Файл: Комарова К.В. и др. Лидерство Учебное пособие 2008.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 12444

Скачиваний: 47

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

21 

жеры составляют план и бюджет на определенный период времени, то ли-
деры,  по    мнению  многих  современных  авторов,  разрабатывают  видение 
будущего  и  стратегии  его  практической  реализации.  Второе  отличие  он 
связывает  с  «развитием  человеческой  схемы  осуществления  плана  дейст-
вий»:  менеджеры  заботятся  о  решении  организационных  и  кадровых  во-
просов,  а  лидеры  передают  людям  своё  видение  будущего.  Третье  разли-
чие заключается в подходе к осуществлению деятельности: менеджеры за-
нимаются  мониторингом  результатов  и  решений  проблем,  а  лидеры  во-
одушевляют и вдохновляют людей, заряжая их энергией. Сторонники тра-
диционных взглядов на менеджмент могут не согласиться с существовани-
ем  такого  различия,  так  как  обеспечение  мотивации  к  труду  всегда  было 
одной из функций менеджмента. Однако суть этого различия заключается 
в  воодушевлении  и  побуждении  энергии  подчинённых,  которые 
Дж.Коттер, подобно другим современным авторам, считал задачами лиде-
ров. Четвертое различие связано с результатами деятельности: менеджмент 
обеспечивает определенную стабильность и порядок, а лидеры порождают 
перемены. Потребность фирмы в лидере зависит от глубины необходимых 
изменений и от сложности стоящих перед ней задач.  

Таким  образом,  на  сегодняшний  день  существует  множество  различ-

ных  концепций  руководства  и  лидерства,  отражающих  различные  точки 
зрения. Не существует единой,  универсальной теории, содержащей все от-
веты  на  вопросы,  связанные  с  руководством  и  лидерством.  Почему  это 
происходит?  Руководство  и  лидерство  представляет  собой  аспект  органи-
зационного  поведения,  трудно  поддающегося  исследованию.  Практически 
все  его  изучение  сводится  к  поиску  ответа  на  один-единственный  вопрос: 
«Что означает быть эффективным руководителем?» 

 

БЛИЦ - ОПРОС 

 

1.  В чем заключается сущность личностной теории лидерства? 
2.  Что вы знаете о поведенческой теории лидерства? 
3.  В чем заключается сущность ситуационной концепции лидерства? 
4.  Как вы думаете, являются ли актуальными личностная, поведенче-

ская и ситуационная теории лидерства? 

5.  Какие современные теории лидерства вы знаете? Опишите их. 
6.  В чем заключается сущность концепции М. Крозье? 
7.  Как П. Друкер рассматривает вопросы руководства и лидерства? 
8.  Каковы взгляды У. Бенниса на вопросы руководства и лидерства? 
9.  Какова позиция П. Питерса в вопросах руководства и лидерства? 

10.  В  чем  заключаются  сущность  взглядов  Дж.  Коттера  на  проблемы 

руководства и лидерства? 

11.  Как  вы думаете, какую цель преследуют концепции руководства и 

лидерства? 


background image

 

 

22 

1.3. Традиционные руководители и лидеры: 

 сравнительная характеристика 

 

Если компетентное руководство является критически важным услови-

ем успешной деятельности организаций, то какими должны быть сами ру-
ководители – традиционными менеджерами или лидерами? 

Чтобы ответить на этот  вопрос,  необходимо понимать, что современ-

ные  организации  функционируют  в  условиях  чрезвычайно  динамичной 
внешней среды, которая характеризуется высокой степенью  неопределен-
ности, изменчивости, сложности. Организации не существуют сами по се-
бе  и  не  являются  самодостаточными.  Они  тесно  взаимодействуют  с  окру-
жающей средой и полностью зависят от неё и как от источника вводимых 
ресурсов, и как от потребителя произведенных ими товаров и услуг. Дина-
мичность внешней среды создает значительные проблемы для руководите-
лей организаций. Высокая степень нестабильности внешней среды ограни-
чивает  выбор  руководителей  и  их  свободу  определять  свою  собственную 
судьбу и будущее своих организаций. В таблице 1.3 приведены результаты 
опроса 400 руководителей высшего звена американских компаний относи-
тельно влияния изменений внешней среды на их организации. 

 

Таблица 1.3 

Влияние изменений внешней среды на организации 

по результатам опроса 400 руководителей 

Изменения в компании происходят быстро или очень быстро 

В компании царит консервативный дух и перемены внедряются 
редко и с трудом................................................................................ 

Темп изменений в компании ускорится........................................... 

Компания способна быстро реагировать на изменения................. 

Компания  имеет  формальные  структуры  для  быстрой  реакции 
на изменения ..................................................................................... 

Крупные  корпорации  реагируют  на  изменения  быстрее  и  эф-
фективнее ........................................................................................... 

Не  могу  назвать  компанию,  удачно  справляющуюся  с  измене-
ниями .................................................................................................. 

С  изменениями  лучше  всех  справляется  компания  General 
Electric ................................................................................................ 

Источник.  K.H.Hammonds,  «In  Business  This  Week»,  Business  Week,  Sep-

tember 20, 1993. – Р. 44

 

79% 

62% 

61% 

47% 

44% 

32% 

25% 

17% 

 


background image

 

 

23 

Как показывают результаты опроса, подавляющее большинство руко-

водителей  ощущают  на  себе  быстрый  темп  изменений  внешней  среды  и 
предвидят,  что  он  будет  возрастать.  Меньше  половины  опрошенных  счи-
тают, что их компании способны быстро и эффективно реагировать на воз-
действие внешней среды. 

По  мнению  большинства  исследователей  проблем  управления  совре-

менными  организациями,  происходящие  в  настоящее  время  процессы  из-
менения  окружающего  мира  требуют  от  руководителей  адекватной  реак-
ции на преобразование организаций. В свою очередь, процессы преобразо-
ваний  приводят  к  возникновению  большей  потребности  в  креативном  ли-
дерстве,  чем  в  традиционном  менеджменте.  Поэтому  руководители  орга-
низаций  должны  учитывать  следующие  моменты  относительно  вызовов 
внешней среды. 

Во-первых,  ускоряющиеся  изменения  создают  растущую  потребность 

в руководителях, способных преобразовывать свои организации, а не про-
сто выполнять традиционные (рутинные) функции  управления. 

Во-вторых, стремительное развитие новых технологий приводит к не-

обходимости  децентрализации  руководства.  Управленческие  реакции,  ха-
рактерные для стабильного рынка товаров и услуг, вряд ли будут соответ-
ствовать  современным  тенденциям.  Информация  не  может  больше  (в  от-
личие от бюрократических организаций) рассматриваться на всех  уровнях 
организационной  иерархии  и  ждать,  пока  менеджер  каждого  уровня  тща-
тельно проанализирует её  и придет к определенному решению. Сотрудни-
ки  любого  уровня  управления  современных  организаций  могут  через  Ин-
тернет получить информацию гораздо раньше высших руководителей, ко-
торые,  как  правило,  несут  ответственность  за  принимаемые  решения.  Хо-
рошие  решения  не  могут  приниматься  людьми,  не  понимающими  быстро 
меняющихся новых технологий, внедрение которых требует децентрализа-
ции и демонтажа излишних уровней управления. У высших руководителей 
уже  нет  готового  ответа  на  все  вопросы.  Они  не  могут  знать  все.  Степень 
централизации/децентрализации  зависит  от  степени  неопределенности 
внешней  среды.  Чем  неопределеннее  внешняя  среда,  тем  выше  потреб-
ность  в  передаче  полномочий  сверху  вниз  по  внутриорганизационной  ие-
рархии ближе к клиентам и рынкам.  

В-третьих,  современные  руководители  (лидеры  –  «локомотивы») 

должны обладать не только традиционными навыками, необходимыми для 
управления  деятельностью  организаций,  но  и  навыками,  отличающими 
традиционного  руководителя  от  руководителя-лидера.  Руководство  орга-
низациями  в  настоящее  время  стало  более  трудным  и  рискованным    про-
цессом. Высокий темп происходящих изменений и чрезвычайные события, 
происходящие в мире (войны, терроризм, стихийные бедствия и т.д.) стали 
серьезным испытанием для руководителей организаций. 

Вызовы современного мира требуют от руководителей любого уровня 

сочетания жесткости и мягкости. Руководителям нужно одновременно со-


background image

 

 

24 

вмещать искренний интерес к людям и решительность при достижении ор-
ганизационных целей. 

Силы перемен будут предъявлять более высокие требования  к анали-

тическим и организаторским способностям руководителей. 

Большой опыт управленческой работы или высокий служебный титул 

сегодня не являются гарантией успешного управления. 

Сегодня  рушатся  традиционные  границы  между  отраслями.  Совре-

менные  системы  телекоммуникаций  серьезно  конкурируют  с  индустрией 
путешествий и транспортных сообщений. 

Политика  государственного  регулирования  ныне  все  в  большей  сте-

пени колеблется между желанием снизить уровень государственного регу-
лирования  с  целью  поощрения  развития  предпринимательства  и  стремле-
нием ужесточить его. 

Никто не знает ответа на вопрос: «Что лучше и где золотая середина?» 
Потребители  стали  менее  предсказуемы.  Они  уже  не  согласны  поку-

пать  все,  что  им  предложат.  Они  требуют  высокого  качества  продуктов  и 
услуг. Голосование кошельком выявляет, что покупатели  уже не проявля-
ют автоматической лояльности к известным брендам. Рост конкуренции не 
позволяет менеджерам почивать на лаврах. 

Перемены,  связанные  с  установками  и  убеждениями  сотрудников  ор-

ганизации, требуют изменений и в  поведении менеджеров. Сейчас все ре-
же  встречаются  люди,  склонные  к  беспрекословному  выполнению  прика-
зов. Все больше проявляется циничное отношение к позиции руководства, 
подозрительность  к  действиям  топ-менеджеров.  Сегодня  людей  трудно 
вдохновить на самоотверженный труд во имя процветания фирмы, в кото-
рой они работают, если этой фирме нечего предложить взамен. Резкое со-
кращение рабочих мест вряд ли породит большую лояльность к работода-
телям. 

Преданность интересам компании и инициатива стали очень важными 

факторами.  Все больше компаний осознают свою зависимость  от наличия 
в штате толковых и хорошо образованных сотрудников, поскольку именно 
их  технические знания, их навыки, их контакт с потребителями поддержи-
вают  конкурентоспособность  компании.  Раньше  менеджеры  привыкли 
быть героями и действовать соответственно: брать на себя ответственность 
за  все,  иметь  ответы  на  все  случаи  жизни,  принимать  решения,  чтобы 
удержать  стабильность.  Теперь  они  должны  пойти  дальше  и  сделать  ге-
роями  своих  сотрудников.  Руководители  должны  побуждать  сотрудников 
брать на себя ответственность, создавать атмосферу сотрудничества в кол-
лективе. 

Эти  новые  вызовы  для  руководителей  бизнеса  ощущаются  во  всем 

мире,  в  том  числе  и  в  Украине.  Поэтому  украинский  бизнес  должен  стре-
миться к тому, чтобы соответствовать новым требованиям. 

В условиях современного мира, характеризующегося быстрыми изме-

нениями,  баланс  между  традиционным  руководством  (оптимизация  про-


background image

 

 

25 

цессов  управления)  и  лидерством  (формирование  видения  будущего  орга-
низаций  и  продвижение  организаций  и  их  членов  к  этому  будущему)  по-
степенно смещается в сторону большей потребности в лидерстве. По мне-
нию  Джона  Коттера,  современные  организации  испытывают  острую  по-
требность в лидерах на всех уровнях управления для решения текущих за-
дач  обеспечения  конкурентоспособности.  Организации  должны  создавать 
условия  для  обеспечения  преемственности  управленческих  и  лидерских 
функций.  По мнению Дж.Коттера, многие организации испытывают  пере-
избыток менеджмента и недостаток лидерства. 

Лидерство,  таким  образом,  является  фундаментальной  движущей  си-

лой  необходимых  организационных  преобразований.  Лидеры  ХХI  века 
должны  быть  профессионалами,  предпринимателями,  обладать  чувством 
ответственности, международной перспективой и серьезной образователь-
ной культурной подготовкой. 

Профессионализм.  Все  руководители,  стремящиеся  стать  лидерами, 

должны овладеть управленческими навыками, которые лежат в основе ра-
зумного менеджмента и лидерства. Хорошие лидеры  должны быть отлич-
ными менеджерами и глубоко понимать базовые функции управления. Они 
должны выделять главное в любой новой управленческой ситуации. 

Предпринимательские  качества.  Современные  руководители  долж-

ны  проявлять  инициативу.  Они  должны  уметь  создавать  образы  того,  что 
хотят реализовать на практике. 

Международная  перспектива.  Современные  руководители  должны, 

во-первых, видеть возможности международных рынков; во-вторых, уметь 
находить  источники  ресурсов  и  компетенции  в  глобальном  масштабе;  в-
третьих, иметь международный склад ума и способность перемещаться по 
земному шару и легко адаптироваться к разным культурам. 

Ответственность. Современные руководители должны обладать чув-

ством ответственности не только за краткосрочные цели организации, но и 
за широкие долгосрочные потребности  как отдельных людей,  так и обще-
ства  в  целом.  Ответственное  руководство  предполагает  большую  степень 
самоуправления и самоконтроля. 

Образовательная/культурная  база.  Современные  руководители  ре-

шают самые разнообразные проблемы, поэтому  они должны опираться на 
широкую образовательную и культурную платформу. 

Таким  образом,  согласно  мнению  некоторых  исследователей,  разли-

чие  в  понятиях  «менеджмент»  и  «лидерство»  становится  все  более  силь-
ным.  Считается,  что  задачами  менеджмента  является  планирование,  орга-
низация,  мотивация  и  контроль  деятельности  организации.  Лидеры  же 
должны  заглядывать  в  более  отдаленное  будущее.  Различия  между  ме-
неджментом и лидерством, согласно Дж.Коттеру, приведены в табл. 1.4.