ВУЗ: Днепропетровская государственная финансовая академия
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 13490
Скачиваний: 50
56
ных организаций обращена лицом к высшему руководству и спиной к по-
требителям. Люди поглощены исключительно последовательностью про-
хождения команд сверху вниз и выполнением должностных инструкций. В
современных условиях этот тип системы ведет к катастрофе. Современные
лидеры должны действовать как проводники изменений. Они должны кон-
центрировать внимание не на контроле поведения сотрудников, а на разви-
тии инициативы и поддержке возникающих у них идей. Он не столько тя-
нет подчиненных за собой, сколько расчищает им путь. Не подчиненные
работают на лидера, а лидер – на подчиненных. Руководитель становится
скорее слугой тех, кого он ведет, а не командиром, контролером или архи-
тектором бюрократических организационных систем.
Концепция лидера-служителя разработана Робертом К. Гринлифом
(Greenleaf, Robert. K, 1970), бывшим директором компании AT&T по ис-
следованиям проблем управления. Ключевые отличия лидера-служителя
от руководителя традиционного типа приведены в табл. 1.17.
Таблица 1.17
Ключевые отличия лидера-служителя от
руководителя традиционного типа
Лидер-служитель
Традиционный руководитель
1
2
Задает вопросы, которые помогают
выяснить, чем он сам может помочь
людям
Спрашивает у подчиненных о ре-
зультатах, процессах, методах и
поведении
Полагает, что эффективной организа-
цией является та, в которой сотрудни-
ки знают, как действовать, действуют
самостоятельно, не получая никаких
команд сверху, по оптимизации сово-
купной эффективности организации
Измеряет
производительность
труда количественными показа-
телями
Убежден, что люди – самое важное,
что лидер – первый среди равных, что
роль лидера – развитие лидерских
способностей у людей
Рассматривают людей как цен-
ный ресурс, себя – как начальни-
ков, а свою роль – как получение
прибыли
Подчеркивает важность нравственно-
го поведения и недопустимость двой-
ной жизни. Характеризуется доверием
людям, отзывчивостью, открытостью
новым идеям, гибкостью, жизнерадо-
стностью, мудростью, проницатель-
ностью и т.д.
Характеризуется
как
строгий,
требовательный
начальник,
имеющий эгоистическую мораль
57
Продолж. табл. 1.17
1
2
Убежден, что конкуренцию между
людьми надо уничтожить или при-
глушить. Служение и соперничество –
это антитезы
Стимулирует конкуренцию меж-
ду работниками
Собирает специальную группу для
анализа проблем и выработки реко-
мендаций, является участником груп-
пы, слушает, учит и помогает
Собирает специальную группу
для анализа проблем и выработки
рекомендаций, при этом сам уча-
стия в работе группы не прини-
мает
Проявляет внимание к людям
Не находит времени на общение с
людьми
Не только исполняет роль посредника
между конфликтующими сторонами,
но и различает их индивидуальные
особенности, поддерживает их, устра-
няет дистанцию между людьми
Исполняет роль посредника меж-
ду конфликтующими сторонами
Взаимодействует с последователями
для обнародования идей, изучения и
принятия общего решения
Находит последователей, под-
держивающих правила, предпи-
санные организацией
Воспринимают организацию как сад,
а себя как садовников
Представляют организацию в ви-
де пирамиды, себя рассматривают
как главных архитекторов и зод-
чих
Воспринимает человека таким, каков
он есть, проявляет уважение к себе и
заботится о других, не позволяя им
работать плохо, предлагает осознать и
реализовать возможности других
Требуют повиновения и стремят-
ся переделать людей по своему
образу и подобию
Заключительный контроль направлен
на развитие личности, приобретение
автономии и развитие способности
служить людям
Заключительный контроль на-
правлен на показатели прибыль-
ности и финансовые результаты
Факторы, определяющие
способность к лидерству
Можно ли научиться лидерству? На этот вопрос специалисты дают
диаметрально противоположные ответы. У.Беннис утверждает, что нау-
чить лидерству нельзя, поскольку лидерство – это «склад характера и
склад ума, а эти два предмета невозможно преподавать». В свою очередь
П.Друкер уверенно заявляет, что лидерству необходимо и можно учиться.
58
По мнению большинства ученых, обучение лидерству – длительный про-
цесс. Специальная или профессиональная подготовка могут лишь придать
блеск лидерским качествам, которые заложены у человека с раннего детст-
ва. Человек может усвоить навыки, присущие лидерам. Но он не может
приобрести чувства, интуицию, эмоции, проницательность и другие каче-
ства, связанные с лидерством.
Факторами, определяющими способность к лидерству, являются:
генетически обусловленные задатки и опыт первых лет жизни;
образование с акцентом на гуманитарные науки;
жизненный опыт;
профессиональная подготовка.
БЛИЦ - ОПРОС
1. Какими качествами должен обладать лидер согласно Уоррену Бен-
нису?
2. Какими качествами должен обладать лидер по Барту Нанусу?
3. Как характеризуются лидеры согласно Джеймсу О′Тулу?
4. Какими привычками, по мнению Стивена Кови, обладают преуспе-
вающие люди?
5. Какими качествами должен обладать лидер по Максу ДеПре?
6. Как характеризует лидеров Джон Гарднер?
7. Как вы думаете, что является общим для всех лидеров?
8. Какие законы лидерства вы знаете?
9. Как вы думаете, почему у лидеров должны быть последователи?
10. В чем состоит главная задача лидеров?
11. Как вы думаете, лидер всегда остается лидером? Почему?
12. Какие основные обязанности должен выполнять лидер?
13. Как можно сформировать мастерство рассказчика?
14. Почему современный руководитель должен быть проводником ор-
ганизационных изменений?
15. В чем заключаются ключевые отличия лидера-служителя от руко-
водителя традиционного типа?
16. Как вы думаете, лидерами рождаются или становятся?
59
РЕЗЮМЕ
1. Компетентное управление современными организациями является
важнейшим условием их эффективности, поэтому проблемы руководства и
лидерства в настоящее время стали ключевой темой менеджмента.
2. Эволюция руководства и лидерства как науки нашла свое отраже-
ние в многочисленных концепциях – подходе с позиции личных качеств,
поведенческом и ситуационном подходах, теории субститутов руково-
дства, теориях харизматического, транзакционного, трансформационного
руководства и др. Вместе с тем до настоящего времени не существует
единой, универсальной теории, содержащей ответ на вопрос: «Что значит
быть эффективным руководителем?».
3. Современные организации функционируют в чрезвычайно дина-
мичной и все более непредсказуемой внешней среде, которая создает зна-
чительные проблемы для руководителей организации. Проблемы совре-
менного мира требуют адекватной реакции руководителей. Баланс между
традиционным руководством и лидерством все больше смещается в сторо-
ну лидерства. Лидерство является фундаментальной движущей силой XXI
века. Лидеры должны быть профессионалами, предпринимателями, обла-
дать чувством ответственности, международной перспективой и иметь
серьезную образовательную и культурную подготовку.
4. Ряд современных ученых считают концепцию лидерства отличной
от концепции менеджмента. Считается, что задачами менеджмента являет-
ся планирование, организация, мотивация и контроль, лидеры должны за-
глядывать в более отдаленное будущее.
5. Согласно модели конкурирующих ценностей традиционный руко-
водитель должен обладать иерархическими (управление стрессом, управ-
ление временем, аналитическое решение проблем) и рыночными (стиму-
лирование, использование власти, управление конфликтом) навыками. Ли-
дер должен обладать клановыми (поддерживающая коммуникация, созда-
ние команд, наделение правами) и адхократическими (творческое решение
проблем, формирование видения будущего, осуществление нововведений)
навыками.
6. Более поздние исследования подтвердили несостоятельность раз-
деления менеджмента и лидерства. Эффективным менеджером может
стать только менеджер, имеющий навыки лидера, а хорошим лидером –
только лидер, имеющий навыки менеджера.
7. Общими факторами в работе руководителей являются уровни
управления, функции управления (планирование, организация, мотивация
и контроль), ролевые установки (межличностные, информационные, при-
нятие решений).
8. Руководители организации традиционно делятся на три группы:
руководители высшего звена (топ-менеджеры), руководители среднего
звена и руководители низового звена.
60
9. Руководители организации должны обладать определенными на-
выками работы, основными из которых являются концептуальные навыки,
навыки межличностного общения и технические.
10. Деятельность руководителя ограничивается тремя группами факто-
ров – внешней средой, культурой организации и уровнем собственной
компетентности.
11. Уровень компетентности руководителя определяется навыками ра-
боты, которыми он обладает. Управленческие навыки являются тем сред-
ством, благодаря которому научные знания реализуются в конкретные ре-
зультаты.
12. Жизненный цикл руководителя включает пять стадий: овладевание,
погружение, преобразование, закрепление и усовершенствование.
13. Известные специалисты в области управления приводят многочис-
ленные перечни характеристик, которыми должны обладать лидеры. Един-
ственная характеристика, отличающая лидеров от традиционных руково-
дителей, – это наличие готовых идти за лидером последователей.
14. Более глубокому пониманию сути феномена лидерства способству-
ет новое видение лидерства Уоррена Бланка, автора девяти естественных
законов лидерства. У.Бланк рассматривает лидерство как:
- наличие готовых идти за лидером последователей-союзников;
- сферу взаимодействия лидера и последователей;
- событие;
- влияние, выходящее за пределы формальной власти;
- деятельность за пределами формальных процедур;
- риск и неопределенность;
- инициативу;
- продукт сознания;
- самопроизвольно возникающее явление.
15. Лидер должен быть провидцем, а не стратегом, рассказчиком, а не
командиром, проводником изменений и служителем людям, а не архитек-
тором организационных систем.
16. Обучение лидерству – длительный процесс, начинающийся с ран-
него детства. Специальная и профессиональная подготовка могут лишь
придать блеск лидерским качествам, которые уже есть у человека.