ВУЗ: Днепропетровская государственная финансовая академия
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 13477
Скачиваний: 50
26
Таблица 1.4
Различия между менеджерами и лидерами согласно Дж.Коттеру
Менеджеры
Лидеры
Создание плана действий
Разработка видения будущего
организации и стратегии его прак-
тической реализации
Решение
организационных
и
кадровых вопросов, направленных
на реализацию плана действий
Передача видения будущего ор-
ганизации людям
Мониторинг результатов и реше-
ния проблем
Воодушевление и вдохновение
людей
Обеспечение определенной ста-
бильности и порядка
Инициирование перемен
Такие авторы, как Бесс (Bacc, 1990), Найр (Nair, 1994), Катценбах
(Katzenbach, 1995), Куинн (Quinn, 2000) также считают концепцию лидер-
ства отличной от концепции менеджмента. Одной из наиболее популярных
моделей лидерства, иллюстрирующей это отличие, является так называе-
мая система «конкурирующих ценностей», которая рассматривается в ка-
честве организационной основы лидерства и менеджмента (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Навыки лидерства и менеджмента
согласно схеме конкурирующих ценностей
РЫНОЧНЫЕ НАВЫКИ
Стимулирование других
Умелое использование власти и
влияния
Управление конфликтами
Поддержка внутренней
стабильности
АДХОКРАТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
Творческое решение проблем
Формулировка видения будуще-
го организации
Осуществление нововведений
Позиционирование
во внешней среде
Гибкость
Изменчивость
КЛАНОВЫЕ НАВЫКИ
Поддерживающая коммуникация
Создание команд и командная ра-
бота
Наделение правами
ИЕРАРХИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
Управление личностным стрессом
Управление временными ресурсами
Обеспечение самооценки
Аналитическое решение проблем
Стабильность
Контроль
27
Модель, представленная на рис. 1.1, позволяет прояснить отличие на-
выков менеджмента от навыков лидерства. Согласно исследованиям
К.Камерона (Cameron, K., 1994) и Р.Куинна (Qwinn, R., 2000), эффектив-
ный менеджер должен быть компетентным в таких четырех навыках, как
клановые, адхократические, рыночные и иерархические навыки.
К клановым навыкам относятся навыки, связанные с построением и
развитием эффективных межличностных отношений (поддерживающие
коммуникации, формирование команд и организация командной работы,
наделение правами).
Адхократические навыки позволяют управлять будущим организа-
ции, инновациями и организационными изменениями (творческое решение
проблем, формирование видения будущего, осуществление нововведений).
Рыночные навыки позволяют обеспечить высокую конкурентоспо-
собность и управление внешними связями (стимулирование других, уме-
лое использование власти и влияния, управление конфликтами).
Иерархические навыки необходимы для поддерживания контроля и
стабильности (умение управлять стрессом, временем, самооценка, анали-
тическое решение проблем).
На рис. 1.1 эти навыки расположены в четырех квадрантах. В двух
нижних квадрантах расположены две группы навыков (иерархические и
рыночные), которые обычно ассоциируются с менеджментом. Менедж-
мент связан с действиями руководства в стабильных условиях, с сохране-
нием статус-кво. Менеджмент определяется как умение «делать вещи пра-
вильно». Менеджеры должны концентрировать внимание на оптимальных
(правильных) процессах управления, включающих реализацию четырех
основных функций – планирования, организации, мотивации и контроля.
В двух верхних квадрантах расположены клановые и адхократиче-
ские навыки, которые ассоциируются с лидерством. Концепция лидерства
обычно имеет отношение к деятельности руководителя в переходный пе-
риод, связанный с необходимостью проведения организационных измене-
ний. В этом периоде руководство должно проявлять гибкость и обладать
навыками лидера. Кроме того, лидерство определяется как умение «делать
правильные вещи». Лидер должен уметь формировать видение будущего
организации, внедрять нововведения и создавать нечто новое.
Более поздние исследования подтвердили, что подобное разделение
менеджмента и лидерства является необоснованным. В современном мире
все организации работают в условиях динамической внешней среды, по-
этому сохранение статус-кво неизбежно приведет их к поражению. В усло-
виях постиндустриального, гипертурбулентного мира ХХI столетия ни од-
на организация не сможет выжить в том случае, если ее руководство не
будет в полной мере одновременно и менеджерами, и лидерами. Эффек-
тивным менеджером может быть только менеджер, имеющий навыки ли-
дера, а хорошим лидером – только лидер, имеющий навыки менеджера.
Поэтому эффективные руководители должны повышать свой уровень
компетенции как в сфере менеджмента, так и лидерства.
28
БЛИЦ - ОПРОС
1. Какое влияние оказывает внешняя среда на деятельность организа-
ции?
2. Какие моменты относительно вызовов внешней среды должны учи-
тывать руководители современных организаций?
3. В чем заключается отличие традиционного руководителя от лиде-
ра?
4. Какими навыками должны обладать традиционный руководитель и
лидер согласно модели конкурирующих ценностей?
5. Как вы думаете, существует ли различие понятий «эффективный
руководитель» и «лидер»?
6. В каком типе руководителей нуждаются современные организации
и почему?
1.4. Руководитель организации
как традиционный менеджер
Как мы уже отметили, современный руководитель должен быть, пре-
жде всего, хорошим менеджером, то есть обладать навыками традицион-
ного менеджмента. В чем же заключается сущность работы руководителя
организации? Работа руководителя отличается большим разнообразием,
носит комплексный и фрагментарный характер. Руководители планируют
работу, координируют деятельность людей, осуществляют контроль за ре-
зультатами работы, проводят совещания, деловые переговоры, составляют
документы и т.п. Описание работы руководителя является сложной зада-
чей. Чтобы ответить на вопрос, в чем же заключается сущность работы ру-
ководителя как традиционного менеджера, рассмотрим общие факторы в
работе руководителя.
Общие факторы в работе руководителей
Руководители организации могут осуществлять руководство деятель-
ностью одного или нескольких человек, формальной группы (структурного
подразделения, целевой, командной группы и т.п.), организации в целом.
Несмотря на то, что размеры организаций, сфера их деятельности и уро-
вень ответственности руководителей могут различаться, некоторые аспек-
ты управленческой деятельности являются общими для всех руководите-
лей во всех организациях. Общими факторами в работе руководителей яв-
ляются: уровни управления, функции и ролевые
установки.
В зависимости от уровня управления руково-
дители делятся на три группы: менеджеры высшего
уровня (топ-менеджеры), менеджеры среднего
Общие факторы в работе
руководителей:
Уровни управления
Функции управления
Ролевые установки
29
уровня и менеджеры низового (технического или оперативного) уров-
ня (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Уровни управления
Менеджеры высшего звена (топ-менеджеры) несут ответственность
за деятельность организации в целом и занимают такие должности, как
президент компании, председатель совета директоров, главный исполни-
тельный директор, исполнительный вице-президент и т.п. Основными обя-
занностями менеджеров высшего уровня является определение целей дея-
тельности организации, разработка стратегии, адаптация к внешней среде,
управление процессом «организация – внешняя среда», принятие важней-
ших решений для организации в целом, осуществление коммуникаций,
формирование организационной культуры и др.
Менеджеры среднего звена занимают позиции между высшим и ни-
зовым уровнями управления и отвечают за деятельность важнейших биз-
нес-единиц, подразделений и отделов организации. Они занимают сле-
дующие должности: начальник департамента, начальник управления, на-
чальник отдела, декан и др. Основными обязанностями менеджеров сред-
него звена являются реализация стратегии, подготовка информации для
принятия решений высшим руководством и передача решений менеджерам
низового звена. Менеджеры среднего звена являются своеобразным буфе-
ром между высшими и низовыми менеджерами. Следует отметить, что со-
временные тенденции к изменению концепции организаций, реструктури-
Менеджеры
высшего уровня
Менеджеры
среднего уровня
Менеджеры низового
(технического или оперативного)
уровня
Неуправленческие работники
30
зации и сокращению уровней управления отражаются именно на менед-
жерах среднего звена. На смену менеджерам среднего звена приходят ме-
неджеры проектов, команд и т.п.
Менеджеры низового звена несут непосредственную ответствен-
ность за производство товаров или услуг. Их часто называют линейными
менеджерами, которые занимают такие должности, как менеджер группы,
офис-менеджер, мастер, бригадир, тренер спортивной команды, заведую-
щий кафедрой и др. Основными обязанностями менеджеров низового зве-
на являются обеспечение повседневной эффективной работы без срывов
по производству товаров или услуг, контроль за выполнением производст-
венных заданий и оказание технической помощи.
Организации, которые построены не по такому жесткому иерархиче-
скому принципу, также нуждаются в руководителях.
Что объединяет руководителей разных уровней управления? Все они
являются менеджерами, главная задача которых заключается в объедине-
нии и координировании деятельности людей (членов организации) для ре-
зультативного и эффективного достижения целей организации.
Обязанности менеджеров разных уровней управления приведены в
табл. 1.5.
Таблица 1.5
Обязанности менеджеров разных уровней управления
Уровни управления
Обязанности менеджеров
Менеджеры
высшего звена
Определение целей организации, разработка
стратегии, адаптация к внешней среде, управ-
ление процессом «организация – внешняя сре-
да», принятие важных решений для организа-
ции в целом, осуществление коммуникаций,
формирование организационной культуры
Менеджеры
среднего звена
Реализация стратегии, подготовка информации
для принятия решений высшим руководством и
передача решений менеджерам низового звен
Менеджеры
низового звена
Обеспечение эффективной повседневной рабо-
ты без срывов по производству товаров или ус-
луг, контроль за выполнением производствен-
ных заданий, оказание технической помощи
Все менеджеры, независимо от уровней управления, выполняют
функции, которые базируются на четырех основных функциях менедж-
мента: планирование, организация, мотивация и контроль (рис. 1.3).