Файл: Комарова К.В. и др. Лидерство Учебное пособие 2008.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 13497

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

71 

В-третьих,  видение  формирует  приверженность  людей  организа-

ции.  Традиционные  руководители  стараются  вовлечь  сотрудников  в  вы-
полнение  задач  посредством  интеллекта  и  логики  убеждения.  Но  постро-
енные на трудовых контрактах отношения не вдохновляют людей на чрез-
вычайные    усилия  и  преданность  организации,  которые  необходимы  для 
постоянного  повышения  эффективности.  Стратегии  не  обеспечивают  во-
влечения людей. Стратегии дают ответ на вопрос: «Что?», но не на вопрос: 
«Почему?». Руководители должны создать организации, с которыми рабо-
тающие в них люди могут идентифицировать себя, принадлежностью к ко-
торым они могут гордиться и которым они готовы быть преданы. Руково-
дители  должны  трансформировать  наемных  работников  экономической 
структуры  в  преданных    членов  организации,  ориентированной  на  дости-
жение  цели.  Видение  оказывает  невероятно  сильное  влияние  на  эмоции 
работников, на их желание и готовность вносить свой вклад в общее дело. 
Видение  можно  понимать  как  медиум,  который  несет  веру  и  поднимает 
дух людей. 

В-четвертых,  видение  способствует  концентрации  усилий  членов 

организации  на  главных  задачах.  Высокое  видение  делает  текущие  про-
блемы  мелкими  и  банальными,  в  то  время  как  его  отсутствие  приводит  к 
доминированию  рутины.  Видение  позволяет  каждому  подразделению  ор-
ганизации и ее членам принимать решения, созвучные интересам целого. 

В-пятых,  поиск  картины  будущего  помогает  вывести  организацию 

из-под  давления  совершенной  конкуренции.  Видение,  как  и  корпоратив-
ная культура в целом, – это «мягкий» фактор конкуренции, который может 
обеспечить  преимущество  организациям,  отстающим  по  каким-либо  дру-
гим характеристикам. 

В  каких  ситуациях  руководители  организаций  должны  формировать 

видение? 
 

Признаки необходимости 

формирования видения 

 

Выделяют  ряд  признаков,  по  которым  можно  судить  о  том,  что  орга-

низация нуждается в формировании или обновлении видения: 

  неясность  и  противоречивость  сценариев  будущего  у  сотрудников 

организации, что проявляется в их  пассивности, жалобах  на отсут-
ствие ориентиров, единых точек зрения; 

  турбулентное  (бурное,  беспорядочное)  развитие  рынков  и  измене-

ние  системы  критериев,  по  которым  потребители  оценивают  това-
ры и услуги; 

  существенное увеличение норм управляемости за последние годы; 
  распространение  в  организации  командной  работы  (функциональ-

ных, межфункциональных и самоуправляемых команд) и осознание 


background image

 

 

72 

потребности в необходимости координации совместных усилий ра-
ботников и изменения стиля управления. 

Какими же навыками должен обладать лидер, стремящийся осуществ-

лять руководство организаций, основанное на видении? Такими навыками 
являются: 

  умение формировать видение; 
  умение донести видение до всех сотрудников; 
  способность выразить свое видение не только вербально, но и через 

свое поведение; 

  способность распространять и внедрять видение в любом организа-

ционном контакте. 

 

БЛИЦ - ОПРОС 

 

1.  Что представляет собой видение? 
2.  В чем заключается различие понятий «видение» и «стратегия»? 
3.  Как вы думаете, почему столь актуальным становится руководство, 

основанное на видении? 

4.  Почему  видение  будущего  организации  способно  активизировать 

деятельность членов организации? 

5.  По каким признакам можно судить  о том, что организации нужда-

ются в формировании видения? 

6.  Какими навыками должен обладать лидер, стремящийся осуществ-

лять руководство организацией на основе видения?  

 
 

2.2. Формирование видения 

 

Требования к формированию видения 

 

Процесс формирования видения является длительным, плохо предска-

зуемым и сложным.  Поэтому при формировании  видения лидеры должны 
учитывать следующие требования: 

  лидеры должны обладать своим собственным видением; 
  видение должно соответствовать требованиям ситуации и отражать 

готовность лидера вносить свой вклад в достижение будущего; 

  видение должно отражать преданность членов организации общему 

делу; 

  члены  организации  должны  понимать  причины  и  цели  предстоя-

щих изменений; 

  лидеры должны учитывать ожидания заинтересованных групп; 
  лидеры должны обеспечить участие членов организации в процессе 

формирования видения; 


background image

 

 

73 

  видение  должно  быть  кратким,  ясным, реальным  и  обладать  моти-

вационным эффектом. 

В  представлении  людей  понятие  видения  тесно  связано  с  лидером,  с 

«храбрым рыцарем на белом коне», который обращается к своим последо-
вателям  с  призывом  «За  мной!».  Если  лидер  обладает  своим  собственным 
видением,  то  ему  легче  будет  воодушевить  других  людей.  Проблема  за-
ключается  в  том,  что  лидеры,  обладающие  жизнеспособным  видением,  не 
появляются по требованию  организации, когда в них возникает необходи-
мость.  В  связи  с  тем,  что  люди  связывают  видение  с  конкретной  лично-
стью, то  возникают  вопросы:  «Каким образом может появиться  видение  в 
организации,  где  нет  харизматических  лидеров?»,  «Какие  организацион-
ные условия способствуют появлению лидеров, обладающих видением?» В 
табл. 2.1 перечислены факторы, оказывающие влияние на формирование и 
«силу» видения отдельных лиц или группы. 

 

Таблица 2.1 

Факторы, влияющие на «силу» видения лица или группы 

Влияние на «силу» видения 

Факторы 

Ослабляющие 

Усиливающие 

Доверие 

Высокая степень 

Низкая степень 

Расположение  в  организационной 
иерархии относительно «вершины» 
структурной единицы, являющейся 
предметом обсуждения 

На вершине или 
близко к ней 

Далеко от вер-
шины 

Степень  соответствия  видения  ос-
новной  миссии  структурной  еди-
ницы,  являющейся  предметом  об-
суждения 

Вполне очевид-
ная или близкая к 
тому 

Неочевидная или 
близкая к тому 

Умение  вовлечь  в  дело,  увлечь 
других людей 

Хорошо развито 

Слабо развито 

Вероятность  того,  что  привержен-
ность  видению  окажется  долго-
срочной 

Высокая 

Низкая 

Готовность  членов  организации 
воспринять видение 

Высокая 

Низкая 

Прочие усиливающие факторы 

Много 

Много 

Другие ослабляющие факторы 

Мало 

Мало 

 

Эти  факторы  можно  рассматривать  как  континуум,  крайние  значения 

которого указаны в таблице. Чем более тяготеет каждый фактор к той час-
ти    континуума,  где  говорится  об  усиливающем  эффекте,  тем  вероятнее, 
что  эти  лица  или  группы  превратят  свое  видение  в  видение,  имеющее 
смысл  для  других  членов  организации.  Таблица  также  помогает  понять, 


background image

 

 

74 

почему многие лидеры, формировавшие свое видение, никогда не добива-
лись  значительного  влияния.  Отсутствие  достаточного  числа  факторов, 
действующих  в пользу лидера, даже если он обладает сильным  видением, 
блокирует  его  влияние  и  превращает  его  призывы  в  «глас  вопиющего  в 
пустыне». 

Таким  образом,  личное  видение  лидера  призвано  укрепить  и  поддер-

жать организацию, которая этим видением обладает. Собственное видение 
лидера должно выражать как содержание видения организации, так и про-
цесс обретения им смысла в глазах других членов организации. Роль лиде-
ра в процессе формирования видения организации чрезвычайно важна. Ор-
ганизациями будущего, которые должны уметь создавать общее видение и 
реализовать  его,  станут  те,  лидеры  которых  понимают  процесс  формиро-
вания видения. 

Видение    должно  не  только  соответствовать  требованиям  ситуации, 

официальной миссии и целям организации, но и отражать готовность и ре-
альную возможность лидера вносить свой вклад в достижение будущего. 

Видение  должно  отражать  личные  устремления,  ценности,  смысл  су-

ществования,  энергетику,  преданность  общему  делу,  чувство  общности 
членов  организации,  разделяющих  это  видение.  Оно  должно  выступать 
цементирующей основой, связывающей людей, готовых приложить совме-
стные усилия и разделить общие ценности. 

Видение должно содержать не только ясное, осязаемое представление 

будущего, которого ожидают члены организации (новые товары, услуги  и 
т.п.), но сообщать причины (цели) предстоящих изменений. Видение и це-
ли должны вносить ясность, согласие, укреплять дух и преданность обще-
му делу. 

Видение  должно  учитывать  существование,  притязания  и  ожидания 

«заинтересованных  сторон»  (потребителей,  поставщиков,  собственников, 
конкурентов, органов государственного регулирования и членов самой ор-
ганизации),  которые  могут  обладать  значительными  ресурсами,  влиянием 
и  оказать  воздействие  (положительное  или  отрицательное)  на  организа-
цию.  Поэтому  лидеры  должны  привлекать  к  формированию  видения  «за-
интересованные  стороны»  и  представлять  его  как  то,  что  объединяет  их 
ожидания. 

Лидер  должен  привлекать  к  процессу  формирования  видения  членов 

организации. Если видение будет исходить только от одного лица (лидера), 
то  может  возникнуть  достаточно  высокая  вероятность  ошибок.  Вместе  с 
тем  известны  случаи,  когда  некоторые  лидеры  самостоятельно,  без  чьей-
либо помощи смогли не только выработать собственное видение, но и реа-
лизовать его. Такое видение, хотя и было сначала непопулярным, впослед-
ствии становилось пророческим. И, наоборот, другие лидеры, пренебрегая 
мудростью других людей, привели свои организации к гибели. 

Формулировка  видения  должна  быть  краткой,  ясной,  реальной  и  мо-

тивирующей. Видение должно быть краткимОднако одной только крат-
кости  недостаточно,  чтобы  видение  оказало  сильное  влияние.  Так,  напри-


background image

 

 

75 

мер,  одна  из  корпораций  компании  Pepsi  сформулировала  свое  видение  в 
трех словах  «Мы продаем газировку».  Такое  видение вряд ли воодушевит 
как  сотрудников  организации,  так  и  потребителей.  Формулировка  такого 
видения,  как  «Качество  –  на  первом  месте»  (Ford),  «Лучшие  товары  для 
лучшей  жизни  при  посредстве  химии»  (Du  Pont),  «Мы  даем  жизнь  хоро-
шим  вещам»  (General  Electrik),  являются  более  удачными,  поскольку  со-
держат  послания  как  потребителям,  так  и  сотрудникам  фирмы.  Формули-
ровки видения должны выражать качество и свойство всего, что собирает-
ся  предпринять  организация,  включая  характеристику  главных  достиже-
ний.  Эффективными  могут  быть  только  такие  виды  видения,  которые  за-
трагивают всю организацию. 

Видение должно  иметь реальный смыслЕсли сотрудники организа-

ции замечают, что видение остается только призывом, а поведение руково-
дителей  и  организационные  процедуры  расходятся  с  этим  видением,  то 
они разочаруются и  с цинизмом будут воспринимать слова и действия ру-
ководителей. Поэтому руководители не должны провозглашать видение, в 
которое не верят сами. 

Видение должно иметь мотивационный эффектФормулировка ви-

дения  должна  воодушевлять  сотрудников  организации  на  продвижение 
вперед.  К  сожалению,  как  показывает  опыт  работы  организаций,  многие 
руководители формируют видение, не обладающее эффектом воодушевле-
ния. Происходит это по следующим причинам: 

-  члены  организации  скептически  относятся  к  возможности  реализа-

ции видения; 

- руководители, формирующие видение, не знают, как подкрепить его 

последующими действиями. 

Видение  должно  выражаться  ясно  и  обеспечивать  формирование 

приверженности  и  достижения  согласия  всех  членов  организации.  Если 
руководство  формулирует  свое  видение  неясно  и  при  этом  отсутствует 
приверженность своему видению, оно не сможет укрепить приверженность 
всей организации этому видению и добиться согласия с ним. 

Видение  –  это  не  риторика.  Видение  может  использовать  словесную 

риторику, но эти понятия не являются тождественными. Оно должно отво-
дить центральное место потребителю. Видение должно быть использовано 
как  руководство  к  действию  для  каждого  сотрудника  организации,  при-
званного генерировать лояльность потребителей. 

 

Характеристики видения 

 

Хорошо  сформулированное  видение  должно  обладать  следующими 

характеристиками: 

  придавать смысл изменениям, которые ожидают от людей; 
  вызывать  отчетливый    и  положительный  виртуальный  образ  буду-

щего состояния организации;