ВУЗ: Днепропетровская государственная финансовая академия
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 13475
Скачиваний: 50
21
жеры составляют план и бюджет на определенный период времени, то ли-
деры, по мнению многих современных авторов, разрабатывают видение
будущего и стратегии его практической реализации. Второе отличие он
связывает с «развитием человеческой схемы осуществления плана дейст-
вий»: менеджеры заботятся о решении организационных и кадровых во-
просов, а лидеры передают людям своё видение будущего. Третье разли-
чие заключается в подходе к осуществлению деятельности: менеджеры за-
нимаются мониторингом результатов и решений проблем, а лидеры во-
одушевляют и вдохновляют людей, заряжая их энергией. Сторонники тра-
диционных взглядов на менеджмент могут не согласиться с существовани-
ем такого различия, так как обеспечение мотивации к труду всегда было
одной из функций менеджмента. Однако суть этого различия заключается
в воодушевлении и побуждении энергии подчинённых, которые
Дж.Коттер, подобно другим современным авторам, считал задачами лиде-
ров. Четвертое различие связано с результатами деятельности: менеджмент
обеспечивает определенную стабильность и порядок, а лидеры порождают
перемены. Потребность фирмы в лидере зависит от глубины необходимых
изменений и от сложности стоящих перед ней задач.
Таким образом, на сегодняшний день существует множество различ-
ных концепций руководства и лидерства, отражающих различные точки
зрения. Не существует единой, универсальной теории, содержащей все от-
веты на вопросы, связанные с руководством и лидерством. Почему это
происходит? Руководство и лидерство представляет собой аспект органи-
зационного поведения, трудно поддающегося исследованию. Практически
все его изучение сводится к поиску ответа на один-единственный вопрос:
«Что означает быть эффективным руководителем?»
БЛИЦ - ОПРОС
1. В чем заключается сущность личностной теории лидерства?
2. Что вы знаете о поведенческой теории лидерства?
3. В чем заключается сущность ситуационной концепции лидерства?
4. Как вы думаете, являются ли актуальными личностная, поведенче-
ская и ситуационная теории лидерства?
5. Какие современные теории лидерства вы знаете? Опишите их.
6. В чем заключается сущность концепции М. Крозье?
7. Как П. Друкер рассматривает вопросы руководства и лидерства?
8. Каковы взгляды У. Бенниса на вопросы руководства и лидерства?
9. Какова позиция П. Питерса в вопросах руководства и лидерства?
10. В чем заключаются сущность взглядов Дж. Коттера на проблемы
руководства и лидерства?
11. Как вы думаете, какую цель преследуют концепции руководства и
лидерства?
22
1.3. Традиционные руководители и лидеры:
сравнительная характеристика
Если компетентное руководство является критически важным услови-
ем успешной деятельности организаций, то какими должны быть сами ру-
ководители – традиционными менеджерами или лидерами?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понимать, что современ-
ные организации функционируют в условиях чрезвычайно динамичной
внешней среды, которая характеризуется высокой степенью неопределен-
ности, изменчивости, сложности. Организации не существуют сами по се-
бе и не являются самодостаточными. Они тесно взаимодействуют с окру-
жающей средой и полностью зависят от неё и как от источника вводимых
ресурсов, и как от потребителя произведенных ими товаров и услуг. Дина-
мичность внешней среды создает значительные проблемы для руководите-
лей организаций. Высокая степень нестабильности внешней среды ограни-
чивает выбор руководителей и их свободу определять свою собственную
судьбу и будущее своих организаций. В таблице 1.3 приведены результаты
опроса 400 руководителей высшего звена американских компаний относи-
тельно влияния изменений внешней среды на их организации.
Таблица 1.3
Влияние изменений внешней среды на организации
по результатам опроса 400 руководителей
Изменения в компании происходят быстро или очень быстро
В компании царит консервативный дух и перемены внедряются
редко и с трудом................................................................................
Темп изменений в компании ускорится...........................................
Компания способна быстро реагировать на изменения.................
Компания имеет формальные структуры для быстрой реакции
на изменения .....................................................................................
Крупные корпорации реагируют на изменения быстрее и эф-
фективнее ...........................................................................................
Не могу назвать компанию, удачно справляющуюся с измене-
ниями ..................................................................................................
С изменениями лучше всех справляется компания General
Electric ................................................................................................
Источник. K.H.Hammonds, «In Business This Week», Business Week, Sep-
tember 20, 1993. – Р. 44
79%
62%
61%
47%
44%
32%
25%
17%
23
Как показывают результаты опроса, подавляющее большинство руко-
водителей ощущают на себе быстрый темп изменений внешней среды и
предвидят, что он будет возрастать. Меньше половины опрошенных счи-
тают, что их компании способны быстро и эффективно реагировать на воз-
действие внешней среды.
По мнению большинства исследователей проблем управления совре-
менными организациями, происходящие в настоящее время процессы из-
менения окружающего мира требуют от руководителей адекватной реак-
ции на преобразование организаций. В свою очередь, процессы преобразо-
ваний приводят к возникновению большей потребности в креативном ли-
дерстве, чем в традиционном менеджменте. Поэтому руководители орга-
низаций должны учитывать следующие моменты относительно вызовов
внешней среды.
Во-первых, ускоряющиеся изменения создают растущую потребность
в руководителях, способных преобразовывать свои организации, а не про-
сто выполнять традиционные (рутинные) функции управления.
Во-вторых, стремительное развитие новых технологий приводит к не-
обходимости децентрализации руководства. Управленческие реакции, ха-
рактерные для стабильного рынка товаров и услуг, вряд ли будут соответ-
ствовать современным тенденциям. Информация не может больше (в от-
личие от бюрократических организаций) рассматриваться на всех уровнях
организационной иерархии и ждать, пока менеджер каждого уровня тща-
тельно проанализирует её и придет к определенному решению. Сотрудни-
ки любого уровня управления современных организаций могут через Ин-
тернет получить информацию гораздо раньше высших руководителей, ко-
торые, как правило, несут ответственность за принимаемые решения. Хо-
рошие решения не могут приниматься людьми, не понимающими быстро
меняющихся новых технологий, внедрение которых требует децентрализа-
ции и демонтажа излишних уровней управления. У высших руководителей
уже нет готового ответа на все вопросы. Они не могут знать все. Степень
централизации/децентрализации зависит от степени неопределенности
внешней среды. Чем неопределеннее внешняя среда, тем выше потреб-
ность в передаче полномочий сверху вниз по внутриорганизационной ие-
рархии ближе к клиентам и рынкам.
В-третьих, современные руководители (лидеры – «локомотивы»)
должны обладать не только традиционными навыками, необходимыми для
управления деятельностью организаций, но и навыками, отличающими
традиционного руководителя от руководителя-лидера. Руководство орга-
низациями в настоящее время стало более трудным и рискованным про-
цессом. Высокий темп происходящих изменений и чрезвычайные события,
происходящие в мире (войны, терроризм, стихийные бедствия и т.д.) стали
серьезным испытанием для руководителей организаций.
Вызовы современного мира требуют от руководителей любого уровня
сочетания жесткости и мягкости. Руководителям нужно одновременно со-
24
вмещать искренний интерес к людям и решительность при достижении ор-
ганизационных целей.
Силы перемен будут предъявлять более высокие требования к анали-
тическим и организаторским способностям руководителей.
Большой опыт управленческой работы или высокий служебный титул
сегодня не являются гарантией успешного управления.
Сегодня рушатся традиционные границы между отраслями. Совре-
менные системы телекоммуникаций серьезно конкурируют с индустрией
путешествий и транспортных сообщений.
Политика государственного регулирования ныне все в большей сте-
пени колеблется между желанием снизить уровень государственного регу-
лирования с целью поощрения развития предпринимательства и стремле-
нием ужесточить его.
Никто не знает ответа на вопрос: «Что лучше и где золотая середина?»
Потребители стали менее предсказуемы. Они уже не согласны поку-
пать все, что им предложат. Они требуют высокого качества продуктов и
услуг. Голосование кошельком выявляет, что покупатели уже не проявля-
ют автоматической лояльности к известным брендам. Рост конкуренции не
позволяет менеджерам почивать на лаврах.
Перемены, связанные с установками и убеждениями сотрудников ор-
ганизации, требуют изменений и в поведении менеджеров. Сейчас все ре-
же встречаются люди, склонные к беспрекословному выполнению прика-
зов. Все больше проявляется циничное отношение к позиции руководства,
подозрительность к действиям топ-менеджеров. Сегодня людей трудно
вдохновить на самоотверженный труд во имя процветания фирмы, в кото-
рой они работают, если этой фирме нечего предложить взамен. Резкое со-
кращение рабочих мест вряд ли породит большую лояльность к работода-
телям.
Преданность интересам компании и инициатива стали очень важными
факторами. Все больше компаний осознают свою зависимость от наличия
в штате толковых и хорошо образованных сотрудников, поскольку именно
их технические знания, их навыки, их контакт с потребителями поддержи-
вают конкурентоспособность компании. Раньше менеджеры привыкли
быть героями и действовать соответственно: брать на себя ответственность
за все, иметь ответы на все случаи жизни, принимать решения, чтобы
удержать стабильность. Теперь они должны пойти дальше и сделать ге-
роями своих сотрудников. Руководители должны побуждать сотрудников
брать на себя ответственность, создавать атмосферу сотрудничества в кол-
лективе.
Эти новые вызовы для руководителей бизнеса ощущаются во всем
мире, в том числе и в Украине. Поэтому украинский бизнес должен стре-
миться к тому, чтобы соответствовать новым требованиям.
В условиях современного мира, характеризующегося быстрыми изме-
нениями, баланс между традиционным руководством (оптимизация про-
25
цессов управления) и лидерством (формирование видения будущего орга-
низаций и продвижение организаций и их членов к этому будущему) по-
степенно смещается в сторону большей потребности в лидерстве. По мне-
нию Джона Коттера, современные организации испытывают острую по-
требность в лидерах на всех уровнях управления для решения текущих за-
дач обеспечения конкурентоспособности. Организации должны создавать
условия для обеспечения преемственности управленческих и лидерских
функций. По мнению Дж.Коттера, многие организации испытывают пере-
избыток менеджмента и недостаток лидерства.
Лидерство, таким образом, является фундаментальной движущей си-
лой необходимых организационных преобразований. Лидеры ХХI века
должны быть профессионалами, предпринимателями, обладать чувством
ответственности, международной перспективой и серьезной образователь-
ной культурной подготовкой.
Профессионализм. Все руководители, стремящиеся стать лидерами,
должны овладеть управленческими навыками, которые лежат в основе ра-
зумного менеджмента и лидерства. Хорошие лидеры должны быть отлич-
ными менеджерами и глубоко понимать базовые функции управления. Они
должны выделять главное в любой новой управленческой ситуации.
Предпринимательские качества. Современные руководители долж-
ны проявлять инициативу. Они должны уметь создавать образы того, что
хотят реализовать на практике.
Международная перспектива. Современные руководители должны,
во-первых, видеть возможности международных рынков; во-вторых, уметь
находить источники ресурсов и компетенции в глобальном масштабе; в-
третьих, иметь международный склад ума и способность перемещаться по
земному шару и легко адаптироваться к разным культурам.
Ответственность. Современные руководители должны обладать чув-
ством ответственности не только за краткосрочные цели организации, но и
за широкие долгосрочные потребности как отдельных людей, так и обще-
ства в целом. Ответственное руководство предполагает большую степень
самоуправления и самоконтроля.
Образовательная/культурная база. Современные руководители ре-
шают самые разнообразные проблемы, поэтому они должны опираться на
широкую образовательную и культурную платформу.
Таким образом, согласно мнению некоторых исследователей, разли-
чие в понятиях «менеджмент» и «лидерство» становится все более силь-
ным. Считается, что задачами менеджмента является планирование, орга-
низация, мотивация и контроль деятельности организации. Лидеры же
должны заглядывать в более отдаленное будущее. Различия между ме-
неджментом и лидерством, согласно Дж.Коттеру, приведены в табл. 1.4.