Файл: Комарова К.В. и др. Лидерство Учебное пособие 2008.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 13500

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

81 

Продолж. табл. 2.3 

Доступность лидера 

Уход  от  давления  своим  авторитетом  на  чле-
нов группы и предоставление возможности от-
крыто высказывать свое мнение 

Управление конфликтом  

Выявление  и  признание  существования  раз-
личных мнений и точек зрения, их разрешение 

Работа над раскрытием 
чувств членов группы  

Способность  вызвать  интерес  у  участников 
группы  к  формированию  видения,  концентра-
ция внимания на роли членов группы в форми-
ровании  будущего  организации,  поощрение 
энтузиазма,  страсти,  приверженности,  опти-
мизма,  ощущения  настоятельной  необходимо-
сти в изменении будущего организации 

Определение последую-
щих действий  

Обсуждение  действий  (или  шагов)  по  внедре-
нию  видения  после  возвращения  членов  груп-
пы в собственные подразделения 

Формирование видения 

Формирование  точки  зрения,  разделяемой  все-
ми  участниками,  и  понимание  необходимости 
совместного  принятия  решений,  связанных    с 
обновлением видения 

Руководство процессом 
формирования видения 

Наличие  личного  видения  будущего  у  лидера. 
Принятие решений руководством о регламенте 
работы  по  формированию  видения,  о  выделе-
нии  ресурсов,  об  использовании  своих  прав  в 
продвижении  видения,  о  способах  борьбы  с 
сопротивлением переменам и др. 

 
Барт  Нанус  предлагает  описание  процесса,  включающего  четыре  ста-

дии:  оценка  имеющихся ресурсов, проверка реальности, определение  кон-
текста видения и выбор видения (табл. 2.4). 

 

Таблица 2.4 

Процесс разработки видения Барта Нануса 

Стадия 

процесса 

Главные 

проблемы 

Вопросы, которые должны быть  

поставлены 

1.  Какова  миссия  вашей  компании  или  ее 
цель в настоящее время?  

2.  Какие  ценности  предлагает  ваша  ком-
пания обществу? 

Оценка 
имеющихся 
ресурсов 
  

Каким бизне-
сом мы на са-
мом деле 
должны зани-
маться? 

3. Каков характер отрасли, в которой дей-
ствует компания, или институциональные 
рамки этой деятельности? 


background image

 

 

82 

Продолж. табл. 2.4 

4.  В  чем  заключается  уникальность  поло-
жения  вашей  компании  в  данной  отрасли 
или в институциональной структуре? 

 

5. Что необходимо для успеха вашей ком-
пании? 

1.  Какие  ценности  и  какая  организацион-
ная  культура  регулируют  поведение  со-
трудников и принятие решений? 

2.  Какие  сильные  и  слабые  стороны  ва-
шей компании проявляются в процессе ее 
деятельности? 

Как мы работа-
ем? 

3.  Какой  стратегии  придерживается  ком-
пания  в  настоящее  время  и  можно  ли  от-
стаивать эту стратегию? 

1. Есть ли у компании четко сформулиро-
ванное видение? Если да,  то каково оно?  

2.  Если  компания  продолжает  двигаться 
по  наезженной  колее,  то  в  каком  направ-
лении  она  пойдет  через  десять  лет?  На-
сколько  правильным  будет  такое  направ-
ление? 

3. Знают ли руководители компании, куда 
она  идет,  и  согласны  ли  они  с  направле-
нием движения? 

 

Проверка виде-
ния 

4. Обеспечивают ли структуры, процессы, 
персонал,  системы  стимулирования  ра-
ботников  и  информационные  системы 
поддержку  того  направления,  по  которо-
му идет компания в настоящее время? 

1.  Кто  входит  в  число  самых  важных 
(ключевых) 

заинтересованных 

сторон 

(как в самой компании, так и вне ее) и кто 
из них является первым? 

2.  Каковы  главные  интересы  и  ожидания, 
которые  пять  или  шесть  ключевых  заин-
тересованных  сторон  связывают  с  буду-
щим вашей компании? 

Проверка 
реальности - 
проведение 
границ 
видения 

Кто входит в 
число важных 
заинтересован-
ных сторон и 
каковы их по-
требности? 

3. Какие угрозы или возможности исходят 
от ключевых заинтересованных сторон? 


background image

 

 

83 

Продолж. табл. 2.4 

 

 

4.  Представьте  себя  заинтересованным  
лицом.  Каких  изменений  в  компании  вы 
бы лично очень хотели? 

Каковы альтер-
нативные виде-
ния? 

Какие  из  всех  возможных  направлений, 
по которым может пойти ваша компания в 
ближайшие  5-7  лет,  обещают  максималь-
ное  улучшение  ее  позиций,  а  также  дос-
тижение  ею  и  ключевыми  заинтересован-
ными сторонами наибольшего успеха? 

1.  Ориентировано  ли  видение  на  буду-
щее? 

2.  Принесет  ли  оно  лучшее  будущее  ком-
пании? 

3.  Гармонирует  ли  оно  с  историей,  куль-
турой и ценностями компании? 

4.  Предлагает  ли  оно  стандарты  совер-
шенства  и  отражает  ли  возвышенные 
идеалы? 

5.  Делает  ли  оно  цель  и  направление  биз-
неса более ясным? 

6. Пробуждает ли видение энтузиазм? Ук-
репляет ли лояльность сотрудников? 

7.  Отражает  ли  оно  уникальность  вашей 
компании  и  присущие  ей  возможности? 
Что эти возможности означают? 

Выбор ви-
дения: чет-
кая форму-
лировка и 
оформление 
нового ви-
дения 

Какие возмож-
ные видения 
лучше всего 
отвечают кри-
терию хороше-
го видения?  
 
(На с.121-126 
своей книги 
«Visionary 
Leadership and 
Leaders
» Нанус 
предлагает ме-
тод оценки аль-
тернатив по оч-
кам и путем 
взвешивания 
альтернатив) 

8.  Обладает  ли  ваше  видение  честолюби-
ем и амбициозностью? 

 

Джеймс  Коллинз  и  Джерри  Поррас  предлагают  подход  пяти  «поче-

му», который включает: 

1.  Формулирование  описательного  утверждения:  «Мы  производим  Х 

продуктов» или «Мы оказываем Х услуг». 

2.  Постановка  и  пятикратное  повторение  вопроса  «Почему  это  важ-

но?» 

3.  Формулировка видения на основе анализа двух-трех ответов на во-

прос «Почему это важно?» 

Метод «мастера-визионера» Томаса Стюарта представлен в табл. 2.5. 
 


background image

 

 

84 

Таблица 2.5 

Метод «мастера-визионера» 

Наше видение состоит в том, чтобы быть___________________________ 
Первейшей  и  главнейшей;  ведущей;  выдающейся;  обладающей  мировым 
классом; развивающейся (выбрать одно определение) 

 
компанией, поставляющей________________________________________ 
инновационные;  высокоэффективные;  специализированные;  разнообраз-
ные; высококачественные (выбрать одно из определений) 
 
товары; услуги; товары и услуги (выбрать одно из трех определений) 
 
для того, чтобы__________________________________________________ 
обслуживать мировой рынок; создать доход акционерам; выполнить  наши 
обязательства перед участниками компании; порадовать наших потребите-
лей (выбрать нужное) 
 
в переживающих стремительные перемены отраслях, которые решают  
 
информационные;  предпринимательские;  потребительские;  финансовые 
проблемы (выбрать что-то одно). 
 

Источник: Stewart T.A. Refreshing Change: Vision Statements That Make Sense // Fortune, 
1996, September 30. – Р. 195. 

 
 

2.3. Реализация видения 

 

Видение,  даже  четко  сформулированное,  само  по  себе  никого  не  мо-

тивирует. Члены организации всех уровней управления (высшего, среднего 
и низового) должны разъяснять и демонстрировать на практике смысл ви-
дения. 

Как превратить видение в реальность?  Руководители могут использо-

вать следующие методы, которые  позволяют сделать видение  понятным  и 
реальным:  произнесение  вдохновенных  речей,  проведение  бесед  и  управ-
ление посредством расхаживания (MBWA). 

Вдохновенная  речь  позволяет  лидеру  обрисовать  свое  видение  под-

робно,  иллюстрировать  речь  конкретными  жизненными  фактами,  метафо-
рами и связать его с реальными ситуациями, которые переживают сотруд-
ники. Слова и образы должны быть наполнены личной энергетикой и лич-
ными  ощущениями.  Во  все  времена  лидеры  произносили  экспрессивные 
речи, наполненные живыми и вдохновенными образами. 

Личные беседы. Лидеры должны практиковать и личные контакты со 

своими последователями. 

Наиболее широко известным является метод MBWA (management by 

wandering  around  -  управление  посредством  брождения)  известного 
теоретика  управления  Томаса  Питерса,  автора  работ  «В  поисках  эффек-


background image

 

 

85 

тивного  управления»  (1982),  «Процветая  в  хаосе»  (1987),  «Менеджмент 
освобождения» (1992). Данный метод основан на широком вовлечении ра-
ботников  в  процесс  управления  и  указывает  на  необходимость  «брожде-
ния» лидера организации для обсуждения с ее членами разнообразных во-
просов.  Такие  контакты  показывают  лидеру,  как  сотрудники  воспринима-
ют видение. 

 

Проблемы формирования 

и внедрения видения  

 

Поскольку  как  внешняя,  так  и  внутренняя  организационная  среда, 

подвержена постоянным изменениям и является чрезвычайно динамичной, 
то в ближайшие годы лидеры организаций при формировании и внедрении 
видения могут столкнуться с пятью видами проблем:  

1) различие культур и разнообразие трудовых ресурсов (или диверси-

фицированность);  

2) угроза утраты видения;  
3) необходимость трансформации видения;  
4) циничное отношение к видению;  
5) духовное развитие лидера. 
Различие  культур  и  разнообразие  (диверсифицированность)  тру-

довых  ресурсов.  Организации  становятся  все  более  диверсифицирован-
ными,  что  связано  с  демографическими  изменениями,  происходящими  в 
современных  организациях  (этнический  состав,  национальная  и  религиоз-
ная  принадлежность,  пол,  возраст,  физические  способности,  язык).  Разли-
чие культур и диверсифицированность непосредственно влияют на форми-
рование  видения.  Видение обращено к  чувствам людей, но чем шире диа-
пазон  культур  и  ценностных  ориентаций  сотрудников  организации,  тем 
труднее  сформировать  это  видение.  Видение  должно  служить  мостом,  со-
единяющим групповые различия, а не превалировать над интересами дру-
гих  групп.  Каким  должно  быть  мегакультурное  видение?  На  этот  вопрос 
пока нет ответа. 

Угроза  утраты  видения.  Быстрый  темп  изменений,  происходящих  в 

глобальном мире, приводит к  тому, что многие организации, имевшие ви-
дение,  могут  его  утратить  как  по  объективным,  так  и  субъективным  при-
чинам. Утрата видения может нанести серьезный удар по организации, по-
скольку  видение  –  это  не  просто  материальный  фактор,  а  эмоциональное 
состояние  организации  как  социотехнической  системы.  Когда  видение 
умирает, то вместе с ним умирает и организация, а некоторые люди – чле-
ны  организации  –  испытывают  чувство  безысходности  и  ощущают,  что 
умирают вместе с организацией. Поэтому нельзя ожидать, что члены орга-
низации  смогут  быстро  воспринять  новое  видение.  Чтобы  процесс  обнов-
ления  организации  происходил  динамично  и  безболезненно,  необходимо 
понимать психологическую значимость утраты видения. 

Необходимость  трансформации  видения.  Многие  современные  ор-

ганизации попадают в ситуации, вынуждающие их принимать новое виде-
ние, отличающееся от того, что было раньше. Новое видение предполагает