне 
жаль  моего  времени,  которое  может  быть 
использовано более рационально. Т  

12.  У  меня  есть  определенные    цели  в 
карьере,  семье  и  других  делах.  Я  долго  и 
тщательно выбирал их. К 

13.  Когда    я  ищу  решение  какой-то  про-
блемы, я предпочитаю общению с людьми 
изучение статистических данных. Т 

14.  Если  я  работаю  в  группе  над  каким-то 
проектом, а кто-то из ее членов уклоняется 
от  работы,  я  скорее  пожалуюсь  друзьям, 
чем  выскажу  свои  претензии  в  лицо  без-
дельнику. Ч 

15. Я с удовольствием участвую в дискус-
сиях  относительно  новых  идей  и  концеп-
ций. К  

16.  Курс  менеджмента,  преподаватель  ко-
торого порекомендовал эту книгу – пустая 
трата времени. Т 

17.  Я  думаю,  что  каждый  из  нас  должен 
вести себя вежливо, не задевая чувств дру-
гих людей. Ч 

18. Информация и материальные предметы 
интересуют меня гораздо больше, чем лю-
ди. Т 

 

Подсчет баллов  
Сложите баллы, которые вы получили при ответах на вопросы. Отме-

ченные звездочкой (*) вопросы оцениваются в обратном порядке. 

1, 3, 6, 9, 12, 15 – Оценка Концептуальных навыков (К)________ 
2, 5, 8, 10, 14, 17 – Оценка Человеческих навыков (Ч)_________ 
4, 7, 11, 13, 16, 18 – Оценка Технических навыков (Т)_________ 
В идеале менеджер должен иметь высокие результаты (не обязательно 

равные) по всем  трем категориям. Если вы получили явно низкие оценки, 
вам следует заняться улучшением соответствующих навыков. 

 

2.  Анализ ситуации. 
Менеджер поневоле – неизвестные реалии управления 
Управленческая  деятельность  не  принесла  никакого  удовлетворения 

Мэтту Скотту (Matt Scott), который работает в быстро развивающейся ком-
пьютерной  компании  Fore  Systems  Inc.,  расположенной  в  Питтсбурге,  с 
момента ее существования, т.е. с ноября  1994 года. Эта фирма специали-
зируется  на  разработке  технологии,  известной  под  названием  «режим  не-
синхронной передачи информации», т.е. на создании компьютерных сетей, 
позволяющих передавать огромные объемы информации, включая видео и 


background image

 

 

63 

звук,  в  реальном  времени  и  гораздо  быстрее,  чем  это  делает  любая  из  су-
ществующих  ныне  систем.  Современные  организации,  остро  нуждающие-
ся в мгновенном доступе к информации любого типа, очень заинтересова-
ны  в  таком  программном  обеспечении,  и  Fore  Systems  находится    в  аван-
гарде разработки этой технологии. С 1994 года, когда Fore Systems со шта-
том  около  200  служащих  объявила  миру  о  своем  существовании,  штат 
компании  вырос  до  1400  человек,  а  ежегодные  доходы  превысили  400 
миллионов  долларов.  В  связи  с  таким  быстрым  ростом  появилась  потреб-
ность  в  большем  количестве  менеджеров  и  в  более  широком  использова-
нии формальных систем управления. 

Мэтт поступил на работу в Fore Systems, вооруженный дипломом спе-

циалиста  по  компьютерным  технологиям  Западно-Вашингтонского  уни-
верситета  (Беллингхэм,  штат  Вашингтон).  Ему  была  поручена  разработка 
машинных  программ  по  новой  технологии.  Хотя  многие  из  нас  не  пони-
мают  (да  и  не  поймут),  как  можно  испытывать  удовольствие  от  такой  ра-
боты, Мэтту она действительно нравилась, потому что она, по его словам, 
давала  ему  «ощущение  творческой  остроты  от  создания  коротких  про-
грамм,  требующих  большого  умственного  напряжения,  сравнимой  с  тем, 
которое  испытываешь  при  решении  трудового  кроссворда».  Fore  Systems
подобно многим компаниям, разрабатывающим программное обеспечение, 
предоставляла  своим  сотрудникам  большую  свободу  действий,  благодаря 
чему  они  при  желании  могли  брать  на  себя  и  выполнять  дополнительные 
функции.  Мэтт  так  и  поступал.  Он  реорганизовал  компьютерную  лабора-
торию,  заказал  новое  оборудование  и  организовал  семинары,  на  которых 
группы  сотрудников  компании  могли  обсуждать  и  сравнивать  результаты 
своих исследований. Его активную  рабочую философию лучше всего ото-
бражала наклейка, которую Мэтт приобрел на рок-концерте, организован-
ном  Greenpeace:  «Тишина  –  это  голос  соучастия  в  преступлении».  В  ре-
зультате безграничная энергия и энтузиазм Мэтта произвели большое впе-
чатление на руководство компании, в частности на директора по разработ-
ке программного обеспечения. 

В  конце  1995  года  Мэтту  предложили  руководящую  должность  в  но-

вом коллективе, который должен был работать над проектом под кодовым 
названием «Мэриленд». Мэтт надеялся, что в качестве руководителя груп-
пы  (должность,  которая  не  считалась  менеджерской)  он  будет  не  только 
управлять,  но  и  принимать  участие    в  создании  новых  программ.  Однако 
очень  скоро  он  столкнулся  с  первой  проблемой  сугубо  управленческого 
характера.  Один  из  членов  группы  Санджейа  Чоудхари  категорически  не 
соглашался  с  мнением  Мэтта  относительно  основных  характеристик  ком-
пьютерной  сети,  над  разработкой  которой  работал  коллектив.  Собрания 
группы  часто заканчивались ожесточенными спорами между этими двумя 
людьми, и при этом два других члена группы чувствовали себя крайне не-
ловко. В конце концов Мэтт пришел к  выводу, что он и м-р Чоудхари ни-
когда  не  придут  к  единому  мнению,  но  признал  также,  что  его  оппонент 
очень  умен  и  хорошо  разбирается  в  технологии.  Смирившись  с  тем,  что 


background image

 

 

64 

они  совершенно  разные  люди,  Мэтт  решил  использовать    м-ра  Чоудхари 
для «проверки и баланса» того, над чем работала его группа. В следующей 
сложной  ситуации  проектная  группа  оказалась  поздней  весной  1996  года, 
когда  Fore Systems приобрела компанию, для которой  группе было пору-
чено  подготовить  программное  обеспечение,  основанное  на  принципиаль-
но  новой  технологии,  в  которой  ни  один  из  членов  коллектива  не  разби-
рался достаточно хорошо. Однако это неожиданное испытание объединило 
группу.  Один  из  членов  коллектива  сказал  по  этому  поводу  следующее: 
«Мы  все  испытывали  одни  и  те  же  чувства,  и  это  сплотило  нас».  В  июне 
1996  года  в  группе  появился  новый  человек,  что  еще  больше  объединило 
ее участников и нацелило их на выполнение общих задач. 

Этот июнь стал важной вехой в жизни Мэтта. Его выдвинули на одну 

из четырех новых управленческих должностей, созданных в отделе по раз-
работке  программного  обеспечения.  Новая  работа  соединяла  в  себе  руко-
водство  проектной  группой  с  расширением  управленческих  обязанностей. 
Однако,  несмотря  на  то,  что  Мэтту  и  нравилось  руководить  проектом  и 
техническими разработками, он вовсе не был уверен, что может быть «на-
стоящим»  менеджером.  Новая  должность  имела  свои  очевидные  плюсы 
(15%-ное повышение зарплаты, большие возможности как акционера ком-
пании,  небольшой  собственный  кабинет  и  портативный  компьютер,  кото-
рый  можно  было  брать  домой),  но  и  явные  минусы:  сокращение  времени 
на написание программ и расширение обязанностей, связанных с управле-
нием,  таких  как  принятие  решений  и  планирование,  организация  и  кон-
троль. После длительных и серьезных разговоров с руководством и со сво-
ей  женой  Мэтт  все  же  решил  принять  предложение  и  занять  эту  долж-
ность, но при этом он пообещал себе во что бы то ни стало оставаться вер-
ным  своей  философии:  «Не  изменяться  для  того,  чтобы  соответствовать 
какой-либо должности». 

Тем временем группа, работающая над  проектом  «Мэриленд», столк-

нулась с новыми трудностями. Был уже август 1996 года, приближался ок-
тябрь – крайний срок завершения  разработки программы, которая должна 
была быть представлена на торговой выставке в Сан-Хосе, штат Калифор-
ния.  Пришлось  резко  увеличить  темп  работ.  Группа  работала  по  ночам  и 
выходным. Когда компьютерная система давала сбои, все члены коллекти-
ва  должны  были  вместе  восстанавливать  нормальный  ритм  работ.  При 
этом нередко вспыхивали ссоры, а Мэтт вдруг понял, что его рабочий день 
до отказа заполнен  всевозможными встречами, переговорами, собраниями 
и  прочими  административными  мероприятиями.  В  самые  напряженные 
недели  работы  над  проектом  ему  пришлось  затратить  свыше  60  часов  на 
подготовку отчетов о  ходе реализации  проекта. Его недовольство работой 
росло  день  ото  дня.  «Я  уже  не  член  группы.  Я  стал  только  менеджером». 
То,  что  происходило  в    Fore  Systems,  независимо  от  проблем  его  группы, 
также  усиливало  раздражение  Мэтта.  Рост  организации  привел  к  ужесто-
чению  контроля.  Независимые  аудиторы  заполнили  здание,  проверяя  пра-
вильность хранения и регистрации документов. Перед выпуском на рынок 


background image

 

 

65 

любой продукт теперь должен был пройти проверку на соответствие стро-
жайшим критериям на каждой стадии разработки.  

Несмотря  на  все  эти  обстоятельства,  группа  закончила  проект  вовре-

мя,  и  компания  смогла  представить  его  на  торговой  выставке  в  октябре. 
Сравнив  новую  программу  с  подобными  продуктами  конкурентов,  разра-
ботчики  поняли,  что  им  удалось  опередить  конкурентов.  После  заключи-
тельной отладки и испытаний программное обеспечение было записано на 
компакт-диск  и  в  конце  апреля  1997  года  отправлено  первым  клиентам. 
Однако  даже  эти  достижения  группы  не  развеяли  неудовольствия  Мэтта. 
Он ушел с  управленческой должности  и покинул свой  кабинет. Теперь он 
работает в составе группы над другим проектом, а не руководит ею. 

 
Вопросы 
 
1.  Проанализируйте деятельность Мэтта как лидера группы и как ме-

неджера,  воспользовавшись  для  этого  структурой  управленческих 
ролевых установок по Минцбергу. 

2.  Какие  управленческие  навыки,  по  вашему  мнению,  необходимы 

как  для  лидера  группы,  так  и  для  должности  менеджера,  которую 
занимал Мэтт? Нашли ли вы похожие или разные навыки для этих 
двух позиций? Объясните свой ответ. 

3.  Воспользуйтесь  системным  и  ситуативным  подходами  и  опишите 

должность Мэтта как лидера группы и как менеджера с обеих этих 
точек зрения. 

4.  Почему, по вашему мнению,  некоторые люди не получают удовле-

творения  от  управленческой  работы?  Какой  скрытый  смысл  имеет 
деятельность  данного  рода  как  для  организаций,  так  и  для  отдель-
ных людей? 

5.  По  каким  признакам  можно  понять,  будет  ли  человек  получать 

удовлетворение от работы в качестве менеджера или нет? 

6.  Какую пользу может  принести изучение менеджмента выпускнику 

факультета программирования, планирующему работать в крупной 
фирме, занимающейся разработкой программного обеспечения, или 
основать свою собственную фирму по разработке программ? 

 

Источник. M.Murray. Who’s the Boss? // Wall Street, May 14, 1997.