Файл: Комарова К.В. и др. Лидерство Учебное пособие 2008.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 13479

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

31 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Рис. 1.3. Функции руководителей 

 

 
 

  Определение текущей миссии, целей и стратегий организации 
  Анализ внешней среды и определение возможностей и угроз 
  Анализ ресурсов организации и определение сильных и слабых сторон 
  Формулирование стратегии 
  Реализация стратегии 
  Оценка результатов реализации стратегии 

ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 
 

 

  Формирование структуры организации:  

- специализация рабочих заданий; 

- департаментализация рабочих заданий; 
- построение командной цепочки/ структуры властных полномочий; 
- определение нормы управляемости; 
- централизация и децентрализация принятия управленческих решений; 
- формализация рабочих заданий. 

  Координация деятельности 

ОРГАНИЗАЦИЯ

 

 
 
 

  Идентификация потребностей членов организации 
  Регулирование организационного поведения 
  Разработка системы показателей результативности труда 
  Оценка результатов труда 
  Вознаграждение 

МОТИВАЦИЯ

 

 
 
 

  Разработка  набора  стандартов  и  норм-показателей  результативности 

(осуществляется на стадии планирования) 

  Измерение фактических результатов работы 
  Сравнение  фактических  результатов  работы  с  показателями  результа-

тивности (стандартами и нормами) 

  Проведение управленческих мероприятий: 

1)  ничего не предпринимать; 
2)  корректировка отклонений; 
3)  пересмотр стандартов и норм. 

КОНТРОЛЬ

 


background image

 

 

32 

Мы не будем подробно описывать функции руководителей, поскольку 

эти  вопросы  изучаются  в  курсе  «Менеджмент».  Отметим,  что  помимо 
функций планирования, организации, мотивации и контроля руководители 
должны  решать  круг  задач,  связанных  с  управлением  персоналом  (плани-
рование, подбор, отбор, ориентация, обучение персонала, продвижение по 
службе/карьерный  рост),  управлением  организационными  изменениями, 
управлением  организационным  поведением  отдельных  людей  и  групп,  а 
также решать задачи, связанные с руководством и лидерством. 

Функции  планирования,  организации,  мотивации  и  контроля  связы-

вают процессы коммуникации и принятия решений. 

Коммуникации  –  это  обмен  информацией,  на  основе  которого  руко-

водитель получает информацию, необходимую для принятия эффективных 
решений,  и  доводит  принятые  решения  до  работников  организации.  Если 
процесс  коммуникаций  налажен  плохо,  решения  могут  оказаться  ошибоч-
ными,  люди  могут  неверно  понимать,  что  от  них  хотят  руководители. 
Принятие  решений,  как  и  обмен  информацией,  является  составной  ча-
стью  любой  управленческой  функции.  Необходимость  принятия  решений 
пронизывает все, что делают руководители: планируют ли они работу, раз-
рабатывают  ли  они  структуру  организации  или  обеспечивают  взаимодей-
ствие  структурных  подразделений,  осуществляют  ли  процесс  руководства 
или  контроля.  Руководители  в  процессе  реализации  функций  планирова-
ния, организации, мотивации и контроля принимают те или иные решения. 
Поэтому принятие решений является сутью работы руководителя. 

Изучив содержание работы руководителей, Минцберг определил еще  

одну черту, общую для всех руководителей, – ролевые 
установки.
  Ролевая  установка,  по  определению 
Минцберга,  является  набором  определенных  поведен-
ческих  правил, соответствующих конкретной должно-

сти (рис. 1.4). 

  

Н

ом

и

н

ал

ь

н

ы

й

 г

л

ав

а 

 

Л

и

д

ер

 

 

С

в

я

зую

ще

е з

в

ен

о

 

 

Н

аб

л

ю

д

ат

ел

ь

 

 

Р

ас

п

рос

тра

н

и

те

л

ь

 

 

П

ре

д

ст

ав

и

те

л

ь

 

 

П

ре

д

п

ри

н

и

м

ат

ел

ь

  

  О

тв

ет

ст

в

ен

н

ы

е з

а о

тс

у

т-

ст

в

и

е с

б

ое

в

 в

 р

аб

о

те

 

 

Р

ас

п

ре

д

ел

и

те

л

ь

 ре

су

р-

сов

 

 

В

ед

ущи

й

 п

ере

гов

оры

 

 

Рис. 1.4. Классификация ролей руководителя по Г. Минцбергу 

Ролевая  установка 
 набор 

определенных 

поведенческих  правил, 
соответствующих  кон-
кретной должности 

Роли 

 руководителя 

Межличностные  

роли 

Информационные  

роли 

Роли по принятию  

решений 


background image

 

 

33 

 

Более подробное описание ролей руководителей 

представлено в табл. 1.5. 
 

Таблица 1.5 

 

Ролевые установки руководителя по определению Минцберга 

 

Роли  

Описание 

Примеры деятельности 

М

ЕЖЛИЧНОСТНЫЕ РОЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ

 

Номинальный 
глава 

Символический  глава;  ис-
полнение  обязанностей  пра-
вового  или  социального  ха-
рактера

 

Прием 

посетителей; 

подписание 

юридиче-

ских документов  

Лидер  

Мотивация  и  активизация 
работы  подчиненных;  кад-
ровое  обеспечение  и  обуче-
ние персонала и др. 

Выполнение 

практиче-

ски  всех  видов  деятель-
ности,  предполагающих 
наличие подчиненных 

 

 

 

Связующее  
звено 

Поддерживает 

созданную 

им  сеть  внешних  контактов 
и  источников  информации, 
обеспечивающих  помощь  и 
поставляющих информацию 

Получение  почты;  нала-
живание внешних связей 
правления 

директоров 

компании;  другие  виды 
деятельности,  связанные 
с  контактами  вне  орга-
низации

 

И

НФОРМАЦИОННЫЕ РОЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ

 

Наблюдатель  

Ищет и получает самую раз-
нообразную специальную 
информацию (в основном 
текущего характера), необ-
ходимую для всесторонней 
оценки состояния компании 
и среды, в которой она на-
ходится; представляет 
«нервный центр», в котором 
хранится внутренняя и 
внешняя информация о ком-
пании 

 

Чтение 

периодических 

изданий  и  отчетов;  лич-
ные контакты 

Роли руководителя: 
  Межличностные 
  Информационные 

 

Принятие решений

 


background image

 

 

34 

Продолж. табл. 1.5 

Распространи-
тель 

Передает информацию, по-
лученную извне или от под-
чиненных, другим членам 
организации 

Проведение 

собраний 

для  обмена  информаци-
ей;  передача  информа-
ции по телефону 

Представитель  

Передает информацию о 
планах организации, поли-
тике, действиях, результатах 
и т.д. за ее пределы; высту-
пает экспертом в отрасли, в 
которой действует органи-
зация

 

Проведение 

собраний 

правления;  передача  ин-
формации  в  средства 
массовой информации 

Р

ОЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ

,

 СВЯЗАННЫЕ С ПРИНЯТИЕМ РЕШЕНИЙ

 

Предпринима-
тель 

Изучает компанию и среду, 
в которой она действует, 
участвует в поиске потенци-
альных возможностей, ини-
циирует «проекты по усо-
вершенствованию» для вне-
дрения перемен; руководит 
разработкой конкретных 
проектов 

Выработка  стратегии  и 
проведение  анализа  для 
разработки  новых  про-
грамм 

Ответственный 
за отсутствие 
сбоев в работе 

Отвечает за принятие мер в 
случае, если компания стал-
кивается с непредвиденны-
ми проблемами 

Организация  выработки 
стратегии  и  анализа  для 
решения  проблем  и  вы-
хода  из  кризисных  си-
туаций 

Распределяю-
щий ресурсы 

Отвечает за распределение 
организационных ресурсов 
всех видов – практически, 
принятие или утверждение 
любых важных организаци-
онных решений 

Составление  планов;  по-
лучение 

разрешений; 

осуществление 

любых 

мероприятий,  связанных 
с  формированием  бюд-
жета  и  программ  работы 
подчиненных  

Участник 
переговоров 

Представляет организацию 
в ходе важных переговоров 

Участие  в  переговорах 
по  заключению  догово-
ров 

Источник.  H.Mintzberg,  The  Nature  of  Managerial  Work  (New  York:  Harper&Row, 
1973). –  Р.93-94.  Copyright  ©  1973  by  Henri  Mintzberg.  Воспроизведено  с  разрешения 
Harper&Row, Publishers, Inc. 

 


background image

 

 

35 

Чтобы эффективно выполнять управленческие функции и исполнить 

те или иные ролевые установки, руководитель должен обладать опреде-
ленными навыками менеджмента. 

 

Навыки руководителя 

 

Роберт Л. Кац (Katz, R.L., 1974) выделил три типа навыков: концепту- 

альные,  межличностного  общения  и  технические.  От-
носительная значимость каждого из этих навыков, не-
обходимых  руководителям  на  различных  уровнях 
управления, представлена  на рис. 1.5. 
 

 

 

 

Рис. 1.5. Навыки, наиболее значимые для руководителей 

различных уровней управления 

 

Концептуальные навыки включают: 
  способность  руководителя  думать  и  осмысливать  абстрактные  си-

туации; 

  способность  видеть  организацию  как  единое  целое,  как  открытую 

социальнотехническую систему; 

  способность  оценивать  взаимосвязи  отдельных  подразделений  в 

организации как едином целом; 

Навыки 

руководи-

теля
 Концептуальные 
 Межличностного 

общения 

Технические

 

 

Руководители 

высшего звена 

(концептуаль-

ные навыки) 

Руководители среднего 

звена (навыки межлич-

ностного общения) 

Руководители низового звена  

(технические навыки) 

Персонал, не выполняющий обязанности 

управленческого характера