ВУЗ: Днепропетровская государственная финансовая академия
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 13497
Скачиваний: 50
71
В-третьих, видение формирует приверженность людей организа-
ции. Традиционные руководители стараются вовлечь сотрудников в вы-
полнение задач посредством интеллекта и логики убеждения. Но постро-
енные на трудовых контрактах отношения не вдохновляют людей на чрез-
вычайные усилия и преданность организации, которые необходимы для
постоянного повышения эффективности. Стратегии не обеспечивают во-
влечения людей. Стратегии дают ответ на вопрос: «Что?», но не на вопрос:
«Почему?». Руководители должны создать организации, с которыми рабо-
тающие в них люди могут идентифицировать себя, принадлежностью к ко-
торым они могут гордиться и которым они готовы быть преданы. Руково-
дители должны трансформировать наемных работников экономической
структуры в преданных членов организации, ориентированной на дости-
жение цели. Видение оказывает невероятно сильное влияние на эмоции
работников, на их желание и готовность вносить свой вклад в общее дело.
Видение можно понимать как медиум, который несет веру и поднимает
дух людей.
В-четвертых, видение способствует концентрации усилий членов
организации на главных задачах. Высокое видение делает текущие про-
блемы мелкими и банальными, в то время как его отсутствие приводит к
доминированию рутины. Видение позволяет каждому подразделению ор-
ганизации и ее членам принимать решения, созвучные интересам целого.
В-пятых, поиск картины будущего помогает вывести организацию
из-под давления совершенной конкуренции. Видение, как и корпоратив-
ная культура в целом, – это «мягкий» фактор конкуренции, который может
обеспечить преимущество организациям, отстающим по каким-либо дру-
гим характеристикам.
В каких ситуациях руководители организаций должны формировать
видение?
Признаки необходимости
формирования видения
Выделяют ряд признаков, по которым можно судить о том, что орга-
низация нуждается в формировании или обновлении видения:
неясность и противоречивость сценариев будущего у сотрудников
организации, что проявляется в их пассивности, жалобах на отсут-
ствие ориентиров, единых точек зрения;
турбулентное (бурное, беспорядочное) развитие рынков и измене-
ние системы критериев, по которым потребители оценивают това-
ры и услуги;
существенное увеличение норм управляемости за последние годы;
распространение в организации командной работы (функциональ-
ных, межфункциональных и самоуправляемых команд) и осознание
72
потребности в необходимости координации совместных усилий ра-
ботников и изменения стиля управления.
Какими же навыками должен обладать лидер, стремящийся осуществ-
лять руководство организаций, основанное на видении? Такими навыками
являются:
умение формировать видение;
умение донести видение до всех сотрудников;
способность выразить свое видение не только вербально, но и через
свое поведение;
способность распространять и внедрять видение в любом организа-
ционном контакте.
БЛИЦ - ОПРОС
1. Что представляет собой видение?
2. В чем заключается различие понятий «видение» и «стратегия»?
3. Как вы думаете, почему столь актуальным становится руководство,
основанное на видении?
4. Почему видение будущего организации способно активизировать
деятельность членов организации?
5. По каким признакам можно судить о том, что организации нужда-
ются в формировании видения?
6. Какими навыками должен обладать лидер, стремящийся осуществ-
лять руководство организацией на основе видения?
2.2. Формирование видения
Требования к формированию видения
Процесс формирования видения является длительным, плохо предска-
зуемым и сложным. Поэтому при формировании видения лидеры должны
учитывать следующие требования:
лидеры должны обладать своим собственным видением;
видение должно соответствовать требованиям ситуации и отражать
готовность лидера вносить свой вклад в достижение будущего;
видение должно отражать преданность членов организации общему
делу;
члены организации должны понимать причины и цели предстоя-
щих изменений;
лидеры должны учитывать ожидания заинтересованных групп;
лидеры должны обеспечить участие членов организации в процессе
формирования видения;
73
видение должно быть кратким, ясным, реальным и обладать моти-
вационным эффектом.
В представлении людей понятие видения тесно связано с лидером, с
«храбрым рыцарем на белом коне», который обращается к своим последо-
вателям с призывом «За мной!». Если лидер обладает своим собственным
видением, то ему легче будет воодушевить других людей. Проблема за-
ключается в том, что лидеры, обладающие жизнеспособным видением, не
появляются по требованию организации, когда в них возникает необходи-
мость. В связи с тем, что люди связывают видение с конкретной лично-
стью, то возникают вопросы: «Каким образом может появиться видение в
организации, где нет харизматических лидеров?», «Какие организацион-
ные условия способствуют появлению лидеров, обладающих видением?» В
табл. 2.1 перечислены факторы, оказывающие влияние на формирование и
«силу» видения отдельных лиц или группы.
Таблица 2.1
Факторы, влияющие на «силу» видения лица или группы
Влияние на «силу» видения
Факторы
Ослабляющие
Усиливающие
Доверие
Высокая степень
Низкая степень
Расположение в организационной
иерархии относительно «вершины»
структурной единицы, являющейся
предметом обсуждения
На вершине или
близко к ней
Далеко от вер-
шины
Степень соответствия видения ос-
новной миссии структурной еди-
ницы, являющейся предметом об-
суждения
Вполне очевид-
ная или близкая к
тому
Неочевидная или
близкая к тому
Умение вовлечь в дело, увлечь
других людей
Хорошо развито
Слабо развито
Вероятность того, что привержен-
ность видению окажется долго-
срочной
Высокая
Низкая
Готовность членов организации
воспринять видение
Высокая
Низкая
Прочие усиливающие факторы
Много
Много
Другие ослабляющие факторы
Мало
Мало
Эти факторы можно рассматривать как континуум, крайние значения
которого указаны в таблице. Чем более тяготеет каждый фактор к той час-
ти континуума, где говорится об усиливающем эффекте, тем вероятнее,
что эти лица или группы превратят свое видение в видение, имеющее
смысл для других членов организации. Таблица также помогает понять,
74
почему многие лидеры, формировавшие свое видение, никогда не добива-
лись значительного влияния. Отсутствие достаточного числа факторов,
действующих в пользу лидера, даже если он обладает сильным видением,
блокирует его влияние и превращает его призывы в «глас вопиющего в
пустыне».
Таким образом, личное видение лидера призвано укрепить и поддер-
жать организацию, которая этим видением обладает. Собственное видение
лидера должно выражать как содержание видения организации, так и про-
цесс обретения им смысла в глазах других членов организации. Роль лиде-
ра в процессе формирования видения организации чрезвычайно важна. Ор-
ганизациями будущего, которые должны уметь создавать общее видение и
реализовать его, станут те, лидеры которых понимают процесс формиро-
вания видения.
Видение должно не только соответствовать требованиям ситуации,
официальной миссии и целям организации, но и отражать готовность и ре-
альную возможность лидера вносить свой вклад в достижение будущего.
Видение должно отражать личные устремления, ценности, смысл су-
ществования, энергетику, преданность общему делу, чувство общности
членов организации, разделяющих это видение. Оно должно выступать
цементирующей основой, связывающей людей, готовых приложить совме-
стные усилия и разделить общие ценности.
Видение должно содержать не только ясное, осязаемое представление
будущего, которого ожидают члены организации (новые товары, услуги и
т.п.), но сообщать причины (цели) предстоящих изменений. Видение и це-
ли должны вносить ясность, согласие, укреплять дух и преданность обще-
му делу.
Видение должно учитывать существование, притязания и ожидания
«заинтересованных сторон» (потребителей, поставщиков, собственников,
конкурентов, органов государственного регулирования и членов самой ор-
ганизации), которые могут обладать значительными ресурсами, влиянием
и оказать воздействие (положительное или отрицательное) на организа-
цию. Поэтому лидеры должны привлекать к формированию видения «за-
интересованные стороны» и представлять его как то, что объединяет их
ожидания.
Лидер должен привлекать к процессу формирования видения членов
организации. Если видение будет исходить только от одного лица (лидера),
то может возникнуть достаточно высокая вероятность ошибок. Вместе с
тем известны случаи, когда некоторые лидеры самостоятельно, без чьей-
либо помощи смогли не только выработать собственное видение, но и реа-
лизовать его. Такое видение, хотя и было сначала непопулярным, впослед-
ствии становилось пророческим. И, наоборот, другие лидеры, пренебрегая
мудростью других людей, привели свои организации к гибели.
Формулировка видения должна быть краткой, ясной, реальной и мо-
тивирующей. Видение должно быть кратким. Однако одной только крат-
кости недостаточно, чтобы видение оказало сильное влияние. Так, напри-
75
мер, одна из корпораций компании Pepsi сформулировала свое видение в
трех словах «Мы продаем газировку». Такое видение вряд ли воодушевит
как сотрудников организации, так и потребителей. Формулировка такого
видения, как «Качество – на первом месте» (Ford), «Лучшие товары для
лучшей жизни при посредстве химии» (Du Pont), «Мы даем жизнь хоро-
шим вещам» (General Electrik), являются более удачными, поскольку со-
держат послания как потребителям, так и сотрудникам фирмы. Формули-
ровки видения должны выражать качество и свойство всего, что собирает-
ся предпринять организация, включая характеристику главных достиже-
ний. Эффективными могут быть только такие виды видения, которые за-
трагивают всю организацию.
Видение должно иметь реальный смысл. Если сотрудники организа-
ции замечают, что видение остается только призывом, а поведение руково-
дителей и организационные процедуры расходятся с этим видением, то
они разочаруются и с цинизмом будут воспринимать слова и действия ру-
ководителей. Поэтому руководители не должны провозглашать видение, в
которое не верят сами.
Видение должно иметь мотивационный эффект. Формулировка ви-
дения должна воодушевлять сотрудников организации на продвижение
вперед. К сожалению, как показывает опыт работы организаций, многие
руководители формируют видение, не обладающее эффектом воодушевле-
ния. Происходит это по следующим причинам:
- члены организации скептически относятся к возможности реализа-
ции видения;
- руководители, формирующие видение, не знают, как подкрепить его
последующими действиями.
Видение должно выражаться ясно и обеспечивать формирование
приверженности и достижения согласия всех членов организации. Если
руководство формулирует свое видение неясно и при этом отсутствует
приверженность своему видению, оно не сможет укрепить приверженность
всей организации этому видению и добиться согласия с ним.
Видение – это не риторика. Видение может использовать словесную
риторику, но эти понятия не являются тождественными. Оно должно отво-
дить центральное место потребителю. Видение должно быть использовано
как руководство к действию для каждого сотрудника организации, при-
званного генерировать лояльность потребителей.
Характеристики видения
Хорошо сформулированное видение должно обладать следующими
характеристиками:
придавать смысл изменениям, которые ожидают от людей;
вызывать отчетливый и положительный виртуальный образ буду-
щего состояния организации;